Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика исполнения духовных стихов 4 глава





 

Дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры и т. п. Часто дружку ритуально хулят и ругают, и он должен уметь достойно ответить на подобные шутки в свой адрес. Жених же — почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорит обрядовых слов.

Обычно дружка — родственник жениха (брат) или близкий друг. Его атрибут — вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо.

В некоторых традициях может быть не один дружка, а два или даже три. Но всё равно один из них главенствует над другими.

Любой фольклорный текст состоит из относительно устойчивого набора "типовых" элементов — мотивов, формул, стереотипов и т.д. В силу своей природы и в соответствии с законами фольклорного творчества, эти элементы "переходят из текста в текст, организуя различные содержания и структуры либо обеспечивая их варьирование"1.

Располагая значительным корпусом разновременных записей приговора из разных местностей, выделим основные наиболее устойчивые элементы сюжета (мотивы, темы) приговора дружки. Межлокальное и межрегиональное сопоставление записей позволяет наиболее полно описать каждый сюжетный элемент приговора; определить общие и специфические черты в его словесном оформлении, различия функциональных характеристик.



В ряде случаев текстологический анализ приговоров является слишком подробным, что обусловлено стремлением представить известные тексты во всем их многообразии. Вместе с тем, зачастую именно разнообразной комбинацией известных традиции мотивов, сюжетных тем и сочетанием стилистических элементов2 объясняется многообразие записей приговоров и "необычность, нестандартность"^ любого приговорного текста.

Изучение обрядового фольклора, в частности, свадебных приговоров требует привлечения реально-бытового контекста - характеристики этнографической обстановки, в которой функционирует текст. Необходимость использования контекстуальных данных при изучении приговорных текстов обусловлена тем, что приговор отражает последовательность обязательных моментов обряда, а ритуал находит отражение в текстах приговора. Тот факт, что приговор как жанр обрядовый входит "в структуру ритуала" и принадлежит "сразу двум системам: фольклору и ритуалу" , предполагает при наблюдении за поэтическими приговорными текстами привлекать обрядовый.



Дружка[править | править вики-текст]

Подробнее по этой теме см.: Дружка.

Дружка (или дружко) — один из главнейших участников обряда. Хотя все участники обряда замечательно знают его (так как это не спектакль, а именно обряд), дружка в определённой мере руководит обрядовыми действиями.

 

Дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры и т. п. Часто дружку ритуально хулят и ругают, и он должен уметь достойно ответить на подобные шутки в свой адрес. Жених же — почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорит обрядовых слов.

 

Обычно дружка — родственник жениха (брат) или близкий друг. Его атрибут — вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо.

 

