Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ «ПО ГОРИЗОНТАЛИ».





ЛЕКЦИЯ № 2.

Тема: «Этика делового общения».

 

 

Вопросы:

1. ЭДО «сверху вниз».

2. Особенности форм распоряжения в ситуации «сверху вниз».

3. ЭДО «снизу вверх».

4. ЭДО «по горизонтали».

5. Повышение уровня делового общения.

 

 

ПРАКТИКА:

1.1. Этика делового контакта (ситуации 1-6)

 


ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ «СВЕРХУ ВНИЗ».

 

Золотое правило этики в деловом общении «сверху вниз» (между руководителем и подчиненным): относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель. Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным.

Нормы и принципы — это установление вариантов поведения, которые являются этически приемлемыми. Нормы касаются того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение.

Важность соблюдения этики делового общения:

Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищено.



Отношение руководителя к подчиненным оказывает влияние на весь процесс делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат.

На этом уровне вырабатываются нравственные эталоны и образцы поведения.

Нравственные эталоны и образцы поведения:

— Если сотрудник не выполнил распоряжение, начальнику необходимо дать понять, что ему известно об этом. В случае если руководитель не сделал подчиненному надлежащего замечания, то считается, что он не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

— При возникновении трудностей, связанных с недобросовестностью, начальнику необходимо выяснить ее причины.Критика должна быть конструктивной и не затрагивать личностных качеств подчиненного.

— Используйте прием «бутерброда» — «спрячьте» критику между двумя комплиментами.Закончите разговор на дружеской ноте и позже найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите на него зла.



— Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Необходимо проанализировать ситуацию и выбрать правильную форму общения. Следует сначала попросить объяснить самого сотрудника причину невыполнения задания, возможно, он приведет неизвестные факты.

— Не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас, скорее всего, не поблагодарят. Если не поможет — обвинят в неудаче.

— Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

— Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

— Постарайтесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, если произойдет его идентификация с коллективом. Необходимо учитывать, что каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, какой он есть.

— Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми требованиями.

— Не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, иначе можно потерять их уважение.

— Доверяйте подчиненным и признавайте собственные ошибки. Утаивание ошибок говорит о слабости и непорядочности.

— Необходимо укреплять у подчиненного чувство собственного достоинства. Выполненная работа должна поощряться морально и материально.

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМ РАСПОРЯЖЕНИЯ

В СИТУАЦИИ «СВЕРХУ ВНИЗ».

 

При выборе формы распоряжения необходимо учитывать два фактора: ситуацию, наличие времени для нюансов, личность подчиненного — кто он, добросовестный и компетентный сотрудник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В соответствии с этим необходимо выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.



Формы распоряжения:

1.Просьба. Используется в случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Просьба позволяет сотруднику высказать свое мнение о существующей проблеме в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена.

2. Приказ - применяют в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.

3. Вопросы: «Есть ли смысл работать дальше в этом направлении», «Как мы должны достигнуть этого?» — руководителю лучше использовать в тех случаях, когда он хочет вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть инициативными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые из них могут воспринять вопрос как проявление слабости и некомпетентности.

4. «Доброволец» («Кто хочет это сделать?») — подходит для ситуации, когда работу не хочет делать никто, но она должна быть выполнена. В такой ситуации доброволец надеется, что его энтузиазм будет высоко оценен в дальнейшей работе.

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ «СНИЗУ ВВЕРХ».

 

Общее этическое правило поведения при деловом общении «снизу вверх» (отношение подчиненного к своему начальнику): относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные.

Основные этические нормы и принципы:

- Сотруднику необходимо быть преданным и надежным, но не подхалимом. Необходимо иметь свои принципы поведения, так как на человека, который не имеет твердых принципов, нельзя положиться.

- Подчиненный должен помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной атмосферы.

- Подчиненному не следует разговаривать с начальником в категорическом тоне.

- В случае если сотрудника наделили дополнительной ответственностью, ему необходимо поставить вопрос и о правах, так как ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

- Не следует обращаться за советом, помощью сразу к руководителю руководителя, кроме экстренных случаев.Такое поведение может быть расценено как неуважение к мнению начальника или как сомнение в его ком потенции. В этом случае непосредственный руководитель потеряет авторитет и достоинство.

- Сотруднику не следует навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Необходимо тактично и вежливо высказывать замечания.

Значение этических норм и принципов: правила поведения с руководителем позволяют подчиненному найти с ним общий язык. Применяя в общении с руководителем этические нормы, сотрудник может заручиться поддержкой руководителя, но может и настроить его против себя.

 

 

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ «ПО ГОРИЗОНТАЛИ».

 

Основной этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы): в деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам.

Если сотрудник затрудняется ответить, как вести себя в той или иной ситуации, ему необходимо поставить себя на место своего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим следует учитывать, что это люди, которые принадлежат к команде общего управляющего. Участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Основные правила поведения:

- Не следует предвзято относиться к коллегам. По возможности необходимо игнорировать предрассудки и сплетни в общении с ними.

- Не следует давать обещаний, которые невозможно выполнить, а также преувеличивать свои деловые возможности.

- Необходимо добиться четкого разделения прав и ответственности при выполнении общей работы.

- Рассматривайте коллегу как личность, которую надо уважать саму по себе, а не как средство для достижения собственных целей.

- Следует почаще называть своих собеседников по имени.

- Если круг обязанностей сотрудника пересекается с обязанностями коллег, необходимо их разграничить.

- В отношениях между коллегами из других отделов сотруднику необходимо отвечать самому за свой отдел, а не перекладывать вину на своих подчиненных.

- Если руководителя отдела просят на некоторое время перевести в другой отдел своего сотрудника, не следует посылать туда недобросовестных и неквалифицированных работников.

- Необходимо выражать собеседнику дружелюбие.

- На рабочем месте не принято спрашивать о личных делах.

- Сотруднику не следует требовать к себе особого отношения или особых привилегий со стороны коллег.

- Необходимо всегда внимательно выслушивать собеседника, дать ему понять, что он интересен.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.