Сделай Сам Свою Работу на 5

Фромм Э. Человек для самого себя, М., 1993, с.59-95





Зелинский А.Ф. Криминальная психология, К., 1999, с.20-84

Иншаков С.Н. Зарубежная криминология, М., М-Норма, 1997, с.19-197;

Лазурский А.Ф. Классификация личностей, М., 1923, с.85-193

Фромм Э. Человек для самого себя, М., 1993, с.59-95

 

1. Исторически сложившиеся концепции преступности

и личности преступника. Предмет криминальной психологии

Известное во всем мире слово crime означает преступление. Наукой о внутреннем мире человека является психология. Таким образом, в буквальном смысле слова криминальная психология - это наука о субъективной стороне преступления, его внутренней детерминации и личности преступника.

Преступность и преступление всегда, во все времена привлекали к себе пристальное внимание людей. О них с гневом писали библейские пророки, предрекая Божью кару за человеческую греховность. Все философские системы и религии пытались отыскать и объяснить истоки зла в отношениях между людьми и народами. Глубокий психологический анализ злодейства мы находим в мировой литературе: Шекспир, Шиллер, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и многие другие.

И прежде, чем мы приступим к рассмотрению вопросов, которыми занимается современная криминальная психология, вернемся в глубь веков, стряхнем пыль со старинных фолиантов и проследим путь, который прошло человеческое общество, защищаясь от преступлений и преступников; кого оно считало и считает преступниками и т.д. и т.п.



Итак, первоначальная практика защиты от нападений (присущая, кстати, всему живому) основывалась на механизмах самозащиты. Неразвитость механизмов стадного регулирования сделала самозащиту основной формой противодействия нападающему. Чуть позже, с развитием таковых механизмов, развивается кровная месть и власть вожака (вождя, князя). Если раньше лишь мать защищала свое дитя, то в более поздний период, о котором мы сейчас говорим, все члены рода патронируют более слабых сородичей. С одной стороны, кровная месть доводит конфликт до абсурда, расширяя его временные и пространственные рамки. Но, с другой стороны, именно перспектива возникновения кровной мести оказалась способной предотвратить многие инциденты, потому, что человек теперь рассматривается не сам по себе, а как часть некоего целого, и именно это целое надо иметь ввиду, причиняя вред слабому.



Развитие власти вожака происходит аналогичным образом. Первоначально он опирается на собственную силу, регулируя отношения в общине, затем - на вооруженный отряд. Его запреты становятся более действенными, поскольку их нарушение повышает вероятность наказания.

В следствие формирования более крупных объединений власть вожака расширяется; кровная месть начинает действовать внутри племени, ослабляя его. Именно поэтому на кровную месть внутри племени накладывается запрет. Теперь конфликт разрешается только вождем, лидером.

Исторический анализ соотношения механизмов кровной мести и власти вожака показывает общую закономерность: при неэффективно принимаемых центральной властью мерах защиты, начинают формироваться различные механизмы самозащиты, в том числе и такие, которые противоречат законам и установлениям общества. Мы с вами можем видеть действие таких механизмов и сегодня, когда граждане обращаются за защитой к преступным организациям.

По мере развития карательных способов реагирования на преступление появилось такое "бессмертное" изобретение человечества как тюрьма. Первоначально в этих целях используются глубокие ямы. В которые изначально преступники закапываются живыми, позже - их оставляют там жить. И для этого есть две достаточно веские причины: во-первых, наказание становится более длительным и мучительным, а значит, и более впечатляющим; во-вторых, преступников выгодно использовать на наиболее трудных и опасных работах. Уже в Древней Греции и Древнем Риме тюрьмы были похожи на те, что функционируют сейчас.



Таким образом, власть вождя, трансформировавшаяся затем во власть господина, положила начало развитию разнообразного арсенала мер воздействия на преступность. Акцент при этом делается на карательные меры. Однако, именно кровная месть и карательная система вывели человечество из царства дикости и произвола, где, по выражению Д.Лондона, господствовало право сильных мускулов и острых клыков. Родовая защита и власть вождя дали право на существование слабому человеку.

По мере развития цивилизации, когда лучшие умы человечества интуитивно почувствовали, что кара не всесильна, поиск мер воздействия на преступность стал осуществляться в других областях.

Мощнейшим средством воздействия на различные социальные процессы, в том числе и на развитие преступности, стала религия. Наиболее мощные системы религиозного воздействия были созданы в IV-III тысячелетиях до н.э. в Древнем Египте, Вавилоне, Индии.

