Сделай Сам Свою Работу на 5

Научно-технический прогресс, вечные ценности жизни и воспитание человека





В 60-е гг. XX в. в связи с развитием научно-технического прогресса рядом крупных ученых и государственных деятелей (Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, 3. Бжезинский, Ж. Фурастье и др.) активно разрабатывалась концепция индустриального, постиндустриального, технотронного общества, которая определяла главным фактором прогресса общества техническую вооруженность. Была сделана попытка доказать, что научно-техническая революция, повышая жизненный уровень людей, способна устранить социальное неравенство, сделать общество гармоничным и бесконфликтным, обеспечить необходимые условия для полноценного развития человека.
Жизнь опровергла надежды на "индустриальный рай" на планете. Ценой материального благополучия стало увеличение напряженности, конфликтности, стрессов в отношениях между людьми, повсеместно наблюдается рост алкоголизма, наркомании.
Резко критикуя действительность второй половины XX столетия, известные мыслители Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др. были едины во мнении, что в современном технологическом обществе человек все более отчуждается от общества, замыкается в себе, обезличивается, теряет свое "я". Он остро осознает, что жизнь его не только вне дома, но и в его доме направляется чуждыми его духовной природе силами. Мощные средства массовой информации, реклама, индустрия массовой культуры формируют его вкусы, потребности, жизненные ценности, отношения, характер поведения.
В обществе с унифицированной системой мышления возникает одномерный человек. (Книга Г. Маркузе "Одномерный человек" получила широкую известность в мире.) Примитивный потребитель "благ" цивилизованного общества, пленник комфорта, бытовых удобств, острых и грубых ощущений - таков облик нашего современника.
Разрушение социальной экологии происходит так же интенсивно, как природной. По данным служб ООН, на Земле во все более возрастающем темпе уничтожаются леса, возрастает потребление промышленностью пресной воды и отравление ее химическими отходами производства. Самолеты и автомобили усиленно насыщают воздух углекислым газом, что ведет к потеплению климата, вследствие химических загрязнений атмосферы наблюдается сокращение озонового слоя Земли. Уменьшаются площади плодородной почвы, сокращается биопродуктивность мирового океана. Мы стали свидетелями Чернобыльской и Аральской катастроф. Нам угрожает катастрофа генофонда - прямое следствие роста употребления алкоголя и наркотиков.
Ученые говорят о реальной опасности экологической катастрофы на Земле как следствия кризиса классического Человека, классической культуры, классической науки и классического образования.





В конце XX столетия все более настойчиво стали говорить о человеческом измерении прогресса общества. "Все прогрессы реакционны, если рушится человек", - написал поэт А. Вознесенский, наш соотечественник.

Человек был определен как мера и ведущий фактор развития общества по пути прогресса.
Огромное влияние на мировую общественность в связи со всем сказанным выше оказала деятельность Римского клуба, соединившего крупных ученых и мыслителей разных стран. Главная тема в работе Римского клуба - преодоление кризиса современного общества. В поисках ответа на кардинальный вопрос - как сохранить планету и человечество - участники клуба провели много дискуссий и опубликовали большое число работ.

Ответ на поставленный главный вопрос в наиболее обобщенном виде представлен в книге президента Римского клуба А. Печчеи "Человеческое качество". Выход из мирового кризиса автор видит в усилении гуманистических начал в жизни как отдельного индивида, так и общественных образований. Совершенствование человека, раскрытие присущих ему "человеческих качеств" - главный путь прогресса на новом, научно-техническом этапе развития человечества.



Но как вернуть человеку его подлинную человеческую сущность?
Человек духовен. Если природа материальна, то человек материален и духовен одновременно. В этом ключ и сущностное начало его уникальной природы. Обладая интеллектом, человек способен творить материальный мир и управлять им. В последние полвека наблюдается мощное развитие интеллектуальных способностей людей. Французский философ и писатель А. Моруа отметил, что за последние десятилетия человек постиг больше секретов природы, чем наши предки за 20 тыс. лет; он открыл такие источники энергии и стал таким могущественным, что собственная сила может его погубить.

