Сделай Сам Свою Работу на 5

Краткий обзор истории ДП.





Говоря об особенностях развития психологии как науки, Г.Эббингауз подчеркивал: «Психология - это наука, имеющая долгое прошлое и краткую историю». Данные слова известного немецкого ученого можно с полным основанием отнести и к развитию ДП.

В истории ДП можно выделить три глобальных периода. Начало первого периода можно отнести к 6-5-в.в. до нашей эры. Первый период - донаучный – связан с появлением интереса к индивидуальным различиям, попыткам найти им объяснение. Это и первые попытки дифференцировать соплеменников и представителей друг их племен (присваивание тотема), и фиксация индивидуальных особенностей в имени (например, в именах индейцев, что нашло поэтическое отражение в романах Ф.Купера). К этому же периоду от носятся и первые попытки систематизации индивидуальных различий, что выражалось в составлении разнообразных гороскопов - по звездам, гороскопов друидов и т.д. К таким же первым попыткам систематизации можно отнести и хиромантию - одну из древнейших систем предсказания индивидуальных особенностей человека, черт его характера, пережитых им событиях и грядущей судьбе по кожному рельефу ладоней.



В рамках донаучного периода возникли некоторые идеи, пересекающиеся с современными исследованиями. Так, научной психологией хиромантия неизменно отвергалась, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики. На сегодняшний день исследуется гипотеза о том, что формирование кожного рисунка ладоней, как и развитие мозга, происходит на определенном период внутриутробного развития и обусловлено влиянием генного набора родителей или хромосомными аберрациями у плода.

Подданному направлению проведена серия интересных экспериментальных исследований. Так, Б.Г.Ананьев и его коллеги проводили в 60-х годах эксперимент на базе ЛГУ. В цель исследования входило сопоставление пальцевых узоров и свойств нервной системы. Реакция студентов, вызванная продуцированной мини-стрессовой ситуацией, связанной с предложением оставить отпечатки пальцев, фиксировалась и сопоставлялась с определенным типом линий на пальцах (петли, завитки, дуги). Были получены определенные корреляционные связи. Дальнейшие эксперименты были сосредоточены на поисках зависимости между поперечными узорами на ладонях и генными аномалиями (например, болезнью Дауна), коэффициентами интеллекта, а также были предприняты работы по изучению дерматоглифики левшей и серийных убийц.



В настоящий момент возрождается интерес к еще одному древнему направлению изучения индивидуальности физиогномике. Надо сказать, что первые попытки определять характер человека, ориентируясь на особенности его лица, предпринял еще Аристотель (по этому поводу историки спорят: многие из них считают, что первенство принадлежит Пифагору). Аристотель связывал характер человека с характером похожего на него по внешнему облику животного. Так, человек, похожий па льва бесстрашен,' благороден, смел; человек, похожий на волка - активен, любознателен; человек, похожий на кабана - хитер, жаден и т.д. Данные изыскания продолжил в эпоху Возрождения И.Г.Лафатер, а в 19 в. – Ч. Ломброзо. На сегодняшний день интерес к физиогномике держится на достаточно высоком уровне.

Второй этап включает в себя развитие ДП в рамках философии и медицины. Здесь можно вспомнить и о работе Платона «Классификация характеров», и труды Гиппократа, Галена, Гааля.

X. Уарте, испанского ученого-философа 16-го века, справедливо называют одним из основателей ДП, так как ему принадлежит работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми для определения их пригодности к различным профессиям. И. Кант в книге «Антропология с прагматической точки зрения» описывает различия, связанные с половой принадлежностью, особенности интеллектуальных способностей и воображения. Огромную роль в возникновении ДП внес Ф.Гальтон, изучавший влияние наследственных факторов на выраженность индивидуальных различий.



Но все же основателем дифференциальной психологии как самостоятельной науки является немецкий ученый В. Штерн. В 1900г. он пишет работу «О психологии индивидуальных различий» идеи к дифференциальной психологии», которая была переиздана в 1911 году уже подзаголовком «Дифференциальная психология и ее методические основы». В этих работах В.Штерн намечает основные направления развития ДП. С этого момента развитие ДП вступает в третий этап. На сегодняшний день принято, выделять три центра развития ДП (см. рис.2):

1.Европа в рамках работ В.Штерна, А.Бине, Ф.Гальюна,Ч.Спирмена, и др.

2. .Америка работы А.Анастази, Д.Кеттела, Г.Мюнстерберга и др.

3. Отечественное направление - работы А.Ф.Лазурского (учение о психических уровнях и классификациях личностей), Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина, В.М. Русалова (изучение свойств нервной системы, темперамента и др.)


 

3. Методы дифференциальной психологии.

Для ДП характерны:

1. общенаучные методы (наблюдение, эксперимент);

2. собственно психологические методы

интроспективные (самонаблюдение, самооценка), психофизиологические (методика кожно-гальванических реакций, электроэнцефалографический метод, методика дихотомического прослушивания и др.), социально-психологические (беседа, интервью, анкетирование, социометрия), возрастно-психологические («поперечные» и «продольные» срезы), тестирование, анализ продуктов деятельности.

