Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность поликультурного образования в США.





Анализ сущности поликультурного образования в США будет проведен по работам наиболее цитируемых авторов. В монографии «Воспитание в России и за рубежом» А. Н. Джуринский описывает поликультурное воспитание в США, при этом выделяя Дж. Бэнкса, К. Гранта, К. Кортеса, Д. Равича, Дж Фаркаша и П. Янга. По мнению И. В. Балицкой, наиболее цитируемыми авторами в США, Канаде и Австралии являются Дж. Бэнкс (]. Banks), П. Горски (Р. Gorski), К. Грант (C. Grant), Ж. Гэи (G. Gay), Л. Дэвидман (L. Davidman), С. Нието (S. Nieto), К. Дж. Огбу (K. J. Ogbu), К. Слитер (C. Sleeter).

В докторской диссертации И. С. Бессарабовой названы следующие направления: описательно-предписывающее направление поликультурного образования (Р. Гарсиа, К. Грант, Л. Фрайзир и др.), действенно-реформаторское направление (Г. Баптист, К. Бэннет, К. Слитер и др.), процессуальное направление (Дж Бэнкс, Б. Сайзмор, У. Хантер и др.).

Кроме того, при этом И. С. Бессарабовой выделены следующие авторы и модели содержания поликультурного образования: К. Бэннет - модель для глобальных и мультикультурных перспектив; Ж. Гэй - модель интегративных мультикультурных базовых умений; Дж Бэнкс модель Бэнкса; Р. Делгадо, Л. Икемото, Р. Чанг - модель анализа злободневных проблем современного общества (в виде рассказа или повествования, семейных историй, биографических очерков, иносказаний, хроник, сказок, притч, сюжеты которых всегда основаны на реальных событиях и жизненном опыте «цветных» американцев, но с вымышленными героями).



Описывая историю становления поликультурного образования в США, К. Грант называет авторов основных типологий поликультурного образования в США, позволяющих преподавателям и ученым найти себя в рамках непрерывной практики: М.Гибсон (М. Gibson), К. Грант и К. Слитер (С. Grant & С. Sleeter), С. Ньето (S. Nieto), Дж Бэнкс (J. Banks), Т. Мак-Карти (Т. McCarty).

В работе об основных вехах поликультурного образования в США П.Горски указаны следующие наиболее значимые авторы: Дж Бэнкс, К. Грант, Г. Гирукс (G. Giroux), Ж. Гэй, Л. Дэвидман, П.Мак-Ларен (Р. McLaren), С. Нието, К. Слитер, Ж. Спринг G.Spring).

Таким образом, все российские и американские ученые особо выделяют Джеймса Бэнкса, большинство - Карла Гранта.

Сущность поликультурного образования в США, по мнению Бэнкса, составляет определенную идею, процесс и инновационное движение в образовании. «Kaк некая идея, поликультурное образование стремится обеспечить равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп. Оно пытается создать равные для всех образовательные условия путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отражала разнообразные культуры и групп, существующих в обществе и национальной структуре класса. Поликультурное образование является также и процессом, потому что учителя и администрация школ должны постоянно работать, стремясь достичь его идеальных целей». Наконец, поликультурное образование как инновационное движение кардинально меняет организацию и содержание образовательного процесса.



По мнению К. Гранта, «поликультурное образование создало пространство для обсуждения двух направлений, которые ранее трудно было дискутировать в школах, университетах и других общественных местах, - "раса" и "сексуальность". Также поликультурное образование обеспечивает многогранную дискуссию о социальных группах и классах, в его рамках происходят обсуждения религиозных проблем, в том числе отношений церкви и государства, ислама и терроризма. Развитие поликультурного образования создало и продолжает создавать интеллектуальное пространство, в котором могут свободно обсуждаться проблемы социальной справедливости и прав человека, вопросы культурной и исторической идентичности, можно свободно критиковать и анализировать ведущие социальные теории. Кроме того, поликультурное образование позволяет обсуждать вопросы не только о важности культуры и плюрализма культур, но и том, как именно культура влияет на формирование личности современных учащихся. Наконец, развитие поликультурного образования создает пространство и «климат», в котором различные культуры могут участвовать во взаимовыгодном диалоге, различные моральные, религиозные, литературные, музыкальные, художественные и иные традиции исследуются через призмы друг друга, вступают во взаимодействие, экспериментируют и творят принципиально новые идеи, возможно не возникнувшие бы внутри своих традиций.



