Сделай Сам Свою Работу на 5

Словообразовательная цепь





Рассмотрим ряд однокоренкых слов: учи(ть) учи-тель учи-тель-ниц(а); бел(ый) бел-(ить) по-бели(ть) побел-к(а) побелоч-н(ый); готов(ый) готов-и(ть) за-готов(ить) заготов-к(а) заготов-щик заготовщиц-к(ий). Эти ряды производных выстроены так, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей: глагол учить служит производящим для существительного учитель; от имени существительного учительпроизведено имя лица женского пола — учительница. Совокупность производных, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей, называется словообразовательной цепью (или цепочкой). Эта комплексная единица выявляет ступенчатый характер русского словообразования. Она демонстрирует синтагматические отношения между однокоренными словами. Слова в цепи связаны отношениями последовательной производности.

Словообразовательная парадигма — это класс однокоренных дериватов, находящихся в словообразовательном гнезде на одной и той же ступени производности и связанных между собой отношениями совместной производности, т. е. мотивированных одним и тем же производящим. Так, в словообразовательном гнезде с вершиной здоровый представлены следующие парадигмы:



здоровенький, здоровенный, нездоровый, здороветь, оздоровить, здоровье — дериваты I ступени производности, образованные от одного и того же производящего (в данном случае — непосредственно от вершины гнезда);

оздоровлять, оздоровление — дериваты II ступени производности (образованы от глагола оздоровить);

выздоровление, выздоравливать — дериваты III ступени производности (образованы от глагола выздороветь).

Между однокореннымн словами существуют не только отношения последовательной производности, но и отношения совместной производности (кодеривации). Иными словами, такие отношения можно назвать радиальными — от одного производящего образуются пучки производных:

снеж-ок

снег снеж-н(ый)

снеж-инк(а)

Совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства называют словообразовательной парадигмой (СП). Применение этого термина аналогично применению термина «морфологическая парадигма». Его введение способствует установлению изоморфизма между словообразованием и морфологией. Подобно тому, как словоформы склонения и спряжения образуют морфологические парадигмы, совокупность производных от одного и того же слова образует его словообразовательную парадигму. Понятие СП — молодое в теории синхронного словообразования. Возникновение его связано с поисками изоморфизма между строением разных систем языка, стремлением выявить парадигматические отношения между единицами словообразования. Подобно морфологическим парадигмам СП имеют постоянный член (производящая база) и переменные члены (деривационные аффиксы). В отличие от морфологических парадигм, которые объединяют словоформы одного слова, СП объединяют разные слова, в том числе слова разных частей речи, и не включают слово, служащее производящим для членов парадигмы.



Словообразовательное гнездо — это комплексная единица словообразовательной системы, представляющая собой упорядоченную совокупность всех однокоренных дериватов, связанных отношениями непосредственной или опосредованной производности с одним непроизводным (базовым) словом, которое называется вершиной данного гнезда. Элементами словообразовательного гнезда, кроме его вершины, являются также словообразовательная цепочка и словообразовательная парадигма.

Для примера воспроизведем словообразовательное гнездо, вершиной которого является прилагательное здоровый.

Словообразовательная цепочка представляет собой ряд из трех и более однокоренных слов, входящих в одно словообразовательное гнездо и находящихся в отношениях последовательной производности. Исходным звеном словообразовательной цепочки является вершина словообразовательного гнезда. Ср., например, две словообразовательные цепочки, принадлежащие рассматриваемому гнезду: здоровый -> нездоровый. -> нездоровиться; здоровый -> здороветь -> выздороветь -> выздоровление(всего в данном гнезде шесть словообразовательных цепочек). Словообразовательные цепочки демонстрируют ступенчатый характер деривационных отношений. Так, дериват нездоровый,непосредственно образованный от слова — вершины гнезда, находится на I ступени производности, дериватнездоровиться — на II ступени производности.



словообразовательная пара: соотношение производной и производящей основ (белыйбелить, регулировать регулировщик, пионер пионерка, чернила чернильница, писать переписать, красавица раскрасавица и т. п.). Словообразовательные пары, между которыми имеются тождественные формальные и семантические отношения, входят в один словообразовательный тип: сахар сахар-ница, селедкаселедоч-ница, сухарь сухар-ницаи т. п. Термином словообразовательный тип называют не совокупность словообразовательных пар, а схему (формулу) построения производных слов.

