Сделай Сам Свою Работу на 5

Брак – это смерть и новое рождение. Смерть двух независимых «я» и рождение нового существа, «мы».





Это событие можно сопоставить с физическим явлением: образованием атома водорода из электрона и протона. Прежде полагали, что атом состоит из двух элементарных частиц, «собранных» вместе, как винт и гайка, нож и ножны, иголка и нитка. Но оказалось, это совсем не так!

Атом водорода действительно создан из двух элементарных частиц, но нельзя сказать, что он состоит из электрона и протона. Строго говоря, и тот и другой исчезают, как бы растворяясь в новом объекте, который подчиняется иным закономерностям, чем каждая из частиц в отдельности. Вот таким же образом муж и жена растворяются друг в друге, подчиняясь новому закону – закону жертвенной супружеской любви.

…Один человек, которого я хорошо знал, перенес очень много горя в своей семейной жизни и в результате потерял семью. Он говорил мне как‑то, что его беды начались с самых первых дней брака, совершенно незаметно. Когда все можно было легко исправить, но он этого не понимал, а понял лишь много лет спустя. Кто‑то из друзей сказал ему вскоре после свадьбы (он женился одним из первых в своей компании):

– Смотри‑ка, вот ты уже женат, а совершенно не переменился! Все такой же свой парень, все у тебя в порядке, как раньше…



Сказано это было в виде похвалы и комплимента, но на самом деле то был отчаянный сигнал тревоги: если после свадьбы человек резко не переменился – дело плохо, брак этот, по существу, еще не состоялся, надо быстро браться за дело и перестраивать свою жизнь на новых основаниях.

Увы, увы: сколь многие нормальные юноши и девушки, мужчины и женщины, по странному недоразумению видят в браке «оформление интимных отношений», некий придаток к постели приличия ради. А на деле‑то ровно наоборот: интимная связь служит браку. И это очевидный, но редко признаваемый факт. Может возникнуть вопрос:

«Велика ли важность, что ради чего существует, что чему служит: брак постели или постель браку? Давайте договоримся просто, что одно неотделимо от другого».

Важность и вправду велика, да и простота хуже воровства.

Велика ли важность, фундамент существует ради дома или дом ради фундамента? Или водопровод служит дому или дом водопроводу? И фундамент, и водопровод в нормальных условиях неотделимы от дома, и хотя фундамент (в отличие от интимной близости!) монтируют прежде самого здания, если строитель не разберется в логике этих простых вопросов, строительство окончится крахом. А ведь каждый из нас, как хорошо известно, строитель своего счастья.



 

– Я слишком хорошо знаком с браком и уверен, что любовь в браке редко найдешь: чаще деньги, имущество, комфорт, деловые связи, а там и равнодушие, скуку, измену, злобу, ненависть, насилие… Давно известно: «Брак – могила любви».

– Вначале разберём очевидный, лежащий на поверхности материал, а затем уже уйдем вглубь, рассмотрим более тонкие и сложные вопросы.

Итак, «я слишком хорошо знаком с браком…». Вспоминается, как в одном американском городке – на том самом Диком Западе, где, как оказалось, люди вели себя весьма прилично, но все поголовно были вооружены, – в ресторане висела аккуратная табличка: «Не стреляйте в пианиста: он играет как умеет».

Разумно ли судить о музыке по игре этого пианиста или восприятию его слушателей? Те, что видят в браке могилу любви, понимают в нём ровно столько, сколько упомянутые слушатели – в музыке. Они знакомы с браком по своему опыту и по опыту своего окружения. Они любят как умеют, то есть очень плохо: от дискотеки до кровати, как выразился о. Дмитрий Смирнов.

Никудышное это умение – не только результат чьей‑то личной испорченности и злонамеренности (хотя и этого предостаточно), но и знамение времени. Вспомните слова Спасителя из 24‑й главы Евангелия от Матфея, где Он, глядя на прекраснейший в мире город, распростертый внизу, говорит Своим ученикам о грядущих скорбях и испытаниях: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь».



