Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1 Нормативно-правовой акт как основной источник права





Содержание

С.

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1 Нормативно-правовой акт как основной источник права.….5

1.1 Понятие нормативно-правового акта и его признаки……………….….5

1.2 Классификация нормативно-правовых актов……………………...……9

1.3 Систематизация нормативно-правовых актов…………………………16

Глава 2 Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации……………………………………………………………………...…..19

2.1 Понятие и стадии правотворческого процесса……………..……...…..19

2.2 Уровни нормативного регулирования правотворческой деятельности………………………………………………………………………..23

2.3 Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации…………………………………………………………………………..26

Заключение………………………………………………………………….31

Библиографический список………………………………………………32

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одной из важнейших правовых категорий, вызывающий повышенный интерес юридической науки. И это очевидно: законы и подзаконные нормативные акты являются основными источниками права, с их помощью происходит регулирование общественных отношений и, в конечном счёте, они являются важнейшим фактором существования любого государства.



Нормативно-правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли. Благодаря нормативно-правовым актам, регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. С их помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации являются неотъемлемым элементом правовой системы Российской Федерации. С их помощью регулируется достаточно обширный круг общественных отношений, конкретизируется и детализируется действие законов и иных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.



Предметом курсовой работы являются правовой акт, как основной источник права, а объектом - субъекты Российской Федерации.

Целью данной работы является исследование нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

Задачи:

1) рассмотреть нормативно-правовой акт как основной источник права: понятие, признаки, классификация;

2) систематизировать нормативно-правовые акты;

3) рассмотреть понятие и стадии правотворческого процесса;

3) изучить уровни нормативного регулирования правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации;

4) рассмотреть правотворческую деятельность субъектов Российской Федерации.

 

 

Глава 1 Нормативно-правовой акт как основной источник права

1.1Понятие нормативно-правового акта и его признаки

 

Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в стра­нах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Российская Федерация[1].

В энциклопедическом словаре экономики и права нормативно-правовой акт понимается как властное предписание государственных органов, которое устанавливает и заменяет, или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.). Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений. Нормативно-правовые акты образуют стройную систему, основанную на юридической силе[2].

Нормативно-правовой акт - это разновидность юридических актов. Его следует отличать от актов применения права, имеющих конкретный, индивидуальный характер, с помощью которых разрешаются конкретные дела (например, решение суда). В отличие от них нормативно-правовой акт носит общий характер. Его следует отличать и от актов толкования, в которых дается разъяснение норм права. Нормативно-правовые акты составляют единую, иерархическую систему, отражая иерархическую систему государственных органов[3].



Хропанюк В.Н. пишет: «В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период»[4].

К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений[5].

Доржиев Ж.Б. в своем учебно-методическом пособии определяет нормативно-правовые акты как один из источников прав в ряду других источников (правовые обычаи, судебные прецеденты и др.). Он пишет о том, что нормативно-правовой акт - это результат правотворчества, акт, содержащий нормы права и выделяет следующие его признаки:

1) нормативно-правовой акт - это официальный документ; является носителем информации, а именно информации о нормах права (правилах поведения);

2) обладает юридической силой, обязателен для всех лиц, которым адресован;

3) это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный;

4) с помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

Хропанюк В.Н. рассматривает признаки нормативно-правового акта шире, и считает, что в отличие от других источников (форм) права, нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая coстоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество - это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов.

2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются.

3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям[6].

Корельский В.М. и Перевалов В.Д. считают основной задачей нормативно-правового акта, как и любой формы права, хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права, как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами[7].

Итак, нормативно-правовой акт - это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

 

1.2Классификация нормативно-правовых актов

 

В Российской Федерации существует сложная система нормативно-правовых актов, находящихся между собой в определенной соподчиненности, направленных на регламентацию общественных отношений.

