Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ результатов выполнения диагностической работы по физике





Характеристика проверочных материалов

Диагностическая работа проводилась с целью определения уровня освоения учащимися 8-х классов предметного содержания курса физики за 7-й и частично 8-й классы по пройденной программе и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

Для проведения стартовой диагностики знаний и умений по физике учащихся 8 классов был разработан комплект тестов (3 варианта). Предлагаемые задания были направлены на диагностику усвоения базовых элементов содержания курса физики 7-8 классов, необходимых для успешного продолжения изучения физики в 8-9 классах.

Диагностическая работа охватывала учебный материал по следующим разделам:

1) строение вещества (молекулы; строение твердых тел, жидкостей и газов; тепловое движение молекул);

2) тепловые явления (внутренняя энергия и способы ее изменения; количество теплоты; плавление и кристаллизация, испарение и конденсация; закон сохранения энергии в тепловых процессах);

3) электрические явления (электризация тел; проводники и изоляторы; закон сохранения электрического заряда).

Диагностическая работа проверяла сформированность следующих видов деятельности:



− знание физических понятий и величин;

− знание и понимание физических законов;

− понимание физических явлений и процессов;

− умение применять физические приборы;

− умение решать задачи.

Каждый вариант диагностической работы состоял из 10 заданий: 8 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных и 2 заданий с кратким ответом.

В работе были представлены задания базового и пониженного уровней сложности. Задания с кратким ответом оценивались в 2 балла. За правильное выполнение остальных заданий выставлялся 1 балл. Максимальный балл, который можно было получить за правильное выполнение всей работы, – 12 баллов. Время выполнения работы – 40 минут.

Шкала выставления отметок за тест в соответствии с диапазоном тестовых баллов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Оценка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Общий балл Меньше 4 4-6 7-9 9-12

 

 



Основные результаты выполнения диагностической работы

Работу по физике выполняли 3 обучающихся 8-го класса: Джамиля, Тимур, Андрей.

Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме 1. Средний тестовый балл равен 9,5 баллов, средний процент выполнения теста – 56%.

 

В таблице 2 показано распределение отметок, полученных за выполнение диагностической работы, и средний балл выполнения теста учащимися с разным уровнем развития. Доля учащихся, не достигших достаточного уровня овладения учебным материалом (выполнили менее 4 заданий), составил 1 % (Андрей ).

Только Тимур от числа тестировавшихся продемонстрировал хороший уровень подготовки, но ни один из учащихся не набрали максимальный балл.

 

Таблица 2.

Оценка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Кол-во -
Распределение оценок за выполнение теста 33,3% 33,3% 33,3% -

 

Анализ результатов выполнения диагностической работы по физике

В таблице 3 и на диаграмме 1 представлены средние результаты выполнения заданий по проверяемым темам.

 

Таблица 3

дата Контролируемый элемент содержания Средний % выполнения
07.12.15 Строение вещества 71,1
07.12.15 Свойства газов, жидкостей и твердых тел 88,0
07.12.15 Тепловое движение молекул 70,6
07.12.15 Внутренняя энергия 81,1
07.12.15 Способы изменения внутренней энергии 66,2
07.12.15 Закон сохранения энергии в тепловых процессах 58,4
07.12.15 Испарение и конденсация 68,7
07.12.15 Удельная теплота плавления 19,3
14.12.15 Электризация тел 43,7
14.12.15 Закон сохранения электрического заряда 44,7
14.12.15 Проводники и изоляторы 31,8
14.12.15 Средний процент выполнения теста

 



Диаграмма 1

Средние результаты выполнения заданий по проверяемым темам

 

В таблице 4 и на диаграмме 2 представлены средние результаты освоения учащимися 8-го классов контролируемых видов деятельности.