Наши мысли о браке и любви будут кружиться на месте, как щенок в погоне за своим хвостом, пока мы не вспомним, что такое настоящая любовь – не настроение, не эмоция, не физиология, не жажда наслаждения тем или иным способом, а направление воли: отдать себя. Любовь – это подвиг свободной воли.

 

– Часто говорят, что успешный брак возможен, только если ты нашёл свою «вторую половину». Для каждого ли человека Бог создал недостающую половину? Если ты не встретил свою, значит, брак будет неудачный, несчастливый?

– Когда заходит речь о серьёзных идеях, всегда старайтесь для начала разобраться, как она возникла, кто её автор, в какой связи находится она с Христом, с Его Евангелием. Я убеждён, что если вы расспросите своих друзей, тех, кто увлекается мыслями о «второй половине», то не меньше половины с энтузиазмом подтвердят: да, разумеется, это глубоко христианский образ, и Сам Христос в точности так проповедовал и учил.

Но на самом деле в Святом Писании, ни в Ветхом Завете, ни тем более в Новом, об этом нет ни слова. Идея «второй половины» принадлежит Платону, которого хоть и весьма уважают как философа и писателя, но христианским авторитетом всё же не считают.

Теперь что касается самой идеи о двух половинках. Платон воплотил её в своём знаменитом диалоге «Пир», в легенде об Андрогине, которую вложил в уста известного комедиографа Аристофана:

«…Нужно прежде всего осведомиться вам о человеческой природе и о свойственных ей страстях. Исконная наша природа была не таковою, какою она является теперь, а иною: сначала было три пола людей, а не два, как теперь, – мужской и женский; к ним присоединялся ещё третий пол, общий им обоим. От него осталось теперь только имя, сам же он исчез. Тогда существовало ещё особое существо, Андрогин. Этот пол, и по виду и по имени, был общий полу мужскому и женскому; теперь этого пола не существует, имя его употребляется в бранном смысле. Далее – общий вид каждого человека был округлённый: человек имел круглую спину и бока, у него было четыре руки, четыре ноги, два лица…»

Впоследствии с такими двухспинными, четверорукими и четвероногими чудищами происходят разные неприятности, и…

«…Зевс рассёк людей пополам, подобно тому, как рассекают рябину, собираясь её солить, или как разрезывают волосом яйцо. У всякого человека, которого Зевс рассекал, Аполлон должен был переворачивать лицо и половину шеи в сторону разреза, чтобы, смотря на него, человек стал смирнее… Когда человеческий организм был рассечён пополам, каждая половина его, вожделея другой половины, стала сходиться с ней. Обхватив друг друга руками и сплетясь между собою, они стремились к соитию».

Вот вам и поиски своей половины. Кстати сказать, пополам были рассечены не только андрогины, но и мужчины, и женщины, которые тоже имели по два лица, четыре руки и ноги, и которые в точности так же устремились к своим отсечённым половинам… Надеюсь, дальше можно не продолжать: иначе, как языческой непотребщиной, эту картинку назвать никак не удаётся.

Но что поделаешь! Каковы бы ни были её истинное происхождение и смысл, идея «второй половины» глубоко укоренилась в головах и сердцах наших не слишком осведомлённых и не слишком разборчивых современников. И мы с вами сейчас поступим так же, как искони поступала Церковь: преобразуем и переосмыслим языческое наследие, чтобы сообщить ему христианское содержание, чтобы включить его в орбиту христианского мировоззрения. В данном случае это оказывается совсем не сложным.

– Да! – ответим мы. – Брак в самом деле можно уподобить поиску второй половины. Ведь в браке мужчина и женщина, две отдельные, независимые личности, соединяются воедино, теряют свою отдельность и независимость, и возникает принципиально новое существо – семья.

Кто же может составить такую пару? Очевидно, что люди не всегда годятся друг другу в мужья и жёны. Но вспомните, что Господь, создав человека по Своему образу и подобию, наделил нас даром свободной воли. Поэтому всякая предопределённость, неизбежность, «судьба» (в примитивном понимании) чужда христианству. Каждый из нас, в соработничестве с Господом, сопрягая свою и Его волю, совершает свой подвиг в свободном выборе жизненного пути, пути в Небо.

