Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 1 Методы регулирования внешнеэкономической деятельности





Тема 4 Формы и методы государственного регулирования ВЭД

В настоящее время государства используют различный арсенал мер по регулированию внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование создает благоприятные условия для расширения производства товаров на экспорт. Используя метода регулирования ВЭД, промышленно-развитые страны расширяют внешнеэкономические связи, развивают многонациональное предпринимательство.

Основными причинами, вызывающими необходимость регулирования ВЭД, являются: обострение конкуренции на Мировом рынке несбалансирование платежей, неустойчивость валютных курсов, рост внешней задолженности и т.д. Эти причины вызваны взаимодействием двух тенденции во внешнеэкономических отношениях стран. С одной стороны - политикой протекционизма, а с другой - свободой торговли.

Политика протекционизма направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Одновременно протекционистские меры могут использоваться как орудие экономического и политического давления на другие государства, для получения различных уступок в конкурентной борьбе и торговых переговорах.



В отдельных случаях протекционизм может приносить вред национальной экономике при долгосрочном его использовании. Он снижает побудительные мотивы производителей в поиске новых технологий, совершенствовании продукции, уничтожает дух конкуренции.

В результате введения протекционистских мер страдают потребители страны, пользующиеся им портным и товарам и эта мера может вызвать ответные шаги иностранных государств на введение запретительных мер, а это может привести к торговой войне, в результате которой в проигрыше окажутся оба государства.

Свобода торговли является основным принципом рыночной экономики и имеет определенные преимущества. Она позволяет государствам специализироваться в той области производства, в которой у него имеются значительные преимущества в промышленном потенциале, сырьевых ресурсах, географическом расположении и др.

Производство товаров, требующих высокого технического уровня, как правило, закрепилось в промышленно развитых государствах, а в странах третьего мира стали развиваться перерабатывающее отрасли, такие как текстильная, кожевенная, целлюлозно- бумажная и др.



Это позволило в различных странах создать высококонкурентное производство с низким и затратам и, что дает выгоду потребителям.

В целом же свободная торговля позволяет достигнуть роста экономического развития стран, включившихся в международное разделение труда.

В современной практике известно множество методов государственного регулирования внешнеэкономических отношений. Рассмотрим не которые из них.

Долгосрочное регулирование. Оно обеспечивается путем прогнозирования, программирования развития экономики и преследует цели формирования национальных отраслей, способных выпускать конкурентоспособную продукцию на мировой рынок. Это характерно для стран с раз вшой экономикой. Они в короткие сроки достигаю высокой степени развития и добиваются прочных позиций на мировом рынке. В отдельных видах продукции их объем продаж на мировом рынке превышает 40%.

Индикативное планирование направлено на координацию позиций государства и частного сектора. Правительством определяются цели и объемы промышленной продукции, а для их выполнения привлекаются крупнейшие частные компании. Индикативный план не имеет обязательной силы. Он является рекомендательным документом и предусматривает для Участников различные привилегии и льготы. Поэтому предприниматели стремятся принять участие в его исполнении, получая гарантированную высокую норм у прибыли.

Этот метод получил широкое распространение во Франции.



Краткосрочный метод государственного регулирования - это меры государства, направленные на преодоление кризисов, инфляции, а также на защиту интересов внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей.

Основными его элементами являются налоги, цены, квоты, лицензии, и тарифы. Они имеют гибкий оперативный характер. Наиболее развита эта система в Японии.

Экономические методы косвенно воздействуют на внутрихозяйственные процессы и реализуются через финансово-кредитную и банковские сферы экономики посредством изменением ставок, скидок, субсидий, налоговой системы, ценового механизма, таможенных инструментов, системы страхования и стимулирования экспортного производства.

Наряду с экономическими методами в международной практике используется прямое административное вмешательство в экономику на основе нормативных актов правительства.

В практике государственного регулирования используются организационно-правовые методы. Сюда относится антимонопольное регулирование. Оно основывается на законодательной базе, определяющей права различных предпринимательских организаций (акционерных компаний, трестов, фирм, консорциумов и др.). Это обеспечивает защиту интересов производителей и потребителей от действий монополий. В странах с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование является важным инструментом по защите национальных интересов малого и среднею бизнеса и не допускает конкуренции на национальном рынке. В настоящее время во многих странах созданы системы демонополизации (Канада Англия, Франция, Дания, Швеция и др.).

Отличительной чертой этой системы является ее универсализм. Она распространяется на все виды деловой практики, а также на те сферы деятельности, которое ранее подпадали под государственное регулирование (энергетика, транспорт и др.).

Антимонопольное регулирование является средством борьбы против злоупотреблений на рынках других стран.

1.1 Тарифные методы регулирования

Наиболее распространенным методом экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование.

Оно определяет порядок и методологию таможенного обложения товара, виды тарифов и пошлин, режим предоставления таможенных льгот и другие меры. Тарифная система оказывает большое влияние на рост импорта и создает условия для производства собственной продукций в стране, защищает национальное престижное производство, служит важны источником доходов государства.

В связи с деятельностью ряда международных организаций и объединений (ВТО, конференции ООН по торговле и развитию, ЕЭК и др.), а также на основе многосторонних международных соглашений национальные системы тарифного регулирования унифицированы. В качестве основной законодательной базы в странах приняты таможенные кодексы.

