Сделай Сам Свою Работу на 5

Показателями работоспособности сердца являются частота пульса, кровяное давление, систолический и минутный объем крови.





Физическая работа способствует расширению кровеносных сосудов, снижению тонуса их стенок; умственная работа, так же как и нервно-эмоциональное напряжение, приводит к сужению сосудов, повышению тонуса их стенок и даже спазмам. Такая реакция особенно свойственна сосудам сердца и мозга. Длительная напряженная умственная работа, частое нервно-эмоциональное напряжение, не сбалансированные с активными движениями и с физическими нагрузками, могут привести к ухудшению питания этих важнейших органов, к стойкому повышению кровяного давления, которое, как правило, является главным признаком гипертонической болезни. Свидетельствует о заболевании также и понижение кровяного давления в покое (гипотония), что может быть следствием ослабления деятельности сер-' дечной мышцы. В результате специальных занятий физическими упражнениями и спортом кровяное давление претерпевает положительные изменения. За счет более густой сети кровеносных сосудов и высокой их эластичности у спортсменов, как правило, максимальное давление в покое оказывается несколько ниже нормы. Однако предельная частота сердечных сокращений у тренированных людей при физической нагрузке может, находиться на уровне 200—240 удар/мин, при этом систолическое давление довольно долго находится на уровне 200 мм рт. ст. Нетренированное сердце такой частоты сокращений достигнуть просто не может, а высокое систолическое и диастолическое давление даже при кратковременной напряженной деятельности могут явиться причиной предпатологических и даже патологических состояний.



Систолический объем крови — это количество крови, выбрасываемое левым желудочком сердца при каждом его сокращении. Минутный объем крови — количество крови, выбрасываемое желудочком в течение одной минуты. Наибольший систолический объем наблюдается при частоте сердечных сокращений от 130 до 180 удар/мин. При частоте сердечных сокращений выше 180 удар/мин систолический объем начинает сильно снижаться. Поэтому наилучшие возможности для тренировки сердца имеют место при физических нагрузках, когда частота сердечных сокращений находится в диапазоне от 130 до 180 удар/мин.



В покое кровь совершает полный кругооборот за 21—22 с, при физической работе — за 8 с и менее, при этом объем циркулирующей крови способен возрастать до 40 л/мин. В результате такого увеличения объема и скорости кровотока значительно повышается снабжение тканей организма кислородом и питательными веществами. Особенно полезна тренировка для совершенствования сердечно-сосудистой системы в циклических видах спорта на открытом воздухе.

Систематическая тренировка средствами физической культуры и спорта не только стимулирует развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы, но и способствует значительному повышению уровня потребления кислорода организмом в целом. Наиболее эффективно совместную функцию взаимоотношения дыхания, крови, кровообращения развивают упражнения циклического характера, выполняемые на свежем воздухе. Однако следует помнить, насколько важно повышать возможности организма к потреблению кислорода, настолько же важно для него вырабатывать устойчивость к гипоксии. Это качество также совершенствуется в процессе тренировки, с помощью специальных процедур; путем создания искусственных условий гипоксии. Наиболее доступный способ — упражнение с задержкой дыхания. Систематически физические нагрузки определенной мощности, связанные с анаэробной производительностью, обусловливают возникновение в тканях гипоксического состояния, которое с помощью функциональных систем организма при определенных условиях ликвидируется, тем самым эти системы, защищая организм, сами тренируются и совершенствуются. В результате положительный тренировочный эффект в борьбе с гипоксией формирует устойчивость тканей организма к гипоксии.



Итак, физические нагрузки оказывают двойной тренирующий эффект: повышают устойчивость к кислородному голоданию и, увеличивая мощность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствуют лучшей утилизации кислорода.

 

 

15. Период усиления деятельности систем и органов

Врабатывание — это постепенное повышение работоспособности, обусловленное усилением деятельности физиологических систем организма, своего рода оперативная адаптация его в процессе самой работы на высоком уровне деятельности. Чем быстрее протекает процесс врабатывания, тем выше производительность выполнения работы.

Различные системы организма настраиваются на необходимый рабочий уровень гетерохронно (не одновременно). Так, двигательный аппарат, обладая достаточно высокой возбудимостью и лабильностью, настраивается быстрее, чем вегетативные системы. Однако и скелетные мышцы не в состоянии проявлять необходимые двигательные качества сразу, им для этого требуется определенное время. Так, например, скоростной бег в процессе преодоления стометровой дистанции показывает, что на первой секунде скорость составляет только 55% и лишь к 5—6-й с достигает максимума.