Таблица 4

Код Контролируемый вид деятельности Средний % выполнения
9_1.1 Знание и понимание смысла понятий 44,4
9_1.2 Знание и понимание смысла физических величин 74,8
9_1.3 Знание и понимание смысла физических законов 34,5
9_1.4 Умение описывать и объяснять физические явления 56,0
9_2.3 Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе, выраженных в виде таблицы или графика. 58,5
9_2.4 Умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых и косвенных измерений физических величин 54,9
9_3 Решение задач различного типа и уровня сложности 23,6

 

Диаграмма 2

 

 

Средние результаты выполнения заданий по проверяемым видам деятельности

Анализ данных позволяет утверждать, что учащиеся 8-х классов усвоили большинство проверяемых физических понятий и физических величин по теме «Тепловые явления»:

− строение твердых тел, жидкостей и газов;

− тепловое движение молекул;

− внутренняя энергия и способы ее изменения.

 

По темам «Электрические и магнитные явления» проверялась сформированность таких понятий, как проводники и изоляторы, взаимодействие постоянных магнитов. Уровень освоения данных понятий оказался ниже планируемого.

Результаты диагностики показали, что учащиеся испытывали затруднения при анализе явления электризации. Еще более трудными оказались задания с кратким ответом.

В диагностическую работу были включены задания, проверяющие сформированность экспериментальных умений. Проблемными оказались новые для диагностики по физике задания на описание реальной электрической схемы по фотографии.

 

 

Примеры заданий

Все задания диагностической работы, кроме двух последних заданий, не требовали проведения расчетов, но проверяли освоение физических понятий и понимание физических явлений и законов.

В диагностическую работу было включено задание базового уровня сложности с кратким ответом (на соответствие), проверяющее сформированность таких понятий как физическая величина и физическое явление. Учащиеся успешно выделяют из списка приведенных примеров физические явления, но не различают подчас физические величины и единицы измерения.

В задании, приведенном в примере 1, двое учащихся (Джамиля и Андрей) к физической величине отнесли не «температуру», а «градус Цельсия».

Пример 1 (правильный ответ 34 выбрал Тимур - 33 % тестируемых, а ответ 24 дали 67% учащихся, т.е. двое учащихся:

Установите соответствие между физическими понятиями и примерами этих понятий: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

ПОНЯТИЯ ПРИМЕРЫ

A) физическая величина 1) термометр

Б) физическое явление 2) градус Цельсия

3) температура

4) плавление

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б
   

 

Практически все задания по теме «Электрические и магнитные явления» выявили низкий процент выполнения. Это достаточно тревожный результат, который может повлиять на успешность изучения в 9-м классе темы «Электромагнитные явления». Традиционно учащиеся испытывают затруднения в выполнении заданий на описание процесса электризации (пример 2).

Пример 2 (процент выполнения –33% - 1 учащийся - Тимур)

К шару на конце стержня незаряженного электроскопа поднесли, не касаясь его, положительно заряженную стеклянную палочку (см. рисунок). Листочки

электроскопа разошлись на некоторый угол. Что при этом происходит

с зарядом электроскопа?

1) Электроскоп останется в целом нейтральным, но заряды перераспределятся: на листочках будет недостаток электронов, на верхнем конце стержня – избыток электронов. (33% - правильный ответ)

2) Электроскоп останется в целом нейтральным, но заряды перераспределятся: на листочках будет избыток электронов, на верхнем конце стержня – недостаток электронов. (33%)

3) И листочки, и стержень электроскопа приобретут отрицательный заряд (0%).

4) И листочки, и стержень электроскопа приобретут положительный заряд. (33%)

 

Низкий процент выполнения заданий на электризацию свидетельствует о том, что у учащихся не сформирована модель строения металлического проводника, понятие о свободных электронах. Более того, как показали результаты диагностики, учащиеся не различают проводники и изоляторы (пример 3).

 

Пример 3 (процент выполнения – 33%)

 

На рисунке изображены одинаковые электроскопы, соединенные стержнем. Из какого материала может быть сделан этот стержень?

А. медь.

Б. сталь.

1) только А (0%) 2) только Б (67%) 3) и А, и Б (0%) 4) ни А, ни Б (33% - правильный)

Восьмиклассники не смогли разделить материалы на проводники и диэлектрики по классическому демонстрационному эксперименту с двумя электрометрами. А ведь именно с помощью этого эксперимента в 8-м классе вводится понятие о проводниках и непроводниках электричества.