Венгеров А.Б. пишет о том, что участников правотворческого процесса и нормативно-правовых актов великое множество, поэтому значительным достижением теории права стала научная классификация как источников правотворчества, так и форм, в которых получают свое воплощение результаты правотворчества[8].

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

Закон - это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им.

Подзаконные акты призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных, индивидуальных интересов.

Формы подзаконных нормативно-правовых актов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации[9].

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты[10].

Корельский В.М. и Перевалов В.Д. рассматривают иерархическую систему нормативно-правовых актов Российской Федерации следующим образом:

1) Конституция (Основной закон)

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые (издаваемые) в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2) федеральные законы;

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

3) указы Президента;

Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам.

4) постановления Правительства;

Нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры Российской Федерации;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации[11].

Статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 апреля 1996 г. органам местного самоуправления (они не входят в систему органов государственной власти) предоставлено право принимать по вопросам своего ведения правовые акты[12].

Муниципальные нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации.

Протасов В.Н. считает особой разновидностью нормативно-правовых актов - локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации[13]. Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативно-правовым актом в смысле настоящего Федерального закона[14].

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

1) акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

2) акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

3) акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на:

1) акты законодательной власти (законы);

2) акты исполнительной власти (подзаконные акты);

3) акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Также существуют классификации по хронологии (по времени принятия акта), по номеру акта, по предмету регулирования[15].

Диаконов В.В. пишет о том, что действие нормативно-правового акта во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы[16].

Протасов В.Н. также отмечает, что нормативно-правовые акты вступают в силу с момента принятия, со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования) и по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу, если указание на это имеется в самом акте или он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов[17].

Действие правовой нормы в пространстве ограничивается всей территорией государства или территорией отдельных его частей. В Российской Федерации федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления - на территорию города, поселка или иного муниципального образования[18].

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства[19].

Протасов В.Н. пишет о том, что действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами[20].

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.[21]

Подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

 

 

1.3Систематизация нормативно-правовых актов

 

Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.[22]

Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.

Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке.

Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую).

Хронологическая инкорпорация - это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях. При хронологической инкорпорации каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год месяц и день издания, а также номер статьи.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне страны, общественным организациям, уголовной ответственности и т. д.).

Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией[23].

Особый вид систематизации представляет собой кодификация - принятие кодексов в виде сборника правовых норм, объединенных предметом, методом регулирования: Уголовный, Гражданский, иные кодексы.

Кодификация предполагает внутреннюю переработку законов, их изменение, дополнение и т.д. Кодификация - это официально установленная переработка правового материала.

Таким образом, кодификация - это создание из нескольких нормативных правовых актов одного нормативного правового акта[24]. Ее формами могут быть не только кодексы, но и уставы.

Традиция кодификации ведет свое начало с Кодекса Юстиниана (VI в. Н.э.), в который было кодифицировано римское право - великое юридическое достижение человечества[25].

Наряду с традиционными тремя видами систематизации Батычко В.Т. выделяет учет - сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.

Наиболее распространенными разновидностями учета считаются:

а) журнальный учет по хронологическому и алфавитно-предметному принципу;

б) картотечный учет с созданием системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты нормативных правовых актов;

в) поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии подразумевает внесение изменений и дополнений и иных пометок непосредственно в тексты соответствующих нормативных правовых актов;

г) автоматизированный учет законодательства с помощью компьютера (автоматизированные информационно-поисковые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант-плюс»)[26].

Огромное количество нормативно-правовых актов оказывает существенное влияние на экономику Российской Федерации, причем сложившаяся ситуация не может быть решена путем традиционных работ по систематизации и кодификации действующего законодательства. Большинство правовых актов по своему содержанию являются комплексными и включают нормы, относящиеся к различным отраслям права. Поэтому в настоящее время даже простое составление перечня правовых актов, обеспечивающих ту или иную область деятельности, представляется весьма сложным.

