Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика исполнения духовных стихов 6 глава





Размытость жанровых границ приводила ко взаимод-м жанров несказоч. прозы как между собой, так и со сказками. и тот же сюжет мог принимать разные формы, периодич. выступая в виде былички, легенды, предания иначе сказки.

Предания – устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение. рассказ о прошлом. Признаки: говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей. Ретроспективность (обращённость в прошлое). П. даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или сущ-я к-л факта, этим обуслов-ся само возник-е предания. Т.о., предание – широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта. Есть два вида формирования исторических преданий: 1 – Обобщение воспоминаний; 2 – Не только обобщение, но и оформл. по слож. формам. Персонажи в предании социально определены.

Различают исторические предания (например, о Жанне д’Арк, Иване Грозном), топонимические — о происхождении названий (например, городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Также имеется Церковное Предание.



Легенды – народные рассказы с религиозн. вымыслом, фантастика к-х идёт не от языческой, а от христианства. В своей форме легенды часто сближаются с бытовыми сказками. Нек. из них приобрели сатирич-е истолкование сюжетов свящ. писания. Отказ от отвлечённо-абстракт. фантастики библ. книг говорит о земной, соц-бытовой основе народных легенд. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.

Сказ - вид лит.-худ. повеств-я, подраж-ий фольклорным прзвд стилем, специфич. интонацией и стилизацией речи для воспроизв-я речи сказителя уст.нар. жанров или живой простонародной речи. Характерн. черта — наличие рассказчика, не совпад. с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.

Предания не только повествуют о событиях и действиях, но и объясняют причины. Имеют прозаическую норму, а не стихотвроную. Свободная форма. Повествователь никогда не выступает участником или свидетелем события. Азбелев и Гусев дают разную классификацию. 1-историч,топонимич,релгиоз,бытов и тд. 2-историч,героич. Соколом - легендарные и исторические. Легенда-древний жанр, начинается со слов "когда-то", "давно было". Неустойчивость,свободная форма. Сюжеты разнообразны,нередко взяты из библии. Легенда схожа со сказкой. Русские народные легенды делятся на тематические группы: легенды о сотворении мира,о животных,о боге, а наказании и прощении,социально-утопические(ожидания народа). Есть группа с семейными мотивами, сатирическими(бедные крестьяне)
31. Быличка и бывальщина. Проблема классификации. Сюжеты и персонажи мифологического рассказа. Былички – устные рассказы народа о леших, оживших мертвецах и вообще о вмешательстве в людскую жизнь разных сверхъестественных сил из воображаемого мира народной религии. Быличка – выражение религиозного сознания. Былички можно разделить на два вида. Первый близок к форме сказа, излаг. в форме рассказа о том, что произошло с рассказчиком или кем-нибудь из его современников. Второй близок к форме предания. Здесь Б. связывает события, о которых говорит, со временем, относительно сильно удалённым от момента сказывания былички. В быличке предполагается торжество добра. Отличите. признак жанра - установка на реальность описываемых событий. Былины- русск.народн.эпич.песни, которым свойственны героич.сюжеты. В ценре сюжета обычно подвиг героя, его победа. Монументальные образы богатырей и их врагов. Герои могут быть реалистическими( Батыга),фантастическими(Тугарин-змей), аллегорическими (Идолище поганое). Богатырь-сильный, высокий, в нем отражается мощь русского народа. Изображаются события далекого прошлого. Это песни среднего объема, запевы и зачины,ретардация,общие места и концовки. Идея былин- единство Русского народа. Первые рубликации 18 век( Чулков,Новиков). Крша Данилов-огромная роль. Разные КЛАСС-ИИ. Мифологичкая теория-былина 2х типов: былины о старших и младших богатырях. Историческая школа: богатырские и былины-новеллы(соц.бытовые). Белинский делил на 2 цикла-киевские(героические,о сватовстве,соц.бытовые) и новгородские. ( воинские и соц-бытовые). Промежуточное место былины о Влдаимире. Значительные следы в древних былинах о Святогоре, Волхве.