Религиозное воздействие основывалось на том же принципе, что и воздействие кровной мести, с той лишь разницей, что религия расширила до максимума временные границы конфликта, указывая, что последствия конфликта могут настигнуть человека и после смерти. Религия контролирует не только дурные поступки человека, но и дурные мысли, которые могут стать известны Богу. Таким образом, форма религиозного контроля оказалась самой всеобъемлющей. Эта практика с определенной трансформацией была воспринята в тоталитарных государствах, где путем доносительства и шпионства властям становилось известно буквально все о подданных, в том числе и их мысли.

Одна из наиболее распространенных в странах Западной Европы классификаций выделяет три направления криминологической мысли, три школы криминологии:

· Классическая школа (Беккария, Бентам, Фейербах). Основные идеи этой школы сводились к следующему:

- человек есть носитель свободной воли и преступление есть результат его свободного выбора; т.к. человек, обладая нравственной свободой , выбирает зло, он должен нести наказание за свой выбор;

- процесс принятия решения о совершении преступления носит исключительно рациональный характер, следовательно, человек совершает преступление лишь взвесив все pro и contra;

- усиливая наказание, общество делает преступление менее привлекательным , что позволяет удерживать людей от их совершения;

- ужесточение наказания должно производиться по принципу "ужесточать лишь настолько, чтобы сделать преступление непривлекательным".

Критики упрекали представителей классической школы за то, что они упустили из поля зрения личность преступника. И действительно их концепция была несколько схематичной и чрезмерно рационалистичной. Но вспомним, что психологи лишь в ХХ веке установили, что характерной чертой человека является: думать одно, говорить другое, а делать третье, вопреки первому и второму. В то же время идеи этой школы не случайно названы классическими, поскольку они живы до сих пор и являются основой системы воздействия на преступность во многих странах, не смотря на попытки отказаться от них.

· Антропологическая школа (Ломброзо). Основная идея Ломброзо заключается в том, что преступник есть особый природный тип, скорее больной, чем виновный (и здесь большое влияние оказали ученые, доказывавшие, что сумасшедшие - не преступники, а больные). Преступником не становятся, а рождаются. Это своеобразный двуногий хищник, которого подобно тигру не имеет смысла упрекать в кровожадности. Преступного человека следует выявить по ряду признаков и изолировать (либо уничтожить).

Первоначально Ломброзо считает основой преступления атавизм. В третьем издании "Преступного человека" (1884 г.) он наряду с атавизмом к причинам преступности отнес болезнь. В последнем издании этой работы ученый тесно связал атавизм с патологическим состоянием организма, считая основой последнего эпилепсию и нравственное помешательство.

Однако, поставив в центр научных исследований человека, который совершает преступление, Ломброзо положил начало глубоким системным исследованиям личности преступника.

Антропологические исследования Ломброзо легли в основу созданного им детектора лжи, который сам Ломброзо называл сфигмографом. При помощи этого прибора, фиксировавшего изменения циркуляции крови и констатировавшего внутреннее волнение человека, ученому удалось доказать, что человек, заподозренный в краже золотых вещей в Турине, не виновен. Однако при этом прибор зафиксировал волнение этого человека при упоминании о другой краже, в которой его не подозревали (дальнейшее расследование подтвердило это).

Трудно переоценить вклад Ломброзо и в исследование татуировок и преступного жаргона.

Хотелось бы закончить словами А.Гурова, руководителя первого в нашей стране управления по борьбе с организованной преступностью: "Странно, разумеется, звучит его утверждение о том, что мозг у преступника-убийцы весит на 30г меньше, чем у обычного человека. Такие данные были получены после взвешивания мозга 400 гильотинированных преступников и около 200 умерших обычной смертью граждан. Но более странно другое. Никто, кроме него, больше не делал таких экспериментов, хотя в один голос заявляли об абсурдности подобных выводов".

· Социологическая школа (Ферри, Дюркгейм, Сатерленд)

Суть концепции Ферри заключается в рассмотрении преступления как продукта трех родов естественных факторов (антропологических, физических, социальных). Физические факторы (климат, погода, географические особенности) влияют на всех преступников почти одинаково; антропологические факторы преобладают в преступной деятельности преступников прирожденных, помешанных или по страсти; социальные же факторы влияют особенно на случайных преступников и на преступников по привычке. При этом социальным факторам отводится приоритетная роль: "Рост и уменьшение преступности зависят главным образом от социальных факторов, т.е. от факторов, которые легче других могут быть изменены и исправлены по воле законодателя".

