Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятия «поликультурное образование» и «мультикультурное образование».





ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

в результате изучения главы 1 студент должен:

знать

· историко-культурные предпосылки поликультурного образования;

уметь

· оценивать перспективы и риски внедрения поликультурного образования в пространстве конкретного образовательного учреждения;

владеть

· технологиями реализации принципов поликультурного образования в педагогическом процессе.

 

 

Тема: Возникновение и развитие теории поликультурного образования в США

Вопросы:

1. Понятия «поликультурное образование» и «мультикультурное образование»

2. История американского поликультурного образования

Сущность поликультурного образования в США.

 

 

Понятия «поликультурное образование» и «мультикультурное образование».

Понятие «поликультурное (мультикультурное) образование» возникло в противовес рассмотрению образования с позиций монокультурности. Исходно поликультурное подразумевало многокультурность (греч. poly - много, лат. multum - много).

Поликультурное образование стало отражением таких тенденций, как:



- актуализация и рост разнообразия культурного взаимодействия (массовость миграций, возрождение этнических и религиозных культур, усиливающийся диалог религиозных организаций и др.);

- рост ценности личности каждого отдельного человека с признанием его культурных особенностей (преодоление тенденций авторитаризма и разделения культур на "главные" и "второстепенные");

- появление и расширение влияния идей мультикультурализма, в рамках которого культурное многообразие рассматривается как богатство и ресурс социально-экономического развития, которое преодолевает идеологию монокультурности («плавильного котла») в обществе и системах образования.

 

2.История американского поликультурного образования.

 

Понятие «Поликультурное образование» (multicultural education) впервые появилось в США. История американского поликультурного образования подробно представлена в трудах признанного ученого Карла Гранта. Его работы дают возможность представить историю возникновения и этапы трансформации поликультурного образования в США.



На первом этапе (1930-1940) поликультурное образование развивалось в рамках межкультурного движения. С 1930-х гг. в США стало проявляться стремление различных социальных групп и педагогической общественности облегчить адаптацию иммигрантов, содействовать их американизации и научить их полной лояльности своей новой родине - усвоению таких американских ценностей, как «свобода», «справедливость» и «равенство». Принятый в 1924 г. Закон о квотах (Natioпal origins quota act) устанавливал ограничения на ежегодный въезд в США до: 127000 иммигрантов из стран Западной и Северной Европы, 24 000 - из стран Восточной и Южной Европы. Волны иммигрантов в 1920-1940-е гг. постепенно стали изменять социальную структуру США. Появившееся вместе с этими изменениями межкультурное движение стремилось обеспечить признание культур иммигрантов в процессе их социальной адаптации: проводился выпуск газет на родных языках иммигрантов, осуществлялись разработка и внедрение мероприятий по американизации мигрантов в общинах и школах.

Речь шла в основном об иммигрантах из стран Западной Европы, об их культурах и вкладе в развитие мировой культуры в целом и культуры США в частности. В итоге были уточнены представления о национальностях, процессах иммиграции, особенностях социальной мобильности и др.

Однако стало очевидным, что признание культурного многообразия сталкивается с серьезными трудностями: многие представители групп WAPS - Whites, Anglo-Saxons, Protestants (белые, англосаксы, протестанты) яростно сопротивлялись признанию равноправия других групп. При этом многие из вновь прибывающих мигрантов не признавали ценности культурного многообразия, стремились к самоизоляции внутри своих диаспор. Педагоги и общественные деятели поликультурного образования на этом этапе встречали массовое непонимание, вынуждены были проявлять выдающееся упорство, много и напряженно работать. Традиционная система образования того времени успешно формировала у подрастающих поколений монокультурное мировоззрение общественной стратификации и сегрегации как естественной нормы.



На втором этапе трансформации поликультурного образования в США (середина 1940-х - 1950-е гг.) поликультурное образование развивалось в рамках межкультурного образовательного движения. Структурные сдвиги в экономике в период Второй мировой войны привели к значительной миграции работников из сельских районов в города, многие из мигрантов были афроамериканцами. Кроме того, массово возвращавшиеся афроамериканские солдаты, боровшиеся против фашизма за свободу граждан европейских стран, стали требовать соблюдения их собственных гражданских прав внутри США.

Значительные изменения в социальной структуре привели к росту расовой напряженности. В 1944 г. серьезные расовые волнения произошли в Детройте. Это привело к активному созданию общественных организаций, выступающих за равноправие чернокожих - их было создано более 400. В то же время наступившая эпоха холодной войны и идеологического противостояния США и СССР содействовала развитию идей равноправия «цветного» населения Америки, так как вынуждала власти США признать, что продолжающееся существование расовой дискриминации здесь, у себя дома, ставит под угрозу весь смысл американской внешней политики.