Американские исследователи четко разделяют концепты «поликультурное образование» (multicultural education), «глобальное (интернациональное) образование» (global / internatijnal education), «полиэтническое образование» (multiethnic education). Глобальное образование (или интернациональное воспитание) учит рассматривать специфику различных стран, стили жизни граждан, формы правления, особенности национальных и этнических культур в этих странах, но не фокусируется специально на изучении этносов и вопросов полиэтничности.

Полиэтническое образование направлено на изучение и освоение этносами своей родной культуры, языка, истории, литературы, музыки и т.д. при одновременном изучении культуры большинства. Полиэтническое образование является частью поликультурного, которое в свою очередь направлено на воспитание уважения толерантности, умения жить и сотрудничать с представителями других этносов, религий, культур, рас на основе знания и понимания различий и общности человеческих ценностей.

По мнению Дж. Бэнкса, процесс поликультурного образования на уровне отдельных учителей отражается в пяти сферах их действий: 1) интеграция содержания (content integration); 2) процесс конструирования знания (the knowledge construction proctss); 3) преодоление предубеждений (prejudice reduction); 4) справедливая педагогика (ап equity pedagogy); 5) развитие культуры и социальной структуры школы (ап empowering school culture social structures).

Интеграция содержания - это включение в содержание учебных предметов информации о разных культурах и особенностях социальных групп для раскрытия основных понятий, принципов и спорных вопросов в своей предметной области, раскрытие содержания разных культур в основных дидактических единицах дисциплины.

Процесс конструирования знания - это раскрытие перед учащимися способов построения знания в определенной преметной области, огромную роль в котором играют установки, стереотипы, предрассудки исследователей, показ как неявные установки и рамки дисциплины влияют на конструирование знаний; кроме того, это обучение учащихся построению знания о самих себе.

Преодоление предубеждений - это последовательное создание положительного образа разных социальных групп и регулярное использование полиэтнического учебного материала с целью помощи учащимся в развитии их позитивного отношения к различным расовым, этническим и культурным группам.

Справедливая педагогика - это обеспечение учебной успешности учащихся разных социальных групп на основе стратегий сотрудничества, а не соперничества.

Развитие культуры и социальной структуры школы - это такая трансформация школьной среды, при которой все дети, независимо от дохода семей, пола, статуса (коренные жители, иммигранты и др.) получали бы реальное равноправие в жизни школы, равное положение и равный опыт.

«Поликультурное образование должно реализовываться через такие учебные программы и методы обучения, которые позволят учащимся:

а) изучить историю и вклад в общество различных групп, составляющих население Соединенных Штатов Америки;

б) начать уважать культуру и языки различных групп населения;

в) сформировать понимание собственных многочисленных социальных характеристик и того, как эти характеристики приводят к привилегиям или маргинализации отдельных лиц;

г) научиться применять инструкции по обеспечению социального равенства и способы действий для достижения равноправия».

Дж. Бэнкс разработал четыре модели поликультурного образования, которые касались содержания образования в американской школе.

Модель А (монокультурная - антиполикультурная): большинство учебных предметов построено на англо-американской точке зрения.

Модель В (контрибутивная - добавочная): этнический компонент дополняет основное содержание, которое остается англо-американским.

Модель С (многоперспективная): школьники изучают историю и социальные события с точки зрения разных этнических групп, например колонизацию с позиций англосаксов, индейцев и негров.

Модель D (трансформативная): содержание образования перерабатывается с многонациональной точки зрения - с позиций этнических групп, населяющих другие государства; поликультурное образование соединяется с глобальным.

Опираясь на проведенный анализ, выделим сущность поликультурного образования в США. Во-первых, поликультурное образование - это такая организация образования, при которой представители разных культур (многокультурность), находясь одновременно в одних и тех же образовательных учреждениях, получают равные права к качественному образованию с цел подготовки к жизни в справедливом поликультурном обществе в котором каждая из культур признается равноценной.

