Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2.2. Предприятия, оказывающие услуги населению.





План:

  1. Особенности рынка услуг
  2. Способы оказания услуг.
  3. Предприятие сервиса как самостоятельный хозяйственный субъект.
  4. Классификация сервисных предприятий.
  5. Структура предприятия


1.
Современные подходы к менеджменту предусматривают главен­ствующую роль человека, удовлетворение его потребностей в со­циально-экономическом развитии общества. В связи с этим целью большинства предприятий является удовлетворение этих потреб­ностей, запросов и, безусловно, извлечение при этом прибыли.
Особую значимость в достижении целей предприятия имеет сфера услуг как комплекс отраслей хозяйства, выполняющих функ­ции обслуживания, удовлетворения материальных и духовных по­требностей населения, создания наиболее благоприятных усло­вий для его жизнедеятельности. Особенность сферы услуг за­ключается в том, что она не просто часть общественного произ­водства, но элемент, непосредственно формирующий социаль­но-экономические условия. Именно в сфере услуг, ее пропорцио­нальности и уровне развития отражаются качество жизни населе­ния, степень его благосостояния и жизнеустройства.



2.

Структура сферы услуг весьма многообразна. Существенное место в ней занимают услуги, создающие удобства населению и экономящие их свободное время, т. е. услуги сферы сервиса.
Существуют следующие способы оказания услуг (в формах товара или в затратах труда) обусловливающие их деление на :
Материальные — связанные с созданием новых и восстанов­лением утраченных потребительских стоимостей изделий; Под материальной услугой понимают деятельность ее ис­полнителя по удовлетворению материальных нужд потребителя. Результатом материальной услуги является, как правило, пре­образованная продукция. Например, отремонтированный ав­томобиль (услуги по ремонту автомобилей), сшитая вещь (ус­луги пошива изделий), проданный товар (услуги торговли) и т. п.
Нематериальные(или социально-культурные) — направленные непосредственно на человека или окружающие его условия.
Нематериальная, или социально-культурная, услуга — это деятельность исполнителя услуги по удовлетворению социально-культурных нужд потребителя. Объектом такой услуги является собственно потребитель. Например, пациент клиники (медицин­ские услуги); турист (туристские услуги); пассажир (услуги пас­сажирского транспорта); посетитель ресторана (услуги обще­ственного питания), бассейна (услуги физической культуры), бани (услуги бань) и др.



Производственные услуги (работы). Производственная услуга — это услуга по удовлетворению нужд предприятий и организаций.Понятие этой услуги вы­ражается через термин «работа». Например, научно-исследо­вательская, опытно-конструкторская и технологическая ра­боты; наладочные и пусковые, эксплуатационные работы и т. п. Соответствующие процессы называют «выполнением работ», «оказанием услуг». Они стали объектами сертификации, в част­ности вошли в документ «Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»
Услуги сервиса классифицируются по специфике содержания следующим образом:

· создающие новые потребительские стоимости (новые изде­лия): пошив одежды, обуви, изготовление мебели по индивиду­альным заказам населения и др.;

· восстанавливающие потребительские свойства товаров: ремонт радио- и телевизионной аппаратуры, автотранспортных средств, квартир, химическая чистка и крашение одежды, услуги пра­чечных и др.;

· обслуживающие человека (личного характера): услуги парик­махеров, косметологов, работников оздоровительных комплексов и др.

3.

Общие основы организации предприятий определены в Граж­данском кодексе Российской Федерации.
В общем плане под предприятием понимается самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законом для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения при­были.
Предприятия могут существовать как в условиях экономики рыночной, так и управляемой централизованно
.
На каждом предприятии производственные факторы (ресур­сы, человеческий труд) должны взаимодействовать друг с дру­гом, чтобы обеспечить выпуск продукции или услуг. При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограничен­ных производственных ресурсов, поэтому предприятие может свои результаты:
максимизировать — при заданном объеме производственных ресурсов должен быть достигнут наибольший выпуск продукции или услуг;
минимизировать — определенный объем выпуска продукции или услуг должен быть реализован при наименьшем расходова­нии производственных ресурсов;
оптимизировать — затраты и результаты находятся в опреде­ленном оптимальном сочетании.
Любое предприятие должно быть в состоянии финансового равновесия: своевременно выполнять свои платежные обязатель­ства перед бюджетом, работниками и поставщиками материаль­ных ресурсов.
В рыночных условиях предприятие в значительной степени ав­тономно ориентируется на спрос потребителя, увязывает собствен­ные ресурсы с требованиями рынка, реализует свою продукцию и услуги по рыночным, а не по государственным ценам. В этих условиях преобладающей формой собственности должна быть част­ная и смешанная.
Приведенное определение предприятия в целом пригодно и для предприятий сферы сервиса, однако, как уже отмечалось, эти предприятия в наибольшей степени нацелены на удовлетво­рение потребностей населения, поскольку сам процесс оказания услуги начинается только тогда, когда эта потребность заявлена клиентом.