В некоторых традициях может быть не один дружка, а два или даже три. Но всё равно один из них главенствует над другими. Приговоры —это своеобразные прозаические импровизации, которые имеют определенную ритмическую организацию. Нередко приговоры имеют рифмы — и тогда перед нами типичный раешный стих: Богатые люди пиво да вино пьют, А меня, бедного, только по шее бьют: — Полно тебе полорот, Стоять у чужих ворот, с Разиня рот! Особенность приговоров хорошего дружки состояла в том, что они были высокопоэтичными, по своему содержанию вполне отвечали тому или ином"у эпизоду в свадебной обрядности, а по стилю и образности органически сливались с другими жанрами фольклора, исполняемыми в тот или' иной момент обряда. Так, учитывая специфику свадебных песен, дружка жениха и невесту называет только «князем» и «княгиней». Перед отъездом со свадебным поездом к невесте он говорит, что они поедут в «чистое поле», в том поле найдут «зеленый садик» и в этом садике постараются поймать «белую лебедушку» — «красную девушку», «новобрачную княгиню» [5, 78]. Приехав к невесте, дружка сообщает, что у его жениха — «князя новобрачного» «тулупы лисьи», «воротники куничьи», «шапки собольи», «верха бархатны»]. Все это — типично свадебная идеализация. Приговоры, как правило, пересыпаны шутками и прибаутками. используют мотивы, образы и поэтику не только свадебной поэзии, но и других жанров фольклора. Так, в одном приговоре дружка в былинной манере просит разрешения у отца жениха «на широкий двор сойти», к своему «храброму коню» подойти, богатырски заседлать его, взять «во левую рученьку сафьяновые вожжи», «во правую рученьку шелковую плеть» и выехать со своей дружиной в «чистое поле» [5, 78]. В другом приговоре отчетливо ощущается сказочная образность. Дружка говорит: «Есть у нашей княгини молодой на море, на океане, на острове на Буяне двенадцать девиц, родных сестриц: все они набелены, намазаны и к дубу привязаны...» [4,524]. Во время свадебного пира дружка величает жениха приговорами, составленными в стиле колядок, желает ему всего наилучшего, большого богатства: «Дай тебе, господи, дваста бы конь, полтораста бы меринов, семьдесят барашков все скакунов, на поле прирост, на гумне примолот, на мельнице примол».
18. Похоронный обряд и поэзия похоронного обряда. Поэтика, классификация, история собирания похоронных причетов. Противоположность свадебному обряду прямая-это похоронный и рекрутские обряды с их жанром причитания. Насыщены плачем, воплем, рыданиями. Очень древние по своему происхождению. Можно отмеитить черты анимистического, что выразилось в культе почитания предков. Полагали, что души усопших не умирали, а перемещались в другой мир. Считалось, что они влияют на судьбу и их пытались задобрить. Это отражалось в похоронном обряде: гроб выносился очень осторожно, боялись коснуться косяка, чтобы не оставить смерть дома. Во время поминок 1 место было не занято,и не говорили о покойном ничего плохого. Каким бы ни был человек его называли только ласковыми словами. Вдова наделял мужа эпитетами "красное солнышко". Следы анимистического мы находим в их антропоморфных образах: смерть, несчастная судьба,горе. Похоронные причитания ценны тем, что в них было правдивое отражение жизни. ОСНОВА: выражение любви к умершему и страх. В плачах рисуется трагическое положение семьи. Характерна реалистичность" как сиротны малы детушки, едят кусочки объедушки". В центре внимания- крестьянская семья, ее положение. Однако со временем проникают в нее и социальные мотивы. Плач Федосовой о старосте- плач о народном заступнике. Для поэтики характерно широкое употребление эпитетов, повторов, уменьшительно ласкательных слов,обращений и тд. Композ.форма-лирический монолог. Похоронные причитания больше свадебных( более 100 строк). Некоторые начинаются повествованием "Плач об убитом громом-молнией" 217 строк.
19. Рекрутский обряд и рекрутский фольклор. Бытовой причет. Значительно моложе похоронных обрядов и причитаний. Было связано с Петром 1, который ввел рекрутскую повинность 1700. Нет черт антропоморфизма. Этот обряд был очень простым: вытянувший несчастливый жребий проходил медосмотр, после чего рекрутился,гулял, веселился,прощался с родственниками. Сопровождалось все причитаниями, исполнялись родственниками или специально приглашенными воплинецами. Ничем не отличались от похоронных. В причитаниях говорилось, что рекрутчина страшнее смерти. 2 ТЕМЫ : жизнь семьи рекрута и описание солдатской жизни " и куда класть, девать своих детушек, во работнички отдать ли, в пастухи и тд". 2 тема ярко рисует картины тяжелой солдатской жизни, особенные причитания (при проводах). Описание побоев солдат- один из постоянных мотивов " из плеч ручьем кровь разливается.
20. Происхождение и система малых жанров русского фольклора.Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.



Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу[1].

«Сорока»

Вариант 1
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?[1]

Вариант 2 (фигурирует в мультфильме «Песенка мышонка»):
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у...
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! ("Ладушки" запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели!!!

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословицы

Поучают чему-то.

Дорога ложка к обеду.
Волка бояться в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь рыбу из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь, — соломки бы подстелил.
Мягко стелешь, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.

