Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема лекции: Теории построения образовательного процесса.





СЛАЙД 1.

Доброе утро, уважаемые коллеги. Представляюсь.

Тема сегодняшней лекции: СЛАЙД 1

Давайте посмотрим ,какие у нас сегодня задачи. СЛАЙД 2.

Если мы конструктивно поработаем и все успеем, то в конце лекции я покажу небольшой наглядный практический пример, используя предмет, который находится в этом пакете (мяч).

Итак,

теории воспитания и обучения детей являются областью изучения педагогической науки, центром которой является образовательный процесс.

Чтобы подойти к раскрытию содержания темы лекции необходимо обратиться к пониманию следующих понятий: (СЛАЙД 3)Дать под запись

- Педагогическая теория - это система научных знаний о педагогическом процессе, явлениях, представленных в форме педагогических идей, закономерностей, принципов.

-Какие современные педагогические теории Вы можете назвать? Пауза. В зависимости от ответа, вкл. СЛАЙД 4.

Ø К концу 30-х гг ХХв. сложились 3 основных педагогических теории:

1. Первая теория (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др) не признает развивающего обучения. В данной теории главное это спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.



2. Вторая теория (Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.) признает взаимосвязь развития и обучения. Развитие и обучение тождественно друг другу.

3. Третья теория (Л.С. Выготский) полагает, что развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием. «Зона ближайшего развития». Текст к третьей теории, если студенты не знают определения «Зоны б/р»: Взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития» «забегает» немного вперед, опережая развитие ребенка. Взрослый «ведет» за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще были бы невозможны.

Ø К концу 80-х гг. ХХ в. сложилась педагогическая теорияразвивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Моя шпаргалка. Концепция личностно-развивающего обучения В.В. Давыдова и Б.Д. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества. Именно этот тип развивающего обучения они противопоставляют традиционному. Нужно отметить, что многие положения концепции В.В. Давыдова и Б.Д. Эльконина получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы. Ее развитие и апробация продолжаются и в настоящее время.



Далее, скажите, пожалуйста, кто может дать определение понятию «Принцип».

(студенты отвечают) Вот если у вас есть принцип, вы его нарушите, нет. Вот и педагогические принципы не должны нарушаться , а чтобы они не нарушались – их надо знать. Давайте запишем определение, что такое «Пед.принцип»

Педагогический принцип - это основное правило, требование, руководящая идея построения образовательного процесса.

Пример работы принципов(машина).

Итак, первый принцип научности и доступности. СЛАЙД 5.

Принцип научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение учебных дисциплин в школе. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.

Если будет время. Начальные формы теоретического обучения требуют соблюдения следующих правил принципа научности:

-обеспечить ребенку неискаженное первоначальное восприятие предметов, явлений, вызвать к ним положительное отношение, заинтересовать:

-при повторном восприятии объекта помочь ребенку выявить существенные признаки, свойства, подвести к пониманию простейших связей, отношений: учить правильно называть познаваемые объекты, их части, качества, используя некоторые общеупотребительные научные термины;

-раскрывать перед детьми картину развития, изменения изучаемых объектов, обращая их внимание на наиболее важные стороны процесса развития, зависимость от внешних условий, места, времени.



 

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Еще Я. А. Коменский выдвинул несколько правил этого принципа, не утративших сегодня своего значения:

-переходить от изучения того, что близко (история родного края) к тому, что далеко (всеобщая история);

-переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

2. Доступность в обучении нельзя отождествлять с его легкостью. В 70-е гг. Л. В.Занков выдвинул и обосновал принцип обучения на высоком уровне трудности: обучение, оставаясь доступным, должно быть сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности. Если учебный материал равен возможностям ребенка или даже ниже их, процесса развития не происходит.

 

Принцип наглядности Я. А. Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Зрительная информация воспринимается мгновенной тогда, как слуховая поступает последовательно и занимает гораздо больше времени. Принцип наглядности соответствует основным формам мышления {наглядно-действенное, наглядно- образное) дошкольника. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.

Но все хорошо в меру. Следует помнить, что переоценка наглядности в обучении может задержать развитие словесно-логического мышления.

 

Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения.

 

Принцип осознания процесса обучения (И. Я. Лернер) близок к принципу сознательности и активности в обучении. Он предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался, что хочу знать и т. п. Если ребенок видит свои достижения, это укрепляет в нем веру в собственные возможности, побуждав! к новым усилиям. Если ребенок понимает, в чем и почему он ошибся, что еще не получается, он делает первый шаг на пути к самовоспитанию.

 

Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей. По Л.С.Выготскому, ребенок имеет две зоны развития. Первая зона актуального развития - уже достигнутый в данном возрасте уровень. Он показывает, что ребенок выполняет или может выполнить самостоятельно. Актуальный уровень развития определяет содержание сегодняшней жизни ребенка и готовит его к вхождению в завтрашнюю жизнь. Вокруг зоны актуального развития образуется широкий круг - зона ближайшего развития, завтрашний уровень развития ребенка. Зона ближайшего развития - определяющая в обучения и развитии: то, что ребенок в этой зоне сделает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сумеет сделай самостоятельно, следовательно, перейдет на уровень актуального развития.

 

Запишите, пожалуйста, еще один принцип «Принципы гуманистической педагогики» и оставьте место буквально пол листа. Мы к ним еще вернемся.

Педагогическая закономерность - это объективно существующая устойчивая связь и зависимость между целями и задачами педагогического процесса, с одной стороны, и формами, средствами методами, выбранными для их решения, с другой стороны.

Сказать перед образовательным процессом: В истории человечества обучение возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению. Ян Амос Коменский, как вы знаете, основатель Дидактики в св. книге «Материнская школа» целью обучения –рассматривал в освоении ребенком разнообразных знаний об окружающем мире в нравственном развитии и подготовке к школе. Фребель - разработал систему обучения в детском саду. Одоевский - вопросы первоначального обучения - главная цель – научить детей учиться, развить их умственные способности. Ушинский, Тихеева, Флерина, Водовозова, Усова – занимались вопросами методики дошкольного обучения. Выготский –впервые обосновал идею последовательного обучения детей. Так или иначе,

Постепенно Обучение превратилось в целенаправленный процесс. Обучение – стало важной составляющей всего образовательного процесса, а сам процесс ,в свою очередь, рассматриваться как взаимодействие (двухстороннее):

- со стороны ребенка - это учебная познавательная деятельность;

- с точки зрения взрослого – это процесс передачи знаний, умений, навыков.

И, в соответствии с современными целями и задачами, сформулированными в государственном образовательном стандарте, образовательный процесс - это диалектически взаимосвязанная система. Запишите, пожалуйста:

Образовательный процесс - это диалектически взаимосвязанная система воспитания и обучения в соответствии с современными целями и задачами, сформулированными в государственном образовательном стандарте.

 

Как любая система, образовательный процесс моделируется или строится на основе разработанных теорий.

Если рассматривать в целом типологию педагогических теорий, то можно выделить 2 направления: гуманистическое и авторитарное. СЛАЙД 6. Рассмотрим каждое из них.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.