Сделай Сам Свою Работу на 5

Этапы реализации программы





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ

 

Рабочая программа по физике для 8 класса

Пояснительная записка

Данная рабочая программа курса «Физика» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:

· Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 19.12.2012г. № 1067)

· примерной программы по физике для основного общего образования

· базисного учебного плана школы

· программы авторского коллектива под руководством Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008 год – М.: МЦ ВОУО ДО, 2012. – 80 с.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных работ.

 

Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Используется учебники:



- Учебник физики для 8 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: «Физика 8 класс» - Перышкин А.В,– М., Дрофа , 2012.

 

Некоторые изменения в программах обучения детей с задержкой психического развития (VIII класс)

Эффективность обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в специальных школах и классах выравнивания обеспечена адекватными условиями: особой учебной программой для начальных классов, коррекционными приемами и методами обучения и воспитания.

Однако успешность овладения знаниями, учебными умениями и навыками заметно снижается при переходе учеников из начальной школы в V класс и обучении в V—IX классах.

Постоянно усложняющийся учебный материал, его насыщенность теоретическими разделами, большой объем предcтавляют значительные трудности для детей с ЗПР, которые, как известно, отличаются сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения и воспитания.



Совершенствование учебно-воспитательного процесса в V—IX классах для детей с ЗПР связано с необходимостью адаптации учебных программ при сохранении общего цензового объема содержания обучения.

Для разработки материалов по адаптации содержания обучения в V—IX классах в НИИ дефектологии по согласованию с Министерством образования РСФСР создана рабочая группа, состоящая из научных сотрудников лаборатории педагогики и психологии детей с ЗПР и учителей — экспериментаторов, имеющих значительный опыт работы с детьми указанной категории. Над адаптацией программы по физике работали к. пс. н. Г. И. Жаренкова, учителя М. Д. Харыбин, В. В. Кочкина (Москва), Т. А. Карапузова, О. Г. Лактионова (Ногинск\

Пояснения к адаптированным программам для обучения школьников с задержкой психического развития по физике

Важными коррекционными задачами курса физики в специальной школе и классах выравнивания для детей с ЗПР являются развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализация взаимосвязи их деятельности с речью, формирование приемов умственной работы: анализ исходных данных, планирование материала, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля. Большое значение придается умению рассказать о выполненной работе с правильным употреблением соответствующей терминологии и установлением логических связей в излагаемом материале.

Усвоение программного Материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений. Поэтому особое внимание при изучении курса физики уделяется созданию проблемных ситуаций с целью активизации мыслительной деятельности при объяснении нового материала, при постановке и организации эксперимента, а также проведению (почти на каждом уроке) кратковременных лабораторных работ, которые развивают умение пользоваться простейшими приборами, анализировать полученные данные. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке. Это обучение отошедшее от простого заучивания



При подготовке к урокам мы всегда помним о необходимости отводить достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта.

Мы также максимально используем межпредметные связи, ибо дети с ЗПР особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и практических умений.

Учет особенностей детей с ЗПР требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение:

а) подробное объяснение нового материала с организацией эксперимента;

б) беглое повторение с выделением главных определений и понятий;

в) осуществление обратной связи — ответы учеников на вопросы, работа по плану и т. п.

Для эффективного усвоения учащимися с ЗПР учебного материала по физике в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: добавлены часы на изучение определенных тем и вопросов, имеющих практическую направленность; увеличено время на проведение лабораторных работ, на повторение пройденного; ряд вопросов излагается в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах (требования к знаниям учащихся в данном случае могут быть ограниченны); часть материала изучается в ознакомительном плане (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы); некоторые наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения. В последнем случае мы можем проводить отбор материала самостоятельно в зависимости от уровня подготовки класса.

При изучении курса физики используются единицы измерения физических величин в системе СИ, однако мы даем и некоторые внесистемные единицы, имеющие практическое значение.

Ниже рассматриваются конкретные изменения, внесенные в программу по классам.

VIII класс (34 ч)

На изучение тем Тепловые явления, Электрические явления, Электромагнитные явления, Световые явления отводится соответственно 12, 13, 4, 5час.