 

Отсутствие представлений о свободных зарядах затрудняет выполнение и объяснение учащимися задания на закон сохранения электрического заряда (пример 4).

 

Пример 4 (процент выполнения – 33%)

 

Одному из двух одинаковых шариков сообщили заряд –10q, другому – заряд +2q. Затем шарики соединили тонким проводником. Заряды шариков после соединения станут одинаковыми и равными

1) – 4q (33% - правильный ответ) 2) – 6q (0%) 3) – 12q (0%) 4) – 8q (67%)

 

Следует отметить, что нагрузка заданий графической информацией (например, включение в задания реальных экспериментальных схем или фотографий) приводит к заметному снижению процента выполнения заданий. Так, учащиеся успешно отвечают на вопросы о взаимодействии полюсов постоянных магнитов (пример 5), но испытывают затруднения в определении полюсов двух постоянных магнитов для случая, когда взаимодействие следует проанализировать по фотографии реального эксперимента (пример 6). Это свидетельствует о том, что учащиеся не наблюдали картины магнитного поля полосового магнита, полученной с помощью железных опилок.

Пример 5 (процент выполнения – 67%)

 

К магнитной стрелке (на рисунке северный полюс затемнен), которая может поворачиваться вокруг вертикальной оси, перпендикулярной плоскости рисунка, поднесли постоянный полосовой магнит. При этом стрелка 1) повернется на 180° (0%) 2) повернется на 90° по часовой стрелке (33%) 3) повернется на 90° против часовой стрелки (67% - правильный ответ) 4) останется в прежнем положении (0%)

 

Пример 6 (процент выполнения – 33%)

На рисунке представлена картина линий магнитного поля, полученная с помощью железных опилок от двух полосовых магнитов. При этом магнитная стрелка повернулась так, как показано на рисунке. Каким полюсам полосовых магнитов соответствуют области 1 и 2?

 

1) 1 – северному полюсу, 2 – южному (0%) 2) 2 – северному полюсу, 1 – южному (33%) 3) и 1, и 2 – северному полюсу (33% - правильный ответ) 4) и 1, и 2 – южному полюсу(33%)

 

О недостаточном экспериментальном опыте восьмиклассников свидетельствуют и результаты выполнения заданий на анализ правильности включения электрических приборов (вольтметра и амперметра) по фотографиям электрических схем. С заданием, проверяющим умение определить назначение вольтметра в электрической цепи (пример 7), справилась только половина школьников. Это задание хорошо дифференцирует учащихся с разным уровнем развития. С заданием на определение правильности подключения приборов (пример 8, таблица 6) практически одинаково не справились все школьники. Более половины тестируемых не обратили внимания на полярность 11 включения приборов.

 

Пример 7 (процент выполнения – 50%)

Ученик собрал электрическую цепь(виртуально), представленную на рисунке.

 

 

Какое утверждение верно?

1) Вольтметр включен в электрическую цепь с нарушением полярности подключения. (33%)

2) При замыкании ключа вольтметр покажет электрическое напряжение на резисторе R2. (67% - правильный ответ)

3) При замыкании ключа вольтметр покажет общее электрическое напряжение на резисторах R1 и R2. (0%) 12

4) Амперметр включен в электрическую цепь с нарушением полярности подключения. (0%)

 

Пример 8 (процент выполнения – 14%) Для измерения силы тока, проходящего через лампу, и электрического напряжения на лампе ученик собрал электрическую цепь, представленную на рисунке.

 

Какие приборы (амперметр и (или) вольтметр) включены в электрическую цепь правильно?

1) только амперметр (33%)

2) только вольтметр (33%)

3) и амперметр, и вольтметр (0%)

4) ни амперметр, ни вольтметр (33% - правильный ответ)

 

В таблице 7 представлены данные по освоению видов деятельности учащимися, получившими разные отметки.

