Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинар 5. Игровые технологии





Вопросы для обсуждения

1. Как связана сущность игровой деятельности и специфика игровой деятельности педагога?

2. Назовите основные элементы игровой технологии.

3. Какие функции выполняет педагог при организации игровых проектов?

4. Как определить эффективность игровой деятельности педагога?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Составьте план подготовки и проведения игры, используя следующую таблицу:
Задача Ожидаемый результат
     

Проведите эту игру в группе, на занятии (задание по микрогруппам)

3 балла
Найдите игровую технологию для детского коллектива по изучению какой-либо темы, сформулируйте педагогические задачи, которые будут решены через игровые действия учащихся, используя следующую таблицу (в портфолио):
Педагогическая задача Игровая задача Игровой результат Педагогический результат игры
3 балла
Составьте правила организации игрового проекта, учитывая структуру и принципы игровой технологии 2 балла
Дополнительные задания:
Определите собственные действия при организации разработанного вами игрового проекта, используя следующую таблицу:
Этап организации игрового проекта Задача педагога Формы и методы решения задачи Ожидаемый результат
       
2 балла
Используя как пример разработку игрового проекта, представленного ниже, разработайте собственный игровой проект 4 балла

Из опыта работы



Игровой проект «Экспедиция ИКС»

Экспедиция – объединение мальчишек и девчонок, пап и мам, всех желающих проводить свое время с пользой, научиться тому, чего еще не знал раньше, стать лучше. Экспедиция - игра для тебя и твоих друзей, возможность объединения для добрых и полезных дел.

ИКС – это препятствия, трудности, испытания.

ИКС – это маршруты, объекты Экспедиции.

ИКС – это сами ее участники.

ИКС – это Игра, Конкурс, Состязание.

Участником Экспедиции может стать любой желающий, кто готов выполнить правила игры.

Экспедиция состоит:

из конкурсов – они позволяют увидеть в человеке то, о чем не было известно раньше, позволяют выбрать направления пути, составить карту исследований;



из игр – они учат, помогают узнать новое, знакомят ребят друг с другом;

из праздников – на них встречаются ребята из разных экспедиционных групп, рассказывают о себе, том пути, который прошли, и как им это удалось;

из турниров, встреч, соревнований – где определяются победители, подводятся итоги, намечаются маршруты Экспедиции.

Кто может стать организатором Экспедиции?

Для ребят 1-го класса – учитель и родители, старшие братья и сестры.

Для ребят 2-го класса – учитель, родители, сами ребята, ставшие победителями конкурсов, игр, турниров, проявившие себя.

Для ребят 3-го класса – учитель, родители и сами ребята, старшие друзья – члены детских объединений и организаций.

В Экспедицию могут отправиться и группы ребят разного возраста, объединенные общими интересами.

Программа Экспедиции носит обучающий характер. Развитие и задания связаны с материалами школьных уроков. Необходимо включение в игру подростков как помощников взрослых организаторов. Это зависит от уровня развития самой игры, от позиции организаторов игр – педагогов и родителей.

Организация конкретных дел (конкурсов, игр, праздников, турниров) проводится методом творческих групп, позволяющих привлечь к подготовке всех заинтересованных детей и взрослых.

Куда отправляется Экспедиция? Это зависит от того, с чем хотят познакомиться сами участники Экспедиции, чему научиться и в чем стать лучше. Для этого формируются различные экспедиционные группы (как временные, так и постоянные). Варианты «испытаний», «направлений», «маршрутов», «карт успеха»:



– «Солнцеворот» – путешествие в мир природы, экологии Земли;

– «Зазеркалье» – путешествие в мир самого себя, мир своей души, возможность научиться отличать хорошее от плохого, видеть себя глазами других людей;

– «Тили-мили-трамдия – путешествие для тех, кто ищет дело по душе, хочет разобраться в том, что такое «интерес», который у всех разный;

– «Неведомое, необычное» – путешествие для тех, кто сам может увидеть необычное в обычном, маршрут, который составишь ты сам вместе со своими друзьями.

«Экспедиция ИКС» поможет:

- научиться что-то делать своими руками;

- стать взрослее (от участника Экспедиции – к ее организатору);

- задуматься о том, что такое жизнь и как сделать ее лучше;

- найти настоящих друзей и единомышленников.