Конечно, может, если "цивилизация знания" не будет сохранена, защищена, согрета "цивилизацией любви", по мнению ученого из Новосибирска В. П. Казначеева.


Задача состоит в том, чтобы пришли в движение, ожили чистые родники в сердцах людей, чтобы потребность любить, заботиться, охранять, дарить, жертвовать стала первой и главной потребностью человеческого сознания и руководителем воли человека.
Так на исходе XX столетия мировая общественность произнала, что гуманизм - основополагающий признак и критерий общественного прогресса.

Гуманизм - совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил; в основе гуманизма - принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми.

Гуманность - человечность, человеколюбие, уважение к людям.

Проблема не просто в декларации гуманизма как теоретической основы образования, но в отчетливом представлении того, что конкретно нужно и не нужно предпринимать, с тем чтобы подходить к образованию человека с позиций умной, мудрой любви. Человеколюбие, любовь к человеку - что это? И что это значит применительно к педагогике? Было бы большой ошибкой упрощать понимание этого явления и толковать его только как доброту и заботу о человеке, уважение его права на самоопределение и свободу выбора, предупреждение его желаний, учет личностных потребностей в выборе профиля обучения, создание комфортных условий пребывания в стенах школы и на пути к успеху. Нетрудно представить, что упрощенное понимание гуманности в педагогике грозит сформировать личность с завышенной, неадекватной самооценкой, ведущим жизненным мотивом которой будет стремление к потреблению жизненных благ самого разного вида, эгоцентричная позиция, требование собственного признания всегда, во всех жизненных ситуациях.

На новом уровне осознается необходимость воспитания ребенка в духе вечных человеческих ценностей: бескорыстной помощи людям, милосердия, честности, уважения старших, заботы о детях и стариках, трудолюбия, миролюбия, нестяжательства, моральной чистоты, целомудрия, так как эти качества определяют меру человеческого в каждом человеке.

Главной причиной катастрофической девальвации нравственных, духовных ценностей цивилизации и все более очевидных мировоззренческих тупиков на пороге XXI в. и третьего тысячелетия является системный кризис, который охватил три важнейших сферы духовной жизни общества - науку, религию и образование.

Необходимо согласиться с учеными из Санкт-Петербурга (в частности, с И. А. Колесниковой) в определении стратегии развития образования в сложную эпоху цивилизационного и промышленного кризиса. И. А. Колесникова считает, что образование способно стать источником гармонизации отношений человека с миром за счет интеграции технологий получения, обработки, хранения и передачи информации, наработанных наукой, религией, искусством как фундаментальными, равноправными по смыслу, но принципиально различающимися по внутренней природе способами познания, описания и оценки мира человеком.

Ее точка зрения совпадает с мнением ученого-педагога Б. С. Гершунского, который пишет, что именно образование должно обеспечить мировоззренческий синтез знания и веры как необходимое условие их взаимодополнения и взаимообогащения в едином процессе миропонимания.

Науку, религию и образование объединяет интегральный процесс приобщения человека к Истине, к базовым ценностям жизни. И нужно помнить, что именно религия привнесла в мир само понятие об абсолютных ценностях бытия, ценностях не столько материальных, сколько духовных, нравственных.

Современная цивилизация обусловливает усиление настроений пессимизма, неверия в светлые жизненные перспективы. Особенно это заметно в среде молодежи.
Во Франции, например, из 5 тыс. опрошенных в 1978 году подростков каждый второй заявил о разочаровании в таких ценностях, как гуманизм и прогресс. Из опрошенных в 1991 году 12 тыс. японских школьников 39% увидели будущее в сером цвете, 15% - в черном.