Предприятие сферы сервиса обладает рядом признаков: единство целей предприятия; наличие единого коллектива предприятия; наличие прав юридического лица; единая система учета; единая система планирования деятельности предприятия.

Для предприятий характерно наличие производственно-техни­ческого, организационного и социально-экономического един­ства.

Производственно-техническое единствоозначает, что предпри­ятие оказывает услуги в номенклатуре, соответствующей специализации предприятия; оно имеет необходимые материальные ус­ловия для своей деятельности; средства труда и рабочую силу со­ответствующей квалификации.
Организационное единствохарактеризуется единым производ­ственным коллективом, единым руководством, правом юриди­ческого лица.
Социально-экономическое единствоозначает, что предприятие имеет единую форму собственности, деятельность предприятия определяется наличием единой системы планирования и учета.

4.
Предприятия, оказывающие населению сервисные услуги, весь­ма разнообразны с точки зрения видов выполняемых услуг, мас­штабов деятельности, форм собственности, организационно-пра­вовых форм и др. Однако при всем разнообразии их можно клас­сифицировать по определенным признакам.
Классификация предприятий сферы сервиса необходима для того, чтобы систематизировать знания о предприятиях данной сферы; определять место предприятия и его роль на рынке това­ров и услуг; оценивать эффективность и сравнивать деятельность различных видов предприятий; учитывать особенности функцио­нирования различных типов предприятий при организации новых и анализе действующих предприятий сервиса.
При классификации предприятий сферы сервиса используют­ся как общие признаки классификации (форма собственности, наличие прав юридического лица, вид юридического лица, уро­вень специализации, мощность предприятия), так и специфические, присущие только сфере сервиса (метод обслуживания по­требителей; качество предоставляемых услуг и др.).
Выбор данных классификационных признаков неслучаен, по­скольку именно они оказывают существенное влияние на органи­зацию деятельности предприятий сферы сервиса.
Форма собственности(государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д.) определяет порядок формирования иму­щества предприятия, формирует весь механизм хозяйствования фирмы, ее экономическую политику, влияет на построение про­изводственной структуры и организационной структуры управле­ния и др.
Наличие (отсутствие) прав юридического лица оказывает вли­яние на учетную политику предприятия, формирование эконо­мических результатов деятельности.
Вид юридического лица (организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью (ООО); общество с дополнительной ответственностью (ОДО); акционерное общество (АО); производственный кооператив (артель); унитарное предприятие; потребительский кооператив.) определяет организационно-правовые границы деятельности пред­приятия, оказывает влияние на организацию управления пред­приятием, формирование дохода предприятия и его распределе­ние, характеризует имущественные отношения и степень ответ­ственности каждого участника (учредителя) за результаты голо­сования предприятия.
Уровень специализации оказывает влияние на организацию основных (технологических) процессов выполнения услуг, под­бор и подготовку персонала, формы организации труда и в ко­нечном счете на производственную структуру предприятия. От уровня специализации во многом зависят издержки предприятия на выполнение и реализацию услуг.
Мощность предприятия сферы сервиса оказывает определяю­щее влияние на его деятельность, поэтому необходимо знать эко­номические преимущества и недостатки различных по мощности предприятий, а также учитывать взаимосвязь развития предпри­нимательства и выработки эффективной рыночной стратегии пред­приятия сервиса исходя из масштабов его функционирования.

