Сделай Сам Свою Работу на 5

Альтернативные режимы собственности





Пучок прав собственности и трансакция

Права собственности кладутся в основу трактовки категории трансакции.

Пиович выделяет четыре основных права:

1) Право пользования включает в себя управление и контроль над источником ресурсов;

2) Право на доход(на остаточный доход) от объекта собственности;

3) Право на изменение формы и субстанции объекта пучка прав собственности;

4) Право на отчуждение всех элементов пучка прав собственности другому лицу;

Когда на рынке заключается сделка, то это означает, что индивиды обмениваются пучками прав собственности, которые связаны с физическими объектами.

Ценность блага или услуги, а значит и пучка прав собственности связаны между собой, а именно: ценность блага определяется ценностью пучка прав собственности.

 

Понятие спецификации прав собственности как института

Исключительность и доступ к ресурсу

означает возможность исключить кого-либо из свободного доступа к материальным и нематериальным ресурсам.

означает свести к нулю все множество решений по поводу данного ресурса.

Как решить проблему исключительности?

Общество путем спецификации прав собственности должно решить проблему правовых режимов собственности.



определить, кто какие издержки и выгоды несет по поводу данного ресурса.

Одним из способов может быть законодательство; четкие правила наделения издержками и выгодами субъекта собственности не только законодательством, но и всей системой институтов, функционирующих в обществе; предполагает не только правила, но и механизмы.

Способы спецификации реализуются через альтернативные правовые режимы собственности.

 

2. Альтернативные режимы собственности: общая собственность (свободный доступ); коммунальная собственность; частная собственность; государственная собственность

Альтернативные режимы собственности

1) Частная собственность. Чтобы рыночная экономика функционировала, необходимо, чтобы в частной собственности находился самый редкий ресурс.

 

в институциональном анализе – это ресурс, который имеет наивысшую производительность в рамках данного контракта это специфический ресурс – ресурс, который за пределами данного способа взаимодействия имеет нулевую или минимальную производительность.

 



Частная собственность означает, что за конкретным индивидом признается право окончательного слова при решении того, как будет использоваться ресурс.

Частная собственность обладает целым рядом свойств, которые делают её адекватной рыночной экономике. Например, это исключительное право на остаточный доход.

1. Что дает право на остаточный доход? На собственника и только на него падают все положительные и отрицательные последствия его деятельности.

 

это создает стимул собственнику максимально учитывать последствия своих действий создает критерии рационального экономического поведения (максимальная выгода и минимальные издержки).

 

2. Исключительное право на отчуждение; все блага в процессе обмена передаются тому, кто заплатит большую цену за него, потому что он собирается извлечь максимум эффективности из этого ресурса.

3. Исключительное право на распоряжение – возможность изменения формы. Индивид самостоятельно принимает решение о переструктуризации. Выбор той или иной структуры – режим индивидуальных решений.

{хозяйский глаз – предотвратить оппортунистическое поведение → эффективное использование ресурсов}

2) Коммунальная собственность.

1) Доступ к ресурсам открыт всем членам общества без исключения;

2) Если ресурс имеет границы, то тогда действует правило: первый занял – первый воспользовался.

Возникают проблемы:

- сверх использования;

- безбилетника.

3) Государственная собственность (коллективная). Это собственность, где доступ к ресурсам регулируется правилом. Эти правила всегда ссылаются на коллективный интерес, на его приоритет (главенство).



 

означает, что никто из участников не находится в привилегированном положении, что нельзя сослаться на чей-то личный интерес, чтобы обеспечить доступ к ресурсу.

Выводы по первым двум вопросам:

1) права собственности – это институт

который определяет систему стимулов и поведение экономических агентов, определяя границы экономического выбора.

2) экономическое поведение всегда протекает в условиях наличия альтернатив – это сочетание тех или иных элементов по поводу пучка прав собственности. Выбирая альтернативы, агент выбирает между комбинациями пучков прав собственности.

3) права собственности – всегда санкционированные экономические отношения, потому что они определяют нормы поведения по поводу благ.