]Игры

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);

обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);

сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Заклички

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка

Основная статья: Считалка

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

 

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека — цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

Малые жанр: заговоры(короткие,сила магического воздействия), загадки, пословицы(народные изречения,несущие смысл) и поговорки( устойчивые выражения). Заговоры- Сахаров "Сказания русского народа", Даль " О повериях,суевериях, предрссудках русского народа и т.д. 1917 Познанский пишет труд "Заговоры. Опыт исследования.." Признаки : архаичность,устойчивость,сокральность,вера в магич.силу. "Ключ-замок" "Аминь".Композиция : зачин(молитва,встепление), основная часть(описание обрядовых песен), выражение-пожелание, закрепка. ТИПОЛОГИЯ: детские,любовные(присушка,отсушка),свадебные, семейные,домоведческие,лечебные, промысловые, житейские, от покойника,социальные. Первое издание - сборник Майкова " Великорусские заклинания". 19-20 век Виноградов. Научный интерес проявили представители мифологической школы Буслаев и Аванасьев- они видели в заговорах следы религиозно-мифолог.мышления. ОБРАЗЫ- реально бытовые(корова,река),фантастические(морской царь),образы Христа,соц.образы( царь,князь). КОМПОЗ. 2 частная форма "встану я раб божий, будьте мои слова крпки и лепки". Основа- сравнение: пусть страдает как..., иногда переход в гиперболы; 2 отличие : сквозные эпитеты " присушить" = "сухой". Повтор " Ты змея Ирина, ты змея Катерина, ты змея..." Свободная рифма. Пословицы-четкое суждения, вывод из жизни. Свод пословиц шире чем любые др.жанры. Они бытуют в живой разговорной речи. Ярко выражена коллективность твор-ва, краткость. Устоичивость-верность наблюдений. Совмещение общего и конкретного( введение личных имен) "Всяк Еремей про себя разумей". Иносказательность- прямое значение совмещено с переносным. Собирание началось давно,дошли до нас в 17 веке "Повести и пословицы по алфавиту" 2800 текстов. Курганов выпустил книгу 1769 году, где пометил около 1000 пословиц, 1770 вышло собрание древних росс.пословиц. 1822 году Княжевич издал " Полное собрание пословиц и поговорок". Большое событие "Пословицы русского народа" Даль. Происхождение имеет 2 апекта: как жанра и как отдельных пословиц. Происхождение уходит в глубокую древность. Архангельский писал что пословицы возникают вместе с языком. Соклов отмечал что архаичные моменты сохранились, которые могут помочь. КОМПОЗ: 1 и 2 частная, сравнение и антитеза - основа. Поговорки- более кратки чем пословицы. Существенно отличаются от пословиц. Поговорка-простое иносказание. Поговорка- это заготовка, пословица-словесный организм. Пог.имеют конкретное содержание. Начинается одновременно с сбором пословиц Даль, Симони, Рыбникова 20в. Поговрки и функции: яркие портреты людей, душевное состояние, особенности хар-ра. КОМПОЗ: фразеологизмы,идиомы. Главное назначение передать красочность,образность. " семь пятниц на неделе" "кота в мешке покупать". Загадка-предметное описание чего либо,для узнавания. Загадка- необыкновенная метафора, они пародоксальны. Загадки встречаются в повести о " Петре и Февронии". Первы записи-17 век. Сахаров собирает и 1841 году выходит сорник загадок. Даль,Худяков,Садовников, Рыбникова. Загадки связывали с мифотворчеством. ОСНОВА: бытовая жизнь. Создаются на основе живого языка, высокая степень метафоричности( по синему морю тарелка плывет), эпитеты(голубое поле), олицитворения(за темными лесами 2 лебеде плясали). Ритмизованная проза(парная рифма).

21. Типология и поэтика русских загадок. Основные коллекции и сборники.
22. Типология и поэтика пословиц и поговорок. Труды В.И. Даля.22. Типология и поэтика пословиц и поговорок. Труды В.И. Даля.

Пословицы – краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженных в художественной форме.

Поговорки – устойчивые выражения, сходные с пословицами, но не употребляющиеся самостоятельно незаверенные в грамматическом и смысловом плане.