Во-вторых, поликультурное образование - это такое содержание образования, которое демонстрирует разные культурные традиции (многокультурность) и в результате формирует у учащихся мировоззрение, в котором культурное многообразие становится естественной социальной нормой и непреходящей личностной ценностью. Поликультурное образование преодолевает однобокость и рутинность монокультурного образования, при котором только одна культурная традиция признается единственно верной, а любые другие - ошибочными, недоразвитыми или вредными: речь может идти о «передовой» культурной традиции этноса или территории (например, европейская культура), или о «правильной» религиозной традиции (например, протестантство), или о «естественных» семейных или сексуальных традициях (например, мужское доминирование).

Акцент на содержании образования представлен в следующем определении: поликультурное образование - это образование, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку.

Наконец, в-третьих, поликультурное образование - это такое педагогическое сопровождение, которое, учитывая культурные особенности учащихся и родителей - представителей разных культур (многокультурность), приводит к максимально высокому развитию мотивации, интеллекта, способностей и личности каждого ученика с целью обеспечения равных возможностей для построения карьеры и достижения устойчивости общества через наличие представителей всех культур во всех общественных структурах.

Таким образом, в США поликультурное образование в целом можно охарактеризовать как образование культуропризнающего типа, так как оно решает проблему признания и равноправия культур различных групп общества - расовых, этнических, религиозных и др.

Таким образом, в США основным фактором актуализации по культурного образования стала борьба афроамериканцев, а вслед за ними других расовых и этнических групп за признание равноправия после Второй мировой войны. Развитие педагогической теории поликультурного образования в Америке, отражающие либеральные ценности «свобода», «справедливость» и «равенство» в социальной сфере, было обеспечено учеными, выявившими закономерности возникновения, усиления и преодоления дискриминации. Борьба сегрегируемых групп за равноправие в условиях демократии привела к власти политиков, разделяющих новые понятия плюрализма в социальной сфере.

Поликультурное образование в США носит характер культуропризнающего типа. В 1960-1970-е гг. в результате борьбы дискриминируемых меньшинств за равноправие в обществе возникло понимание ценности многокультурности. Поликультурное образование стало преодолевать традиционное для того времени монокультурное образование, которое утверждало западную цивилизацию в качестве эталонной, а иные культуры - второсортными, «варварскими». Фактически, по сути поликультурное образование в США изначально было антирасистским, что было свойственно монокультурному образованию.

Теория поликультурного образования обосновала и методически обеспечила внедрение ценности многокультурности как микроуровне - в пространстве образовательных учреждений, групп учеников и воспитанников, отдельных учебных предметов, так на мезо- и макроуровнях - в политике и социально-экономическом развитии отдельных городов, регионов и государства в целом.

Сущность поликультурного образования в США заключается в обеспечении равных прав к качественному образованию представителей любых субкультур общества, включение в содержание образования знаний о культурных особенностях многих сосуществующих социально-культурных групп и их вкладе в общеамериканскую культуру, учет некоторых культурных традиций учащихся и родителей в образовательном процессе.

Основные риски внедрения поликультурного образования в практику российского образования, выявленные при анализе опыта США, -это:

1) отсутствие в обществе устойчивых традиций либерализма, у граждан отсутствует значительный опыт отстаивания индивидуальных свобод, не сложилась традиция приоритета интересов и свобод личности над интересами государства;

2) традиционный европоцентризм в сознании организаторов образования, родителей и общественности, транслируемый через содержание образования;

3) растущий страх субъектов образования перед культурным многообразием общества, блокирующий способность к действиям по превращению этого многообразия в ресурсы развития.

Опыт США показывает, что при организации поликультурного образования требуется решить четыре проблемы педагогического понимания:

1)культуры и соотношения культур;

2) количества и разнообразия культурных традиций, которые можно признавать, чтобы в итоге не потерять либеральные ценности;

3) соотношения устойчивых и подвижных идентичностей человека;

4) путей подготовки межкультурно-компетентных педагогов, умеющих привить учащимся объективное, свободное от предрассудков и терпимое отношение к «своей» и «иным» культурам.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Каковы основные факторы актуализации поликультурного образования в США?

2. Каковы особенности развития теории поликультурного образования в США?

3.Почему поликультурное образование в США носит характер культуропризнающего типа?

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.