И брак – если вы решили вступить в брак – это тоже этап вашего подвига. В браке в самом деле встречаются и соединяются две половины, но это качество – быть друг для друга мужем и женой – никто в вас изначально не вкладывает: это было бы насилием над вашей свободой. Вы сами, при помощи от Господа, при содействии Его благодати, в терпении, смирении и любви вырабатываете в себе супружество.

Ищут друг друга не две половины жуткого монстра, разрезанного некогда на части баснословным Зевсом (а потом, наскучив друг другу и сославшись на «несовместимость», расходятся для дальнейших поисков); но два бесценных Божиих создания, способные в браке стать двумя половинами единого нераздельного целого.

 

– В каком возрасте следует жениться и выходить замуж? Как долго надо испытывать свои чувства перед вступлением в брак?

– Самый простой ответ таков: в брак надо вступать не ранее, чем возникает физическая и нравственная готовность к этому шагу – самому, пожалуй, ответственному шагу всей нашей жизни. Конечно, по жизненным обстоятельствам это может произойти и в гораздо более зрелые годы.

У девушек брачный возраст наступает в среднем раньше, чем у юношей; но обычно и те и другие к 18 годам готовы к браку. И вполне разумно и правильно, чтобы молодого человека, уходящего на военную службу, дома ждала жена…

Против ранних браков иногда возражают на том основании, что супруги ещё не могут обеспечить себя материально. Но в нормальном обществе это никогда не было препятствием к браку. Кто из родителей попрекнёт сына или дочь, зятя или сноху, не говоря уж о внуках, куском хлеба? Для этого, однако, отношения между людьми должны быть нормальными – христианскими.

Что же касается «испытания чувств», то здесь понятия нашей молодёжи сильно затуманены и затемнены. Надо помнить, что влюблённость – не основа брака, а лишь некая заготовка, позволяющая быстрее и легче построить надёжное здание семьи – малой Церкви. Поэтому «чувства» не надо испытывать. Надо благодарить Господа за взаимное чувство и, став мужем и женою, переплавить его в настоящую, самоотверженную и жертвенную супружескую любовь.

 

– Мне бы хотелось выйти замуж, создать семью. Но я ещё не дружила с молодым человеком. В школе и университете я была слишком занята учёбой. Я не знаю, как мне вести себя с мужчинами: я часто смущаюсь в их присутствии…

– Ваш вопрос вполне обоснован, и нужно – вместе с вашими старшими друзьями, родными, духовенством – думать о том, как вам помочь. Есть, по крайней мере, два соображения, которые лежат на поверхности и сразу пойдут вам на пользу.

1) Существует немало молодых мужчин, подобных вам: им претит развязность и наглость «современного» образа жизни, с ними вы легко и естественно найдете общий язык. Но под лежачий камень вода не течет… Поэтому надо вести себя чуть смелее (не наглее и не развязнее!): знакомиться с людьми в приходах, в паломнических поездках, на лекциях и конференциях– словом, везде, где бывают нормальные, разумные, верующие люди. И Интернет, кстати, тоже далеко не последнее средство общения.

2) С древнейших времен бракосочетание молодых людей происходило при помощи сватовства: это надёжная, благочестивая традиция. Но она, как и многие другие традиции, в наше время пошатнулась. Поэтому к разным «службам знакомств» следует относиться осторожно, хотя и не пренебрегать ими, во всяком случае православным. Но лучше, чтобы от вашего имени действовали друзья. Не надо никого «официально» просить найти вам жениха, но можно дать понять, что вы не будете возражать, если вас познакомят с приличным молодым человеком.

Помните, что против вашей воли и желания никто вас замуж не выдаст – поэтому не бойтесь, общайтесь с людьми просто и естественно, повторяя слова Псалмопевца: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к тебе взях душу мою» (Пс. 142:8).