Растут жестокость и правонарушения в школах Западной Европы. В Германии, например, в 29 учебных заведениях Берлина лишь за один месяц 1990 года было зарегистрировано около 100 преступлений (разбой, вымогательство, шантаж).
Лавина детской преступности нахлынула на школу России. В одном только 1997 году детьми и подростками было совершено свыше 2000 уголовных преступлений.
Изъяны в духовном становлении учащихся - результат множества слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и особенности групповой психологии подростков и, наконец, проблемы школьного воспитания.

Воспитание должно быть главным направлением деятельности школы.
Перед мировым сообществом стоит глобальная цель: определить иерархию целей, задач, приоритетов воспитания исходя из общечеловеческих, фундаментальных ценностей.
Экс-президент Всемирного совета по сравнительной педагогике В. Миттер предлагает такие положения:

1) воспитание толерантного отношения к иным людям, расам, религиям, социальным устройствам, идеалам воспитания;

2) воспитание персональных нравственных высоких качеств;

3) воспитание навыков сосуществования с людьми - представителями иной расы, языка, религии, этноса и т. п.;

4) воспитание чувства сострадания и готовности помочь другим людям;

5) воспитание во имя мира.

В каждой стране проблемы воспитания рассматриваются с учетом собственных задач и приоритетов.

К примеру, в США документ "Америка-2000: стратегия развития образования" (1991) предусматривает использовать школу как "центр, способный перестраивать развитие цивилизованного общества". Программу нравственного воспитания предлагается основывать на библейских ценностях и принципах. На первый план выдвигаются такие черты характера, как цельность, честность, прилежание, личная ответственность. В программе определено, что образование - это не только передача знаний, но и "наделение людей моральной, нравственной, духовной силой".
Обновленная программа воспитания представлена в официальных документах Министерства образования России 90-х гг. Перед школой поставлена цель содействовать духовному обновлению общества. Отказавшись от авторитарного догматичного воспитания, отечественная школа должна обеспечить персональное внимание к учащимся, привить им идеалы демократии, уважения прав и свобод человека, открытости, плюрализма, привить навыки самоуправления, а также высокие нравственные качества.
Понимание того, что Россия - страна великой культуры, многовековых духовных традиций, в значительной мере обогащает и расширяет видение перспектив развития отечественного образования.

Во многих ведущих странах мира общественные учебные заведения отделены от церкви и религии (США, Франция, Япония, Россия). В этих странах религиозное обучение - частное дело граждан. А в Англии и Германии религия включена в стандартные программы общего образования. Вместе с тем все более ощутимой становится тенденция сотрудничества церкви и государства в вопросах образования.

В деле воспитания огромно значение личности учителя, воспитателя, духовного наставника молодежи. Очевидно, что значение ее будет возрастать несмотря на особенности цивилизационного развития общества. Значит, должно быть изменено в сторону обогащения общекультурной составляющей и образование учителей.

 

Вопросы для самоконтроля (к семинару 3)

 

1. Система образования в современной России (по материалам семинара)

2. Дошкольное образование в России (по материалам семинара)

3. Общее среднее образование. Общеобразовательная школа (по материалам семинара)

4. Школа "живой культуры" (В.Шадриков)

5. Полное общее образование (по материалам семинара)

6. Детские внешкольные образовательно-воспитательные учреждения (по материалам семинара + свой материал)

7. Система профессионального образования (по материалам семинара)

8. Тенденции современного развития российского образования (по материалам семинара)

9. Тенденции развития отечественной системы высшего образования (по материалам семинара)

10. "Университеты без стен" в США

11. "Университет по воздуху" в Японии

12. "Национальный центр дистанционного обучения" во Франции

13. "Институт обучения на расстоянии" в Германии

14. "Открытый университет" в Великобритании

15. Общечеловеческое и национальное в образовании(по материалам семинара)

16. Научно-технический прогресс, вечные ценности жизни и воспитание человека(по материалам семинара)

17. Н. И. Пирогов так определил в середине XIX в. положение школы: "Школа сегодня - дочь общества, но мы хотим, чтобы она была его матерью. Все будущее жизни находится в руках школы, и, следовательно, ей принадлежит гегемония". Как вы понимаете его слова? Современно ли их значение для образовательной ситуации наших дней? Почему?

