Сделай Сам Свою Работу на 5

Функция и структура самоконтроля.





Тема лекции: Понятие самоконтроля.

Задачи лекции: Рассмотреть понятие самоконтроль со всех сторон.

План лекции:

Введение

1) Определение и функция самоконтроля;

2) Эксперимент Уолтера Мишеля;

3) Функция и структура самоконтроля;

4) Виды самоконтроля;

5)Критерии самоконтроля;

6) Возможности развития и формирования самоконтроля.

Заключение

Список литературы.

Введение

Определение и функция самоконтроля

Самоконтро́ль — способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль тесно связан с понятием психической саморегуляции. Самоконтроль является важнейшим элементом в способности человека достигать поставленных целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими навыками человека. Самоконтроль противопоставляется импульсивности — неспособности противостоять сиюминутным желаниям.

Нейрофизиологические процессы, отвечающие за самоконтроль, сосредоточены во многих областях мозга, но наиболее важной для самоконтроля считается лобная доля головного мозга.[1] Повреждения лобной доли или её врождённые патологии ведут к нарушению самоконтроля; агрессивное и преступное поведение также часто связываются с патологией лобной доли.



Эксперимент Уолтера Мишеля

В 1960-х Уолтер Мишель провёл среди детей тест, который назвал «зефирным тестом». В ходе теста четырёхлетним детям давали по куску зефира и просили их думать о том, какой он сладкий. Ребёнку предлагалось либо съесть кусок сразу, либо подождать 15 минут и тогда получить дополнительный кусок.

В течение следующих 40 лет Мишель наблюдал за жизненными успехами участников теста, проводил психологические тесты, сравнивал их учебные и карьерные достижения, личную жизнь, измерял индекс массы тела. В 2006 году, закончив исследования, Мишель заключил, что у поддавшихся искушению уровень стресса, зависимостей, эмоциональных и межличностных проблем был в среднем намного выше, чем у тех, кто не съел зефир сразу. На основании результатов эксперимента Мишель сделал вывод, что самоконтроль играет важнейшую роль в долгосрочном предсказании успехов и качества жизни человека.



Функция и структура самоконтроля.

При совершении какой-либо работы

Выделяют функции самоконтроля: 1.Регистрация состояния выполняемой работы и оценка своей деятельности, поведения; 2. Их регулирование и исправление. Отсутствие коррекции неизбежно приводит к незавершенности самоконтроля, снижению его эффективности и остроты самооценки. Во избежание этого обе функции самоконтроля должны быть слиты воедино. К структурным элементам самоконтроля относят: а) внимание к результатам своей работы, ее условиям и приемам; б) наблюдение за ходом работы по ее показателям: скорости и точности применяемых приемов и т. д.; в) мыслительные операции: прежде всего анализ результатов наблюдения, установление причинной зависимости имеющихся недостатков от внешних условий; г) точная и своевременная реакция на подмеченные недостатки в работе, выражающаяся в их исправлении. Таким образом, под самоконтролем следует понимать сознательную оценку и регулирование человеком собственной деятельности и поведения, своих действий, поступков, движений с точки зрения их соответствия предварительным намерениям, поставленным целям. Он позволяет управлять своей деятельностью и поведением, корректировать их, контролировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от нежелательных действий, неправильных поступков. Классификация самоконтроля проводится на основе разных признаков: I По входящим в него элементам: - констатирующий, - корректирующий. II По способам получения информации о протекании выполняемой операции: - непосредственный, - опосредствованный. III По тому, какие органы чувств участвуют в оценке выполняемой операции: - мышечно - двигательный, - зрительный, - слуховой, - комбинированный. IV По этапам выполняемой работы: - подготовительный самоконтроль - проводится перед работой и в самом начале её выполнения; - текущий самоконтроль за совершаемыми действиями и их результатами; это основной вид самоконтроля. В процессе работы меняется его характер, степень интенсивности, способы сбора информации и т.д. Он может быть: а) периодическим (проводится через определённые интервалы времени с предупредительной целью для регулирования текущей деятельности и результата), б) эпизодическим (обнаружение тех или иных изменений по отдельным показателям, сигналам и их исправление), в) непрерывным (проводится всё время). - заключительный (итоговый) самоконтроль - проводится для учёта и коррекции суммарного результата выполняемой работы. Виды самоконтроля В современных исследованиях описывается три вида самоконтроля: предворительный (прогнозирующий) самоконтроль дает возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия; пооперационный(текущий) самоконтроль представляет собой отслеживание процесса решения поставленных задач; итоговый самоконтроль направлен на оценку соответствия полученных результатов требованиям задачи.

 



Критерии самоконтроля

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, при решении вопроса о дозировке тренировочных нагрузок важное значение имеет грамотный самоконтроль. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные.

Основным объективным критерием переносимости и эффективности тренировки является частота сердечных сокращений (ЧСС). Величина ЧСС, полученная за первые 10 с после окончания нагрузки, характеризует ее интенсивность. Она не должна превышать средних значений для данного возраста и уровня тренированности.

Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, измеренная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10-12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины.

Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели состояния организма (сон, самочувствие, настроение, желание тренироваться). Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок. Плохой сон, вялость и сонливость в течение дня, нежелание тренироваться являются верными признаками перегрузки.

Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

Большую помощь занимающимся может оказать регулярное ведение дневника самоконтроля, что позволит выявить ранние признаки переутомления и вовремя внести соответствующие коррективы в тренировочный процесс.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.