 

– Я уже давно хочу жениться, но не могу ни на ком остановить свой выбор: никто из моих знакомых не похож на девушку моей мечты… Сколько же можно искать?

– Это очень тонкий, личный вопрос: повторим, что никто не вправе принуждать вас к браку. Но по поводу «девушки вашей мечты» (или юноши соответственно) есть одно очень важное замечание. Помните, что мечта по своей природе не свойственна христианскому мировоззрению. Мечты, конечно, существуют в нашем сознании, и глупо было бы пытаться их оттуда изгнать, но нельзя отводить им места больше, чем они заслуживают. Мечта – это игра ума и чувств, в лучшем случае добрая и светлая, в худшем – опасная, ведущая ко греху, но так или иначе отрыв от реальности. А христианство – мировоззрение абсолютно реалистическое, на истине основанное и истины взыскующее.

Таким образом, поиски «девушки вашей мечты» не возбраняются, но могут загнать вас в тупик. Чтобы этого не произошло, ограничивайте свою мечту христианским смирением и рассуждением, реальным жизненным опытом, знанием людей и пониманием сущности брака.

 

– Как вы думаете, можно ли жениться без любви, просто потому что человек хороший или возраст подошёл?

– Здесь всё зависит от того, какая реальность прячется за фразой «без любви». Если без потери сна и аппетита, без двоек и прогулов, без слёз, драк, скандалов и резаных вен, то можно. А если без твёрдой решимости отдать себя, всецело и навсегда, в жизни этой и будущей, одной‑единственной женщине, стать с нею частями одного нераздельного целого, то нельзя.

 

– Если муж – мусульманин, а жена – православная, будет ли их брак считаться освящённым Церковью?

– Считаться – кем? Людьми? Богом?

Брак этот нецерковный. Нельзя себя обманывать, закрывать глаза на очевидный факт. Об этом напоминают «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»:

«Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью», в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьёзную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе», то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения».

Но Церковь никого не лишает свободы, и каждый человек должен сам определять свой путь в этом мире, не рассчитывая на то, что кто-нибудь за него примет важнейшие жизненные решения. Именно поэтому далее в «Основах социальной концепции…» подчеркивается:

«В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключённые между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве».

Основано такое суждение на том, что всеобщая, промыслительная Божия благодать сообщается всему миру, и всякий брак – если только это действительно брак, а не блудная связь – черпает в ней силу любви и добра.

Буквально на ваш вопрос дает ответ св. апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (гл. 7): «…Жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею…» И мы видим множество примеров, когда такой брак для неправославного супруга становится дорогой ко Христу, к Его Святой Церкви. Тогда и состоится таинство венчания.

 

– Скажите, пожалуйста, по какому чину совершается бракосочетание, если и жених и невеста ранее состояли в гражданском браке, но не венчались?

– В Церкви, действительно, существуют два чина для таинства брака: «чин венчания» и «чин о второбрачных». Как же поступить в таком случае? С одной стороны, заключается второй брак (если Церковь, как сказано, признаёт и уважает брак гражданский), а с другой – супруги ранее не венчались…

В таких сложных ситуациях последнее слово остается за священником, который совершает таинство. Он может принять и такое, и другое решение: в любом случае таинство будет действительным. Однако выбор делается на основании следующих соображений. Если в первом своем браке супруги были далеки от Церкви, если для них обоих развод предшествовал воцерковлению, подлинному возвращению ко Христу, а может быть и самому крещению, то их новый брак можно рассматривать как первый брак в их новом, христианском качестве и совершить его по чину венчания. Если же и в период первого своего брака они были православными, хоть и не венчались в Церкви, то нынешний брак следует совершить по чину о второбрачных.

 

– В Ветхом Завете даже у святого Давида было много жён, а у его сына Соломона помимо жён были и наложницы. Почему современным мужчинам нельзя то, что разрешалось древним?