18. В журнале "Народное образование" № 3 за 1991 год помещена статья Р. Ленгвинаса "Крепкие корни" об Академийской школе Кедейнского района Литвы. Прочитав предлагаемый отрывок из статьи, подумайте, к какому типу школ вы бы ее причислили: к традиционной, новой школе или школе "живой культуры"? Почему?
"Идея национального и духовного возрождения увлекла и педагогов и родителей.
Разные пути ищем мы к сердцу молодых людей: через сельские праздники, народные ансамбли, детский театр, возрождение религиозных традиций, которые сильны у литовского народа.

В селе стали звучать старинные литовские песни, проводятся вечера "Рассказывают старые люди", "Строфы поэзии о Родине и Матери". Дети начали интересоваться историей, этнографией литовских деревень.

Главным был и остается для литовцев труд. Сейчас мы возрождаем кружки юных хозяев земли. В уставе записано: "Кружки создаются для того, чтобы связать сельскую молодежь с родной землей, чтобы молодой человек сумел удержать в своих руках богатство народа - поля, леса, усадьбы, чтобы полюбил сельский труд". Ребята обновляют цветники и зеленые площадки, высаживают деревья в парке и вокруг стадиона. В Кракском лесу они посадили около 2000 елочек, а в школьном парке развесили скворечники.

Вместе с учителями школьники провели экологическую экспедицию, исследовали загрязненность воды в речке Дотнувеле и в индивидуальных колодцах. По итогам экспедиции ребята опубликовали материал в районной газете, приготовили сборник. Девиз наших экологов: "Чистая природа - здоровая нация!"

19. Английский ученый М. Садлер не без юмора пишет: "Когда речь заходит об образовании, немец спрашивает, что будет знать, француз- какие экзамены, американец - что будет уметь, англичанин - какой будет карьера". А какой вопрос задали бы вы, читатель?

20. Согласны ли вы с высказыванием ученого-педагога Э. Д. Днепрова о том, что "образование - либо воспроизводство прошлого, либо производство будущего"? Постарайтесь обосновать свою точку зрения.

21 Учебно-производственные "комплексы", "парки", "центры", "технополисы" на Западе.

22. Каким вам видится будущее системы отечественного образования? Почему? Сделайте словесное описание российской школы спустя 20, 50, 100 лет.

 

 

Вопросы для самоконтроля (к предыдущим семинарам)

1. Какое значение имеет для человека самообразование? Чем оно отличается от обучения?

2. Чем определяется профессионализм человека?

3. Какие факторы влияют на профессионально-образовательную стратегию? Что оказало наибольшее влияние лично на вас?

4. Проанализируйте жизненный путь известных вам людей. Что послужило определяющим в их профессиональном становлении: талант, случай или способность к самосозиданию?

5. Какие источники самообразования вы считаете наиболее значимыми на этапе обучения в вузе? Почему?

6. Как складываются ваши отношения с однокурсниками и преподавателями? Что бы вы хотели изменить в этих отношениях?

7. Что вам известно о научных интересах ваших преподавателей?

8. Выпишите, пожалуйста, те источники самообразования, которые вы используете, обучаясь в вузе. Каким образом можно было бы увеличить их число?

9. Выпишите те умения, которых вам не хватает для успешного обучения. Каким образом можно их приобрести? Чему бы вы хотели научиться у окружающих? У кого именно?

10. Какой тип карьеры представляется вам наиболее вероятным для вас?

11. Как вы определяете для себя понятие "жизненный успех"?

12. Почему некоторые люди не придают значения тому, как они выглядят? Как это сказывается на их профессиональном продвижении?

13. Составьте план действий на ближайший год. Какие результаты вы хотели бы получить по его окончании?

14. Опишите, как вы представляете себе человека, имеющего оптимальный имидж.

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.