Вопрос 16. Словообразовательное значение., словообразовательный тип и морфонологическая модель. Словообразовательная категория.

Словообразовательный тип является основной единицей классификации производных слов. Под словообразовательным типом понимается класс дериватов, принадлежащих к одной части речи и характеризующихся одинаковыми словообразовательными свойствами: а) производностью от слов одной части речи; б) одинаковым видом словообразования; в) общим способом словообразования; г) тождественным словообразовательным значением; д) одним и тем же средством выражения словообразовательного значения — дериватором.

Например, к одному и тому же словообразовательному типу относятся отсубстантивные существительные лесник и печник:они образованы в рамках номинативного словообразования от одной части речи (существительного) одним и тем же способом (суффиксацией), при этом имеют одинаковое словообразовательное значение "лицо, характеризуемое по отношению к предмету, названному производящей основой", которое выражено одним и тем же суффиксом -ник. К этому типу не относятся, например, дериваты: работник (существительное образовано не от существительного, а от глагола),аптекарь, киоскёр (словообразовательное значение выражено другими суффиксами: -ар", -ор).

Кроме того, при общей характеристике того или иного словообразовательного типа учитываются транспозиционный/нетранспозиционный вид отношений между дериватом и производящим, а также продуктивность/непродуктивность тина.

Транспозиционность/нетранспозиционность типа связана с частеречной принадлежностью производящего и производного слов. Для транспозиционных словообразовательных типов характерна отнесенность производного и производящего слов к разным частям речи [петь (гл.) -> певец (сущ.); белый (прил.) -> белеть (гл.)]. Если члены словообразовательной пары принадлежат к одной части речи, то имеет место нетранспозиционный словообразовательный тип (петь -> спеть; белый -> беленький).

Транспозиционный или нетранспозиционный характер словообразовательного типа связан с видом словообразования. Для номинативного словообразования характерны как транспозиционные типы (петь -> певучий; учить -> учитель), так и нетранспозиционные (петь -> спеть; учитель -> учительница). Все типы конструктивного (синтаксического) словообразования являются транспозиционными (петь -> пение; белый —> белеть). Экспрессивное и стилистическое словообразование представлено нетранспозиционными типами (старуха -> старушенция; табурет -табуретка). При компрессивном словообразовании, когда производящим является комплекс основ, обычно принадлежащих к различным частям речи (МХАТ -> Московский Художественный академический театр), разграничение транспозиционных и нетранспозиционных типов лишено смысла.

Продуктивность/непродуктивность словообразовательного типа выражается в том, может ли он пополняться новыми дериватами. Продуктивны, например, типы отадъективных прилагательных с суффиксом -ск-/-еск-(ср. неологизмы:аэрофлотский, биоакустический, индуистский) или с префиксом анти- (антиколониальный, антипатриотический, античеловеческий). Непродуктивные словообразовательные типы представлены закрытыми списками дериватов: они не пополняются новыми словами. К числу непродуктивных словообразовательных типов относятся, например, типы собирательных существительных с суффиксом –няк(дубняк, ивняк), отсубстантивных прилагательных с суффиксом -ав- (кровавый, дырявый).

С учетом всего сказанного можно охарактеризовать глаголы типа подзабыть, подустать следующим образом. Это тип номинативного внутриглагольного словообразования (т, е. образования отглагольных глаголов) аффиксальным способом (префиксацией — префикс под-), имеющий модификационное словообразовательное значение "совершить действие, названное производящим, с незначительной интенсивностью"; тип нетранспозиционный и, согласно «Русской грамматике», продуктивный, особенно в разговорной речи и просторечии. Поскольку производящие (забыть, устать) относятся к общеупотребительной лексике и этим серьезно отличаются в стилистическом отношении от разговорных дериватовподзабыть, подустать, рассматриваемый словообразовательный тип должен быть отнесен не только к номинативному, как уже говорилось ранее, но одновременно и к стилистическому виду словообразования.

