Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность гуманистической педагогики (СЛАЙД 7)





Гуманистическая педагогика - направление воспитания, реализующее идеи гуманистической философии и психологии, основанное на признании личности ребенка, как высшей человеческой ценности.

Изучение педагогического наследия отечественных деятелей народного просвещения, анализ российской педагогической периодической литературы позволили выделить три направления в развитии гуманистического подхода к воспитанию и обучению детей: абстрактный, практический и универсальный гуманизм.

- СЛАЙД 8. Абстрактный гуманизм признавал права ребенка наравне со взрослыми, провозглашал уважение его личности, но не обеспечивал декларируемые положения технологически. У представителей данного направления (Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, Д. И. Писарев, и др.) акцент был смещен на теоретические положения, которые не подкреплялись возможностью их практической реализации. Значение абстрактного гуманизма как самостоятельного явления в русской педагогике нельзя недооценивать. Именно абстрактные гуманисты первыми в середине 50-х гг. привлекли внимание общественности к проблеме взаимоотношений учителей и учащихся, утверждали невозможность построения этих отношений на авторитарных началах, губительных как для учителя, так и для учащихся.



--СЛАЙД 9. Практические гуманисты признавали права ребенка, самоценность его личности, считались с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. Для практического гуманизма характерна ориентация на совершенствование традиционной системы обучения и воспитания. При этом изменение отношений между учителем и учеником выступает как средство для достижения определенных целей. Данное направление не предполагало создания инновационных систем обучения. Это стало отличительной чертой универсального гуманизма.

- СЛАЙД 10. Универсальные гуманисты (Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель, С. Т, Шацкий и др.) признавали самоценность Личности каждого ребенка, его индивидуальную исключительность, присущее каждому ребенку творческое начало, что предполагало ориентацию не столько на свободу выбора, сколько на свободу творчества в образовательном процессе. Они отрицали существование целей, методов и средств обучения ребенка, не учитывающих его индивидуальных особенностей, его интересов, устремлений. Роль взрослого человека видели в содействии ребенку в развитии индивидуальности личности, становлении его уникальности. Данное направление предполагает развитие творческих сил как педагога, так и ученика, базируется на высоком уровне профессиональной квалификации педагога.



СЛАЙД 11. Особое значение в восстановлении и обогащении гуманистических ценностей отечественной педагогики приобрела с конца 70-х - начала 80-х годов творческая практика учителей, объединившихся на платформе «педагогики сотрудничества» (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов и др.). Ее идеи и опыт содействовали возвышению личности ученика в педагогическом процессе, превращению школьника в равноправный с педагогом субъект этого процесса, использованию в нем таких приемов и методов, которые способствовали бы развитию творческих начал в учебной деятельности учащихся, укреплению в них чувства чести и достоинства. Все это ознаменовало к концу 80-х - началу 90-х годов постепенную смену ценностных ориентации в педагогической теории и практике с господствующей общественной на личностную ориентацию.

Новые приоритеты закрепились в обществе под названием «новое педагогическое мышление». Исходя из обобщенного представления мирового сообщества об облике человека XXI века, целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, приобщению к материальной, духовной и нравственной культуре и формированию гражданского самосознания.



 

СЛАЙД 12. Принципы гуманистической педагогики:

- развивающее образование (не ограничивается учебными целями конкретного предмета;

- личностно-ориентированный подход к организации педагогического процесса;

- установка субъектно-субъектных отношений;

- диалогичность как принцип педагогического взаимодействия;

- воспитание в ситуации успеха.

 

Каждый из этих принципов нуждается в авторском осмыслении и творческой адаптации идей к конкретным условиям современной школы. СЛАЙД 13.

Авторские теории гуманистической педагогики:

Концепция педагогики свободы личности и педагогической поддержки О.С. Газмана;

Концепция формирования общечеловеческих ценностей В.А. Караковского;

Концепция воспитание ребёнка как человека культуры Евгенией Васильевной Бондаревской;

Концепция педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили.

 

Исходя из обобщенного представления мирового сообщества об облике человека XXI века современное понимание гуманной педагогики строится на следующих методологических подходах:

СЛАЙД 14. Культурологический подход –совокупность теоретических идей, исходящая из понимания образования как культуросообразной образовательной среды, включающей в себя лучшие качества человечества, способы деятельности, материальные и духовные ценности культуры, в которой проявляется индивидуальность личности ребенка, способного сохранить и воссоздать общечеловеческую культуру.