В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детей. Быличка сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок.

Термин сказ, как и сказание, может также употребляться в фольклористике для обозначения различных не сказочных жанров устной прозы (предания, легенды, былички).


32. Былинный эпос. История собирания и изучения былин. Основные циклы. Записывание началось поздно. 16 в.в основном об ИМ.1804 год сборник Кирши данилова. По этому сборнику изучали былины Федор Буслаев и Орест Миллер.30 годы 19 века,Киреевский,Языков,Хомяков обратились к народу за тем, чтобы они присылали песни, но Киреевский умер, а Бесонов издал его сборник.1861 года Рыбников-165 былин(огромное значение), по следам Рыбникова пошел Гильфердинг(за 50 дней 270 былин) Затем Гуляев(28) . Затем 19 век историч.школа Миллера собирало фольклор. Новый этап после Октябрьской революции. 1926-28 академия наук провела экспедицию под руководством Соколова (280,онежские). Изучались с 18 века(Татищев, Миллер). Прогресс-Белинский: отметил патриотич.хар-ер былин, далее мысли были развиты Чернышевским, Добролюбовым. Буслаев, Миллер-мифологическая школа-таков подход. Миллер стремился раскрыть мифологию былин,богатырей.Начала складываться школа заимствования-Теодор Бенфей(Стасов не смог объяснить доказат-во былин).Веселовский-указал 2сторонний процесс заимствований. Эти школы критиковали и появилась ИСТОРИЧЕСКАЯ-былины исходили от истор.событий. Миллер считал что Киев и Новгород один центр( Пропп отвергал). Место сложения-разные мнение, кто-то говорит о циклах. Пропп делит на 3 группы: эпос феодализма--- о сватовстве,о борьбе с чудовищами, эпос времени борьбы с монголами, эпос образования Руси. Аникин делит на : докиевские, киевские,владимиро-суздальские,галицко-волынский, псковско-новгородские,черниговские, брянские.
33. Цикл былин о «старших богатырях»: герои, проблематика, эпические приемы изображения. Старших богатырей трое: Святогор, Вольга Всеславич и Микула Селянинович.
Святогор не совершает никаких подвигов. Он так велик, что его "мать-сыра-земля через силу на себе носит". Имя его свидетельствует о какой-то святости, может быть потому и не может грешная земля его на себе нести.
Вот, что рассказывает одна былина. Ехал по чистому полю Илья Муромец (это — один из любимых народных героев, самый сильный и могучий из Киевских богатырей). Итак ехал Илья Муромец по чистому полю и "наехал" на незнакомого ему огромного богатыря, который, сидя на своем богатырском коне, дремал. Илья догнал незнакомца и ударил его по спине со всей силы своей палицей, "весом в девяносто пуд". От такого удара незнакомец даже не проснулся. Три раза Илья разгонял своего коня и наносил незнакомцу страшные удары. На третьем ударе очнулся неведомый богатырь, оглянулся, увидал Илью, взял его вместе с конем, положил к себе в карман и поехал дальше. Три дня и три ночи ехал таким образом Святогор (это и был он) с Ильей в кармане. На третий день стал конь под Святогором "спотыкатися".
"Что ты спотыкаешься, волчья сыть, травяной мешок?" — спросил Святогор своего коня. — "Трудно мне три дня и три ночи возить на себе двух богатырей,, да еще коня богатырского", отвечал конь. Тогда Святогор вынул из кармана Илью Муромца и, узнав, что он тоже могучий богатырь "по братался" с ним, т. е. — обменялся с Ильей крестильным кре стом; дальше они поехали вместе. Приехали на высокую гору и увидали на горе огромный гроб. Даже для Ильи Муромца этот гроб был слишком велик. Попробовал Святогор в него лечь, и оказалось, что гроб, как раз по его росту. Святогор попросил Илью закрыть его крышкой. Илья исполнил его