Для номинативного словообразования характерно выделение разных семантических разновидностей одного и того же словообразовательного типа, или разных словообразовательных семантических образцов. Это выделение основывается на вариантах одного и того же словообразовательного значения. Так, отсубстантивные существительные секретарша игенеральша относятся к одному и тому же словообразовательному типу, но к разным семантическим разновидностям, поскольку суффикс -ш- в секретарша обозначает просто женскость ("женщина –секретарь), а в слове генеральшауказывает на определенные родственные отношения (не "женщина-генерал", а "жена генерала"). К разным семантическим разновидностям словообразовательного типа отглагольных существительных относятся также дериваты типа читатель, выключатель (обозначающие "лицо или же предмет в его отношении к действию, названному производящей основой").

Примером словообразовательной категории является совокупность словообразовательных типов, объединяющая все формально различные дериваты с одним и тем же деривационным значением "лицо, характеризуемое по его отношению к предмету, названному производящим" (автомобилист, пулемётчик, табунщик, фабрикант, гусляр, аптекарь, киоскёр).

Перечислим некоторые словообразовательные категории современного русского языка (более детально соответствующие группировки дериватов рассмотрены в работах Е. А. Земской, В.В.Лопатина, Р. С. Манучаряна, И. С. Улуханова и др.).

1. Категория отсубстантивных существительных с моди-фикационным словообразовательным значением "увеличительность" (указание на значительное превышение по сравнению с нормой одного из существенных параметров предмета, названного производящим): префиксальные существительные типа сверхчеловек, супертанкер; суффиксальные дериваты типа домина, лапища, человечище.

2. Категория отсубстантивных существительных с моди-фикационным словообразовательным значением "уменьшительность" (указание на реализацию одного из параметров предмета, названного производящим, в незначительной степени, ниже нормы) включает только суффиксальные дериваты типа городок, садик, костюмчик, шубка, гнёздышко, болотце, часики.

3. Категория отадъективных существительных с мутационным словообразовательным значением "предмет или лицо — носитель признака, названного производящим": суффиксальные существительные типа старик, хищник, парусник, мудрец, бедняк, синяк, крепыш, документалист, вечёрка "разг. вечерняя газета", неженка, раскладушка, жадина, тупица, симпатяга, дорогуша, грязнуля; субстантиваты типа будущее, производное, производящее.

4. Категория отадъективных прилагательных с модифика-ционным словообразовательным значением "очень высокая степень проявления признака": препротивный, наиважней книжн. архиопасный; разг. развесёлый, хитрющий, толстенный; полнёхонький, новёшенький; умный-умный, красивый-прекрасивый, читаный-перечитаный.

5. Категория отсубстантивных прилагательных с мутационным словообразовательным значением "обладающий свойством, характерным для предмета, названного производящим": трубчатый, крючковатый, сиротливый, серебристый, золотой; шаровидный.

6. Категория отглагольных глаголов с модификационным словообразовательным значением "довести действие до чрезмерного результата": пережарить, перезаниматься.

7. Категория отглагольных глаголов с модификационным словообразовательным значением "не довести действие до результата или нормы" (значение неполноты действия): недоделать, недобежатъ.

8. Категория отсубстантивных глаголов с мутационным словообразовательным значением "совершать действие с помощью предмета, названного производящим": боронить, бом бить, шприцевать, разг. прикнопить.

Словообразовательное значение (деривационное значение) — одно из основных понятий словообразования; особый тип значения слова, которым может обладать толькопроизводное слово.

Словообразовательное значение выражается с помощью словообразовательного форманта и устанавливается путем сопоставления производного и производящего слов. Например, разница между лексическими значениями слов столик и стол — компонент «маленький», соответственно, словообразовательное значение слова столик — «маленький предмет, обозначенный производящим словом».

Однако не всегда словообразовательное значение производного слова можно установить методом сопоставления с производящим словом, так как, кроме значения форманта, в семантической структуре производного слова могут быть также семантические приращения. Поэтому для определения словообразовательного значения, привносимого формантом, необходимо сопоставлять производное слово с другими производными, образованными тем же способом.

