Сделай Сам Свою Работу на 5

Тип I. Отсутствие взаимоотношений предпочтительной привязанности.





Нарушения привязанности.

(Фрагмент лекции Н.К. Асановой для слушателей МИПа)

 

«Нарушения привязанности не являются синонимами индивидуальным различиям в характере привязанности, выявленным специальным методом (Процедура оценки поведения в незнакомой ситуации), но представляют собой более серьезные и глубоко проникающие нарушения чувств надежности и безопасности у ребенка. Определения типов привязанности, полученные в результате этой процедуры не являются диагнозами» (C. H. Zeanah et al., 1993).

В настоящее время не существует общепринятой формальной классификации нарушений привязанности. С. Зинах с соавторами (C. H. Zeanah et al., 1993) предложили детальную, описательную классификацию пяти типов нарушений привязанности, основывающихся на описаниях Боулби (J. Bowlby, 1973).

Дети биологически запрограммированы развивать выборочную привязанность к относительно небольшому числу ухаживающих взрослых. Ребенок начинает явно выражать эти предпочтения в возрасте 7 - 8 месяцев. После года только серьезные внутренние аномалии (такие как глубокая умственная отсталость или чрезвычайно ненормальные условия ухода) могут вызвать отсутствие предпочитаемой фигуры привязанности у ребенка. Предел детской адаптивности к большому числу различных ухаживающих лиц неизвестен.



В возрасте между 1 и 3 годами бихевиоральная система привязанности работает на производство чувства осязаемой безопасности («felt security») в ребенке, главным образом через близость к фигуре привязанности. В результате развития ребенка на втором и третьем году жизни строгая близость постепенно становится менее необходимой. Система привязанности и исследовательская система работают в тандеме, производя баланс привязанность - исследование. Нарушения этого баланса представляют неправильное использование фигуры привязанности как безопасной базы, опираясь на которую можно исследовать окружающий мир, или неправильное использование фигуры привязанности как надежного убежища, в которое можно возвращаться в случае опасности.

Отношения привязанности между ребенком и ухаживающим взрослым - это неравное партнерство, в котором взрослый обеспечивает ребенку надежность и безопасность, но ребенок не обеспечивает взрослому надежность и безопасность. Взаимоотношения привязанности между ребенком и взрослым, которые переворачивают этот паттерн до значительной степени, являются вредными для ребенка, представляя полную перестановку ролей.



С. Зинах предложил классификацию нарушений привязанности, включающую 5 типов(C. H. Zeanah et al., 1993).

Критерии для данных нарушений привязанности собраны в таблицу (Табл.1)(см. ниже).

Первый тип нарушения привязанности - отсутствие взаимоотношений предпочтительной привязанности. Этот тип нарушения привязанности встречается наиболее часто и представляет неудачу попытки выделения предпочитаемой фигуры привязанности. Четкие признаки «непривязанности» у детей к тем, то осуществляет за ними первичный уход, могут считаться бессознательной защитной стратегией адаптации, при которой у ребенка отсутствует предпочтительный объект привязанности даже при стрессовых обстоятельствах. Такие младенцы и дети часто представляются самодостаточными и «независимыми». Отсутствие предпочтения в привязанности четко прослеживается у детей, имевших опыт частой смены лиц, осуществляющих первичный уход, которые были помещены в детские учреждения, где отсутствовала возможность формирования взаимоотношений предпочтительной привязанности, или у детей, которые подверглись жестокому обращению.

Второй тип нарушения - неразборчивая привязанность. Ребенок с таким нарушением привязанности демонстрирует дисбаланс функций привязанность - исследование, он не воспринимает ухаживающее лицо как надежное в незнакомой обстановке и не возвращается к нему как в надежное убежище, когда напуган. Вместо этого ребенок мгновенно влюбляется практически во всех и пытается использовать их для получения комфорта и утешения. Это нарушение также чаще встречается у детей, помещенных в детские учреждения, испытавших серьезное пренебрежение или имевших многочисленных лиц, осуществляющих уход за ним. Зинах выделяет во втором типе нарушений два подтипа: безрассудный, склонный к несчастным случаям и социально-неразборчивый.



Третий тип нарушения - неуверенная привязанность. На другом краю дисбаланса между привязанностью и исследованием находятся дети, не испытывающие желания удаляться от своих фигур привязанности, чтобы участвовать в подобающем их возрасту исследовании окружающего мира. Различные проявления этого типа нарушения отражаются в двух подтипах: чрезвычайно липнущий и компульсивно податливый. Чрезвычайно липнущие дети предпочитают неуместно и вне зависимости от явной причины или травмы «липнуть» к лицам, осуществляющим уход. «Льнущее» поведение не связано с застенчивостью или медленно разогревающимся темпераментом. Кроме того, таким детям свойственно сокращение аффектов, характеризующееся тревожными настроениями в присутствии незнакомых людей.

Компульсивная податливость - это проявление ответа ребенка на плохое обращение или чрезмерное наказание. Кажется, что ребенок научился соглашаться с ухаживающим лицом немедленно и безусловно, чтобы избежать физического насилия. Симптомы (такие как сверхбдительность, беспокойство, недостаток спонтанности) наиболее заметны в присутствии фигуры привязанности.

Четвертый тип нарушения - агрессивная привязанность. Некоторые отношения привязанности заполнены гневом и фрустрацией. Если гнев - преобладающая чета отношений, и если детская агрессия по отношению к фигуре привязанности и / или к себе переходит границы временных выражений фрустрации, возможно у ребенка развилась агрессивная привязанность. У детей с агрессивной привязанностью часто бывают симптомы тревожности, которые могут остаться незамеченными родителями, учителями и клиницистами из-за преобладания или даже опасности агрессивных симптомов. Сепарационная тревожность или нарушения сна, например, могут интерпретироваться родителями как непослушание.