просьбу, но снять крышку с гроба он уже не мог. Тогда Илья схватил свой "булатный меч" и со всего розмаху ударил по крышке гроба: на месте этого удара выскочил железный обруч и еще крепче сковал гроб. От каждого удара меча Ильи выскакивали железные обручи и крепче заковывали Святогора в гробу. Тогда заговорил Святогор из гроба и сказал: "Видно, тут на роду смерть мне написана". Святогор предложил через щелку, оставшуюся между крышкой и гробом, передать Илье свой дух богатырский, свою богатырскую силу, — но не всю, а только п о л с и л ы, иначе, сказал Святогор, тебя мать-сыра-земля на себе не снесет". Принял Илья через щелку богатырский дух, и так и умер Святогор в своем огромном гробу на неведомой горе.
Другая былина рассказывает о встрече Святогора с Микулой Селяниновичем, богатырем-крестьянином. Святогор ехал на своем богатырском коне и никак не мог догнать Микулу Селяниновича, шедшего пешком с небольшой сумочкой переметной за плечами. Насилу нагнал его Святогор и стал спрашивать, что он несет в своей сумочке-переметной? Бросил Микула сумочку на землю и предложил Святогору ее поднять. Слез Святогор с коня, ухватился за сумочку, но никак не мог ее поднять; все силы напряг Святогор, и от усилий сам погряз в землю по пояс, а сумочки не сдвинул с места. Нагнулся Микула Селянинович, одной рукой поднял свою сумочку и перекинул себе на спину. Оказывается, что Микула нес в этой сумочке всю "тягу земную", как бы всю тяжесть земледельческого труда, которая под силу была лишь ему, богатырю-крестьянину.
Вольга Святославич и Микула Селянинович.
Третий из старших богатырей — Вольга Святославич, или, как в другой былине его называют, — Волх Всеславич. Можно думать, что имя его — Вольга — происходит от имени исторического князя Олега. Возможно, что и блестящие победы Олега казались народу чудесными, сверхъестественными, и из образа князя Олега вырос этот сказочно-богатырский образ. Вольга — князь, у Вольги- — храбрая дружина, Вольга ведет воины и всегда побеждает.
В одной былине Вольга, также, как и Святогор, встречается с Микулой Селяниновичем. Ехал Вольга со своей храброй дружиной по чисту-полю и услыхал, что в поле пахарь (оратай) пашет (орет),
«Орет юратай шшеньку,
Орет оратай, покрикивает,
Кобылку соловенькую понукивает,
С одного края земли на другой борозды переметывает».
Хочет Вольга догнать пахаря, но хотя он пускает своего богатырского коня вскачь, он только на третий день догоняет скромного оратая. Вольга спрашивает его, что это у него за чудесный конь? на что пахарь отвечает, что купил он свою кобылку соловенькую еще жеребенком-сосунком в табуне, и что если бы эта кобылка конем была, то ей и цены бы не было. ТогДа Вольга зовет пахаря ехать вместе с ним и его дружиной собирать с народа "дани-выходы". Пахарь соглашается, но, отъехав, вспоминает, что забыл вытащить из земли и убрать свою "сошку". Вольга посылает своих дружинников это сделать, но они не могут сдвинуть с места крестьянскую соху. Вся дружина Вольги прилагает усилия и только "крутят за обжи сошку" на месте. Тогда пахарь возвращается сам, одной рукой вытаскивает сошку из земли и перекидывает ее через "ра-китов куст". Пораженный такой силой, Вольга спрашивает пахаря, кто он? На что последний отвечает:
«А я ржи напашу, да в скирды сложу,
Во скирды сложу, домюй выволочу,
Домой выволочу, да дома вымолочу, Драни надеру, да и пива наварю, Пива наварю, да и мужиков напою. Станут мужички меня покликивать: Молодой Микулушка Селянинович!».
Вот, как мы узнаем имя этого таинственного могучего крестьянина-пахаря. Он оказывается сильнее и Святогора, и Воль-ги Святославича, — это объясняется особой симпатией и уважением русского народа к крестьянскому земледельческому труду.