– Прежде всего усвоим, что святость не освобождает человека от греха: безгрешен один Спаситель. О царе Соломоне читаем следующее: «…Было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жёны его сердце его. Во время старости Соломона жёны его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его» (3 Цар. 11:3–6). О патриархах – Аврааме, Исааке, Иакове, Иуде и других – мы не находим подобных суждений, но особенности их брачной жизни, продиктованные обычаями и обстоятельствами времени, когда деторождение было главной задачей брака, вовсе не должны служить нам образцом.

Брак установлен Богом в раю как пожизненный союз одного мужчины и одной женщины; таким он и остался после изгнания людей из рая. Но люди, их вера и нравственность, стали портиться, искажаться, и вот Ламех, потомок первого убийцы Каина, становится первым двоежёнцем (Быт. 4:19). Начиная с того времени многожёнство, а вслед за тем и развод, и другие извращения брака властно входят в жизнь всех племён и народов, не исключая и древнееврейский.

Однако ещё в ветхозаветный период мы видим начало обратной тенденции – возврата к чистоте моногамного брака. Св. Писание недаром говорит нам об этом устами самого царя Соломона, испытавшего, как сказано, много зла от своей невоздержанности: «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои…» (Екк. 9:9). Согласно историческим сведениям, после возвращения из Вавилонского плена в древнееврейском обществе стала распространяться моногамия. А подлинное и полное восстановление святости первозданного брака состоялось без малого две тысячи лет назад, у первых христиан, о чем говорил Сам Спаситель: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с жёнами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:8).

Характерна история моногамии в иудейской среде, где многожёнство сохранялось весьма долго. Иустин Мученик (II век по Р.Х.) говорит о современных ему иудеях, что они «по всему свету, где бы они ни были, берут себе столько жён, сколько пожелают». Даже после того, как евреям было даровано римское гражданство и император Феодосий Великий особым указом запретил многожёнство у евреев, этот обычай полностью не исчез. И лишь не ранее XII века раввины Западной Европы впервые произнесли проклятие на многожёнцев – как отмечает авторитетный еврейский источник, под влиянием христианского окружения.

Христианский стандарт брака – один муж, одна жена на всю жизнь – сохраняется в Православной Церкви, а вслед за нею и в других церквах и религиозных сообществах, которые не желают уступать агрессии современного содома. Отклонения от него – повторный брак и развод – представляют собою неизбежные следствия несовершенства человеческой природы, иными словами – греха. Господь Бог милостив к человеку, во всех жизненных обстоятельствах Он позволяет нам преодолеть зло и грех, но это вовсе не значит, что отклонение от нормы можно возвести в закон. Брачный стандарт, утвержденный некогда Адамом и Евой, утраченный их потомками и восстановленный Спасителем, служил и будет служить человеку опорой нравственности.

 

– За мной ухаживает мужчина, он мне нравится, говорит, что любит меня. Но у него есть целый ряд недостатков, греховных качеств – и меняться он не хочет. Что делать?

– Поскорее с ним расстаться. Сознательно или нет, он вам лжёт: он вас не любит.

Потому что любить – значит жертвовать собой, отдать себя любимому (любимой). Бог любит нас – и становится одним из нас, и отдает себя на смерть. Мы любим Его – и приносим покаяние в грехах, исправляемся, изменяемся. Муж и жена любят друг друга – и отказываются от своего «я», становятся новым существом, семьёй, превращаются в «мы».

Вы очень точно определили ситуацию. Если бы вы написали: «Он не может измениться, у него никак не получается», – тогда вопрос остался бы открытым; возможно, в браке ему было бы легче исправиться. Но «не хочет меняться» – этим все сказано. Любовь – это подвиг свободной воли.

 

– Я запуталась, и мне кажется, что в отношениях с мужчинами веду себя как пятилетняя девочка – этого им нельзя и того нельзя…

– Нет, не как пятилетняя девочка, а как нормальная взрослая женщина. А люди кругом разные. Некоторые ведут себя как похотливые ишаки (их, впрочем, немного), другие же попросту как дикари. Такому дикарю, жертве современного невежества, надо спокойно и вежливо объяснить, что в интимную связь друг с другом вступают муж и жена, и более никто. И добавить несколько слов о том, что такое брак. Если он приличный человек, он поймёт вас – и тогда ваши отношения будут развиваться нормальным путём. Если же не поймёт, если будет «гнуть свою линию» – то зачем он вам нужен? Сегодня он пристает к вам, завтра – к кому‑то ещё… Прервите с ним знакомство – и весь сказ.