Для объяснения генезиса преступления необходимо исследовать условия семейной и общественной жизни преступника, его антропологические особенности (анатомические, физиологические и психические).

Позитивистские теории преступности получили широкое распространение во многих странах, в том числе в дореволюционной России. В 20-е годы во многих университетских городах России и Украины были созданы криминологические научно-исследовательские центры. В тематике исследований значительное место занимала криминальная психология. Исследования проводились в основном преподавателями и студентами юридических факультетов в содружестве с психиатрами и психологами. Постепенно криминально-психологическая тематика стала выделяться в самостоятельную отрасль юриспруденции. В 1923 г. была переведена на русский язык монография немецкого криминолога М.Геринга "Криминальная психология", а через три года под таким же названием вышла в свет книга русского криминолога С.В.Познышева. параллельно развивалась и судебная психология, изучавшая психологию следствия, поведение участников процесса в суде. Занимались этим преимущественно психиатры и психологи: П.Б.Ганнушкин, А.Р.Лурия, Е.К.Краснушкин, А.Е.Брусиловский, А.С.Тагор и др.

Предмет криминальной психологии. Классификация гуманитарных наук зависит от их предмета. Криминология изучает закономерности преступности во всех ее проявлениях; детерминации и причинности преступности и т.д.

Являясь неотъемлемой частью криминологии, криминальная психология изучает психические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения. Она исследует личность преступника и преступной группы, а также психологические пути воздействия на эту личность и группу.

2. Личность совершившего преступление

2.1. Понятие личности преступника и лица, совершившего преступление

Прежде, чем приступить к рассмотрению вопросов, связанных с исследованием преступника, необходимо определиться с тем, что же такое личность преступника. Существуют ли вообще особые личностные признаки преступника?

В юридической литературе можно найти два взаимоисключающих ответа на этот вопрос. Первый: лица, совершившие преступления (преступники), отличаются от правопослушных граждан наличием у них антиобщественной направленности. А.И. Долгова предложила назвать преступника криминогенной, т.е. преступной личностью.

Другое мнение заключается в отрицании понятия личности преступника, поскольку оно не содержит никаких специфических свойств, которые были бы присущи только лицам, осужденным за совершение преступлений, кроме формального - вступления в силу обвинительного приговора.

Компромиссная позиция -употребление понятия "лица, совершившие преступления" как родового по отношению к личности преступника (криминогенному типу) и случайному преступнику.

Личность человека в значительной мере формируется в процессе деятельности. Ведущая деятельность накладывает свой отпечаток на личность, формирует те или иные ее свойства.

Однако, не всякое преступление может быть названо деятельностью - целенаправленным волевым поведением, да и сами виды преступной деятельности существенно отличаются друг от друга.

С другой стороны, нельзя отказаться от понятия личности преступника, поскольку она реально существует. Это профессиональные воры, наемные убийцы, террористы и т.п. они не только нарушают уголовные законы, но ведут преступную деятельность.

Личность формируется в процессе деятельности. Следовательно, личность преступника - это личность человека, совершившего не отдельное правонарушение, а систему преступных действий, т.е. преступную деятельность.

Итак, о личности преступника можно говорить лишь в отношении человека, виновного в преступной деятельности, т.е. учинившего ряд умышленных, целенаправленных, предусмотренных уголовным законом действий ради реализации общего для них мотива.

В сущности, любое преднамеренное умышленное преступление, если оно программируется и осуществляется с помощью заранее намеченных действий, является преступной деятельностью.

Возвращаясь к вопросу, который мы задавали в начале лекции, следует признать, что признаков, однозначно аттестующих личность преступника, не существует. Можно говорить лишь о повышенной частоте тех или иных негативно личностных свойств среди лиц, осужденных за преступную деятельность, по сравнению с лицами примерно того же возраста и социального положения, но несудимыми или судимыми за другие преступления.

Таким образом, можно сказать, что личность преступника - это совокупность психологических и нравственных характеристик, в той или иной мере типично присущих людям, повинным в преступной деятельности определенного вида.

2.2. Криминологическая и психологическая классификация лиц, совершивших преступление

Гуманитарная типология событий, явлений и людей не бывает единообразной.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.