Между тем Вольга Святославич — тоже необыкновенно сильный богатырь. Когда он родился,
«Подражала мать сыра-земля,
Сине-море всколебалося».
С раннего детства Вольга обучился разным "хитростям-мудростям". Научился он понимать звериный и птичий язык, научился сам оборачиваться (превращаться) в зверей, птиц и рыб;
«Щукой-рыбой ходить в глубоких морях, Птицей-соколом летать под облака, Серым волком рыскать во чистых полях». Благодаря этой способности оборачиваться и, когда нужно, оборачивать и свою дружину, Вольга одерживает чудесные победы. В одной былине рассказывается, как Вольга Святославич задумал "воевать турецкое царство". Оборотившись "малой пташкой", перелетел он "окиан-море", прилетел к двору султана турецкого и, сидя на окошке, подслушал разговор султана с женой о том, что собирается султан "воевать землю русскую". Но жена султана почувствовала, что "малая пташка", сидящая на подоконнике, никто иной, как сам князь Вольга Святославич, и сказала об этом своему мужу. Тогда птичка — Вольга вспорхнула и тут же оборотилась горностаем, который пробрался в те палаты, где хранилось все оружие турецкого войска. И начал тут Вольга-горностай надкусывать все тетивы турецких луков. Он их не перегрызал, а только надкусывал незаметно, для того, чтобы, когда турки натянут стрелой тетивы, готовясь стрелять, все их "тетивочки шелковые разом бы полопались". — Перелетев затем благополучно птичкой "окиан-море", Вольга собрал свою "дружинушку хоробрую", оборотил ее всю в щук и таким образом переплыл с дружиной "окиан-море". Подступила дружина — уже в человеческом образе — к граду турецкому, но оказалось, что окружен град крепкой несокрушимой стеной а ворота "узорчатые" крепко-накрепко заперты. И тут Вольга прибег к волшебству. Оборотил он всю дружину свою в "муращиков" (муравьев), которые пролезли сквозь узоры и щели крепких городских ворот и уже за стеной оборотились вновь в сильную дружину и бросились на врагов. Схватили турки свои луки, стрелы, натянули "тетивочки шелковые", — все тетивочки разом полопались, — и завоевал Вольга все царство турецкое.
34. Былины киевского цикла: былинный Киев, герои, сюжеты, эпические приемы изображения. Поэтика, композиция, хронотоп героических былин (3-4 примера). Место действия- Киев,около него,в центре былин князь Владимир, цель-защитить Русь, быт характерен только для киева,домонгольский период,воспет Киев-как цент русских земель. 9-11 век расцвет Киева,важная роль в борьбе с печенегами и половцами. Набеги отражали не только киевляне, но и другие, что показано в былинах. Князь сыграл огромную роль: реформировал управление,изменил строй дружины,тесные отношения с ними, походы победные и т.д. Обычно группируются по богатырям. Особенность-изображение 3 богатырей: Ильи Муромца(старший,идеальный, нет прототипа,не с вязан с корочаровым( И.М.и соловей,ИМ и идолище поганое, 3 поездки ИМ,ссора ИМ с ВЛад.), Добрыни(более старые,(рождение и женитьба Д, Д и змей,казмирович,АП,Маринка) умение вести себя, прототипом считают его дядюгероический образ( 3 типа зачина сущ-ют 3 повторы,устоичивые концовки,моральный строй чувств,гиперболизация,Алеши Поповича.
35. Новеллистические былины. Эпическое сватовство и эпическое состязание в былинах.
36. Поэтика былин «новгородского цикла»: образ былинного Новгорода, типы сюжетов, герои, особенность эпического конфликта. Новгородские былины не разрабатывали воинской тематики. Они выразили иное: купеческий идеал богатства и роскоши, дух смелых путешествий, предприимчивость, размашистую удаль, отвагу.