 

5.
Структура предприятия это результат деления предприятия на составные части (элементы) по тем или иным организацион­но-техническим признакам и формы взаимосвязей между этими элементами.
По принципу удобства управления и рациональной организа­ции производства строится производственно-административная структура предприятия. Она предусматривает выделение в составе предприятия подразделений, которые характеризуют отдельные объекты управления, во главе каждого из которых сто­ит руководитель. При рассмотрении возможных вариантов деле­ния предприятия на составные части по принципу удобства уп­равления необходимо учитывать, что оно представляет собой це­лостный производственно-хозяйственный организм, осуществля­ющее свою деятельность на основе самофинансирования и само­окупаемости, имеющее самостоятельный баланс и обладающее правами юридического лица. Во главе любого предприятия (орга­низации, компании и т.д.) стоит руководитель (директор, гене­ральный директор, президент компании и другие должностные лица в зависимости от вида деятельности, мощности предприя­тия, формы собственности и других факторов).

Рис. 1.2. Модель производственно-административной структуры предприятия

Филиал, дочернее предприятие— обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, осуществляющее все его функции или их часть по производству и реализации продукции (услуг, работ). Чаще всего филиалы не яв­ляются юридическими лицами.Филиалы действуют на основании положений, утверждаемых создающим их юридическим лицом. В уставе основного предприятия оговаривается наличие филиа­лов, дочерних предприятий. Во главе филиала стоит руководитель (директор филиала).
Представительствотак же, как и филиал, является обособлен­ным подразделением юридического лица, расположенным вне его местонахождения.Оно представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, однако самостоятельной хозяйственной деятельностью не занимается. Во главе представительства стоит ру­ководитель, который непосредственно подчиняется директору пред­приятия (генеральному директору, президенту компании).
Производство отдельных видов продукции {работ, услуг)выде­ляется на крупных предприятиях, производящих различные виды продукции, или на комплексных предприятиях сферы сервиса, выполняющих различные виды услуг. Это — подразделение пред­приятия, как правило, предметно-специализированное, осуще­ствляющее полный цикл производства продукции (выполнения работ, услуг), территориально обособленное, имеющее признаки хозяйственной самостоятельности, свой аппарат управления в рамках организационной структуры управления предприятием в целом; во главе — начальник производства.
Цех— структурное подразделение предприятия, территориально обособленное, состоящее из поточных линий, участков, рабочих мест, как правило, специализированное по технологическому признаку, выполняющее часть технологического процесса по производству продукции (выполнения работ, услуг); во главе цеха — руководитель — начальник цеха. Цех — подразделение средних и крупных предприятий. На малых и микропредприятиях таких под­разделений может не быть, и оно будет сразу делиться на произ­водственные участки или рабочие места.
Поточная линия— подразделение цеха; такое подразделение возможно на крупных предприятиях, работающих по типу массо­вого или серийного производства. Поточная линия, как правило, предметно специализирована. Во главе поточной линии стоит ма­стер.
Производственный участок— подразделение цеха (предприя­тия), может иметь и предметную, и стадийную, и технологиче­скую специализацию. Чаще всего характеризуется общим воздей­ствием на предмет труда. Во главе производственного участка — мастер участка или бригадир.
Рабочее месточасть производственного пространства, наде­ленная всем необходимым оборудованием, инструментом, имею­щая соответствующие условия труда для высокопроизводитель­ной и качественной работы персонала.


По принципу участия подразделения в производстве основной продукции (оказания основных видов услуг) строится производ­ственно-технологическая структура предприятия, которая вклю­чает основное производство, вспомогательное и обслуживающее хозяйство.
Основное производство состоит из подразделений, создающих основной продукт (товар, услугу) — цель данного предприятия.
Вспомогательное производство создает необходимые условия для бесперебойной работы основных подразделений, т. е. оснаща­ет их оборудованием и инструментом, поддерживает их в рабо­тоспособном состоянии, обеспечивает энергоресурсами.
Обслуживающее хозяйство призвано формировать процессы транспортирования, складирования материалов, запасных частей, готовой продукции.

На формирование производственной структуры предприятия оказывают влияние следующие факторы: вид деятельности; уровень специализации; формы кооперирования; структура технологического процесса выполнения услуги (из­готовления продукции).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.