Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды и формы контроля знаний





ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЁ ИЗУЧЕНИЮ

Цели и задачи курса.

Цель курса

Дать необходимые знания о диалектном языке, его системном устройстве, продемонстрировать единство строя русского языка в его наречиях, а также связь диалектных явлений с историей развития русского языка, подготовить студентов к самостоятельной исследовательской работе.

Задачи курса

Ознакомить студентов с языковыми особенностями (в области фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса) территориальных разновидностей русского национального языка – русских народных говоров, представляющих собой результат исторического развития русского народа и его языка.

Выработать у студентов умение вычленять в устном или затранскрибированном тексте фонетические, грамматические, лексические, синтаксические диалектные особенности и давать им правильную интерпретацию как на синхронном уровне, так и в диахронической ретроспективе; владеть информацией о территориальной прикрепленности того или иного диалектного явления.

Подготовить студентов к деятельности учителя русского языка, ориентировать их на особенности преподавания курса русского языка в условиях диалектного окружения.



 

Методические рекомендации к освоению содержания дисциплины.

Курс «Русская диалектология» как научная дисциплина изучается на 2-ом курсе в 4-ом семестре. Он тесно связан с другими лингвистическим дисциплинами, составляющими базовый курс «Современный русский язык», а также с «Исторической грамматикой русского языка».

Теоретической базой курса являются достижения последних лет в области диалектологии, а также данные других лингвистических дисциплин, исследующих все уровни языка.

Предмет «Русская диалектология» имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен знать языковые особенности (в области фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса) территориальных разновидностей русского национального языка – русских народных говоров, уметь вычленять в устном или затранскрибированном тексте фонетические, грамматические, лексические, синтаксические диалектные особенности и давать им правильную интерпретацию как на синхронном уровне, так и в диахронической ретроспективе; владеть информацией о территориальной прикрепленности того или иного диалектного явления; быть подготовленным к преподаванию курса русского языка в условиях диалектного окружения.



В программу курса русской диалектологии, помимо теоретических сведений из этой области, входит также и овладение методикой анализа диалектных текстов. С этой целью преподавателями кафедры современного русского языка подготовлены материалы к изучению курса «Русская диалектология». В учебном пособии содержатся задания по фонетике, грамматике, лексике и лексикографии, составленные на основе следующих изданий: «Русская диалектология» под редакцией Е.А. Нефёдовой (М., 2005) и «Сборника упражнений по русской диалектологии» Л.И. Баранниковой и В.Д. Бондалетова (М., 1980). К каждой теме предлагаемых практических материалов приводится теоретический комментарий и методические рекомендации, задания снабжены таблицами и схемами, направленными на лучшее усвоение студентами наиболее важных разделов курса. Каждый раздел учебного пособия содержит не только упражнения, но и связные тексты с заданиями к ним. Упражнения нацелены на анализ отдельных явлений, относящихся к тому или иному уровню языка.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);



готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).

 

 

Общий план изучения дисциплины и виды учебных работ.

 

График изучения дисциплины «Русская диалектология»

Наиме-нование дисциплины Общий объем в учебном плане Общий объем ауди-торной нагрузки Лекции Практи-ческие занятия Экзамен Консуль-тации Самосто-ятельная работа
Русская диалектология 180 ч. 56 ч.   28 ч. 28 ч.   27 ч.   97ч.

ПРОГРАММА КУРСА

 

Разделы и содержание дисциплины:

Тема Содержание Часы
  1. Диалектология как наука. Русские диалекты в современной языковой ситуации Предмет и задачи описательной диалектологии. Отличия литературного языка и диалекта. Изменения в русском диалектном континууме, вызванные социально-политическими процессами в русском обществе во второй половине ХХ века (включая 70-е годы).  
    2. Лингвистическая география. Диалектное членение русского языка Понятие соответственного явления, или диалектного различия. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия. Различительные и неразличительные диалектные явления. Схема диалектного членения русского языка. Главные различия между севернорусским и южнорусским наречиями. Общая характеристика среднерусских говоров.    
    3. Диалектные различия в области вокализма Ударный вокализм. Состав гласных фонем. Безударный вокализм. Вокализм первого предударного слога после твёрдых согласных. Вокализм первого предударного слога после мягких согласных.  
    4. Диалектные различия в области консонантизма. «Подвижные» элементы консонантной системы. Заднеязычные согласные. Губно-губные согласные. Переднеязычные согласные. Аффрикаты. Щелевые согласные. Среднеязычный [j]. Некоторые особенности позиционного поведения согласных.  
5-6. Диалектные различия в морфологии русского диалектного языка. Имя существительное, имя прилагательное, местоимение. Глагол. Типы диалектных различий в морфологии. Единство морфологического строя русского языка. Диалектные различия в морфологии русского диалектного языка. Имя существительное. Диалектные различия в категориях рода и склонения. Диалектные различия в морфологии русского диалектного языка. Имя прилагательное и местоимения. Основные диалектные различия в склонении прилагательных и неличных местоимений. Диалектные различия в морфологии русского диалектного языка. Глагол. Формы настоящего и простого будущего времени. Типы спряжений. Варианты личных окончаний. Формы прошедшего и сложного будущего времени. Возвратные глаголы. Причастия и деепричастия.      
7 -8. Лексика русского диалектного языка. Диалектная лексикография Лексический состав говоров. Системные отношения в лексике русских говоров. Диалектная лексикография: типы диалектных словарей. Диалектная лексикография: типы диалектных словарей. Параметры и характеристики диалектных словарей. Характеристика Словаря Русских народных говоров (СРНГ).    
9.Общая характеристика кубанских говоров Диалектные черты, происхождение которых связано с украинской основой говоров. Диалектные черты, происхождение которых связано с южнорусской основой говоров. Лексико-семантическая система кубанских говоров.    
Всего:

 


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Наименование тем, их содержание, объем в часах практических занятий

Тема Часы
1. Ударный вокализм. Безударный вокализм.
2. Консонантизм.
3. Имя существительное. Диалектные различия в категориях рода и склонения.  
4. Имя прилагательное и местоимения. Основные диалектные различия в склонении прилагательных и неличных местоимений.  
5. Глагол. Формы настоящего и простого будущего времени. Типы спряжений. Варианты личных окончаний. Формы прошедшего и сложного будущего времени. Возвратные глаголы. Причастия и деепричастия.    
6. Диалектный синтаксис: словосочетания и предложения.
7. Системные отношения в лексике говоров.
8. Параметры и характеристики диалектных словарей.
9. Лексика кубанских говоров как система.
ВСЕГО:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Рекомендуемая литература

Основная

Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. М., 1989.

Русская диалектология / Под ред. В.В. Колесова. М., 1998.

Русская диалектология /Под ред. П.С. Кузнецова. М., 1973.

Русская диалектология/ Под ред. Н.А. Мещерского. М., 1972.

Русская диалектология: Учеб. пособие для практических занятий./ Под ред. Е.А. Нефедовой. М., 1999.

Русская диалектология: Практические материалы к изучению курса /Сост. Т.Х. Каде, О.Г. Борисова, О.В. Шестак, Е.И. Рыбалко. Краснодар, 2002.

Пожарицкая С.К. Русская диалектология. М., 2005.

Трубинский В.И. Русская диалектология: Говорит бабушка Марфа, а мы комментируем. СПб., 2004.

Дополнительная

Аванесов Р.И. Очерки русской диалектологии. Ч.1. М., 1949.

Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974.

Блинова О.И. Русская диалектология: Лексика. Учеб. Пособие. Томск, 1993.

Бромлей С.В., Булатова Л.Н. Очерки морфологии русских говоров. М., 1972.

Гецова О.Г. Русская диалектология: Метод. Указ. М., 1972.

Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное членение русского языка. М., 1970.

Коготкова Т.С. Русская диалектная лексикология. М., 1979.

Крысин Л.П. Территориальные диалекты //Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация. М, 2003.

Кубанские станицы: этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967.

Кузьмина И.Б. Синтаксис русских говоров в лингвогеографическом аспекте. М., 1993.