Они отображают быт, нравы, обычаи создавшего их народа

Поэтика:
1)образность выражения мысли – использование параллелизма, сравнений, метафор и др. средства поэтики.
2)анонимность – коллективный автор;
3)краткость;
4)рифма

Работы В.И. Даля:

Для распределения пословиц и поговорок Даль использовал тематическую классификацию, т.е. поговорки и пословицы распределялись по темам высказывания, т.е. по содержанию. Но эта классификация имеет ряд недостатков: 1) большинство ПиП употребляется в переносном смысле. Они многотемны, и их привязка к какой-то одной теме проблематична: «трудовая копейка до веку живет» - Даль поместил её в раздел «неправда – обман», а можно поместить, к примеру, в раздел «работа – праздность»; 2)все предметно – тематические группы так или иначе пересекаются т не могут дать однозначного решения.
Даль дал наказ для всех фольклористов, что отправляются в полевую экспедицию: 1) записывать должно все, имеющие отношение к фольклору: эстетично оно или нет, понятно вам или нет; 2)паремии (древнег. – пословица, поговорка, притча) можно собирать и записывать, «идя в народ», т.к. только простой народ «хранит и сберегает исконный быт свой». Бессрочная солдатская служба навсегда отрывала от родных мест. (срок службы 20-25 лет) Родные провожали содлата и плачами и причитаниями, которые напоминали похоронные плачи. В песнях рассказывают о горе крестьянской семьи, которая долна отжать в солдаты оного из сыновей. Циклы рекрутских и солдатских песен. Солдатские песни могут быть эпическими или лирическими.В Эпических песня рассказывается о важнейших военно-исторических событиях. В лирических песнях давольно полно отражается бытовая жизнь солдат, правдиво отражены их думы и настроения.Из песен мы узнаем, что солдаты жили в холодных казармах, спали почти на голых топчанах, плохо питались. Служба в армии была изнурительно монотонной. Солдты в песнях жалуются на то, что имнет покоя ни ночью ни днем.
Солдатские песни обогатили народную лирику новыми темами и образами.


23. Русские заговоры: ритуально-магическая природа, поэтика, композиция. История собирания и изучения.
24. Жанр сказки в русском фольклоре. Происхождение, связь с мифом, обрядом и ритуалом. Основные коллекции. Классификация и указатели сказочных сюжетов.