Чисто новгородским богатырем являет Василий Буслаев. Ему посвящены две былины: «Про Василия Буслаева» и «Поездка Василия Буслаева».

Иной тип новгородского героя – Садко. О нем известно три сюжета: чудесное обретение богатства, спор с Новгородом и пребывание на дне у морского царя.

В. Миллер отнес к новгородским – по ряду бытовых и географических признаков – былину «Вольга и Микула». Областная ориентация этого произведения сказалась в том, что новгородец Микула изображен более сильным, чем племянник киевского князя Вольга со своей дружиной.

Былины имеют свой особый художественный мир. Поэтический язык былин подчинен задаче изображения грандиозного и значительного. Композиционную основу многих сюжетов составляет антитеза: герой резко противопоставляется своему противнику. Другим главным приемом изображения подвига героя и вообще эпических положений, как и в сказках, является утроение.

Былинные сюжеты имеют зачин, завязку действия, его развитие, кульминацию и развязку.

В зачинах указывается, откуда выезжает богатырь, место действия, или рассказывается о рождении героя, об обретении им силы.

Завязка былинного сюжета часто происходит на княжеском пиру. Былины киевского цикла иногда начинались сразу с завязки – с княжеского пира.

Подобно сказкам, сюжеты былин имели свое художественное обрамление: запевы и исходы.

Традиция эпического сказительства выработала формулы привычного изображения, так называемые общие места, т.е существует характерное описание пира, похвальбы на пиру и т.д.

Поэтические приемы эпоса являются часто и приемами мнемоническими, облегчающими запоминание и воспроизведение Б. текста. Выдержанный эпический стиль Б. отличается 10медлительностью и спокойствием. Былинный эпос любит медленное развертывание действий, часто прибегает к различным видам повторений, с большой обстоятельностью описывает отдельные детали и нисколько не боится утомить сравнительным однообразием своего стиля.

(Знаменитый запев — «Высота ли высота поднебесная, Глубина-глубина океан море, Широко раздолье по всей земле, Глубоки омуты Днепровские»; или зачины с призывом слушать былину: «Послушайте, вы, люди добрые, Я ли вам да старину скажу, Старину скажу да стародавнюю»; или «Кто бы нам сказал про старое, про старое, про бывалое, про того Илью Муромца» и др. )

Следующие за запевами или прямо начинающие собой былины зачины могут быть разделены на несколько типов.

Большое количество зачинов может быть отнесено к числу географических, т. е. обозначающих место действия или отвечающих на вопросы, куда и откуда приехал былинный герой. Иногда это место действия обозначено в общих чертах — «из-за моря», «поле чистое», «горы», «крест леванидов», большею же частью дается конкретное географическое обозначение (напр: «Из Волынеца города, Из Галича, Из той Волынь-земли богатыя». Сюда же нужно отнести и зачины о непроезжей дороге, о заставе 11богатырской и др. )

Значительно реже зачины хронологические, обозначающие время действия (ср. «Как доселева Рязань слободой слыла, А как нонече Рязань славен город стал» и пр.).

Запевы и зачины, впрочем, необязательны.

Заключения, концовки реже зачинов, но и они характерны: «Синему морю на тишину, Всем добрым же людям на послушанье», «А по тыих мест старинка и покончилась», «То старина, то и де́янье». Или величание хозяина, или пение славы: «Только тому Соловнику славы поют, а Ильина-то слава не минуется».

В полном согласии с традиционностью зачинов, типических формул и концовок — также и другие стилистические и композиционные приемы былин. Сюда относится наличие всевозможного рода повторений. Былинная поэтика не стесняется буквальным или почти буквальным повторением часто значительных по своему размеру целых эпизодов. Например приказание князя послу с буквальной точностью повторяется при изложении послом этого приказания иноземному царю. Особенно излюблены троекратные повторения эпизодов, правда, с некоторой тенденцией «наращения». Этот же принцип повторений дает себя ясно чувствовать в словесном стиле былин. Таковы простые повторения слов («Чудным, чудным, чудно», «дивным дивно», «из лесу было лесу темного»), повторения предлогов, повторения одного и того же слова в двух или нескольких следующих друг за другом стихах. Сюда же относится и повышение числа в каждом новом стихе: «Там повыправь дани, выходы, За двенадцать год да за тринадцать лет, За тринадцать лет да с половиною».