В лингвистической литературе часто используют недифференцированно, как синонимы, термины «словообразовательный тип» и «модель». В них обычно вкладывают то содержание, которое мы придаем термину «тип». Термин «модель» целесообразно использовать для обозначения морфонологических разновидностей внутри одного и того же словообразовательного типа. Слова одного и того же типа могут производиться с разными морфонологическими особенностями (по разным морфонологическим моделям): 1) с чередованием фонем на границе морфов и без него (ср.: таганрож-ский — танагрог-ский, риж-ский, лейпциг-ский); 2) с помощью интерфиксов и без них (ср.: ленинград-ский и орл-(ов)-ский; ялт-(ин)-ский); 3) с усечением основы и без него (ср.: Манилов — манилов-щина и прямолинейн(ый) — прямолиней-щина; самбо — самб-ист и каноэ — каноэ-ист); 4) с наложением морфов и без него (ср.: лиловый — лиловатый и красный — красноватый).
Таким образом, в одном словообразовательном типе могут объединяться слова, произведенные по разным моделям. Для одних словообразовательных типов такое объединение характерно, другим оно не свойственно.

 

Вопрос 17. Словообразование и словопроизводство. .Способы словообразования. Аффиксальные морфологические способы словообразования, чистые и комбинированные.

словообразование

1) Раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. 2) Образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным моделям, существующим в данном языке.

Лексико-семантический способ словообразования. Образование новых слов в результате распадения слова на омонимы, т. е. приобретение одной и той же лексической единицей разных значений. Долг (задолженность) — долг (обязанность). Мир (вселенная) — мир (состояние без войны). Пионер (первооткрыватель) — пионер (член детской коммунистической организации). Реакция (ответ организма на раздражение; химическое взаимодействие между веществами) — реакция (политика подавления общественного прогресса). Л е к с и к о-синтаксический- способ словообразования. Образование новых слов в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов. Быстротекущий (из быстро текущий), вышеупомянутый (из выше упомянутый), вдребезги (из в дребезги, т. е. "в осколки, в черепки”), нижеподписавшийся (из ниже подписавшийся), -сегодня (из сего дня), тотчас (из тот час). Морфологический способ словообразования. Основной способ обогащения словарного состава русского языка, заключающийся в создании новых слов путем сочетания морфем на базе имеющихся в языке основ и словообразовательных аффиксов. Различаются; 1) аффиксация, 2) безаффиксный способ словообразования, 3)словосложение и 4) аббревиация. 1) В аффикс а ц и и выделяются;

а) суффиксальный способ словообразования. Образование новых слов путем присоединения суффикса к производящей основе. Атомщик, автоматчик, физкультурник, комсомолец, вузовец, тракторист, кассирша, военизация;

б) префиксальны и способ словообразования. Образование новых слов путем прибавления префикса к производящему слову. Аритмичный, антиобщественный, архиопасный, сверхскоростной, ультраправый, экстраординарный. Вписать, выписать, дописать, записать, исписать, переписать, приписать, прописать, расписать, списать;

в) суффиксально-префиксальный способ словообразования. Образование новых слов путем одновременного присоединения приставки и суффикса к производящей основе или слову в целом. Бесплатный, внеплановый, доисторический, заоблачный, межконтинентальный, надводный, пожизненный, подземный, пришкольный, предвечерний, послеобеденный, отглагольный; выспаться, вчитаться, прилуниться.

2) Безаффиксный способ словообразования. Образование новых слов (имен существительных) от производящей основы (глагола или имени прилагательного) без добавления аффиксов (образующая основа становится основой существительного). Взрыв, накал, прицеп, прогул, разбег; гниль, нечисть, погань, удаль.

3) Словосложение. Образование новых слов путем объединения в одно целое двух и более основ. Теплоход, светотехник, железобетон, чернозем, самокритика, скопидом; народнохозяйственный, темно-синий, девятикилометровый, всевозможный, своенравный, самодовольный, металлорежущий, многозначный. см. сложное слово.

4) Аббревиация см. аббревиатура и сложносокращенное слово.

Морфолого-синтаксический способ словообразования. Образование новых слов в результате перехода лексических единиц из одной части речи в другую и связанной с этим лексикализации грамматической формы или переоформления целой парадигмы. Весной, ночью, шагом, дома; булочная, гостиная, передняя, столовая, дежурный, нищий, портной, трудящиеся, заливное, пирожное, приданое, слабительное.