С чего начать?

1. Придумать конкурсы, которые помогут определить составы экспедиционных групп, выявить лидеров, определить то, что является трудным для всех.

2. Нарисовать «Карты пути» или «Карты успеха», состоящие из препятствий, преодолевая которые, каждый станет лучше, научится тому, что не знал раньше.

3. Составить игры, помогающие ребятам ответить на интересующие их вопросы, которые научат их разным умениям в спорте, труде, искусстве и т.д.

4. Вместе с победителями игр, конкурсов подготовить праздники, которые помогут поделиться находками.

5. Для подведения итогов разработать турниры, соревнования, где определяются индивидуальные и командные победители, знатоки, умельцы и т.д.

После того, как один из путей Экспедиции пройден, намечайте следующий маршрут, путь и т.д.

Что в результате «Экспедиции ИКС» должно произойти?

Для ребенка:

– раскрытие способностей, развитие склонностей и интересов, приобретение новых знаний, умений и друзей.

Для родителей:

– новые средства общения с ребенком, возможность лучше узнать его как «самостоятельного человека», «творческую личность».

Для педагога:

– использование различных приемов подачи учебного материала через игру, конкурсы;

– помощь в общении друг с другом;

– развитие организаторских, лидерских способностей школьников.

 

 

Технологии воспитания

Семинар 6. Технология анализа педагогической деятельности

Вопросы для обсуждения

1. Почему необходимо анализировать педагогическую деятельность?

2. Назовите требования к организации аналитической деятельности педагога.

3.Какая информация необходима для проведения анализа педагогической деятельности?

4. Как осуществить анализ решения воспитательной задачи?

5. Как организовать анализ формы воспитательной работы?

6. Назовите этапы и формы организации анализа воспитательной работы в классе за учебный год.

7.Почему нужно приобщать детей к анализу учебного процесса?

8.Назовите способы организации анализа учебной деятельности детей.

9.В каких способах аналитической деятельности Вы участвовали сами? Оцените их педагогическую целесообразность и эффективность.

10. Какие изложенные в данном разделе идеи, методические рекомендации вызвали интерес и почему? Что вызывает сомнение и почему?

 

Практические задания

Прочитайте материалы из опыта работы и зафиксируйте основные способы участия детей в аналитической деятельности. 2 балла
Проанализируйте известное Вам воспитательное мероприятие, используя одну из предложенных схем в педагогической литературе. 3 балла
Разработайте вариант коллективного анализа воспитательного мероприятия или учебного занятия. В портфолио 2 балла
Дополнительные задания:
Составьте рекомендации по организации коллективного анализа в классном коллективе за учебный год или определенный период работы. в портфолио 2 балла
Разработайте методику (задачи, содержание, формы и методы) анализа какой-либо проблемы по вашему выбору. 3 балла

 

Семинар 7. Технология организации целеполагания

Вопросы для обсуждения

1.Как связаны цели и целеполагание в педагогическом процессе?

2. Назовите требования к целеполаганию.

3.Как взаимосвязаны цели и результаты деятельности?

4. Покажите на конкретных примерах, как взаимосвязаны цели и задачи в педагогическом процессе.

5. Чем отличаются «свободное» и «жесткое» целеполагание?

6. Приведите примеры различных видов целеполагания.

7.Назовите этапы целеполагания в обобщенном виде.

8. Как можно привлечь учащихся к целеполаганию учебной деятельности?

9.Как определить эффективность целеполагания?

 

Практические задания

Сформулируйте задачи конкретного дела: а) жизненно-практические; б)воспитательные; в) организационно-педагогические 2 балла
Определите результаты конкретного дела (учебного занятия): а) предметные; б) метапредметные; в) личностные 2 балла
Разработайте способы привлечения детей к различным видам целеполагания учебной деятельности. Один из предложенных способов представьте на занятии (сценки по микрогруппам). В портфолио 3 балла
Дополнительные задания:
На конкретных примерах покажите взаимосвязь целей и задач, осуществляя их композицию и декомпозицию: а) цель конкретного дела — цель на период - цель на год — цель перспективная; б) цель личности — цель микрогруппы — цель классного коллектива — цель школы. 2 балла
Разработайте методику целеполагания конкретного дела (учебного занятия). В портфолио 2 балла

 

Семинар 8. Технология организации деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. В чем особенности организации деятельности в детском коллективе

2. Как соотносятся понятия «деятельность в коллективе», «коллективная деятельность», «самоуправленческая деятельность», «проектная коллективная деятельность»? Что общего и какие различия в организации названных видов деятельности?