Право государства по своей сущности представляет собой совокупность огромного количества правовых норм, регулирующих различные правоотношения. Однако во избежание правового и смыслового хаоса, все эти нормы должны быть согласованы, организованы, структурированы и приведены в логически непротиворечивую систему. Именно систематизация нормативно-правовых актов является одним из главных критериев развития государства, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания.

Глава 2 Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации

   

2.1 Понятие и стадии правотворческого процесса

 

Идея сильного правового государства не может быть реализована без эффективной, упорядоченной, непротиворечивой правовой системы - правотворчества.

Правотворчество - одна из сложнейших категорий теории и философии права. Концепция правотворчества была разработана российскими и зарубежными юристами еще в советский период. Они определяли эту форму государственного руководства, как осознанный процесс создания норм права[27].

Керимов Д.А. отмечал, что процесс создания правовых норм находится в органическом единстве его основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые, обладая определенной спецификой и своеобразием составляют относительно законченный цикл правотворчества[28].

Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющей своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения[29].

Издавая нормативные акты, государство содействует зарождению и развитию одних общественных отношений, ограничению и вытеснению других. Правотворчество является необходимым процессом для организации государственного управления обществом.

Академик РАН Нерсесянц В.С. правотворчество называет «правоустановлением».

Правоустановление - это форма (и направление) государственной деятельности, связанная с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права.

Одной из важных форм правоустановления (то есть «правотворчества», понимаемого как установление норм действующих источников позитивного права) является прямое государственное нормотворчество - издание соответствующими государственными органами нормативно-правовых актов (законов и подзаконных нормативных актов).

Но нормативно-правовые акты - это лишь один из источников позитивного права, а принятие (установление) законов и подзаконных актов - лишь одна из форм правоустановления, один из видов (одно из направлений) правоустановительной деятельности[30].

В советской правовой науке правотворчество рассматривалось и в более узком смысле, как упорядоченная система стадий, как процесс деятельности субъектов правотворчества по установлению, изменению или отмене правовых норм и, соответственно, актов, в которых они находятся. При этом общетеоретическое понимание правотворчества оказывает существенное влияние на разработку концепции создания нормативно-правового акта последовательно от одной стадии к другой.

Правотворческие стадии - это «урегулированные процессуальными нормами (обычаями, традициями и т.п.), относительно обособленные во времени и пространстве, совершаемые в определенной последовательности правотворческие действия (операции), которые связаны с подготовкой, принятием и опубликованием нормативных актов»[31].

В научной и учебной литературе по теории права нет единообразного понимания правотворчества и его стадий.

Дрейшев Б.В. например, различал следующие стадии правотворческого процесса:

а) стадию установления необходимости издания, изменения или отмены акта;

б) стадию подготовки нормативно-правового акта;

в) официального внесения проекта в правотворческий орган;

г) рассмотрения проекта нормативно-правового акта;

д) принятия решения по проекту;

ж) опубликования нормативно-правового акта[32].

В целом правотворческий процесс состоит из следующих основных стадий:

1) принятие соответствующим компетентным органом (самим правоустановительным органом или субъектом правоустановительной инициативы) решения об издании определенного нормативно-правового акта;

2) разработка и предварительное обсуждение проекта этого акта;

3) рассмотрение данного проекта правоустановительным органом;

4) принятие нормативно-правового акта;

5) официальное опубликование принятого нормативно-правового акта[33].

В рамках юридического подхода в обобщенном виде можно выделить следующие стадии правотворческого процесса.

1. Законодательная инициатива. На данной стадии происходит внесение уже готовых законопроектов в специально уполномоченный орган или же вносится идея, предложение о необходимости принятия того или иного нормативного правового акта в связи с наличием каких-либо неурегулированных официально общественных отношений, вновь возникших или изменившихся под влиянием исторического развития.

2. Разработка и обсуждение законопроекта. На данной стадии происходит подготовка текста законопроекта либо редактируется и дорабатывается текст законопроекта, внесенного на этапе законодательной инициативы.