Увеличивается время на изучение таких вопросов, как Последовательное соединение проводников (1ч), Экспериментальная проверка законов последовательного и параллельного соединения проводников (1 ч). Отдельно (как самостоятельные уроки) изучаются вопросы Излучение, Напряжение, Измерение напряжения. Особое внимание уделяется вопросу Электродвигатель постоянного тока и проведению соответствующей лабораторной работы. В ознакомительном плане рассматриваются следующие темы (вопросы): объяснение графика плавления и отвердевания в соответствующей теме; Электричёское поле; Магнитное поле Земли

Обзорно изучаются такие вопросы, как Удельная теплоемкость вещества; Делимость заряда (делается упор на то, что существует самый маленький отрицательный заряд — электрон); Строение атома — подчеркивается связь с аналогичным материалом из курса химии; Электрический ток в металлах; Преломление света — вызывают затруднения как сама тема, так и связанные с ее изучением геометрические построения; Построение изображения в линзах — выполняются построения только для собирающей линзы.

На факультативные занятия (если обучающийся выбирает) выносятся вопросы: Кцпение(по усмотрению учителя можно совсем исключить из прохождения), Расчет проводника от его параметров, Реостаты, Регулировка тока реостата (лабораторная работа).

Двухчасовых работ.

Ожидаемые конечные результаты Программы:

Обеспечение повышения качества образования для обучающихся с ЗПР;

Достижение позитивной динамики коррекционной работы:

- подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации при дальнейшемобучении;

Обеспечение предметов, в том числе и физики, адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами.

 

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 13 VI вида дистанционного образования детей-инвалидов на дому на изучение физики в 7-8 классах отводится 0,5 часов в неделю, 17 часов в год соответственно. В учебном плане ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Стерлитамакский ЦДО

имеется раздел «Занятия по выбору». В соответствии с этим количество часов увеличено на 0,5 час.

Согласно данному разделу рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение в объёме 0,5час в неделю (всего за год 17час.); при обучении в объеме 1 час в неделю - 34ч/год.

 

Цели обучения физике для детей с ОВЗ следующие:

- овладение комплексом минимальных знаний и умений по физике, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;

- развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;

- формирование предметных основных общеучебных умений;

- создание условий для социальной адаптации учащихся.

 

Как уже отмечалось ранее, основой обучения в классах, где есть дети с ОВЗ, является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

Цели и образовательные результаты представлены на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

Особенности программы следующие:

- в основу положена программа по физике для общеобразовательных учреждений;

- проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ;

- предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса;

- пересмотрены требования к подготовке учащихся по физике.

 

Структура программы

Программа по физике для основной школы включает следующие разделы: пояс­нительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимого на их изучение, требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике; рекомендации к методике преподавания физики;

рекомендации по оснащению учебно­го процесса; календарно-тематическое планирование приложено отдельно.

Общая характеристика учебного предмета

Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественно-научных предметов.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

· развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

· понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

· формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

 

Эти цели достигаются благодаря решению следующих задач:

· знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

· приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

· формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

· овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

· понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

· понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации;

· овладение учащимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета

К личностным результатам обучения физике в основной школе относятся:

· мотивация образовательной деятельности школьников;

· сформированность познавательных интересов и познавательных возможностей учащихся;

· убеждённость в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

· готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;

· самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Предметными результатами обучения физике 8 класс являются:

· знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений;

· понимание, а также умение объяснять следующие физические явления: большая сжимаемость газов и малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, испарение жидкости, плавление и кристаллизация вещества, охлаждение жидкости при испарении, электризация тел, нагревание проводника электрическим током, образование тени, отражение и преломление света, дисперсия света;

· умение измерять и находить: температуру, количество теплоты, атмосферное давление, силу электрического тока, напряжение, электрическое сопротивление проводника, работу и мощность тока, фокусное расстояние и оптическую силу линзы;

· проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, объяснять полученные результаты и делать выводы;

· умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

· понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми человек встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;

· коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

· умениеиспользовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Оценка ответов учащихся Может не надо???

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

Ø обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

Ø строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами;

Ø может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»‚ но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «З» ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.