Межгрупповое образовательное движение было направлено на решение проблем и вопросов, стоящих перед группами людей различных рас. «Черные» и вслед за ними «белые» стали все чаще осуждать проявления расистской идеологии в американских школах и средствах массовой информации. В академической среде стали обсуждаться такие понятия, как «ассимиляция», «социальная и культурная идентичность», «продуктивность контактов». В Гарвардском, Чикагском и Нью-Йоркском университетах начали проводиться систематические исследования причин межгрупповой напряженности. Результаты исследований публиковались в многочисленных статьях и монографиях. Особо выделяется вышедшая в 1954 г. работа Г. Оллпорта «Природа предрассудков».

Выявление социально-психологических закономерностей межгрупповой напряженности привело к разработке школьных учебных программ для обучения межгрупповой толерантности и ненасильственного разрешения конфликтов. Учебные программы были сосредоточены на четырех направлениях, в которых наиболее значительно формируются стереотипы и предрассудки:

1) различия в стилях жизни в семье;

2) различия в образах жизни в общинах;

3) незнание общеамериканской культуры;

4) развитие мирных отношений между людьми.

Кроме того, разрабатывались учебные программы по борьбе с расовой напряженностью и информированию групп друг о друге.

Сторонниками идей регулирования межгрупповых отношений в образовании стали такие антропологи и социальные психологи, как Курт Левин, Маргарет Мид, Фрэнк Боас, Ральф Эллисон, Кеннет Кларк и др. В эти годы было выявлено, что предрассудки и даже враждебность «белых» американцев к «цветным» обладают повышенной устойчивостью и преодолеваются с огромным трудом. И хотя основная тенденция в сфере образования послевоенного десятилетия была сосредоточена на минимизации культурных различий, в учебных программах и образовательном процессе этого времени «цветные» дети представлялись как экзотичные или в лучшем случае игнорировались.

В 1950-е гг. вместо понятия «ассимиляция» все чаще стал обсуждаться новый концепт - «культурный плюрализм». В частности, научная школа Г. Каллена отстаивала идею, что культурное, этническое разнообразие и уважение этнических и расовых различий укрепили и обогатили американское общество; что принципиально совместимы друг с другом такие установки, как «признание культурного и этнического разнообразия» и «гордость за свою страну». Однако это касалось лишь культур иммигрантов из Западной и Восточной Европы, а не афроамериканцев, мексиканцев и коренных индейцев.

Третий этап развития поликультурного образования в США (середина 1950-х - середина 1960-х гг.) проходил в рамках Движения за гражданские права, которое включало действия разных социальных групп для преодоления законов и традиций разделения «черных» и «белых». За десятилетие движение сумело добиться важнейших решений судов и изменений в законодательстве, направленных на ликвидацию сегрегации (разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при коем контакта м-у группами воспрещены частично или полностью) в Соединенных Штатах: решение Верховного суда в деле «Браун против Совета по образованию» (1954) отменило образовательную доктрину «раздельное, но равное»; Закон о гражданских правах (1964) запретил дискриминацию в сфере занятости и местах общественного пользования, Закон о правах (1965) восстановил право голоса любого гражданина, Закон о запрете дискриминации при продаже или аренде жилья (1968) отменил сегрегацию в жилищной сфере.

В результате в общественном сознании стала укрепляться идея, что все граждане США, независимо от цвета кожи, проживающие на севере, юге, востоке или западе, юридически равноправны. И хотя Движение за гражданские права не преодолело многих нюансов дискриминации в обществе, его значение состоит в продвижении идеи поликультурного образования как социального инструмента формирования равноправного общества. Разные социальные группы, в том числе женщины, инвалиды, малоимущие, сексуальные меньшинства, были воодушевлены действиями афроамериканцев и их сторонников, и также активизировали усилия в борьбе за свое равноправие.

Четвертый этап развития поликультурного образования в США (1960-1970-е гг.) получил название «Движение этнических исследований». Начиная с 1968 г. в кампусах Беркли и Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, и затем во многих университетских городках по всей стране «цветные» студенты стали требовать более широкого доступа к высшему образованию, найма «цветных» преподавателей, а также создания программ, которые получили общее название «Этнические исследования». Это такие программы, как «Черные исследования» (афроамериканские исследования, африканские исследования), «Чикана» (исследования мексиканских американцев, пуэрториканские исследования), «Исследования американских индейцев», «Исследования азиатских американцев» и др. Эти программы знаменуют начало поликультурных учебных реформ в системе высшего образования. За 25 лет, несмотря на пики и спады, этнические исследования, этнические программы и департаменты выжили и расширились в сотни раз. Они подготовили значительный объем новой информации.