Словопроизводство — I ср. Образование производных слов как один из способов словообразования (в лингвистике). II ср. устар. Объяснение происхождения слов; этимология (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Основные способы словообразования. Законы словообразования с примерами: 1) Учитывать лексическое значение слова (наручники <= рука (ручники по смыслу не подходят)-приставочно-суффиксальный) 2) Производная и производящая основа должны отличаться на минимум морфем (задаром =>даром – приставочный) 3) Учитывать части речи (за нашим ЛЕСОМ – непроизводящее, но ехать ЛЕСОМ – переход из одной части речи в другую) I) Суффиксальный Наречия на –о, -е (молниеносно-молниеносный ) Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать – рассмотреть) Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение – положить) II) Переход из одной части речи в другую (думаю не стоит объяснять, так как всё понятно) III) Приставочный (если слово существует в языке и обйсняет исходное слово) Глаголы (воздействует-действует…) Наречия (навсегда – всегда…) Существительное (сверхчеловек – человек…) Прилагательное (гиперактивный – активный….) Местоимение (никогда – когда, нигде – где..) IV) Приставочно-суффиксальный (главное, чтобы логически слово объясняло исходное) Глаголы (разбежаться – бег…) Прилагательное (беспомощный - помощь…) Существительное (подснежник – снег, поморье – море…) Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый) V) Бессуффиксный (только существительные путём отрезания от производящего слова окончания и суффикса) Образ. от глаг (значение действия) (нагрев – нагревать, смотр – смотреть , бег – бегать….) Образ. от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….) VI) Сложение основ (легко, но не путать с суффиксальным: Земледельческий <= земледелие, суффиксальный) VII) Сложение и суффиксация (такого на ЕГЭ нет). VIII) Способ, которого также нет в ЕГЭ. Постфиксальный – это аффиксальный способ словообразования, который использует в качестве средства словообразования постфикс: купать – купаться. Подробнее о способах словообразования Словообразовательный анализ отвечает на вопросы: от какого слова образовано данное слово? каким способом образовано данное слово? Выделяют следующие способы образования: 1) просительница ← проситель (суффиксальный способ, с помощью суффикса –ниц-); 2) перечитать ← читать (приставочный способ, с помощью приставки пере-); 3) подоконника ← окно (приставочно-суффиксальный способ, с помощью приставки под- и суффикса –ник-); 4) взрыв ← взрывать (одинаковая общая часть, способ образования – бессуффиксный); 5) пятиэтажный ← пять этажей (сложение двух корней). Правило №1. Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма). Ловушка! перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ). Правило №2. Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой. Ловушка! вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово! Правильно: вход ← входить (бессуффиксный способ). Помни! При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных: - е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу); Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн). Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н). - шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу); - б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный). При подборе однокоренного слова помни следующее: часть речи от какой части речи может быть образовано каким способом существительное существительное приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный прилагательное суффиксальный, бессуффиксный глагол прилагательное существительное суффиксальный, приставочно-суффиксальный прилагательное приставочный глагол суффиксальный глагол глагол приставочный, суффиксальный существительное суффиксальный, http://5-ege.ru/ приставочно-суффиксальный прилагательное наречие существительное, прилагательное, наречие, числительное, местоимение суффиксальный, приставочно-суффиксальный причастие суффиксальный причастие, деепричастие только глагол только суффиксальный Способы словообразования: 1) Прежде всего необходимо исключить способ перехода из одной части речи в другую. Переход – это неморфологический способ словообразования, заключающийся в изменении морфологических признаков слова. Внешне это проявляется сохранение всех морфем и окончания, свойственных исходной части речи, но изменением вопроса, задаваемого к этому слову. В прошлое (какое?) воскресение мы ходили в цирк. – Необходимо помнить (что?) прошлое. В первом случае к слову прошлое задается вопрос какое?, т.е. вопрос прилагательного, а во втором что? – вопрос существительного. Значит, во втором предложении произошел переход. 2) Приставочный способ. Помни! Приставка не меняет часть речи! Распространенные модели: раз/рас, сверх, супер, ультра, экстра + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное. анти, дез, контр, не, ни + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное. приставка + любой бесприставочный глагол = глагол. 3) Суффиксальный способ (чаще образовывает новую часть речи). от какой части речи суффикс что может быть образовано существительное щик, чик, ник, ец существительное существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив прилагательное существительное, прилагательное а, ну, и, е, нича, ирова, изирова глагол глагол ова, ева, ива, ыва, ва глагол прилагательное, причастие о, е наречие 4) Приставочно-суффиксальный способ. от какой части речи морфема что может быть образовано прилагательное, местоимение по-…-ому, -ему, -ски, -цки, -ьи наречие существительное при, под, над, за, на, меж, со…(й)е [заканчивается на -ье, -ие, -ица] существительное 5) Сложение При сложении обычно в слове выделяются два корня, части корней, слова в определенном падеже или слово является аббревиатурой (МГУ, ЕГЭ). Алгоритм действий. 1) Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти у глаголов). 2) Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс. 3) Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы) 4) Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть. Разбор задания. Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Рассуждаем. Если необходимо найти слово, образованное с помощью приставки и суффикса, то они обязательно должны присутствовать в слове, которое нужно выписать. Попробуем найти эти слова. Их оказалось не так уж и много: сначала, несуразности, непонятно. Теперь к этим словам подберем ближайшего однокоренного «родственника». Сначала – начало (отличаются и приставкой, и суффиксом, т.е. приставочно-суффиксальный способ), Несуразность – несуразный (образовано с помощью суффикса –ость, способ образования – суффиксальный), Непонятно – понятно (отличаются только приставкой, значит, это приставочный способ). Таким образом, правильный ответ – слово сначала. Потренируйся. 1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти. 2. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочным способом. Зато в «виртуале» может предстать принцем на белом коне. 3. Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. Ответы: 1) бездонной 2) предстать 3) выкрики, угрозы.