Работа отдельных внутренних органов, показатели деятельности вегетативных систем еще более инертны. Если сердечный ритм хотя и нарастает с первых секунд, к максимальному своему значению он приближается почти через минуту. Врабатывание дыхательных функций происходит в течение нескольких минут и т.д.

При этом необходимо помнить, что чем длительнее, а, следовательно, и менее интенсивно выполняется работа, тем длительнее осуществляется и врабатывание.

 


 

16. Процесс физического воспитания и части практического занятия

Физическое воспитание- органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производит, деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути Ф.в.- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровит, сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение спец. знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и обществ, гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. физическое образование).

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.

Процесс физического воспитания — это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы.

Основы обучения движениям.

Этапы обучения движениям

 

При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания.

Определим понятия «двигательное умение» и «двигательный навык», чтобы избежать путаницы, когда эти термины ошибочно употребляются как синонимы.

Двигательное умение — это такая степень владения техникой действия, при которой, повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

 

1-й этап ОЗНАКОМЛЕНИЕ, ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ РАЗУЧИВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ Краткая характеристика этапа: замедленное выполнение; нестабильный итог; невысокая устойчивость, непрочное запоминание; осознанный контроль действий    
       
2-й этап ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО УМЕНИЯ. • УГЛУБЛЕННОЕ ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗУЧИВАНИЕ Краткая характеристика этапа: невысокая быстрота, нестабильный , итог; невысокая устойчивость; непрочное запоминание; осознанный контроль действия
       
3-й этап ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА. ДОСТИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО МАСТЕРСТВА Краткая характеристика этапа: высокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизм двигательного действия

 

Рис. 5.3. Общая структура обучения двигательному действию

 

 

17. Варьирование величиной нагрузки в микроциклах

Микроцикл - это малый цикл тренировки, чаще всего снедельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Микроциклы в зависимости от изменения объема нагрузки:

а) втягивающие: характеризуются небольшим суммарным объемом нагрузки и направлены на подведение спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезней и травм;

б) нагрузочные: средний и большой объем нагрузки; обычная тренировочная работа;

в) ударные: используются в тех случаях, когда время подготовки к соревнованиям ограничено, а спортсмену необходимо быстрее добиться адаптационных перестроек. Тогда используют ударный элемент: объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности или психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды.

1. Микроцикл – совокупность нескольких тренировочных заданий, которые вместе с восстановительными днями, составляют относительно повторяющийся фрагмент тренировочного процесса. В нем решаются частные задачи более продолжительных циклов. Минимальный по продолжительности цикл бывает от 3 до 14 дней, но чаще всего – недельный.

 

Микроцикл выделяется в структуре спортивной тренировки благодаря:

 

1) необходимости управления процессами утомления и восстановления;

 

2) необходимости обеспечения оптимального взаимодействия между занятиями различной направленности;

 

3) благодаря традиционному распорядку жизнедеятельности.

 

2. Основные факторы, определяющие структуру микроцикла:

 

1) взаимодействие процессов утомления и восстановления;

 

2) чередование занятий различной направленности;

 

3) общий режим жизни спортсмена;

 

4) место микроцикла в общей системе построения тренировки.

 

3. Типы микроциклов.

 

Микроциклы в зависимости от изменения объема нагрузки:

 

а) втягивающие: характеризуются небольшим суммарным объемом нагрузки и направлены на подведение спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезней и травм;

 

б) нагрузочные: средний и большой объем нагрузки; обычная тренировочная работа;

 

в) ударные: используются в тех случаях, когда время подготовки к соревнованиям ограничено, а спортсмену необходимо быстрее добиться адаптационных перестроек. Тогда используют ударный элемент: объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности или психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды.

 

Микроциклы, позволяющие осуществить подготовку к соревнованиям:

 

а) подводящие: содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом характеризуются невысоким уровнем объема и интенсивности нагрузок; могут моделировать условия и режим деятельности в предстоящих соревнованиях;

 

б) шлифовочные: оттягивание той или иной стороны мастерства спортсмена; работа над чем-то конкретным: развитие какого-либо качества, технического приема, обыгрывание тактической ситуации. Объем и интенсивность нагрузки зависят от задач, поставленных в микроцикле;

 

в) предсоревновательные: всегда неделя перед соревнованиями; моделирует условия по всем видам подготовки, в том числе и психической, к предстоящим соревнованиям; суммарный объем может быть значительным;

 

г) соревновательные: включает в себя участие в отдельных соревнованиях, а также дополнительные тренировочные занятия, средства восстановления, изучение соревновательной деятельности соперников, психическую настройку. Эти микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность микроциклов определяется спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними.