3. В каких случаях могут быть исключены отдельные этапы организации деятельности в коллективе? А какие этапы можно еще дополнить? Приведите примеры, обоснуйте свою точку зрения.

4. Как соотносятся коллективная и индивидуальная деятельность при организации жизнедеятельности коллектива и общих дел?

 

Практические задания

Проанализируйте примеры коллективных дел, представленных из опыта работа. Заполните следующую таблицу:
Этап организации коллективной деятельности Задача педагога на этапе Используемые приемы для включения участников в деятельность
     
2 балла
Какую роль может выполнять педагог при организации дел в коллективе? Приведите примеры. 2 балла
Какие правила необходимо соблюдать, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно и успешно развивался при организации коллективных дел? 2 балла
Дополнительное задание:
Проанализируйте вариант собрания по целеполаганию и анализу коллективных дел и разработайте свой вариант целеполагания и анализа конкретного коллективного дела. В портфолио 2 балла

 

Из опыта работы

Собрание на тему «Мое любимое занятие»

Цель: организовать индивидуальное целеполагание и планирование деятельности школьников в свободное временя.

Воспитательные задачи:

- формирование у учащихся представления о понятии «досуг» и «хобби»;

- развитие в детях умения высказывать свое мнение, формирование коммуникативных навыков;

- развитие творческих способностей и стремления к целесообразной организации своего досуга;

- формирование умений целеполагания и планирования своего свободного времени;

- формирование положительной мотивации участия в индивидуальной творческой деятельности.

Организационно-педагогические задачи:

-создание благоприятной обстановки для взаимодействия школьников, условий для искреннего, откровенного разговора;

-выяснение интересов детей;

-создание ситуации сознательного включения в работу.

Подготовка

1. Оформление школьниками коллажей на тему: «Как я провожу свое свободное время» и «Чем бы я хотел заниматься в свое свободное время».

2. Написание мини-сочинений на тему «Я хотел бы научиться ….., это в жизни пригодится».

3. Подготовка презентаций руководителями кружков и творческих мастерских.

4. Подготовка выступлений по теме «Мое любимое занятие» с активными учащимися (рассказ о различных видах индивидуальной творческой трудовой деятельности).

Проведение

1. Вступительное слово. Как вы обычно проводите свое свободное время?

2. Работа с понятием «досуг». Какими словами мы часто называем свободное от учебы, время? (досуг) В свое свободное время человек может заниматься чем угодно: заняться спортом, творчеством, посмотреть телевизор, поиграть.

Досуг очень важен для любого человека? Почему, как вы думаете? Человек отвлекается от своего основного вида деятельности. Свободное время предоставляет большие возможности для творчества, в котором каждый сможет себя проявить, чему-то научиться, получить новые знания.

Досуг – это просто удивительная страна. И вы бы, наверное, обитали бы только о там, и я уверена, что порою вам кажется, что времени для нее очень мало. А на самом деле, ученые подсчитали, что его у каждого предостаточно.

Посчитайте, сколько дней в году тратится на вашу учебу, если 180 дней – это ваши каникулы, воскресения, праздники, 100 дней – в личном распоряжении каждого.

Да, ребята 280 дней – это очень много. Важно разумно распорядиться этим богатством, сочетая приятное с полезным, да так, чтобы доставлять себе радость и удовольствие.

А насколько разумно вы тратите свое свободное время?

3. Анализ содержания коллажей «Мое свободное время», выделение наиболее типичных линий поведения в свободное время. Представление коллажей на тему «Чем бы я хотел заниматься в свободное время?».