 

 

Учебная программа 8 класса рассчитана на 34 часов, по 1 час. в неделю.

Программой предусмотрено изучение разделов:

1. «Тепловые явления» - 12 часов.

2. «Электрические явления» - 13 часов.

3. «Электромагнитные явления» - 4 часа.

4. «Световые явления» - 5 часов.

По программе за год учащиеся должны выполнить 1 контрольную работу и 12 лабораторных работ, которые проводятся виртуально, во время урока при изучении или закреплении материала.

Наименование раздела Кол-во час Коррекция
В ознакомитель ном плане рассматриваются Обзорно изучаются вопросы Изменение Межпредмет ная связь
1. Тепло вые явления Объясне­ние графика плавления и отвердевания; Удельная теплоемкость вещества По усмотрению учителя можно совсем исключить из прохождения: Кипение Биология, география: тепловые явления в живых организмах и природе
2. Электри ческие явления Электрическое поле Дели­мость заряда (делается упор на то, что существует самый маленький отрицатель­ный заряд — электрон); Строение атома — подчеркивается связь с аналогичным материалом из курса химии; Электрический ток в металлах Увеличивается время на изучение таких вопросов, как Последовательное соединение проводников (1ч), Экспериментальная проверка законов последовательного и параллельного соединения проводников (1 ч). Отдельно (как самостоятельные уроки) изучаются вопросы Излучение, Напряжение, Измерение напряжения. Особое внимание уделяется вопросу Электродвигатель постоянного тока и проведению соответствующей лабораторной работы. Строение атома — подчеркивается связь с аналогичным мате­риалом из курса химии
3. Электро магнит ные явления Магнитное поле Земли По усмотрению учителя можно совсем исключить из прохождения: Расчет проводника от его параметров, Реостаты, Регулировка тока реостата (лабораторная работа). География: при изучении магнитного поля Земли
4. Световые явления Построение изображения в лин­зах — выполняются построения только для собирающей линзы. Преломление света — вызывают затруднения как сама тема, так и связанные с ее изучением геометрические построения; Построение изображения в линзах — выполняются построения только для собирающей линзы. Математика: геометричес кие фигуры
  Всего

 

 

Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса

В результате изучения физики в 8 классе ученик должен

знать/понимать:

· смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом;

· смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

· смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;

уметь:

· описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

· знать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока;

· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);

· приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях;

· осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников информации (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков и презентаций);

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности.

 

Учебно-методические средства обучения

1. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2012г. № 1067"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. М.: Дрофа, 2008.

2. Примерной программы по физике для основного общего образования

3. Базисный учебный план школы

4. Программы авторского коллектива под руководством Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. - М.: Дрофа, 2008 год – М.: МЦ ВОУО ДО, 2012. – 104 с.

5. Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике. 7-9 классы.

6. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010.

7. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.М.: Просвещение, 2011.

8. М.Л. Корневич. Календарно-тематическое планирование. Преподавание физики. Методическое пособие МИОО. М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.

9. Г.Г.Телюкова «Физика 7-11классы. Развернутое тематическое планирование» Волгоград: изд-во "Учитель" – 2010 г.

 

Учебники:

1. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2011.

2. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30

2. Открытая физика http://www.physics.ru/courses/op25part2/design/index.htm

3. Газета «1 сентября»: материалы по физике

http://1september.ru/

4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september.ru/

5. Физика.ru

http://www.fizika.ru

6. КМ-школа

http://www.km-school.ru/

7. Электронный учебник

http://www.physbook.ru/

8. Самая большая электронная библиотека рунета. Поиск книг и журналов

http://bookfi.org/

Обозначения, сокращения:

ВЛР - виртуальная лабораторная работа (с использованием информационных технологий)

ВД - виртуальная демонстрация (с использованием информационных технологий)

Л. - В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.

 

 

При подготовке к урокам нужно помнить о необходимости отводить достаточное ко­личество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта. Важно также макси­мально использовать межпредметные связи, ибо дети с ЗПР особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его варь­ировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и практи­ческих умений.