4) собственность – это не ресурс, а пучок прав;

5) права собственности санкционированы всегда либо государством, либо обществом;

6) права собственности либо поощряют одни способы действий по отношению к ресурсу, либо запрещают:

7) права собственности изучаются и с позиции несанкционированного поведения, а экономически это выглядит так:

- запреты и ограничения не устраняют его, эти запреты действуют как отрицательные стимулы – это означает, что издержки должны возрастать, это и должно предотвращать несанкционированное поведение;

8) в центре прав собственности находится проблема исключительности, или все отношения носят исключительный характер;

9) система исключений из доступа к ресурсу содержит в себе как бы в свернутом виде все способы взаимодействия индивидов и использования ресурсов;

10) проблема абсолютных правомочий;

11) все права собственности предполагают ограничения; индивиды согласны с этими ограничениями потому что они определяют от других индивидов признание этих ограничений => возникают самоограничения.

12) проблема спецификации собственности

 

распределение пучка прав на правомочия ограничение прав собственности

 

Рынок – бесконечная комбинация использования ресурсов.

 

3. Внешние эффекты, их классификация. Интернализация внешних эффектов и теорема Коуза

Впервые на внешние эффекты обратил внимание Пигу.

Понятие вешних эффектов понадобилось для того, чтобы объяснить вмешательство государство в экономику. Вмешательство государства в экономику интернализирует внешние эффекты во внутренние.

Коуз при выяснении механизма распределения радиочастот пришел к выводу, что рассмотрение этого ресурса обходится участникам дороже, чем если бы это было сделано другим путем.

Почему? Существуют издержки помимо трансформационных – улаживание отношений с государством, квоты.

Коуз выдвинул следующее предположение: если бы права на использование радиочастот были четко определены, то рынок обеспечил бы их эффективное распределение.

Само название «теорема Коуза» предложил Д. Стиглер.

Таким образом, получается две теоремы Коуза:

 

I. Она предполагает нулевые трансакционные издержки, предполагают координацию с помощью ценового механизма; -предполагает совершенную конкуренцию. Теорема: конечный результат (который максимизирует ценность) не зависит от правовой позиции сторон обмена, если предполагается, что ценовой механизм работает без издержек. Если трансакционные издержки равны нулю, то итоговое распределение ресурсов не зависит от исходных институтов, т.е. от того, как специфицированы права собственности при рынке совершенной конкуренции, когда она нарушается, трансакционные издержки возрастают. При совершенной конкуренции трансакционные издержки были приравнены к частному выбору. С помощью рыночных трансакций всегда можно изменить изначальное юридическое разграничение прав в условиях рыночной экономики, т.е. когда нет издержек трансформации. II. Коуз говорит: допущение о нулевых трансакционных издержках нереалистично: 1) для совершения рыночных действий необходимы затраты (поиск партнера, поставщиков). Предполагают, что необходимо первоначальное распределение законных прав, т.к. оно влияет на эффективность распределения ресурсов (действий) и на эффективность функционирования экономической системы → происходит первоначальное распределение пучка прав, т.к. трансакционные издержки положительны. Значит, если существуют трансакционные издержки, то оказываются значимыми альтернативные способы организации трансакции; будут организованы как фирма, так и рыночная трансакция → разные пучки прав. Только при ненулевых положительных трансакционных издержках институты имеют значение. «Фундаментальной экономической проблемой здесь становится выбор подходящих институтов, которые позволяют справляться с вредными последствиями положительных трансакционных издержек». Дело в том, что всякое деление предполагает издержки, поэтому только сравнительный анализ эффективности альтернативных институциональных положений положит практически трансакционные издержки.

 

Внешние эффекты – «отсутствующие» рынки.

Внешние эффекты – величина полезности или издержек, которые не отражены или не специфицированы в условиях контракта. Эти издержки не учитываются в цене, контракте (отсутствующие рынки).

Внешние эффекты создают различия

 

между общественными выгодами   между частными выгодами
при положительных внешних эффектах

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.