 

– Не могу понять, что мне делать: искать ли себе мужа или идти в монастырь. Помогите, пожалуйста…

– Понять это невозможно. Это можно лишь испытать, узнать на опыте, опыте духовном и практическом. Иными словами, надо жить и внимательно наблюдать за жизнью, трезво оценивая обстановку, приучаясь отличать добро от зла, святую Божию волю от своей собственной, капризной и испорченной: «Все испытывайте, доброго держитесь» – и Господь вам поможет.

А чтобы жить и держаться доброго, то есть уклоняться от греха, столь распространенного в нашей сегодняшней жизни, надо помнить о следующем.

• Женщина не должна «искать себе мужа», иначе она неминуемо попадет в беду. Можно, однако, положиться на помощь и посредничество надежных, благонамеренных друзей.

• Человек вступает в брак сразу, одним порывом души. Никакой «пробный брак», по существу, недопустим и невозможен. Брак требует большой отваги, решимости и готовности ко взаимной жертве.

• Путь к монашеству, в отличие от брака, состоит из ряда последовательных шагов, которые длятся иной раз по много лет: за это время человек вполне успевает узнать и почувствовать монашескую жизнь.

• Брак и монашество – два устойчивых состояния человека, который принес обет верности. Жизнь вне брака или монастыря по самой своей природе менее устойчива: не исключены колебания в ту или иную сторону.

 

– Мне 26 лет, живу с родителями‑пенсионерами. Меня не привлекает брак, но все родственники убеждают жениться. Говорят, что неженатый – человек неполноценный. Уйти от них не могу, надо помогать. Но самое плохое чувство, что я бросаю Отечество земное, то есть не рождаю новых людей для него.

– 26 лет еще не 76 (хотя и в 76, бывает, люди женятся и рожают детей). Живите, радуйтесь жизни, благодарите Господа за Его дары, избегайте греха, стремитесь к добру. Помните, что брак, брачная связь супругов и рождение детей не имеют по своей природе ничего греховного. Если будет на то Божия воля, вам повстречается кто‑то, с кем вы вступите в благословенный брак.

Однако служба земному Отечеству вовсе не сводится к рождению детей – хоть это и полезно, и радостно. Важнейшая, незаменимая служба земному Отечеству – это быть подлинным православным христианином, любить Господа и ближнего, свидетельствовать близким и согражданам о Христе словом и делом, всей своею жизнью. И для этого у вас есть все возможности!

 

– Она разлюбила меня! Три года мы любили друг друга, между нами не было греха, и нам было так хорошо вместе. А сейчас всё переменилось, я ей уже не нужен, я вижу и чувствую, что она меня не любит. Я всё потерял. Ведь Бог – это любовь, значит, я потерял Бога…

– В самом деле, Бог – это любовь. Однако когда Он пришел на землю, Он принёс с Собой любовь без взаимности. Чтобы вы потеряли Бога – этого добивается сатана за счёт обманов, недоразумений, бед и обид. Но зачем ему поддаваться? Давайте всерьёз, по‑мужски: почему, собственно, она должна вас любить? Почему вы этого ждёте от неё будто исполнения некоего обязательства? Она ведь вам не жена… Разлюбила – помоги ей, Господи, найти дальнейший добрый путь в жизни, но уже без вашего участия. А ваш жизненный путь указан с полной ясностью Самим Христом: на нём не миновать скорбей и трудностей, словно крутых подъёмов на трассе соревнований – но ведь это вас не испугает и не остановит, если Он Сам впереди вас прошёл по этому пути.