 

Микроциклы по направленности работы:

 

а) обще-подготовительные: характеризуются большим суммарным объемом нагрузок; основная цель – вызов адаптационных перестроек в организме; необходимы для фазы приобретения спортивной формы; используются чаще всего в подготовительном периоде;

 

б) специально-подготовительные: происходит решение основных задач технико-тактической, физической, психической, волевой подготовок; они составляют основное содержание подготовительного периода;

 

в) тренировочные: служат для основной работы в соревновательном периоде;

 

г) восстановительные: необходимы для планомерного снижения нагрузки, что позволяет наиболее полно использовать эффект предыдущих высокоинтенсивных микроциклов. Их основная цель – обеспечение оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена; суммарная нагрузка невысока.

 

4. Построение микроцикла.

 

Чтобы правильно построить тренировочный процесс, необходимо определить, какой вид подготовки или какие физические качества мы хотим развить, какие объем и интенсивность нагрузки нам для этого понадобятся, а все это зависит от того, на каком периоде и этапе подготовки мы находимся (период подготовительный или соревновательный, этап начальной подготовки и этап первых больших успехов). Особенностью структуры тренировочных занятий определяется, прежде всего, направленностью на достижение максимального тренировочного эффекта. Тренировочный эффект зависит от величины воздействия на организм спортсмена. Поэтому при построении микроциклов большое значение имеет величина и направленность нагрузок. По величине нагрузки бывают: малая, средняя, значительная и большая; по направленности: силовые, скоростные, на гибкость, выносливость, координацию движений. Кроме того, нагрузки могут быть избирательной и комплексной направленности. Направленность занятий в значительной мере определяет особенность утомления спортсменов и продолжительность протекания восстановительных процессов. Продолжительность процессов восстановления зависит от направленности отдельных занятий. Наиболее быстро восстанавливаются функциональные возможности после развития скоростных качеств, например, а также занятия, способствующие развитию координационных и скоростно-силовых качеств. Занятия для развития различных видов выносливости характеризуются наиболее длительным протеканием процессов восстановления. При занятиях с большими нагрузками период восстановления через 2-4 суток.

 

Занятия со значительными нагрузками существенно отличаются от аналогичных занятий с большими. Период восстановления снижается более чем вдвое и практически не превышает суток. Это удобно использовать, так как утомление, вызываемое значительной нагрузкой, намного меньше, чем после аналогичных занятий с большой нагрузкой. Хотя объем работы в занятиях со значительной нагрузкой ниже на 20-30%. Восстановительный период при занятиях со средними нагрузками завершается меньше, чем за 10-12 часов, а после малых нагрузок – измеряется минутами и часами. Как элемент тренировочного микроцикла каждое тренировочное занятие связано с предыдущим и последующим. Эта взаимосвязь особенно важна при нескольких занятиях в течение дня, что характерно для тренировок высококвалифицированных спортсменов. Все это предполагает четкое деление занятий на основные и дополнительные.

 

Основные: в них решаются главные задачи, выражающие общую направленность подготовки спортсмена на том или ином этапе тренировочного процесса. Они отличаются увеличенным объемом нагрузки и высокой моторной плотностью. Сопровождаются продолжительным восстановительным процессом (48, 60 часов и более).

 

Дополнительные: для них характерны различные функции:

 

1) усиление ближайшего эффекта основного занятия путем сложения его с эффектом дополнительных занятий, что вызывает мощную фазу суперкомпенсации в последствии;

 

2) дополнительные занятия восстановительного типа: содействуют восстановлению;

 

3) дополнительные занятия, которые решают частные задачи, не являющимися главными на данном этапе подготовки.

 

При планировании нескольких тренировочных занятий в течение дня возникает ряд проблем:

 

1) необходимо установить оптимальное время проведения тренировочных занятий;

 

2) необходимо знать в какой мере оно определяет направленность и величину нагрузок;

 

3) надо выяснить, как чередовать в течение дня тренировочные занятия с различной преимущественной направленностью и величиной нагрузок.

 

Время занятий может в течение дня планироваться в зависимости от условий, учебы и работы. Тренер должен следить за тем, чтобы время занятий по возможности, оставалось стабильным, так как перестройка режимов тренировок сопровождается падением работоспособности спортсменов. Наиболее оптимальным является проведение основного занятия во второй половине дня (в связи с высоким уровнем работоспособности).

 

Таким образом, высокая интенсивность двухразовых занятий в течение дня наблюдается лишь тогда, когда:

 

1) рациональным образом сочетаются нагрузки основных и дополнительных занятий;

 

2) увеличение общего количества занятий не сопровождается уменьшением занятий с большими нагрузками, которые служат мощным стимулом роста тренированности.

 

 

18. Формирование навыка, принципы обучения

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.