Таблица 7

Контролируемый вид деятельности Средний % выполнения заданий учащимися
"2" "3" "4" "5"
Знание и понимание смысла понятий 33,3 33,3 - 33,3
Знание и понимание смысла физических величин 33,3 33,3 33,3 -
Знание и понимание смысла физических законов 33,3 33,3 33,3 -
Умение описывать и объяснять физические явления - 33,3 33,3 33,3
Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований. - 66,7 - 33,3
Умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых и косвенных измерений физических величин - 66,7 - 33,3
Решение простых задач различного типа 33,3 33,3 33,3 -

 

Как видно из приведенных таблиц задания диагностической работы и по содержанию, и по проверяемым видам деятельности хорошо дифференцируют учащихся с различным уровнем развития.

 

Описание уровня подготовки учащихся, получивших различные оценки на тестировании

Категории участников тестирования Описание уровня  
Отметка «5». баллы – 9-12 Процент учащихся этой категории – нет Средний процент выполнения заданий – 0 Ученики, получившие за тест отличную отметку, продемонстрировали бы владение на достаточно высоком уровне всеми проверяемыми элементами содержания. Учащиеся данной категории полностью владеют всеми проверяемыми видами деятельности
Отметка «4» баллы – 7-9 Учащихся этой категории – 33,3% Средний процент выполнения заданий 67% Тимур показали владение всеми контролируемыми элементами содержания (выполнение заданий базового уровня выше 65%), за исключением перечисленного ниже: − описание электризации тел; − применение закона сохранения электрического заряда и закона отражения света; − распознавание по экспериментальной схеме проводников и диэлектриков. Тимур выявил недостаточный уровень освоения умений решать расчетные задачи
Отметка «3» баллы – 4-6 Учащихся этой категории – 33,3% Средний процент выполнения заданий 39% Джамиля с удовлетворительным уровнем подготовки продемонстрировала бессистемность физических знаний, выполнив лишь отдельные задания базового уровня сложности по темам «Строение вещества» и «Тепловые явления»: − описание свойств газов, жидкостей и твердых тел; − понимание зависимости внутренней энергии от температуры. Из контролируемых видов деятельности уровень освоения достигнут только для заданий на знание и описание отдельных физических величин
Отметка «2». баллы – 0 - 3 Процент учащихся этой категории – 33,3% Средний процент выполнения заданий 18% Андрей с неудовлетворительным уровнем подготовки показали низкий уровень овладения физическими знаниями и умениями. У него отсутствует полностью усвоенные контролируемые элементы содержания и полностью сформированные виды деятельности. Он учится в нашем Центре первый год, первую четверть долго болел.

Выводы

1) 67% учащихся 8-го класса по результатам диагностики владеют базовыми знаниями и умениями по физике. При этом 33,3% тестируемых (Тимур) показал неплохие (хорошие???) результаты.

2) Самый высокий процент выполнения имели задания по теме «Тепловые явления», хотя этот раздел изучался в первом полугодии 8-го класса. Задания по темам из разделов «Электрические и магнитные явления» в среднем имели значительно более низкий процент выполнения.

3) Анализ результатов диагностической работы свидетельствует о том, что у учащихся не в достаточной мере сформированы экспериментальные умения, а также умения применять физические законы при решении расчетных задач и анализе физических процессов.

 

 

ИЛИ

Получены следующие результаты:

Тимур и Джамиля имеют средний уровень развития логического

мышления

Андрей имеет низкий уровень развития логического мышления

По результатам исследования можно сделать следующие выводы и выделить ряд общих особенностей, характерных для большинства подростков с задержкой психического развития:

- быстрая утомляемость, сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;

- недостаточность абстрактного мышления

- недоразвитие пространственных представлений

- средний (невысокий ???) уровень познавательной активности;

- неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;

- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;

- отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию;

недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок;

- Словесные отчеты детей о произведенных действиях недостаточно точны. Подростку иногда бывает легче выполнить действие по инструкции, чем рассказать о проделанном.

-Существенное запаздывание развития внутренней речи затрудняет формирование у детей способности прогнозирования и саморегуляции деятельности.

 

Все вышеперечисленное, несомненно, является причинами тех трудностей, которые испытывают учащиеся с ЗПР в учебной деятельности и обусловливает необходимость специальной коррекционной работы.

Для активизации мыслительной деятельности подростков с задержкой психического развития мы используем методику создание проблемных ситуаций на уроках физики, которые соответствуют индивидуальным особенностям данной категории детей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.