 

– Через Интернет я познакомилась с верующим молодым человеком. В самом начале он сказал, что хочет стать священником и ищет жену, в идеале девственницу. В то время я приняла решение креститься, но никаких представлений о вере еще не имела. Иван помог мне разобраться во многих вопросах, за что я ему очень благодарна. Общались мы только по телефону, но ежедневно и могли говорить часами. Через полгода я поняла, что неравнодушна к этому человеку, но подобные мысли пресекала, ведь я разведённая, у меня двое детей. Порой мне казалось, что Иван тоже ко мне неравнодушен. Прошёл год нашего телефонного общения, и я призналась ему в своих чувствах. Иван исчез после этого, не отвечает на СМС, не берёт трубку. Я на грани нервного срыва, не знаю, что мне делать. Прошу Бога, чтобы он всё Сам управил, но очень хочется написать Ивану письмо и объясниться. Не могу понять, что со мной творится. Ответьте, пожалуйста, как мне поступить? Нужно ли об этом рассказать священнику на исповеди? Простите за такие, наверное, глупые вопросы.

– За вопросом – жизненная драма… Как и во всякой подлинной драме, в ней несколько слоев, несколько уровней, на которых разворачивается действие. Мы попробуем помочь вам советом на каждом уровне в отдельности, а связать их воедино, выработать верный курс в житейском море, можете только вы сами, чтобы драма эта не перешла в трагедию. Начнём, однако, с конца: никаких «глупых вопросов» в принципе не существует. Если вас волнует жизненно важный вопрос и вы его задали – это мудрый и верный поступок. А вот стесняться своих вопросов, утаивать их в самом деле глупо.

Теперь по существу. «Не могу понять, что со мной творится», – пишете вы… Но ведь вы не маленькая девочка, у вас двое детей, и вы должны знать, что за «влеченье, род недуга» испытываете. Если раньше вам не приходилось влюбляться с такой остротой, это решительно ни о чём не говорит. Относиться к этому состоянию надо как и ко всякому недугу: без страха, без паники, но и без бравады и самонадеянности. Нередко влечёт друг к другу неженатого мужчину и незамужнюю женщину: тогда исход «болезни» очевиден. Ну а если нет, то при соблюдении простых и понятных правил она сама проходит без следа.

Другой вопрос: не затягивает ли вас это влеченье в какую-нибудь ловушку, соблазн? Из вашего письма трудно сделать какие-либо выводы про вашего друга Ивана, но одно можно сказать с определённостью: если жених пытается усадить невесту в гинекологическое кресло, то от него надо бежать куда подальше.

Впрочем, быть может, мы несправедливы к Ивану, и он избегает вас именно потому, что влюблён в вас, как и вы в него. Ведь если речь идёт о принятии священного сана, то он не может жениться на женщине, которая уже была в браке. Условие это не физиологическое, а формальное: как бы грустно это ни звучало, в некоторых случаях мы обязаны следовать подобным требованиям.

Вопрос о том, нужно ли говорить про это на исповеди, тоже не глупый, но излишний. Никто не может и не должен указывать вам, что говорить, а что нет, – иначе христианское таинство превращается в языческий обряд. Очевидное исключение – это предостеречь верующих от многословия, особенно когда на исповедь стоит длинная очередь.

И, наконец, последнее: «Как мне поступить?..» Если, по вашим словам, «хочется написать Ивану письмо и объясниться», – то что вам мешает именно так и поступить? Польза от этого будет прежде всего вам самой: независимо от исхода драмы ваша совесть будет чиста. Глядя в глаза Спасителю, вы скажете: «Господи, я сделала всё, что в моих силах, чтобы дать добрый ход своему чувству: если же у Ивана другие намерения, то я принимаю это смиренно и спокойно».

 

– Правда ли, что церковное венчание налагает на супругов особое обязательство – всюду быть вместе? И если, например, жена не хочет идти в гости к родственникам мужа, то имеет ли право муж пойти туда один?