Китайская мудрость гласит: "скажи - и я забуду, напиши - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь" Эти слова как нельзя лучше объясняют смысл работы учителей в школе.

В педагогике как науке (да и в самой педагогической практике) в последние годы все увереннее набирает силу культурологический подход, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющий системообразующую роль и для развития самой педагогики и для совершенствования педагогической практики.

Суть принципа культуросообразности воспитания заключается в его опоре на следующую педагогическую закономерность. Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации. Итак, воспитание на основе принципа культуросообразности – это организация воспитания как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры.

Культуросообразная воспитательная среда создает условия для приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, родному языку, истории и географии своей страны и республики, для проявления национальной самобытности, формирования чувства гордости за свой народ, принадлежность к нему.

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы культуры межнационального общения, проблема преемственности в цепи взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и бережного отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику. Воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев и ценностей.

 

СЛАЙД 15. Что такое АКСИОЛОГИЯ (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.

Аксиологический подход – совокупность теоретических идей, в основе которых лежит ориентация на систему социально-педагогических ценностей, ядром которой является понимание и утверждение ценности человеческой жизни, свободной созидательной деятельности и гуманного общения.

СЛАЙД 16. Личностно ориентированный подход – совокупность положений, исходящая из признания ценности личности человека и необходимости создания условий для выявления возможностей ее самореализация и самосовершенствования.

В условиях личностного подхода или, как часто говорят, личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель – идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются: все дело в том, что в условиях личностно ориентированного воспитания личность воспитанника выполняет приоритетную, системообразующую роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно ори-ентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа Селестена Френе, школа Марии Монтессори и их многочисленных последователей как в России, так и во всем мире.

СЛАЙД 17. Деятельностный подход к воспитанию – совокупность теоретических положений, исходящая из признания деятельности ведущим фактором воспитания и обучения.

Поскольку любая деятельность возникает в некоторой ситуации, часто говорят о ситуативном подходе в воспитании. В условиях ситуативного подхода в воспитании может быть реализован ряд следующих педагогических правил, которых следует придерживаться педагогу.

Правило первое. В любой ситуации, какой бы сложной с педагогической точки зрения она ни была, не спешите и принимайте продуманное, взвешенное решение, мысленно проигрывая все возможные стратегии своих действий.

Правило второе. При принятии стратегии своего поведения отдавайте предпочтение высоконравственным критериям и приемам выхода из сложной педагогической ситуации, чтобы ваши воспитанники были абсолютно уверены в вашей профессиональной справедливости и честности.

Правило третье. В сложной педагогической ситуации не спешите решить все проблемы сразу и сейчас. Сложная проблема, как правило, требует поэтапного решения.

Правило четвертое. По ходу развития событий корректируйте свои действия.

Правило пятое. В случае ошибки или педагогического промаха честно признайтесь в этом самому себе и, если необходимо, и вашим воспитанникам. Это будет способствовать росту вашего авторитета в большей степени, чем ваше упорное стремление выглядеть всегда и во всем непогрешимым.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуется и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и для совершенствования педагогической практики является деятельностно-личностный или личностно-деятельностный подход как в воспитании, так и в обучении.

СЛАЙД 18. В соответствии с положениями гуманной педагогики формулируетсяцель всестороннего воспитания личности ребенка, реализация которой предполагает: умственное воспитание, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое, экологическое, и др. ПРОКРУЧИВАЕМ ОСТАЛЬНЫЕ СЛАЙДЫ.

Шпаргалка Экологическое в.

Идеи приобщения человека к природе, к ее познанию имеют глубокие исторические корни. Зародыши этой идеи встречаются в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля. Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, В.Фребель видели в природе могучий источник знаний, рассматривали влияние ознакомления с окружающей природой на развитие личности, развитие ума, чувств и воли. (пример, посадили фасоль).

 

 

Вопросы к концу лекции:

1. Педагогическая теория - это....

2. Какое понятие шире - педагогический принцип или педагогическая закономерность?

3.В типологии педагогических теорий выделяют два направления......

4. Этот педагогический принцип соответствует основным формам мышления дошкольника и считается «золотым правилом» дидактики по мнению его автора. Его наименование_______________.

5. Поскольку любая деятельность возникает в некоторой ситуации, часто говорят не о деятельностном подходе в воспитании, а об____________________.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.