Лукьянова Н.А. Лексика современных говоров как объект изучения. Новосибирск, 1983.

Мызников С.А. Русские говоры Среднего Поволжья: Чувашская Республика, Республика Марий Эл. СПб., 2005.

Орлов Л.М. О социальных типах современного территориального говора // Язык и общество. М., 1968.

Оссовецкий И.А. Лексика современных русских народных говоров. М., 1982.

Пшеничнова Н.Н. Типология русских говоров. М., 1996

 

Словари и атласы

Алексеенко М.А., Белоусова Т.П., Литвинникова О.И. Человек в русской диалектной фразеологии: Словарь. М., 2004.

Алексеенко М.А., Литвинникова О.И. Глагольные омонимы русской диалектной речи: Словарь. М., 2005.

Андрющенко В.И., Иванова Р.Я., Иванова Т.Г. Словарь фразеологизмов говоров Кубани. Армавир, 1994.

Андрющенко В.И., Иванова Р.Я., Иванова Т.Г., Пелих В.М. Фразеологический словарь говоров Кубани. Армавир, 2006.

Архангельский областной словарь /Под ред. О.Г. Гецовой. М, 1980-1996. Вып. 1-9.

Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы /Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1957.

Большой толковый словарь донского казачества. М., 2003.

Борисова О.Г. Кубанские говоры: Материалы к словарю. Краснодар, 2005.

Войтенко А.Ф. Словарь говоров Подмосковья. М., 19995. Вып. 1.

Войтенко А.Ф. Лексический атлас Московской области. М., 1991.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1955 (и др. издания).

Диалектологический атлас русского языка. Вып.1. М., 1986. Вып.2. М., 1989.

Каде Т.Х., Факторович А.Л. Русская диалектология. Термины и понятия. Караснодар,1994.

Комягина Л.П. Лексический атлас Архангельской области. Архангельск, 1995.

Лексический атлас русских народных говоров. Пробный выпуск /Отв. ред. И.А. Попов, Т.И. Вендина. СПб., 2004.

Лютикова В.Д. Словарь диалектной личности. Тюмень, 2000.

Мельниченко Г.Г. Краткий ярославский областной словарь, объединяющий материалы ранее составленных словарей (1820-1956 гг.). /Под ред.
А.И. Никерова. Ярославль, 1961.

Нефёдова Е.А. Экспрессивный словарь диалектной личности. М., 2001.

Русский говор Кубани: Словарь /Под ред. Е.Ф. Тарасенковой и Е.П. Шейниной. Краснодар, 1992. //Деп. В ИНИОН РАН № 47266.

Словарь воронежских говоров. Вып.1. Воронеж, 2004.

Словарь говора д. Акчим Красновишерского района Пермской области /Под ред. Ф.Л. Скитовой. Пермь, 1991-1999. Вып.1-4.

Словарь русских народных говоров. М. – Л., 1965-2005. Вып. 1 – 39.

Словарь современного русского народного говора (д. Деулино Рязанского района Рязанской области). /Под ред. А.И. Оссовецкого. М., 1969.

Тимофеев В.П. Диалектный словарь личности. Шадринск, 1971.

Ткаченко П. Кубанский говор: Опыт авторского словаря. М., 1998.

Трегубова Е.Н. Словарь региональной свадебной терминологии как тип лингвокультурного словаря //Вестник СГПИ. 2006. № 2.

Фразеологический словарь русских говоров Сибири /Под ред.
А.И. Фёдорова. Новосибирск, 1983.

Технические и электронные средства обучения.

– Аудиозаписи носителей кубанских говоров.

– Видеозаписи носителей кубанских говоров.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

№п./п. Вид работы Часы
1. Подготовка к практическим занятиям   28ч.    
2. Оформление конспектов лекций   28ч.
3. Прослушивание и транскрибирование магнитофонных записей диалектных текстов 20 ч.
4. Лингвистический анализ затранскрибированных диалектных текстов 10 ч.
5. Самостоятельное изучение раздела «Сегментные и суперсегментные единицы и признаки диалектной речи» (по базовым учебникам курса) 4 ч.
6. Реферат   7 ч.  
  Итого: 97 ч.