– Прежде всего – и, наверное, важнее всего, – на супругов никто не налагает никаких обязательств, кроме супружеских. Супружество само по себе есть высочайшее и ответственнейшее обязательство перед Господом и друг перед другом. Церковь, в самом деле, призывает православных верующих наряду с гражданским браком совершить и церковный – обряд венчания. Но ни в коем случае нельзя думать, что гражданский брак – какой-то ненастоящий или «неполный». «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» гласят в этой связи следующее:

«Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри‑духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

– Теперь легко ответить на ваш вопрос по существу: любой брак – если это истинный брак, а только такой брак нас и интересует, – это обязательство общности и нераздельности супругов во всех делах и занятиях. Это не значит, конечно, что муж и жена круглые сутки не отходят друг от друга. И если, к примеру, надо навестить родственников, нет никакой необходимости идти к ним вместе, особенно если отношения с ними у одного из супругов не заладились… Но есть прямая и острая необходимость в другом: все жизненные решения принимать совместно, во взаимной заботе, совете, любви, а не в склоках о том, кто и на что «имеет право».

 

– Когда Господь освящает жениха и невесту в церковном таинстве, уже никто не назовет это «пустым крючкотворством» и формальностью. А если этого нет, то остается одна печать в паспорте. Я вообще слышала по радио, что гражданский брак – то же самое, что блуд.

– Эта «широко известная в узких кругах» точка зрения насквозь ошибочна – как по догматическим соображениям, так и по историческим, так и по практическим. Разумеется, церковный брак отличается от гражданского, но не это отличие сообщает браку его смысл и существо. Если жених и невеста исповедуют православие, они идут в храм и над ними совершается таинство бракосочетания. Если они от него преднамеренно уклоняются, значит, совесть их нечиста и они совершают грех. Но если в брак вступают, например, двое мусульман – что же, это развратная связь? (А ведь иные договариваются и до такого.)

И если уж на то пошло, то разве нет у нас полуверов, маловеров и суеверов, которые приходят к святому алтарю ради таинства брака, усматривая в нем такую же, если не худшую, формальность, что и в гражданской процедуре? Которые венчаются «на счастье», «на всякий случай», «для красоты», «от порчи», «от сглаза» или просто потому, что «так принято»? Господь предлагает им благодать в Своем таинстве, но они не принимают ее; таинство для них недейственно, и вместо брака им остается одно только «пустое крючкотворство» – что и обнаружится со всей ясностью где‑то через год‑полтора.

Как настоящая любовь одна, так и настоящий брак один, хотя заключен он может быть по‑разному: перед церковным алтарем, или служителем другой конфессии, или представителем гражданской власти. Посмотрим, что сказано по этому поводу в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»:

«В период христианизации Римской империи законность браку по‑прежнему сообщала гражданская регистрация. Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь. При этом она не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний (например, четвертый и последующие браки, браки в недозволительных степенях кровного или духовного родства).

Согласно 74‑й новелле Юстиниана (538 год), законный брак мог заключаться как экдиком (церковным нотариусом), так и священником. Подобное правило содержалось в эклоге императора Льва III и его сына Константина V (740 год), а также в законе Василия I (879 год). Важнейшим условием брака оставалось взаимное согласие мужчины и женщины, подтвержденное перед свидетелями. Церковь не выражала протестов против такой практики. Лишь с 893 года, согласно 89‑й новелле императора Льва VI, свободным лицам было вменено в обязанность заключать брак по церковному обряду, а в 1095 году император Алексий Комнин распространил это правило и на рабов. Введение обязательного бракосочетания по церковному обряду (IX–XI века) обозначало, что решением государственной власти все правовое регулирование брачных отношений передавалось исключительно в юрисдикцию Церкви. Впрочем, повсеместное введение этой практики не следует воспринимать как установление Таинства Брака, которое искони существовало в Церкви.

Порядок, установленный в Византии, был усвоен и в России по отношению к лицам православного вероисповедания. Однако с принятием Декрета об отделении Церкви от государства (1918 год) бракосочетание по церковному чину лишилось юридической силы; формально верующим предоставлялось право принимать церковное благословение после регистрации брака в государственных органах. Однако на протяжении длительного периода государственного преследования религии совершение торжественного венчания в церкви фактически оставалось крайне затруднительным и опасным.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.