Гнев и агрессия ребенка могут быть неограниченны отношениями привязанности, в контексте этих отношений они могут быть более очевидны. Они также очевидно превышают свойственное возрасту выражение амбивалентности. Агрессия может быть направлена на себя в форме битья головой или царапания; может быть направлена на фигуру привязанности и выражаться вербально или не вербально (удары, пинки, толчки); или может выражаться в форме сильных и продолжительных вспышек раздражительности в ответ на незначительную фрустрацию.

Пятый тип нарушения - нарушение привязанности с переменой ролей. Хотя этот тип нарушения отношений давно известен клиницистам, но эмпирическая поддержка этого конструкта стала доступной в результате исследований привязанности детей школьного и дошкольного возраста (Greenberg, Speltz, Deklyen, Endriga, 1992). Мэйн и Кассиди (Main, Cassidy, 1988) описали паттерн поведения после воссоединения, которое они определили как «контролирующее», у шестилетнего ребенка, отделенного от родителей на час в лабораторных условиях. Были описаны две основные формы контролирующего поведения: «контролирующее / ухаживающее» («controlling / caregiving»), когда ребенок сверхзаботлив по отношению к фигуре привязанности, и «контролирующее / наказывающее» («controlling / punitive»), когда поведение ребенка слишком руководящее, наказывающее и отвергающее по отношению к ухаживающему лицу. Наблюдения этих детей в домашних условиях подтвердили, что они и их матери вовлечены в несоответствующее ролевое поведение.

 

Табл. 1. Классификация нарушений привязанности.

 

Тип I. Отсутствие взаимоотношений предпочтительной привязанности.

(Nonattached Attachment Disorder).

1. Ребенок не оказывает предпочтения какому-то одному ухаживающему лицу, даже, когда ему больно, он напуган, болен или в других ситуациях, которые обычно стимулируют систему поведения привязанности.

2. Ребенок не выражает сепарационный протест или выражает беспорядочный сепарационный протест (плачет, когда уходит любой человек).

3. Если ребенок общителен с любым человеком, вероятно, он неразборчиво общителен.

4. По умственному развитию ребенок должен быть не младше 8 месяцев.

 

Тип II. Неразборчивая привязанность.(Indiscriminate Attachment Disorder).

1. Ребенок вновь и вновь покидает безопасность, которую обеспечивает присутствие фигуры привязанности, и бродит повсюду.

2. Ребенок проявляет паттерн попадать в ситуации, которые несут риск причинения ему физического вреда.

3. Ребенок может демонстрировать поведение неразборчивой привязанности, пытаясь завязать знакомство или прося убежища или пищу у малознакомых или вовсе незнакомых взрослых.

4. Эти симптомы не могут быть объяснены гиперактивностью при дефиците внимания. (Attention - Deficit Hyperactivity Disorder).

5. Есть два подтипа:

а) Неразборчивая общительность. (Socially Promiscuous).

1. Неразборчивая дружественность и поверхностное общение являются наиболее

выдающимися чертами поведения ребенка.

2. Ребенок может искать комфорт в стрессовой ситуации, хотя он и не выражает

предпочтения, и часто его бывает трудно утешить

б) Безрассудный / Склонный к несчастный случаям / Рискующий.

1. Ребенок проявляет паттерн безрассудства, склонность к попаданию в

несчастные случаи и рискованного поведения в большей степени, чем это

могло бы быть объяснено неудачей попытки проверки надежности фигуры

привязанности.

2. Безрассудное поведение ребенка может иметь характер побуждения

(driven quality).

 

Тип III. Неуверенная привязанность.(Inhibited Attachment Disorder)

1. Ребенок проявляет нежелание приближаться, трогать или манипулировать

неодушевленными объектами, такими как игрушки, в незнакомой обстановке, и

особенно в присутствии незнакомых людей.

2. Ребенок активно избегает или слишком быстро уходит от общения со всеми, кроме фигуры привязанности.

3. Ребенок проявляет ограниченный спектр аффектов в ситуациях общения, даже в присутствии фигуры привязанности с преобладающим настроением, колеблющимся от рассудительного внимательного исследования до сверхбдительности.

4. Есть два подтипа:

а) Чрезмерно липнущий.

1. Ребенок кажется чувствующим комфорт в непосредственной близости к фигуре

привязанности, но слегка напуган незнакомыми условиями, объектами или личностями. Однако близость с фигурой привязанности наполнена тревогой.

2. Сепарация с фигурой привязанности вызывает энергичное сопротивление и ведет к сильному дистрессу.

б) Компульсивная податливость (Compulsive Compliance).

1. Ребенок с готовностью соглашается с указаниями фигуры привязанности.

2. Ребенок имеет ограниченный аффективный обмен с фигурой привязанности.

3. Кажется, что ребенок боится фигуры привязанности.

4. Ребенок может казаться менее заторможенным, напуганным и не вовлеченным в отсутствие фигуры привязанности.

 

Тип IY. Агрессивная привязанность. (Aggressive Attachment Disorder).

1. Ребенок отдает явное предпочтение фигуре привязанности, но поиск комфорта часто прерывается вспышками агрессии ребенка, направленными на фигуру привязанности или на себя.

2. Гнев (который может быть выражен физически и вербально) - всепроникающая черта отношений привязанности и заходит гораздо дальше, чем несогласие, соответствующее возрасту и мимолетному разочарованию.

3. Симптомы тревожности (сепарационная тревога, нарушение сна и т.д.) могут быть очевидными, но главные - не они, а агрессия ребенка.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.