При аффиксальном (морфологическом) способе словообразования производное слово образуется присоединением словообразовательных аффиксов (суффиксов, префиксов и т.п.) к производной, основе (или к производящему слову): редакция — редакционный, плавать — плавательный, убедить — переубедить.

Способы аффиксального словообразования, в которых используется одна производящая основа, различаются характером словообразовательного аффикса, образующего производное слово.

1. Суффиксальный способ словообразования, или суффиксация, — это образование производного слова посредством словообразовательного суффикса. Способ суффиксации используется в словообразовании всех основных частей речи.

Суффиксация — главный способ русского аффиксального словообразования. Способом суффиксации образуются существительные: Марс — марсианин, актер — актриса, трактор — тракторист, сто — сотка, обкатать — обкатка, стряпать — стряпня, виноград — виноградник, отцовский — отцовство, котел — котельщик, ядерная (физика) — ядерщик, дублировать — дубляж; прилагательные: дисциплина — дисциплинарный, утро — утренний, будни — будничный, скорость — скоростной, спутник — спутниковый, Толстой — толстовский, город — городской, торф — торфяной; глаголы: завтрак — завтракать, хромой — хромать, чудак — чудачествовать, сухой — сушить, ты — тыкать, учитель —учительствовать.

В словах неизменяемых (наречия, слова категории состояния) словообразовательный суффикс находится на конце производного слова: актерский — актерски, всеобъемлющий — всеобъемлюще, холодный —холодно.

2. Префиксальный способ, или префиксация, представляет собой образование производного слова при помощи префиксов. Словообразовательная приставка присоединяется к целому производящему слову, а не к его основе.

Производные слова, образованные способом префиксации, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.

Особенно продуктивен способ префиксации в словообразовании глаголов, но используется также и при образовании существительных: мир — антимир, гуманизация — дегуманизация, комфорт — дискомфорт, доводы — контрдоводы, класс — подкласс, переживание — сопереживание, продукты — субпродукты, звук — ультразвук, чемпион — экс-чемпион, класс — экстра-класс, прилагательных:атомный — антиатомный, прозаический — архипрозаический, реальный — ирреальный, счастливый — несчастливый, ученый — преученый, воспалительный — противовоспалительный, веселый — развеселый, одаренный — сверходаренный, модный — супермодный; наречий: современно — архисовременно, подвижно — неподвижно, глупо — преглупо. Способом префиксации создаются глаголы с иным лексическим значением, чем то, которое было в производящем слове: считать — засчитать, резать — надрезать, выполнить — недовыполнить, чистить — отчистить, жарить — пережарить, держать — придержать, писать — расписать.

3. При префиксально-суффиксальном способе новое слово образуется путем одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса. Производящим в данном случае может быть сочетание предлога с существительным или основой слова какой-либо части речи. В составе производного слова предлог превращается в приставку, а к производящей основе одновременно присоединяется словообразовательный суффикс: без веры — безверие, под землей — подземелье, под шлемом — подшлемник, при усадьбе — приусадебный.

Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные: ритм — аритмия, моль — антимолин, под стаканом — подстаканник, курс — сокурсник; прилагательные: шефы — подшефный, при школе — пришкольный, перед маем — предмайский, времена — современный, океан — трансокеанский; глаголы:светлый — высветлить, оружие — обезоружить, простой — упростить; наречия: десятый — в-десятых, пустой — впустую, свой — по-своему.

У ряда прилагательных, образованных суффиксально-префиксальным способом, суффикс материально не выражен: без голоса — без-голос-0(ый), рука — без-рук-0(ий) (без ума — безумный).

4. При постфиксации производное слово образуется путем прибавления постфиксов -либо, -нибудь, -ся, -то к целому производящему слову справа (как приставка присоединяется к слову слева): что — что-либо, какой — какой-нибудь, стучать — стучаться, кто — кто-то. Постфиксация используется в словообразовании глаголов и неопределенных местоимений.

5. Префиксация в сочетании с постфиксацней характерна для словообразования глаголов — словообразовательные префикс и постфикс -ся одновременно присоединяются к инфинитиву: слушать — вслушаться, работать — заработаться, говорить — сговориться.

6. Суффиксация в сочетании с постфиксацией используется при образовании глаголов. В роли производящих выступают основы существительных и прилагательных, к которым присоединяются суффикс -и(ть) (реже суффиксы — а-, -ова-/-ева-) и постфикс -ся: слеза — слезиться, кудрявый — кудрявиться, столовая — столоваться, рубец — рубцеваться.

При некоторых способах аффиксального словообразования используется не одна, а две и более производящие основы: бело-голубой, луноход, светобоязнь, снегоболотоход, станкостроительный. К таким способам относятся: чистое сложение, сложно суффиксальный способ — сложение с одновременной суффиксацией — и аббревиация.

7. При сложении (чистое сложение) одна или несколько производящих основ объединяются со знаменательным словом в производное слово с помощью интерфиксов (соединительных морфем). Причем знаменательное слово является носителем грамматических признаков сложения — рода, числа, падежа и др. Производящие основы и знаменательное слово находятся в отношениях сочинения или подчинения: асфальт и бетон — асфальтобетон, юг и запад — юго-запад, багровый и красный — багрово-красный; обслуживание самого себя — самообслуживание, укладчик рельсов — рельсоукладчик, стойкий к морозу — морозостойкий, полуоткрытый. Этот способ продуктивен при образовании имен существительных и прилагательных, для глаголов и наречий способ сложения не характерен (можно отметить единичные образования: самовозгораться, самовоспламеняться; полулежа, полусидя).

В именах существительных части сложения могут объединяться без соединительной морфемы (с нулевым интерфиксом): Новгород, пресс-центр, царь-колокол. Показателем цельнооформленности сложного слова в этом случае служит закрепленный порядок следования частей сложения, единое ударение на второй части сложения, и отсутствие изменения первой части при склонении: плащ-палатку, плащ-палаткой. Слова, образованные сложением, следует отличать от суффиксальных образований типа пенопластовый — пенопласт и раздельнооформленных составных слов типа школа-интернат, в которых при склонении изменяется и первая часть: из школы-интерната.

8. Сложно суффиксальный способ (сложение с одновременной суффиксацией) используется исключительно при образовании существительных и прилагательных. К производящим основам присоединяются интерфикс и суффикс. Отношения производящих основ только подчинительные: бегать на коньках — коньк-о-беж-ец, делать бумагу — бумаг-о-дела-тельн(ый), левый берег — лев-о-береж-н(ый), рубить мясо — мяс-о-руб-к(а).

Часть существительных и прилагательных образуется сложением с нулевой суффиксацией: ловить зверей — звер-о-лов-0, любить книги — книг-о-люб-0, а также контейнеровоз, самосвал, секундомер, шекспировед (полководец, скороварка); белые зубы — бел-о-зуб-0(ый), красные щеки — краен-о-щек-0(ий) (широкая кость — ширококостный). В словах, образованных сложно суффиксальным способом, вторая часть сложения как самостоятельное слово не употребляется.

От сложно суффиксальных конструкций следует отличать слова, образованные суффиксальным способом. Так, существительное вертолетчик образовано посредством суффикса -чик от

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.