Сказка – эпический прозаический жанр УНТ с явной установкой на вымысел.
До середины 19 века слово сказка было многозначным: так называли показания в суде, поименные списки населения, или «ревизские сказки», отчеты о происшествиях, литературные произведения, былины и собственно сказки. Употребление термина «сказка» в современном значении слова относят к 17 веку, а точнее, к 1649г. – времени датировки грамоты Верхотурского воеводы Рафа Всеволожского, где подвергаются осуждению те люди, которые «сказки сказывают небывалые» - Новиков, 1974. А слово казка в значении «сказка, басня, байка» появилось в грамматике Лаврентия Зизания в 1596 г. Наиболее популярным в народе для обозначения сказки было слово байка.
Связь с мифом: Под мифом понимается рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит. Дело здесь в вере не как в психологическом факторе, а историческом. Рассказы о Геракле очень близки к нашей сказке. Но Геракл был божеством, которому воздавался культ. Наш же герой, отправляющийся, подобно Гераклу, за золотыми яблоками, есть герой художественного произведения. Миф и сказка отличаются не по своей форме, а по своей социальной функции. Социальная функция мифа тоже не всегда одинакова и зависит от степени культуры народа. Мифы народов, не дошедших в своем развитии до государственности, -- это одно явление, мифы древних культурных государств, известных нам через литературу этих народов, -- явление уже иное. Миф не может быть отличаем от сказки формально. Сказка и миф (в особенности мифы доклассовых народов) иногда настолько полно могут совпадать между собой, что в этнографии и фольклористике такие мифы часто называются сказками. Сказку нужно сопоставлять как с мифами первобытных доклассовых народов, так и с мифами культурных государств древности
Связь с ритуалом: В древности бытования сказок было сопряжено с жестким табу, распространявшимися и на время года, и а время суток: сказки запрещались рассказывать днем и в течение лета; разрешалось – ночью и в зимнюю пору, особенно между Рождеством и Новым годом (Д.К.Зеленин).
Связь с обрядом: прямое соответствие между сказкой и обрядом встречается редко. Так, в сказке «Крошечка - Хаврошечка» девочка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой. Обряд/обычай закапывать кости тотемного животного существовал в действительности; в сказке, например, рассказывается, что царских детей запирали в подземелье, держали их в темнице, подавали им пищу втайне – и в реальной исторической действительности делалось также.
Чаще встречается переосмыслением обряда. Под переосмыслением здесь будет пониматься замена сказкой одного какого-нибудь элемента (или нескольких элементов) обряда, ставшего в силу исторических изменений ненужным или непонятным, -- другим, более понятным. Переосмысление обычно связано с деформацией, с изменением форм. Чаще всего изменяется мотивировка, но могут подвергаться изменению и другие составные части обряда. Так, например, в сказке рассказывается, что герой зашивает себя в шкуру коровы или лошади, чтобы выбраться из ямы или попасть в тридесятое царство. Его затем подхватывает птица и переносит шкуру вместе с героем на ту гору или за то море, куда герой иначе не может попасть. Известен обычай зашивать в шкуру покойников. Систематическое изучение данного обычая и сказочного мотива показывает их несомненную связь: совпадение получается полное, не только по внешним формам, но и по внутреннему содержанию, по смыслу этого мотива по ходу действия и по смыслу этого обряда в историческом прошлом (см. ниже, гл. VI, § 3), с одним, однако, исключением: в сказке в шкуру зашивает себя живой, в обряде зашивают мертвеца. Такое несоответствие представляет собой очень простой случай переосмысления: в обычае зашивание в шкуру обеспечивало умершему попадание в царство мертвых, а в сказке оно обеспечивает ему попадание в тридесятое царство. Термин "переосмысление" удобен в том отношении, что он указывает на происшедший процесс изменений, факт переосмысления доказывает, что в жизни народа произошли некоторые изменения, и эти изменения влекут за собой изменение и мотива. Эти изменения во всяком отдельном случае должны быть показаны и объяснены.
Основные коллекции:
1)Сказки братьев Гримм, 1822г. Берлин
2)Русские народные сказки, 1838, Б.Броницын
3)Русские народные сказки, 1841, И.П Сахаров
4)А.А. Афанасьев – 50-60 гг. 19 века – Народные русские сказки
5)Н.Е. Ончуков Северные сказки, 1982г.
6)С.Н. Савченко Русская сказка. История собирания и изучения. Киев 1914г.
Пропп и Мелетинский
Классификация сказок (в российской фольклористике):
1)сказки о животных – они так называются по наличию персонажей – животных;
2) волшебные сказки – сказки однотипной структуры и сказочной тематики;
3)социально – бытовые сказки – бытовыми названы условно, там действие происходит в реальном мире, т.е. не в каком-то неземном или подземном царстве (определение реальный тоже весьма условно, т.к. в реальном мире бытовых сказок происходят самые невероятные события, но иного хар-ра чем в волшебных ).
Указатели сказочных сюжетов:
1)Указатель Аарне – Томпсона: каждый тип сказки представлен в классификации кратким пересказом и пронумерован, т.е. снабжен шифром. Классификация: животные сказки, собственно сказки и анекдоты.
2)Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка. 1979г. Сказки о животных, волшебные, новеллистические и анекдоты.

