Сделай Сам Свою Работу на 5

Взаимовлияние и взаимопонимание в межличностном общении.





 

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. На механизме идентификации основана методика Д. Карнеги (1888—1955), изложенная им в книге "Как оказывать влияние на людей".

Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основоположник гуманистической психологии К.Роджерс (1902—1987) определял эмпатическое понимание как "умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание". С точки зрения характеристики общения как идентификация, так и эмпатия требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по общению, понимать меня.



Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

В процессе перцепции происходит влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния.

Обнаружены эффекты восприятия (перцепции), в результате которых возможны неточности и ошибки восприятия: эффект «ореола», эффект «новизны и первичности», эффект стереотипа восприятия.

Эффект ореола. Он проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Механизм похож, но источник другой. Природа эффекта ореола объясняется формированием специфической установки, отношения к партнеру по общению. Эта установка определяет направленное приписывание ему определенных качеств. Любая информация, которую мы получаем о человеке, накладывается на тот образ, который был заранее создан. Он и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по общению. Говоря другими словами, если мы видим превосходящего в чем-либо нас человека, то оцениваем его значительно выше чем есть на самом деле. В экстремальной ситуации происходит снижение планки доверия, и люди часто готовы прислушаться и согласиться изменить свое представление.



В качестве примера: эксперимент с парами студентов. давали каждому члену из пары ложное представление об оппоненте. В первом случае – отрицательную характеристику (один из самых недружелюбных, с которыми мне приходилось в последнее время общаться), затем их оставляли одних. В результате, негативное предубеждение побуждало студентов видеть враждебность, скрывающуюся за его неестественной улыбкой (оппонент в обоих случаях был положительно настроен). Во втором случае студентам давали положительный настрой.

Другой феномен - эффект стереотипизации, о котором уже говорилось. Следующий феномен это - каузальная атрибуция. Когда возникает казуальная атрибуция? Она возникает в тот момент, когда возникают неожиданные преграды и трудности на пути совместной деятельности. При возникновении трудностей и конфликтов, при столкновении интересов, взглядов. Когда это происходит, люди прибегают к каузальной атрибуции, т.е. мы стараемся приписать причины поведения другим людям – объяснить поведение других. Чем больше затруднений встречается при взаимодействии, тем более серьезно мы подходим к поиску причин.



Вот пример: кто-то опаздывает на встречу. Один из ожидающих считает, что это связано с плохой работой транспорта, другой, что опоздание - результат легкомыслия, третий – сомневается, не сообщил ли он опаздывающему другое, неверное место встречи, четвертый – что их специально заставляют ждать.

Таким образом, у всех разные представления о причинах опоздания. 1 – обстоятельства, 2 – особенности личности, 3 – причина в себе, 4 – опоздание намеренное и целенаправленное. Причины мотивирования атрибуции разные, потому что приятели по- разному проводят атрибуцию.

Несколько слов о других эффектах.

· Эффект первого впечатления, знакомства состоит в в том, что первая информация переоценивается по отношению к последующей.

· Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

· Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

· Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

· Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

· Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

· Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

· Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

· Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

· Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

· Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

· Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

· Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

· Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

· Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

· Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Особое значение перцептивная сторона общения приобретает в условиях первого контакта. Первое восприятие создает первое впечатление, которое часто является определяющим при последующих контактах, особенно в своем эмоциональном проявлении.

Перцептивная сторона общения во многом определяет адекватно или неадекватно, напряженно или нет, конструктивно ли, эффективно ли будет формироваться мотивация последующего общения.

Ошибки восприятия, перцепции порой связаны с наличием перцептивных барьеров, к которым можно отнести барьеры речи и установки. Трудности речи, //такие как ее нарушения или затруднения искажают коммуникацию из-за элементарной невозможности услышать передаваемую информацию и понять ее. Установки, т.е. сформированные в результате жизненного опыта оценки, стереотипы, готовность к определенным действиям, отрицательные реакции, предубеждения, лишают возможности быть активным участником общения и воспринимать, что происходит непосредственно в процессе общения. Люди с подвижными установками способны понимать, приспосабливаться к обстановке. Те, же у кого взгляды, установки стабильны часто некоммуникабельны, т.к. они уже заранее и так все про всех знают.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная перцепция ?

2. Какие факторы влияют на восприятие людей?

3. Что такое психологическая установка и какова ее роль?

4. Что такое стереотип и какова его роль в человеческом восприятии?

5. Перечислите и объясните типичные ошибки восприятия.

6. Взаимовлияние и взаимопонимание в межличностном общении.

7. В чем заключается и как осуществляется механизм идентификации?

8. Объясните понятие эмпатии.

9. Что означает рефлексия в психологии и философии?

10. Раскройте наиболее распространенные эффекты восприятия.

В основе восприятия

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.