В это время начали проводиться исследования содержания имеющихся учебников и дидактических иллюстраций с точки зрения наличия в них культур разных этнических групп (Дж. А. Бэнкс, 1969). Некоторые издатели стали печатать по два варианта одного и того же учебника: один для школ южных штатов, второй - для северных. Совет по учебникам в Нью-Йорке, отбирая учебные пособия для крупнейшей государственной школьной системы Нью-Джерси, признал одну серию учебников как лучшую на рынке, но отклонил ее из-за того, что издатели использовали «стереотипы среднего белого класса» и не включили ни одной иллюстрации, связанной с меньшинствами.

Ряд российских исследователей, анализируя тенденции развития поликультурного образования в США, называют этот этап «полиэтническим образованием», или «кросс-культурным образованием» (О. К. Гаганова, И. С. Бессарабова, И. В. Балицкая). Однако в научных публикациях в США в 1960-1970-е гг. данные термины стали использоваться в связи с косностью научной элиты. По этому поводу К. Грант писал: «В научных статьях рецензируемых журналов было невозможно использовать термин «поликультурное образование», так как редакторы журналов и научные рецензенты имели устойчивое предубеждение о вреде отхода от идеологии ассимиляции. Поэтому для опубликования статей они требовали заменять термин «поликультурное образование» на другие – «кросс-культурное образование», «этнические исследования», или «диверсификация». Эти термины были более мягкими по отношению к идеологии ассимиляции, в то время как понятие "поликультурное образование" радикально подрывало эту идеологию. В результате некоторые исследователи поликультурного образования были вынуждены уменьшать актуальность или изменять смысл и содержание своих идей, сводя их до «полиэтнического образования», и только так они получали решения о публикации. Лишь в 1980-х гг. исследователи начали вырабатывать консенсус по поводу концептуальных рамок поликультурного образования, и этот термин стал использоваться всеми».

По мнению К. Гранта, впервые термин «поликультурное образование» (multicultural education) в США был использован в докладе Американской ассоциации преподавателей педагогических колледжей (ААСТЕ - Аmеriсаn Association оf Colleges for Teacher Education's) в 1974 г.: «Поликультурное образование - это такое образование, которое ставит во главу угла культурный плюрализм, поликультурное образование не замыкается осознанием и пониманием межкультурных различий. Более важным, чем просто принятие и поддержка этих различий, является признание прав различных культур на существование, цель культурного плюрализма может быть достигнута только в случае полного признания культурных различий и эффективной программы, которая сделает культурное равенство реальным и значимым».

Позднее близкое по смыслу определение было дано в сборнике Ассоциации по контролю и разработке учебных планов (ASCD Association for Supervision and Curriculum Development) в 1977 г.: «Поликультурное образование - это такое образование, в котором все сущностные стороны и аспекты организации обучения направлены на удовлетворение потребностей и способностей представителей различных культурных групп, в целях обеспечения равенства и социальной справедливости».

Отметим, что поликультурное образование ни в период концептуализации, ни сейчас не понимается в США только как полиэтническое (многонациональное). Поликультурное образование - это образование для проведения идеологии равноправия представителей разных социальных культур, в том числе традиционно воспринимаемых как маргинальные.

В 1980-е гг. понятие «поликультурное образование» в США становится все более и более популярным как в академической среде, так и у педагогов-практиков. В конце 1980-х гг. создается многочисленная Ассоциация поликультурного образования (NAME - National association for multicultural education), которая собирает на ежегодную конференцию более 1500 исследователей и педагогов, издает рецензируемые журналы: «Поликультурные перспективы» (Multicultural perspective) и «Праксис» (Praxis), ведет информативный сайт с дидактическими материалами и исследованиями о расовых, этнических, половых, социальных, религиозных группах, а также учащихся с особым статусом - инвалидах. Тенденции развития поликультурного образования связаны с признанием все большего количества социальных групп, нуждающихся в поддержке и защите общества.

В настоящее время поликультурное образование в США - это достаточно развитое направление теоретической и практической деятельности.

Таким образом, основными факторами актуализации поликультурного образования в США стали признание некоторых культурных особенностей мигрантов из Европы в 1930-1940-х гг. и борьба афроамериканцев, а вслед за ними и других расовых и этнических групп за равноправие после Второй мировой войны. Основными механизмами развития педагогической теории поликультурного образования в Америке стали многочисленные исследования закономерностей дискриминации развития толерантности и параллельно этому разработка учеными новых понятий: «культурный плюрализм» и «разнообразие» как отражение либеральных ценностей «свобода», «справедливость», «равенство» в социальной сфере. Борьба сегрегируемых групп за равноправие в условиях демократии привела к власти политиков, разделяющих новые понятия плюрализма в социальной сфере.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.