Темы для рефератов

1.Из истории русской диалектологии: выдающиеся русские диалектологи.

2.Диалектный синтаксис: словосочетание и предложение.

3.Диалектные словари конца ХIХ – начала ХХ в.

4.В.И. Даль и русская диалектология.

5.Обряды кубанских казаков.

 

Вопросы и задания для самопроверки по разделам дисциплины.

Тема 1. Диалектология как наука. Русские диалекты в современной языковой ситуации.

1. Что изучает описательная диалектология?

2. В каких трёх значениях употребляется термин диалект?

3. Докажите, что диалект – это не только территориальная, но и социальная разновидность языка.

4.Раскройте понятие «русский национальный язык».

5. Объясните значение терминов полудиалект и региолект.

6.Укажите отличия литературного языка и диалекта.

7.Что понимают под диалектно-литературным двуязычием?

8. Назовите факторы, которые повлияли на динамику русских диалектов.

 

Тема 2. Лингвистическая география. Диалектное членение русского языка.

1. Что изучает лингвогеография?

2. Расскажите о работе Московской диалектологической комиссии (МДК).

3. Что такое соответственные явления, или диалектные различия?

4. Раскройте содержание базовых терминов лингвистической географии: изоглосса, пучки изоглосс, лингвистический ареал, лингвистический ландшафт языка.

5. Расскажите о Диалектологическом атласе русского языка (ДАРЯ).

6. Расскажите о Лексическом атласе русских народных говоров (ЛАРНГ).

7. Расскажите о двух схемах диалектного членения русского языка.

8. Назовите основные единицы диалектного членения.

9. Охарактеризуйте наречия русского языка и среднерусские говоры.

10. Назовите группы говоров севернорусского, южнорусского наречий и среднерусских говоров.

11. Какие говоры относятся к говорам вторичного образования?

 

Тема 3. Диалектные различия в области вокализма.

1. Расскажите о составе гласных фонем в сильных позициях.

2. Охарактеризуйте вокализм первого предударного слога после твёрдых согласных.

3. Расскажите о двух типах аканья.

4. Охарактеризуйте вокализм первого предударного слога после мягких согласных в окающих говорах.

5. Охарактеризуйте вокализм первого предударного слога после мягких согласных в акающих говорах.

6. Расскажите об особенностях произношения гласных в других безударных слогах.

 

Тема 4. Диалектные различия в области консонантизма.

1. Перечислите «подвижные» элементы консонантной системы. Кем введён данный термин?

2. Охарактеризуйте заднеязычные согласные в русских говорах.

3. Охарактеризуйте губно-губные согласные в русских говорах.

4. Охарактеризуйте переднеязычные согласные в русских говорах.

5. Охарактеризуйте аффрикаты в русских говорах.

6. Охарактеризуйте щелевые согласные и среднеязычный [j] в русских говорах .

7. Расскажите об особенностях позиционного поведения согласных.

 

Тема 5. Диалектные различия в морфологии русского диалектного языка. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение.

1. Каким образом проявляется категория рода существительных в диалектах?

2. Какие распределения по родам вам известны?

3.Охарактеризуйте особенности 1 склонения имён существительных.

4. Охарактеризуйте особенности 2 склонения имён существительных.

5. Охарактеризуйте особенности 3 склонения имён существительных.

6. Какие диалектные соответственные явления характерны для парадигм множественного числа?

7. Какие противопоставленные диалектные различия отмечаются в склонении прилагательных?

9. Охарактеризуйте противопоставленные диалектные различия в образовании форм сравнительной степени.

10. Какие противопоставленные диалектные различия отмечаются в склонении местоимений?

 

Тема 6. Диалектные различия в морфологии русского диалектного языка. Глагол.

1.Расскажите об особенностях образования форм инфинитива по говорам.

2.Охарактеризуйте типы спряжений по говорам.

3. Расскажите об особенностях образования форм настоящего и простого будущего времени по говорам.

4.Расскажите о фонемном составе окончаний личных форм глагола по говорам.