Учет особенностей детей с ЗПР требует, чтобы при изучении нового материала обя­зательно происходило многократное его повторение:

а) подробное объяснение нового материала с организацией эксперимента;

б) беглое повторение с выделением глав­ных определений и понятий;

в) осуществле­ние обратной связи — ответы учеников на вопросы, работа по плану и т. п.

Важными коррекционными задачами курса физики в специальной школе и классах выравнивания для детей с ЗПР являются развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализация взаимосвязи их деятельности с речью, формирование приемов умственной работы: анализ исходных данных, планирование материала, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля. Большое значение придается умению рассказать о выполненной работе с правильным употреблением соответствующей терминологии и установлением логических связей в излагаемом материале.

Усвоение программного Материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений. Поэтому особое внимание при изучении курса физики уделяется созданию проблемных ситуаций с целью активизации мыслительной деятельности при объяснении нового материала, при постановке и организации эксперимента, а также проведению (почти на каждом уроке) кратковременных лабораторных работ, которые развивают умение пользоваться простейшими приборами, анализировать полученные данные. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке. Это обучение отошедшее от простого заучивания

Этапы реализации программы

Сроки проведения коррекционной работы декабрь (7-26).

Форма работы: индивидуальная.

Общее время работы – 1 месяц (декабрь), 1 раз в неделю, длительность уроков 40 минут.

Календарно-тематическое планирование

№ уро ка Тема урока Кол-во часов Сроки Корекционно-развивающие задания Проблемное 0бучение
Анализ к.р. Электризация тел Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. 07.12 Развитие логического мышления. Уметь применять знания об электризации при объяснении электрических явлений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в случаях накопления электростатического заряда. Задачи на смекалку 1. Генеральная уборка в разгаре. Вымыв пол, Шерлок Холмс взялся за мебель. Полированные поверхности кухонных шкафов и полок он энергично протирал сухой тряпкой из синтетической ткани, а окрашенные краской – сырой. Почему он по разному относился к своей мебели? 2. Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему? 3. Решите задачу Три пары легких шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков (первая, вторая, третья): а) не заряжена; б) имеет одноименные заряды; в) имеет разноименные заряды;
Электрическое поле. Строение атомов. 14.12 Умение анализировать. Актуализация опорных знаний: Давайте вспомним все, что знаем об атоме. - Что вам известно о строение вещества - Как можно узнать о строение атома - Имеет ли ядро атома внутреннюю структуру - что такое электрон - входят ли электроны в состав ядра Постановка проблемного вопроса: Что такое атом? Как он устроен? Почему атомы всех элементов нейтральны? Где сосредоточена вся масса атома? Из чего состоит ядро?  
Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Источники электрического тока. 21.12 Умение наблюдать Постановка цели и задач урока. Актуализировать учебное содержание. Организовать познавательную деятельность учащихся. Учитель рассказывает о том, что электричество широко используется в различных сферах нашей жизни. Вхождение в тему. Учитель предлагает в центре карты урока написать вопрос, который начинается со слов «Почему…? ». Учащиеся в группе в ходе мозгового штурма составляют вопрос. По анализу вопросов учитель подводит учащихся к выводу, что в теме «Электростатика» существуют вопросы, на которые еще не найдены ответы. Учащиеся формулируют тему урока как «Объяснение электрических явлений». Вопросы: Как вы узнаете, что электрический утюг исправен? Аналогичный вопрос о работе тостера. Иногда на улице можно увидеть лежащий на земле провод, у которого не видно ни начала ни конца. Можно ли подходить и трогать такой провод? Перед вами модель, на которой вы видите кусок провода и магнитная стрелка. Можно ли уверенно сказать, что по проводнику протекает электрический ток Постановка проблемного вопроса. Выяснение темы урока, формулировка его цели.

При традиционном обучении деятельность учащихся носит репродуктивный характер: заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний. Проблемное обучение направлено на развитие САМО: учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку.

При традиционном обучении мотивация связана с непосредственной с деятельностью учителя, например, интересное изложение учебного материала. В процессе проблемного урока ученики приобретают много важных умений и навыков, и самое главное, что их деятельность подкрепляется интеллектуальными мотивами.

????Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения(см Приложение Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.