К отстоявшимся традиционным приемам былинного стиля относятся также постоянные эпитеты, прилагаемые к различным предметам: белый (березка, грудь, день, кречет, лебедь, горностай, рука, свет, снег, шатер, гридня, стол, светлица, ворота и др.), красный (солнце, золото), серый (волк, гусь, селезень), широкий (двор, степь, дорога, доля, раздолье), богатырский (голос, конь, лошадь, сила, сон, добыча). Многие из этих эпитетов дают представление об эстетических вкусах и пристрастиях русских былин. Большинство постоянных эпитетов применяется лишь к одному-двум словам: поле чистое, море синее, мелкий жемчуг, облако ходячее, гости богатые, тугой лук и др.

12

В русском былинном эпосе довольно часты сравнения. Таковы напр.: «Опять день за днем будто дождь дождит, неделя за неделей, как трава растет, А год за годом, как река бежит»; или в былине об Идолище: «Глазища будто чашища, ручища будто грабища». Еще больше уподоблений (Владимир — красно солнышко, брови — черна соболя). Нередки в былинах также параллелизмы, особенно отрицательные (напр. «Не ясен сокол тут вылетывал, Не черной ворон тут выпархивал, Выезжает тут злой татарченок»).

Традиционность былинного стиля повлекла за собой в некоторых случаях нечувствительность к смыслу тех или других выражений, слов и оборотов. Сюда нужно, например, отнести «окаменелые» эпитеты, т. е. такие эпитеты, какие, употребляясь по привычке, иногда оказываются в былинах не к месту (например, князь Владимир называетсяласковым даже тогда, когда по действию былины он наоборот весьма неласков; царь Калин своего же подчиненного татарина называет «поганым», а татарин, передавая грозное приказание князю Владимиру от имени своего повелителя, называет последнего «собака Калин царь»).

В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы(повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин(в его пределах разворачивается действие); концовка.

Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

Внешними приемами Б. композиции являются отстоявшиеся в эпической традиции вступления («запевы», «зачины») и концовки, а также «общие места» Б., т. е.типические традиционные формулы, описывающие излюбленные для Б. сюжетов положения Б. героев или Б. обстановку (таковы напр. типические описательные формулы поклонов богатыря при входе в терем, просьбы благословения у матери, седлания богатырского коня, сватовства богатырей, посольства и т. п.). Сами былины отличают иногда разницу между «запевом» или «прибауткой» и следующим за ним «зачином». Запевы не имеют прямой связи с содержанием Б. — они лишь служат как бы увертюрой к Б., прелюдией, их цель привлечь внимание слушателей, настроить их и самого исполнителя на соответствующий данному былинному сюжету общий тон и лад.

Формула(Лорд)- группа слов, регулярно используемая в одних и тех же условиях для выражения основной мысли.

 


37. Русские исторические песни. История развития жанра. Герои. Поэтика. Основные
циклы. Соколов считает что это единый жанр, Пропп,Емельянов говрят обратное. Термин не народный-старые песни. Меньше былины, это стихотворный и эпический жанр. Отсутствие распева и 3ударный. Повествовательноть-рассказ о событиях,это сюжетный жанр-сводится к 1 событию. 1 песни13-14 век(пеня о Щелкане). Взникновение песен 15 век-картины своеволия и насилия. Встречаются эпитеты,стихи попарны. 16 век-укрепление русских-присоединена Сибирь, ИванГрозный-основная фигура. 3 цикла : о взятии Казани(короткие,схематичные,изображение пушкаря),о Иване Грозном(как царь и как отец показан) и Ермаке(казачий атаман,о ермаке и турках. Песни 17 века создавались в разных соц слоях,охватили широкий круг событий( Мини-Пожарский,Лжедмиитрии). Патриотика(Шуйский-неожиданная смерть) Социальность( Разин). Песни 18 века- о 7летней войн,Полтавская,Северная война, Пугчев. Новым героем стал солдат+реалистичность( образы петра1, суворова) аиболее полно отражена 1812 Наполеон-цикл глуоко патриотичен ПЛАТОВ.( в гостях у француза: ты ворона,ты ворона). 19 век-отдельные эпизоды и зарктеристики- Песни о Крымской войне-несколько тем( горе при призыве,тяжелый путь,решимость,сатира.
38. Русские духовные стихи. Народно-религиозные верования в духовных стихах, поэтика жанра. Стих о Голубиной книге: символика, поэтика, мифологическая основа. Что такое "духовные стихи"?"