5. Расскажите об особенностях образования форм прошедшего и сложного будущего времени по говорам.

6. Охарактеризуйте диалектные различия в образовании возвратных форм глаголов.

7.Сравните образование страдательных причастий в современном литературном языке и в говорах.

8.Проанализируйте образование деепричастий в современном языке и диалекте.

 

Тема 7. Лексика русского диалектного языка.

1. Какие пласты включает в себя лексика говоров?

2. Какой признак является основным для диалектного слова?

3. Расскажите о непротивопоставленных и простых противопоставленных диалектных различиях в области лексики.

4. Расскажите о сложных противопоставленных диалектных различиях в области лексики.

5. Что понимают под диалектной фразеологией? Расскажите об основных типах диалектных фразеологизмов.

6. Какие факторы определяют изменения в лексической системе говоров?

7. Назовите типы диалектных словарей по характеру отбора лексики.

8. Какие типы диалектных словарей выделяют в зависимости от объекта лексикографирования?

 

Тема 8. Кубанские говоры. Общая характеристика.

1. Что вам известно из истории заселения Кубани?

2. Назовите диалектные черты, происхождение которых связано с украинской языковой основой кубанских говоров.

3. Назовите диалектные черты, происхождение которых связано с южнорусской языковой основой кубанских говоров.

4. Назовите типы диалектизмов, функционирующих в кубанских говорах.

5. Охарактеризуйте обрядовую лексику.

6. Дайте определение «кубанский фразеологизм».

7. Расскажите о лексикографировании местных говоров.

 

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Виды и формы контроля знаний

Форма контроля знаний по предмету «Русская диалектология» –экзамен, который включает:

1. Устный ответ на два теоретических вопроса.

2. Анализ диалектного текста (диалектные тексты приводятся в учебном пособии Русская диалектология/ Под ред. Е.А. Нефёдовой. М., 2005, с.130 – 151.).

 

Форма экзаменационного билета

Экзаменационный билет по курсу «Русская диалектология». включает 2 теоретических вопроса и практическую часть. В качестве практического задания предлагается анализ фонетических и лексических особенностей диалектного текста.

 

ОБРАЗЕЦ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА

 

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра современного русского языка

Специальность 050100.62 «Педагогическое образование»

Профиль – «Русский язык»

 

 

БИЛЕТ № 1

По дисциплине «Русская диалектология»

 

1 Предмет и задачи описательной диалектологии. Два аспекта описательной диалектологии.

2. Диалектные различия в области консонантизма. Аффрикаты.

3. Практическая часть.

 

Заведующий кафедрой Исаева Л.А.

 

 

Критерий оценки знаний

Оценка «отлично» выставляется студенту, ответившему глубоко и полно на поставленные теоретические вопросы и продемонстрировавшему навыки анализа диалектного текста, причем студент свободно владеет основными терминами и понятиями курса, что выявляется во время комментария к различным видам анализа. Экзаменующимся могут быть допущены отдельные неточности, которые затем в процессе беседы исправляются.

Оценка «хорошо» выставляется экзаменующемуся, который в целом раскрыл предложенные ему теоретические вопросы, однако его ответ не был исчерпывающе полным. Студент в основном справился с анализом диалектного текста, но допустил отдельные ошибки в квалификации фонетических явлений, причем не во всех случаях в беседе с преподавателем сумел прийти к исправлению допущенных ошибок.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который продемонстрировал знание базовых понятий и категорий курса, однако не сумел развернуто и логично ответить на поставленные вопросы. При выполнении практической части экзаменующимся были допущены серьезные ошибки в анализе диалектного текста.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не усвоил основных понятий и категорий курса и/или не сумел сделать анализ диалектного текста.

 

Вопросы к экзамену:

1.Предмет и задачи описательной диалектологии. Два аспекта описательной диалектологии.

2.Русские диалекты в современной языковой ситуации.

3.Понятие диалектный язык. Отличия литературного языка и диалекта.

4.Лингвистическая география как наука. Основные термины и понятия.

5.Диалектное членение русского языка.

6.Теоретические достижения лингвистической географии. Понятие соответственного явления, или диалектного различия. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия. Различительные и неразличительные диалектные явления.