3. психогенетические методы

а)Генеалогический метод — метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном. Посылкой для использования метода является следующее: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Таким образом, изучая степень проявления определенного признака у родственников, можно определить, является ли данный признак наследуемым.

б). Метод приемных детей. Метод состоит в том, что в исследование включают 1) детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям,

2) приемных и 3) биологических родителей. Поскольку с каждым из биологических родителей дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов. То разделяют средовые характеристики, то возможно определение относительной роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.

в)Близнецовый метод. Начало методу близнецов положила статья Ф.Гальтона. вышедшая в 1876 г. «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания». По начало реальных исследований в данном направлении приходится на начало 20-го столетия. Существует несколько разновидностей данного метода.

а) метод контрольных групп

Метод основан на изучении двух существующих типов близнецовых пар: монозиготных (М3), образованных из одной яйцеклетки и одного спермия и имеющих практически полностью совпадающий хромосомный набор, и дизиготных (ДЗ), хромосомный набор которых совпадает лишь на 50%. ДЗ и М3 пары помещаются в идентичную среду. Сопоставление внутри парного сходства у таких моно- и дизиготных близнецов покажет роль наследственности и среды в возникновении индивидуальных различий.

б) метод разлученной близнецовой пары

Метод основан на изучении внутрипарного сходства разлученных в раннем возрасте волею судьбы моно- и дизиготных близнецов. Всего в научной литературе описано около 130 таких нар. Обнаружено, что разлученные М3 близнецы обнаруживают большее внутрипарное сходство, нежели разлученные ДЗ.

в) метод близнецовой пары

Метод заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко представляющей собой замкнутую систему, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную» личность.

г) метод контрольного близнеца

Подбираются особо похожие монозиготпые пары (идеально идентичные экспериментальная и контрольная группы), а затем в каждой паре одного близнеца подвергают' воздействию, а другого нет. Измеряя различия в признаках, на которые было направлено воздействие, у двух близнецов, оценивают эффективность воздействия.

Требуется отметить, что многочисленные исследования близнецов показывают, что:

– корреляция между результатами тестов на умственное развитие монозиготных близнецов очень высока, у разнояйцевых значительно ниже;

– в области специальных способностей и личностных черт корреляции между близнецами слабее, хотя и здесь монозиготные проявляют большее сходство, чем дизиготные;

– в отношении многих психологических качеств различия внутри пар дизиготных близнецов не превышают различия внутри пар монозиготных близнецов. Но существенные различия проявляются чаще всего среди дизиготных;

– в отношении шизофрении процент соответствия между монозиготными, дизиготными и братьями с сестрами гаков, что показывает наличие наследственной предрасположенности к данному заболеванию.

4. Математические методы.

Использование методов статистического анализа явилось одной из предпосылок выделения ДП в полноценную науку. Следует отметить, что и здесь одним из первопроходцев был известный англичанин Ф.Гальтон, который стал применять данный метод для доказательства своей теории наследуемости гениальности. Обычно используют следующие приемы статистического анализа.

Дисперсионный анализ - позволяет определить меру индивидуального варьирования показателей. Зачастую именно дисперсионный анализ дает основную психологическую информацию. Так, представим себе, что в двух студенческих группах средний балл, полученный на экзамене по общей психологии, составляет 4 балла. Но в первой группе были и тройки, и двойки, и пятерки, а вторая группа активно списывала и в результате все ее участники получили по 4. Абсолютный среднегрупповой результат одинаков для обеих групп - 4 балла, но за ним стоит совершенно различный психологический смысл.

Индуктивная статистика. Основная задача индуктивной статистики определять, насколько статистически значимы различия между выборками.

Для этого определяют разность между средними значениями двух распределений показателей, отклонения от среднего значения и с помощью производят расчеты. Так. к примеру, если мы имеем группу испытуемых, на которую было оказано воздействие, то с помощью индуктивной статистики можно определить, имеется ли статистически значимое различие в показателях, которые демонстрируют испытуемые до и после воздействия.

Корреляционный анализ. Устанавливает, во-первых, наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными (например, между ростом и весом ребенка, между уровнем интеллекта и школьной успеваемостью, между временем, затраченным на подготовку к экзамену, и полученной оценкой). Во-вторых, показывает, сопровождается ли увеличение одного показателя возрастанием (положительная корреляция) или уменьшением (отрицательная) другого. Иными словами, корреляционный анализ помогает установить, можно ли предсказывать возможные значения одного показателя, зная величину другого. Коэффициент корреляции это величина, которая может варьироваться в пределах от +1 до -1 случае полной положительной корреляции этот коэффициент равен плюс 1, при полной отрицательной - минус 1. В случае, если коэффициент корреляции находится около 0, обе переменные независимы друг от друга. Для того, чтобы можно было делать выводы о степени выраженности корреляции, пользуются специальными формулами и расчетными таблицами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.