3. Принятие решения по законопроекту и его утверждение. Данная стадия свойственна для коллегиального представительного органа, который простым (50% + 1 голос) либо квалифицированным (2/3 или 3/4 голосов) большинством голосов принимает решение о принятии или отклонении предложенного законопроекта. В случае решения вопроса в положительную сторону текст законопроекта отправляется на подписание главой государства.

4. Подписание и обнародование принятого нормативно-правового акта. Утвержденный правотворческим органом и подписанный главой государства нормативно-правовой акт подлежит опубликованию в официальном источнике опубликования. Как правило, это периодическое печатное издание. При обнародовании происходит доведение текста нормативного правового акта до всеобщего сведения через СМИ (газеты, радио, телевидение, Интернет и т.д.) После официального опубликования и обнародования нормативный правовой акт вступает в законную силу[34].

Таково наиболее общее представление о стадиях правотворческого процесса.

По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям общеобязательного характера. В этом заключается его сущность. Оно охватывает непосредственную деятельность уполномоченных на то органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.

 

2.2 Уровни нормативного регулирования правотворческой

деятельности

 

Российское законодательство в силу особенностей федеративных отношений устанавливает конституционно-правовую основу правотворческой деятельности: на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации (региональный уровень), и на уровне муниципальных образований[35], закрепляя важнейшие принципы, особенности, цели и средства, правовые возможности, обеспечивающие их поступательное развитие[36].

Правотворчество на федеральном уровне осуществляется посредством принятия решений на всенародном референдуме, принятия Федеральных законов, Федеральных Конституционных законов, а также Указов и Распоряжений Президента и Постановлений и Распоряжений Правительства.

Федеральные конституционные законы регулируют наиболее важные и фундаментальные сферы жизнедеятельности, и принимаются в целях регулирования только тех вопросов, которые прямо предусмотрены Конституцией Российской Федерации[37].

Правовое пространство нашей страны помимо федерального законодательства включает в себя также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (региональный уровень).

Весьма характерным признаком действия региональных актов управления является их территориальная ограниченность: как правило, их действие распространяется на субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации[38].

Правовой статус субъектов Российской Федерации определяет право их законодательных (представительных) и исполнительных (администрации, правительства и т.п.) органов власти в пределах своей компетенции принимать законы и иные нормативно-правовые акты, устанавливающие нормы бюджетного права.

Муниципальный правовой акт - официальный письменный документ, принятый непосредственно населением муниципального образования, органом местного самоуправления или его должностным лицом в пределах своей компетенции и устанавливающий общеобязательные правила по предметам ведения местного самоуправления в соответствии с законодательством[39].

К муниципальным правовым актам относятся устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме или сходе граждан, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты являются подзаконными актами, поэтому они не должны противоречить законам, имеющим верховенство в системе правовых актов государства. Соответствие актов органов и должностных лиц местного самоуправления положениям Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации обеспечивает согласованность, органическую связь и взаимодействие правовых актов всех уровней[40].

В Российской Федерации федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления - на территорию города, поселка или иного муниципального образования[41].

 

2.3 Правотворческая деятельность субъектов Российской

Федерации

 

Правовой основой регионального правотворчества субъектов Российской Федерации служит, прежде всего, Конституция Российской Федерации, в статье 5-й которой провозглашено: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство».

Статьи 72, 73 и 76 Конституции Российской Федерации устанавливают круг вопросов, по которым могут приниматься законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, а также основы соотношения федерального и регионального законодательства[42].

Ряд важнейших параметров регионального правотворчества устанавливается Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[43].

Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы.

Законы субъектов Российской Федерации подразделяются на специальные, посвященные полностью местному самоуправлению, а также содержащие отдельные нормы о местном самоуправлении.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят 12 августа 1995 г.) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования[44].

Совокупность законов субъектов Российской Федерации составляет законодательство субъектов Российской Федерации[45].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.