Духовн.стих- песня религиозного содержания с ярко выраженной назидательной и дидактической позицией. Исполнитили: калеки перехожие странники . Это фольклорно адаптированные библейские южеты красочно читаемые, апокрифы. Темы: сотворение мира, страшный суд,жизнь и страдание святых,праведные. Старообрядцы верны своей вере. Ветхий завет :плач адама, новый завет-сон богородицы, мотивы страшного суда.

Экспозиция-описание начала мира или непосредственно появление книги. Основная часть состоит из вопросов и ответов. Вопросы задает Владимир отвечает Давыд Евсеевич. Вопросы: о небесных телах и прир.явлениях о происхождении людей их мысли о главенстве христианских мест главенство растении и животных( киты птица индрикзверь) вопросы идут вместе ответы так же

Духовные стихи, народные христианские песнопения, были популярным жанром в дореволюционной России. Их пели во время постов, на церковные праздники, их пели в благочестивых семьях в деревне и в городе. Их пели в мужских и женских монастырях. Их пели бродячие певцы, их мелодии и тексты служили материалом для творчества поэтов и композиторов. «Что такое духовные стихи?» - такой вопрос мог задать ученый, но никак не обыватель. Что такое духовные стихи? – это всякому ясно!

Сейчас это вовсе не так очевидно. Во-первых, потому, что духовные стихи почти исчезли из обихода, многие никогда даже не слышали словосочетания «духовные стихи». А во-вторых, стало понятно, что духовные стихи - неоднозначное и, в общем-то, малоизученное явление.

Ученые ХIX и начала XX в., П.Киреевский, В.Варенцов, П.Бессонов, позже Г.Федотов и другие, - определили те направления в исследовании духовных стихов, которые и по сей день являются актуальными. Они собирали и изучали прежде всего великорусские духовные стихи, в основном эпической традиции, создателями и исполнителями которых были бродячие певцы, калики. Действительно, эти стихи, как свидетельство глубокой народной духовной культуры, наиболее интересны для исследования.

Достаточно много собирались и изучались старообрядческие духовные стихи, «старшие и новые», сохранившиеся, как в певческой практике, так и в рукописных сборниках; а также канты (псальмы), поздние песнопения, написанные виршами и силлабическим стихом.

И хотя даже для этих направлений еще остался огромный исследовательский простор, мне бы хотелось само понятие духовного стиха определить более широко.

Думаю, мало кто из специалистов не согласится с утверждением, что слово «фольклор» и наука фольклористика появляются тогда, когда самому фольклору угрожает исчезновение. Народная русская песня, за исключением жестокого романса, давно стала музейным экспонатом (даже если она еще продолжает существовать в «естественной среде»). Живая песня становиться «культурным наследием» в тот момент, когда теряет функциональность. Когда с «покосной» не косят, с «рекрутской» не провожают в армию, с «хороводной» не водят хороводы. А вспоминают песни иногда, просто потому что «помнится», или потому, что «из Москвы за песнями приехали». Увы, сейчас сохранять народно-песенную традицию – это в лучшем случае поощрять существование местных певческих коллективов, которые участвуют в областных и городских конкурсах самодеятельности. И, конечно, продолжать фиксировать, расшифровывать, изучать тот музыкально-поэтический материал, который исчезает со скоростью смертности среди деревенских жителей возрастом старше 70-ти лет.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.