|
Тема 2.2. Предприятия, оказывающие услуги населению.
План:
- Особенности рынка услуг
- Способы оказания услуг.
- Предприятие сервиса как самостоятельный хозяйственный субъект.
- Классификация сервисных предприятий.
- Структура предприятия
1. Современные подходы к менеджменту предусматривают главенствующую роль человека, удовлетворение его потребностей в социально-экономическом развитии общества. В связи с этим целью большинства предприятий является удовлетворение этих потребностей, запросов и, безусловно, извлечение при этом прибыли. Особую значимость в достижении целей предприятия имеет сфера услуг как комплекс отраслей хозяйства, выполняющих функции обслуживания, удовлетворения материальных и духовных потребностей населения, создания наиболее благоприятных условий для его жизнедеятельности. Особенность сферы услуг заключается в том, что она не просто часть общественного производства, но элемент, непосредственно формирующий социально-экономические условия. Именно в сфере услуг, ее пропорциональности и уровне развития отражаются качество жизни населения, степень его благосостояния и жизнеустройства.
2.
Структура сферы услуг весьма многообразна. Существенное место в ней занимают услуги, создающие удобства населению и экономящие их свободное время, т. е. услуги сферы сервиса. Существуют следующие способы оказания услуг (в формах товара или в затратах труда) обусловливающие их деление на : Материальные — связанные с созданием новых и восстановлением утраченных потребительских стоимостей изделий; Под материальной услугой понимают деятельность ее исполнителя по удовлетворению материальных нужд потребителя. Результатом материальной услуги является, как правило, преобразованная продукция. Например, отремонтированный автомобиль (услуги по ремонту автомобилей), сшитая вещь (услуги пошива изделий), проданный товар (услуги торговли) и т. п. Нематериальные(или социально-культурные) — направленные непосредственно на человека или окружающие его условия. Нематериальная, или социально-культурная, услуга — это деятельность исполнителя услуги по удовлетворению социально-культурных нужд потребителя. Объектом такой услуги является собственно потребитель. Например, пациент клиники (медицинские услуги); турист (туристские услуги); пассажир (услуги пассажирского транспорта); посетитель ресторана (услуги общественного питания), бассейна (услуги физической культуры), бани (услуги бань) и др.
Производственные услуги (работы). Производственная услуга — это услуга по удовлетворению нужд предприятий и организаций.Понятие этой услуги выражается через термин «работа». Например, научно-исследовательская, опытно-конструкторская и технологическая работы; наладочные и пусковые, эксплуатационные работы и т. п. Соответствующие процессы называют «выполнением работ», «оказанием услуг». Они стали объектами сертификации, в частности вошли в документ «Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» Услуги сервиса классифицируются по специфике содержания следующим образом:
· создающие новые потребительские стоимости (новые изделия): пошив одежды, обуви, изготовление мебели по индивидуальным заказам населения и др.;
· восстанавливающие потребительские свойства товаров: ремонт радио- и телевизионной аппаратуры, автотранспортных средств, квартир, химическая чистка и крашение одежды, услуги прачечных и др.;
· обслуживающие человека (личного характера): услуги парикмахеров, косметологов, работников оздоровительных комплексов и др.
3.