7.Схема диалектного членения русского языка. Главные различия между севернорусским и южнорусским наречиями. Общая характеристика среднерусских говоров.

8.Диалектные различия в области вокализма. Ударный вокализм. Состав гласных фонем.

9.Диалектные различия в области вокализма. Безударный вокализм. Вокализм первого предударного слога после твёрдых согласных. Типы аканья.

10.Диалектные различия в области вокализма. Безударный вокализм. Вокализм первого предударного слога после твёрдых согласных. Типы оканья.

11.Диалектные различия в области вокализма. Вокализм первого предударного слога после мягких согласных.

12.Диалектные различия в области консонантизма. «Подвижные» элементы консонантной системы. Заднеязычные согласные.

13.Диалектные различия в области консонантизма. Губно-губные согласные. Переднеязычные согласные.

14.Диалектные различия в области консонантизма. Аффрикаты.

15.Диалектные различия в области консонантизма. Щелевые согласные. Среднеязычный [j].

16.Диалектные различия в области консонантизма. Некоторые особенности позиционного поведения согласных.

17.Диалектные различия в морфологии русского диалектного языка. Имя существительное. Диалектные различия в категориях рода и склонения.

18.Диалектные различия в морфологии русского диалектного языка. Имя прилагательное и местоимения. Основные диалектные различия в склонении прилагательных и неличных местоимений.

19.Диалектные различия в морфологии русского диалектного языка. Глагол. Формы настоящего и простого будущего времени. Типы спряжений. Варианты личных окончаний.

20.Формы прошедшего и сложного будущего времени. Возвратные глаголы.

21.Причастия и деепричастия.

22.Диалектная лексикография: типы диалектных словарей.

23.Лексика русского диалектного языка. Лексический состав говоров.

24.Системные отношения в лексике русских говоров.

25.Диалектная фразеология.

26.Диалектная лексикография: типы диалектных словарей по характеру отбора лексики.

27.Диалектная лексикография: типы диалектных словарей в зависимости от объекта лексикографирования.

28.Параметры и характеристики диалектных словарей.

29.Характеристика словаря В.И.Даля.

30.Характеристика Словаря Русских народных говоров (СРНГ).

31.Общая характеристика кубанских говоров. Диалектные черты, происхождение которых связано с украинской языковой основой говоров.

32.Общая характеристика кубанских говоров. Диалектные черты, происхождение которых связано с южнорусской языковой основой говоров.

33.Лексический состав говоров Кубани.

34.Фразеологический состав говоров Кубани.

35.Системные отношения в лексике кубанских говоров.

36.Характеристика словарей, отражающих лексику и фразеологию кубанских говоров.

 

 

Примерные темы курсовых работ

Фонетический портрет носителя кубанских говоров…

Диалектная лексика говора станицы/хутора…

Семантические диалектизмы в кубанских говорах

Структурная вариативность лексических единиц в кубанских говорах

Синонимы-дублеты в кубанских говорах

Диалектные названия растений в кубанских говорах

Тематическая группа «Домашние животные» в говорах Кубани

Тематическая группа «Постройки и ИХ ЧАСТИ» в говорах Кубани

Тематическая группа «Средства передвижения» в говорах Кубани

Диалектизмы, характеризующие человека, в кубанских говорах

ЛЕксика характеризующАЯ человека, в говоре д. Деулино

Лексика свадебного обряда в говоре станицы/хутора…

Лексика пассивного запаса в говорах Кубани

Устойчивые сочетания, характеризующие человека, в кубанских говорах

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ КУРСА

«РУССКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ»

АКАНЬЕ. Тип вокализма с реализацией гласных фонем неверхнего подъема в безударных слогах после твердых согласных в одном звуке [а]. Пары, вада, вадавоз, галовкай.

АКАНЬЕ ДИССИМИЛЯТИВНОЕ. Тип аканья с реализацией гласных фо­нем неверхнего подъема при всех ударных гласных, кроме [а], в звуке [а]; при ударном [а] в звуке [ъ]. Траву, траве, ваде, вады, но тръва, въда.