4. Оказывается, не все могут похвастаться интересным и полезным досугом, хотя у многих есть любимые занятия. В английском языке занятие, которым человек любит заниматься, называется «хобби». Хобби – это английское слово, оно означает увлечение, любимое занятие для себя на досуге. Хобби может быть не только интересным, но и полезным для себя и окружающих. А какие интересные хобби есть у наших ребят? Выступления «Мое любимое занятие», подготовленные учениками. Скажите, чье увлечение показалось вам наиболее интересным? А какое - приносит наибольшую пользу?

5. А какому интересному и полезному занятию вы хотели бы посвятить свой досуг? Анализ содержания мини-сочинений «Я хотел бы научиться…, это в жизни пригодится».

6. Работа в микрогруппах. Обсудите в группе и составьте список наиболее интересных и полезных занятий в свободное время. После обсуждения составляется общий перечень занятий на доске.

7. Представление презентаций деятельности кружков и творческих мастерских. После выступлений представителей ребята могут задать им вопросы о содержании работы кружка или мастерской.

8. Индивидуальная работа. Каждый ученик отвечает на вопросы: «Какое интересное и полезное занятие я выберу для себя в свободное время?», «В каком кружке или мастерской я хотел бы заниматься?», «Какие знания, умения, навыки смогу приобрести?», «Чем будет полезно мое увлечение мне и другим людям?» Затем педагог предлагает каждому выступить назвать выбранную форму работы и обосновать свой выбор.

9. С учетом выбора школьники объединяются в микрогруппы, и под руководством представителей выбранных кружков и мастерских каждому предлагается составить план своих занятий в свободное время. Желающие могут представить свой вариант присутствующим и рассказать, что они изменили в своем свободном времени и почему.

10. В заключении каждому участнику предлагается закончить фразу «Свободное время для меня – это…»

11. На собрании в конце четверти педагог предлагает детям рассказать, как им удалось выполнить запланированное, и каких результатов они добились, занимаясь в кружке или мастерской, которую выбрали.

 

 

Семинар 9. Технология проектирования индивидуальной образовательной деятельности учащегося.

Вопросы для обсуждения

1. Почему необходимо проектировать индивидуальную образовательную деятельность учащегося?

2. Какие проекты индивидуальной образовательной деятельности могут создаваться участниками педагогического процесса?

3. Кто участвует в проектировании индивидуальной образовательной деятельности ученика?

4. Какие функции выполняет педагог при проектировании образовательной деятельности ребенка?

5. В каких случаях особенно важно проектировать индивидуальные программы детей?

 

Практические задания

Опираясь на образец, предложенный из опыта школы, составьте программу своей образовательной деятельности на ближайший год. 2 балла
Составьте план изучения важной для Вас учебной дисциплины. 2 балла
Составьте индивидуальный план прохождения педагогической практики в качестве классного руководителя/ воспитателя. 2 балла

На этом семинаре будет итоговый тест по всему разделу «Технологии педагогической деятельности»

 

Семинар 10. Технология принятия управленческих решений: умение учителя управлять собственным состоянием

Вопросы для обсуждения:

1. Что входит в управление собственным состоянием?

2. Опишите способы управления своим состоянием, которыми пользуетесь Вы и Ваши близкие. Обоснуйте условия их использования.

3. Какие способы можно использовать, чтобы воспринять плохое событие в школе как несущее положительную информацию?

4. Чем определяется уровень «порога»? назовите 3 группы факторов.

5. Какие примеры из личного опыта показывают важность умения управлять собой?

6. Каковы причины возникновения нервного напряжения и их влияние на здоровье учителя?

7. Каковы роль и значение способности переключаться?

Практические задания:

Написать как можно больше способов, которыми учитель может снять возникшее на уроке напряжение прямо в ходе урока. 2 балла
Каким образом можно использовать: яркие представления о каком-либо объекте для расслабления? Контроль тонуса мышц для расслабления? Контроль и регуляцию дыхания и движений для расслабления? 2 балла
Написать как можно больше способов, которыми учитель может снять возникшее на уроке напряжение на перемене между уроками. 2 балла
Написать как можно больше способов переключения «в течение дня», в том числе регулярных, выполнение которых требует систематических усилий. 2 балла
Дополнительные задания:
Составьте «словестные формулы»: они должны быть краткими, утвердительными, в настоящем времени, от первого лица. 3 балла

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.