Общие основы организации предприятий определены в Гражданском кодексе Российской Федерации. В общем плане под предприятием понимается самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законом для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия могут существовать как в условиях экономики рыночной, так и управляемой централизованно. На каждом предприятии производственные факторы (ресурсы, человеческий труд) должны взаимодействовать друг с другом, чтобы обеспечить выпуск продукции или услуг. При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченных производственных ресурсов, поэтому предприятие может свои результаты: максимизировать — при заданном объеме производственных ресурсов должен быть достигнут наибольший выпуск продукции или услуг; минимизировать — определенный объем выпуска продукции или услуг должен быть реализован при наименьшем расходовании производственных ресурсов; оптимизировать — затраты и результаты находятся в определенном оптимальном сочетании. Любое предприятие должно быть в состоянии финансового равновесия: своевременно выполнять свои платежные обязательства перед бюджетом, работниками и поставщиками материальных ресурсов. В рыночных условиях предприятие в значительной степени автономно ориентируется на спрос потребителя, увязывает собственные ресурсы с требованиями рынка, реализует свою продукцию и услуги по рыночным, а не по государственным ценам. В этих условиях преобладающей формой собственности должна быть частная и смешанная. Приведенное определение предприятия в целом пригодно и для предприятий сферы сервиса, однако, как уже отмечалось, эти предприятия в наибольшей степени нацелены на удовлетворение потребностей населения, поскольку сам процесс оказания услуги начинается только тогда, когда эта потребность заявлена клиентом.
Предприятие сферы сервиса обладает рядом признаков: единство целей предприятия; наличие единого коллектива предприятия; наличие прав юридического лица; единая система учета; единая система планирования деятельности предприятия.
Для предприятий характерно наличие производственно-технического, организационного и социально-экономического единства.
Производственно-техническое единствоозначает, что предприятие оказывает услуги в номенклатуре, соответствующей специализации предприятия; оно имеет необходимые материальные условия для своей деятельности; средства труда и рабочую силу соответствующей квалификации. Организационное единствохарактеризуется единым производственным коллективом, единым руководством, правом юридического лица. Социально-экономическое единствоозначает, что предприятие имеет единую форму собственности, деятельность предприятия определяется наличием единой системы планирования и учета.
4. Предприятия, оказывающие населению сервисные услуги, весьма разнообразны с точки зрения видов выполняемых услуг, масштабов деятельности, форм собственности, организационно-правовых форм и др. Однако при всем разнообразии их можно классифицировать по определенным признакам. Классификация предприятий сферы сервиса необходима для того, чтобы систематизировать знания о предприятиях данной сферы; определять место предприятия и его роль на рынке товаров и услуг; оценивать эффективность и сравнивать деятельность различных видов предприятий; учитывать особенности функционирования различных типов предприятий при организации новых и анализе действующих предприятий сервиса. При классификации предприятий сферы сервиса используются как общие признаки классификации (форма собственности, наличие прав юридического лица, вид юридического лица, уровень специализации, мощность предприятия), так и специфические, присущие только сфере сервиса (метод обслуживания потребителей; качество предоставляемых услуг и др.). Выбор данных классификационных признаков неслучаен, поскольку именно они оказывают существенное влияние на организацию деятельности предприятий сферы сервиса. Форма собственности(государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д.) определяет порядок формирования имущества предприятия, формирует весь механизм хозяйствования фирмы, ее экономическую политику, влияет на построение производственной структуры и организационной структуры управления и др. Наличие (отсутствие) прав юридического лица оказывает влияние на учетную политику предприятия, формирование экономических результатов деятельности. Вид юридического лица (организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью (ООО); общество с дополнительной ответственностью (ОДО); акционерное общество (АО); производственный кооператив (артель); унитарное предприятие; потребительский кооператив.) определяет организационно-правовые границы деятельности предприятия, оказывает влияние на организацию управления предприятием, формирование дохода предприятия и его распределение, характеризует имущественные отношения и степень ответственности каждого участника (учредителя) за результаты голосования предприятия. Уровень специализации оказывает влияние на организацию основных (технологических) процессов выполнения услуг, подбор и подготовку персонала, формы организации труда и в конечном счете на производственную структуру предприятия. От уровня специализации во многом зависят издержки предприятия на выполнение и реализацию услуг. Мощность предприятия сферы сервиса оказывает определяющее влияние на его деятельность, поэтому необходимо знать экономические преимущества и недостатки различных по мощности предприятий, а также учитывать взаимосвязь развития предпринимательства и выработки эффективной рыночной стратегии предприятия сервиса исходя из масштабов его функционирования.