Таможенный кодекс является правовым документом, действие которого распространяется на национальную систему внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень ставок оплаты за импортируемые и экспортируемые товары. Он используется во всех развитых государствах, охватывая 2/3 внешнеторгового оборота. Сложившимися функциями таможенного тарифа являются протекционизм и пополнение бюджета.

С помощью тарифов оказывается воздействие на формирование активного внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, на развитие отдельных регионов.

Таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, он наиболее предпочтителен в условиях рыночной экономики. Таможенные тарифы подразделяются на импортные и экспортные, простые и сложные.

Импортные тарифы оказывают влияние на размер цен, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты, формирование оптимальной товарной структуры им порта. 

Экспортный тариф используется ограниченным числом стран, в основном развивающихся, которые обладают значительными запасами природного сырья и сохраняют высокие позиции на мировых товарных рынках.

Простой таможенный тариф предусматривает единый размер ставки для каждого товара определенной номенклатуры независимо от страны его происхождения.

Сложный таможенный тариф предусматривает установление двух и более ставок по каждому товару в зависимости от страны происхождения. Таможенный тариф, который имеет наиболее высокую ставку, называется генеральным. Он распространяется на товары тех государств, с которыми не заключены торговые договоры или соглашения.

Низкая ставка (конвенционная или минимальная) применяется к товарам тех стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования.

Сложные таможенные тарифы предусматривают наличие льготных (преференциальных) пошлин для конкретных стран (замкнутых экономических союзов, режимов ассоциаций и развивающихся стран).

Преференциальные ставки пошлин позволяют осуществлять беспошлинный ввоз, но предусматривают возможность введения дополнительных антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Таможенные пошлины. Таможенная пошлина представляет собой денежный сбор или налог в виде процентной ставки, взимаемый государством с товаров, имущества и ценностей при пересечении границы страны. Она увеличивает размер цены товара и снижает его конкурентоспособность. Величина таможенных пошлин зависит от группы товаров и степени их обработки.

По сырьевым товарам она составляет 0,5 - 3%, а по готовым изделиям - 7-12%.

В развивающихся странах уровень пошлин может быть значительно выше на одни и те же товары, чем в развитых. В международной практике тарифное регулирование имеет несколько видов пошлин.

Адвалорные пошлины характерны для большинства стран. Они представляют собой процентную ставку от цены товара. Применение адвалорных пошлин способствует увеличению таможенных сборов при повышении мировых цен на продукцию перерабатывающей промышленности.

Специфические пошлины выступают в виде определенной величины стоимости, взымаемой с объёма, веса или единицы товара, и характерна для развивающихся стран.

Смешанные пошлины означают одновременное применение адвалорных и специфических пошлин.

В зависимости от страны происхождения товара таможенные пошлины делятся на максимальные, минимальные и преференциальные.

Максимальные - предусматривают установление ставок для товаров из всех стран.

Минимальные - для товаров страны, которая пользуется режимом наибольшего благоприятствования.

Преференциальные - для товаров из конкретно указанной страны.

Автономные пошлины устанавливаются вне зависимости от существующих договоров и соглашений между государствами. Они устанавливаются правительством в одностороннем порядке и отличаются значительными размерами, в связи с чем являются предметом многосторонних переговоров для получения взаимных уступок.

Конвенциальные (договорные) пошлины вырабатываются в результате переговоров и не подлежат повышению без согласия сторон или сопровождаются компенсацией в форме тарифной уступки по другим позициям. Широкое распространение эта форма получила по линии ВТО.

В мировой практике пошлинами облагается только импорт. Экспортные пошлины в развитых странах не применяются. Исключением являются некоторые развивающееся страны.

Пошлина взимается только с иностранного товара в момент пересечения таможенной границы, т.е. как плата за право ввоза.

Важной мерой государственного регулирования ВЭД служит налогообложение товаров.

Налогом облагаются как иностранные товары, так и товары национального производства. Импортные налоги зависят от цели, места применения, характера и способа взимания. Налоги и сборы бывают нескольких видов.

Пограничные импортные налоги взимаются в момент пересечения таможенной границы импортным товаром и начисляются таможней. Начисляются они к стоимости импортных товаров на условиях СИФ.

Специальный импортный налог взимается с ввозимого товара и не отличается от таможенной пошлины. Цель этого налога - ограничить ввоз иностранных товаров, когда повышение таможенных пошлин невозможно.

Скользящие импортные налоги действуют на мировых рынках в секторе аграрного протекционизма. Они прямо влияют на цену товара. Ставка налога не фиксируется, а меняется в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен. В число налогов и сборов, уплачиваемых при таможенном оформлении груз а, входят:

• сборы за хранение товаров,

• статистические и гербовые сборы,

• фрахтовые и портовые.

Цель их - возместить затраты по оказанию услуг. Размер налогов не превышает 1-2% цены товара.

Компенсационные импортные сборы возмещают разницу между мировыми и внутренними ценами на продукцию сельхозпроизводства и предназначены для регулирования производства, экспорта и импорта.

Большую роль в регулировании международной торговли играют межправительственные и международные объединения, такие как ВТО, таможенные союзы, ВС организация экспортеров нефти (ОПЕК), ЮНКТАД, торгово-экономические соглашения и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.