Старое название- баснь-повествовательный хар-ер. Жанр эпический, прозаический, сюжетный, популярный. Предметы повествования- таинственные события,приключенческий характер. Признаки:многоэпизодность,законченность,драматичность,четкость,динамичность. Все сосредоточено вокруг одного персонажа,конец в основном счастливый. Отличается строгой формой,обязательностью, устойчивостью. Зачины,концовки,ступенчатый тип,введение чудесных персонажей. Сказка-вымысел. Поучительность и увлекательность отличает ее от легенд и преданий. Сказка имеет жизненные основания несмотря на фантастичность. Идеализация героев присутствует,яркое изображение. СОБИРАНИЕ сказок. Рассказывание сказок- древний обычай. Словесные формулы уже встречаются в Псковской летописи и других. В рукописях 16-17 в.сохранились записи. 17 в-стали появлятться печатные издания, 18 век- несколько сборников"сказка о цыгане", "русские сказки"-Левшина. Сборник Тимофеева. 19 в-Русские народ.сказ. Бронницына записанные от крестьянина, 1841 год Сахаров, затем Афанасьев 1855." заветные сказки". 20 в-цлый ряд сборников( Садовников 124 , Ончуков, Зелинина,братья Соколовы). После Октябрьской революции собирание сказок приняло орг.формы. Его ввели институты, появилось 2 типа сборников : областные и индивидуальные. ИЗУЧЕНИЕ: 18 в.началось. Одним из первых ученых стал Татищев, который увидел в них отношение истории и быта русского народа. Белинский оценил историч. значение сказок. С 50 годов 1 школы. Мифологическая школа в сказках видела необходимый мат-ал для изучения мифов. Это точка зрения прослеживается в 3 томнике Афанасьева. Буслаев в 19 в.так же начал изучение "Перехожие повести". Веселовский, Миллер глубоко рассматривали вопрос о происхождении, структуре, варьировании. Савченко,Бобров,Смирнов внесли огромный вклад в изучение сказок. В советской Ф.Горький писал что сказка-это реальность. Соколов и Азадовский высказали мысль об индивид.твор-ве сказок. Пропп!!!-рассмотрел функции,типологию,персонажей и тд. Жирмунский,Померанцева,Новиков(4 типа героев). КЛАССИФИКАЦИИ : Сахаров: богатыри,удалые люди-неудача), Афанасьев : сказки о животных,волшебные и бытовые. А. Аарне: сказки о животных,собственно сказки и анекдоты.
25. Волшебная сказка: сюжеты и функции героев. В.Я. Пропп о морфологии и исторических корнях волшебных сказок. Волшебная сказка- эпический прозаический жанр УНТ, связанный с установкой на вымысел. Сказки Гримм(1822) , русские народные сказки 1838 г Броницын, И.П.Сахаров 1841, Афанасьев 50-60 19 век. и т.д. Композиция- присказка- погрузить слушателя в ирриальность, концовка- вывести из сказочного мира. Композ.приемы- 3 повторениес нарастанием, медиальные формулы " скоро сказка...". Сказочный хронотоп- сказочное время- неопределенное прошлое( жили-были), настоящее универсальное ( стали жить поживать).Сказочное пространство дихотомично: свой и чужой мир( под водой, темный лес, под землей) . Путь-дорога связан с мотивом выбора,ложный герой - ложная дорога, истинный герой- правильная дорога, при этом можно потерять помощника из родного мира, но приобрести в чужом. Большую роль играют остановки в пути. Система образов- главный герой по Мелетинскому ( высокий,низкий), помощники, дарители, противники. Б.Яга( лесная граница, она и дарительница, похитительница детей, людоедка,хранительница, испытательница, "костяная нога" (от гефеста, маули и тд). Змей Горыныч( похититель женщин,хранитель границ, связан с образом огня и воды). Кощей бессмертный от "кость", "пленник". Морфолог.черты волшебной сказки : все сюжеты имеют одинаковые функции действ.лица, значимый для хода действ, число Ф ограничено, последовательность одинакова, однотипность. Трансформация мифа в сказку, причины: ослабление веры в сказку, замена мифологич.героев на обыкновенных людей, замена времени на неопределенное, внимание к личной судьбе. ФУНКЦИЯ- это поступок действующего лица, опеределенный с точки зрения его значимости для хода действия. Построен на цепи чудес.Новиков предлагает название "волшебно фантастическая". Сказка полна мотивов "потустороннего мира". Мелетинский считает что происходила трансформация мифа в сказку. Сюжеты волш.сказок имеют жизненные основания. Сюжетный состав многообразен (192,144) Пропп делит на группы: 1-борьба с противником, поиски и освобождение от плена, сказки о чудесном помощнике, о чудесом предмете,о чудесной силе, прочие "Снегурочка" "Мальчик с пальчик". Эпизод и мотив: причина, появление цели,обнаружение предмета, стремление победить,содействие помощников,битва с врагом,победа и наказние врага,торжество героя и подарок. Сюжетостроение сказок обладает своими, специфическими особенностями: В.Я. Пропп обратил внимание на действия сказочных персонажей и обозначил их термином «функция» (в разных сюжетах повторяются одинаковые функции, например: похищение, нарушение запрета, трудная задача и т.д.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.