5. Структура предприятия — это результат деления предприятия на составные части (элементы) по тем или иным организационно-техническим признакам и формы взаимосвязей между этими элементами. По принципу удобства управления и рациональной организации производства строится производственно-административная структура предприятия. Она предусматривает выделение в составе предприятия подразделений, которые характеризуют отдельные объекты управления, во главе каждого из которых стоит руководитель. При рассмотрении возможных вариантов деления предприятия на составные части по принципу удобства управления необходимо учитывать, что оно представляет собой целостный производственно-хозяйственный организм, осуществляющее свою деятельность на основе самофинансирования и самоокупаемости, имеющее самостоятельный баланс и обладающее правами юридического лица. Во главе любого предприятия (организации, компании и т.д.) стоит руководитель (директор, генеральный директор, президент компании и другие должностные лица в зависимости от вида деятельности, мощности предприятия, формы собственности и других факторов).
Рис. 1.2. Модель производственно-административной структуры предприятия
Филиал, дочернее предприятие— обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, осуществляющее все его функции или их часть по производству и реализации продукции (услуг, работ). Чаще всего филиалы не являются юридическими лицами.Филиалы действуют на основании положений, утверждаемых создающим их юридическим лицом. В уставе основного предприятия оговаривается наличие филиалов, дочерних предприятий. Во главе филиала стоит руководитель (директор филиала). Представительствотак же, как и филиал, является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне его местонахождения.Оно представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, однако самостоятельной хозяйственной деятельностью не занимается. Во главе представительства стоит руководитель, который непосредственно подчиняется директору предприятия (генеральному директору, президенту компании). Производство отдельных видов продукции {работ, услуг)выделяется на крупных предприятиях, производящих различные виды продукции, или на комплексных предприятиях сферы сервиса, выполняющих различные виды услуг. Это — подразделение предприятия, как правило, предметно-специализированное, осуществляющее полный цикл производства продукции (выполнения работ, услуг), территориально обособленное, имеющее признаки хозяйственной самостоятельности, свой аппарат управления в рамках организационной структуры управления предприятием в целом; во главе — начальник производства. Цех— структурное подразделение предприятия, территориально обособленное, состоящее из поточных линий, участков, рабочих мест, как правило, специализированное по технологическому признаку, выполняющее часть технологического процесса по производству продукции (выполнения работ, услуг); во главе цеха — руководитель — начальник цеха. Цех — подразделение средних и крупных предприятий. На малых и микропредприятиях таких подразделений может не быть, и оно будет сразу делиться на производственные участки или рабочие места. Поточная линия— подразделение цеха; такое подразделение возможно на крупных предприятиях, работающих по типу массового или серийного производства. Поточная линия, как правило, предметно специализирована. Во главе поточной линии стоит мастер. Производственный участок— подразделение цеха (предприятия), может иметь и предметную, и стадийную, и технологическую специализацию. Чаще всего характеризуется общим воздействием на предмет труда. Во главе производственного участка — мастер участка или бригадир. Рабочее место — часть производственного пространства, наделенная всем необходимым оборудованием, инструментом, имеющая соответствующие условия труда для высокопроизводительной и качественной работы персонала.
По принципу участия подразделения в производстве основной продукции (оказания основных видов услуг) строится производственно-технологическая структура предприятия, которая включает основное производство, вспомогательное и обслуживающее хозяйство. Основное производство состоит из подразделений, создающих основной продукт (товар, услугу) — цель данного предприятия. Вспомогательное производство создает необходимые условия для бесперебойной работы основных подразделений, т. е. оснащает их оборудованием и инструментом, поддерживает их в работоспособном состоянии, обеспечивает энергоресурсами. Обслуживающее хозяйство призвано формировать процессы транспортирования, складирования материалов, запасных частей, готовой продукции. На формирование производственной структуры предприятия оказывают влияние следующие факторы: вид деятельности; уровень специализации; формы кооперирования; структура технологического процесса выполнения услуги (изготовления продукции).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|