АРЕАЛ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ (ареал языкового явления). Точные контуры территории, полученные при исследовании границ распространения того или иного лингвистического (диалектного явления определенного языкового уров­ня: фонетического, морфологического, лексического, синтаксического).

АТЛАС ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ (диалектный). Систематизированное собрание карт, показывающее распространение разных диалектных явлений на территории данного языка.

ГЕОГРАФИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ (лингвогеография, география языко­вая, диалектография). Раздел языкознания, изучающий анкеты по заданной программе, тексты, словари и монографии с целью точной локализации языко­вых явлений (создание лингвистических карт и атласов) и их первичней обра­ботки (картографирование, картосоставление).

ГОВОР (диалект) ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ (местный, народный, областной). Самая мелкая, далее неделимая разновидность (вариант) языка, используемая в общении небольшого территориально связанного коллектива.

ГРУППА ГОВОРОВ. Совокупность структурно близких говоров, образую­щих единицу диалектного членения, промежуточную между говором и наречи­ем.

ДЗЕКАНЬЕ. Тип консонантизма с реализацией согласной фонемы <д> в звуках [д'з']. Ид'з'и, д'з'ад'з'а, дз'ен.

ДИАЛЕКТ. 1. Разновидность (вариант) языка, употребляемая более или ме­нее ограниченным числом людей, связанных тесной территориальной, профес­сиональной или социальной общностью и находящихся в постоянном и непо­средственном языковом контакте. 2. То же, что группа говоров (поднаречие). 3. То же, что говор (идиом языковой). 4. То же, что наречие.

ДИАЛЕКТИЗМ. 1. Слово, бытующее только в лексической системе того или иного диалекта или в его словарях, неизвестное в литературном языке. 2. Диалектное слово, отраженное в литературных произведениях. 3. Диалектное слово, являющееся периферийным элементом литературной лексики с некото­рыми ограничениями, попавшее не только в письменные памятники, но и в словари литературного языка с пометой «областное».

ДИАЛЕКТОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ. Раздел языкознания, занимающий­ся изучением структуры диалектного языка и характера его диалектного члене­ния в их историческом развитии.

ДИАЛЕКТОЛОГИЯ ОПИСАТЕЛЬНАЯ. Раздел языкознания, занимающий­ся изучением и описанием структуры диалектного языка (фонетической, грам­матической, лексико-семантической) и диалектным членением языка в их со­временном состоянии.

ЕДИНИЦА ДИАЛЕКТНОГО ЧЛЕНЕНИЯ. 1. Диалектное объединение го­воров (наречие, среднерусские говоры, группа говоров, диалектная зона), вы­деленное в результате диалектного членения русского языка на основе общно­сти тех или иных черт. 2. То же, что и величина территориальная, группировка говоров, подразделение территориальное.

ЕКАНЬЕ. Тип вокализма с реализацией гласных фонем неверхнего подъема в первом предударном слоге после мягких согласных перед твердыми или мяг­кими согласными в звуке [е]. П'етак - п'ет'и, н'есу - н'ес'и, р'ека - р'ек'и.

ЕКАНЬЕ. Тип предударного вокализма с реализацией гласных фонем <о> или <е> в первом предударном слоге в звуке [о]. Н'осла, р'окой, св'окроф', с'остра.

ЗОНА ДИАЛЕКТНАЯ. Вспомогательная величина диалектного членения русского языка с объединением нескольких соседних групп говоров, связанных между собой своеобразными языковыми комплексами, различными по количе­ству явлений и по их связи с разными сторонами языка.

ИДИОЛЕКТ (индивидуальный говор, индивидуальный язык). Совокупность индивидуальных (профессиональных, социальных, территориальных, психофи­зических и др.) особенностей, характеризующих речь данного индивида; инди­видуальная разновидность языка.

ИЗОГЛОССА. Линия на географической карте, очерчивающая границы территории распространения той или иной разновидности языкового явления и зону их взаимного проникновения.

ИКАНЬЕ. Тип вокализма с реализацией гласных фонем неверхнего подъема в первом предударном слоге после мягких согласных в звуке [и]. П'итно, р'иды, р'ика, л'исных.

КАРТА ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ. Карта распространения говоров и на­речий данного языка или карта распространения отдельных диалектных явле­ний.

ЛАНДШАФТ ЯЗЫКА ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ (диалектный). Совокуп­ность известных для данного языка изоглосс и характер их распространения на территории языка.

ЛЕКСИКА ДИАЛЕКТНАЯ (областная). Лексика с ограниченной террито­рией употребления, не входящая в словарный состав литературного языка.

МНОГОПЛАННОСТЬ. Свойство, постоянно сопутствующее диалектным различиям с большим числом членов, хотя может присутствовать и в двучлен­ных диалектных различиях.

НАРЕЧИЕ (диалект). Основная величина диалектного членения русского языка, объединяющая несколько групп говоров, связанных между собой рядом общих диалектных черт, составляющих характерный целостный языковой комплекс, которым эти территориальные объединения говоров различаются между собой.

НАРЕЧИЕ СЕВЕРНОЕ (севернорусское, северновеликорусское). Территори­альное объединение групп (ладого-тихвинской, вологодской, костромской) говоров и межзональных говоров (лачских, белозерско-бежецких и онежской группы), локализованных в северной и восточной Европейской части России и имеющих характерный целостный языковой комплекс; противоп. наречие юж­ное.

НАРЕЧИЕ ЮЖНОЕ (южнорусское, южновеликорусское). Территориальное объединение групп (западной, верхнеднепровской, верхнедеснинской, курско-орловской, восточной (рязанской) говоров и межзональных говоров типа А; елецких, оскольских и тульской группы типа Б), локализованных в южной и юго-западной Европейской части России и имеющих характерный целостный языковой комплекс; противоп. наречие северное.

ОКАНЬЕ. Тип вокализма с реализацией гласных фонем неверхнего подъема <а> и <о> в первом предударном слоге после твердых согласных в звуках [а] и [о]. Вада, траву, но водой, травой.

ОКАНЬЕ НЕПОЛНОЕ (с редукцией). Тип оканья с реализацией гласных фонем <а> и <о> в первом предударном слоге в звуках [а] и [о]; в других без­ударных слогах в звуке [ъ]. Вода, трава, но мълодой, тръкторист.

ОКАНЬЕ ПОЛНОЕ. Тип оканья с реализацией гласных фонем <а> и <о> во всех безударных слогах в звуках [а] и [о]. Вода, водовоз, полы; брала, травой, сады. Полное оканье – характерная черта северного наречия.

ОКАНЬЕ С АССИМИЛЯТИВНЫМ АКАНЬЕМ (при ассимилятивном ака­нье). Тип оканья переходного характера с реализацией гласных фонем <а> и <о> при всех ударных гласных, кроме [а], в звуках [а] и [о]; при ударном [а] в звуке [а]. Совой, к сове, совы, сову, но сава.

ОПИСАНИЕ ДИАЛЕКТА СИНХРОННОЕ. Описание состава единиц языка, правил их сочетания и чередования, характера системных отношений этих еди­ниц (безотносительно к тому, входят ли данные явления в число диалектных различий или нет). Синхронное описание диалекта сводится к моделированию частной диалектной системы (ЧДС) на всех уровнях.

ПОЛУДИАЛЕКТ. Языковая структура, представляющая собой сплав сосуществующих элементов диалекта и литературного языка.

ПУЧОК ИЗОГЛОСС. Некоторое количество изоглосс, сходных по очерта­ниям, близко проходящих друг от друга и выделяющих в основном одни и те же территории.

РАЗЛИЧИЯ (отличия) ДИАЛЕКТНЫЕ. 1. Прием ознакомления с соответ­ственными диалектными явлениями, заключающийся в том, что в сравнивае­мых соотносительных вариантах на базе их материальной общности выделяют­ся на первое место различительные признаки, относящиеся к фонематической системе, к грамматическому строю и т.п. 2. Такой элемент структуры языка, который в отдельных частных диалектных системах выступает в разных соот­носительных вариантах, в разных членах. Вад

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.