Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика технического направления развития дополнительного образования в России.





БИЛЕТ №1

  1. Концептуальные основы системы дополнительного образования в современных условиях.

Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнитель­ных образовательных программ, оказания дополнительных об­разовательных услуг и информационно-образовательной дея­тельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Дополнительное образование детей - единый, целенаправ­ленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и разви­тие личности.

Дополнительное образование рассматривается как «особо цен­ный тип образования» (В.Б. Новичков), как «зона ближайшего развития образования в России» (А.Г. Асмолов).

Дополнительное образование строится на следующих прио­ритетных идеях.

1.Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
Речь идет о возможности выбора направления деятельности

(художественной, технической, спортивной, экологической и др.), темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм представления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах важно то, что ребенок, приходя в клуб, секцию, кружок, имеет право руководствоваться разными целями. Они могут быть не только образовательными, но и определяться стремлением быть вместе с друзьями, жаждой общения с новыми людьми, поиском возможностей самоутверждения вне сферы обязатель­ных учебных дисциплин, желанием проявить свои лидерские качества. Столь непохожие мотивировки педагог должен учи­тывать и уважать. Человека необходимо учить делать выбор, иначе он не станет субъектом культуры, личностью, граждани­ном. Это сделать бывает непросто, но именно такой подход обес­печивает реализацию следующей важной идеи.



2.Ориентация на личностные интересы, потребности, спо­собности ребенка.

Дополнительное образование не зря называют образованием личностно-ориентированным в отличие от образования основ­ного, которое является, прежде всего, предметно-ориентиро­ванным. Основное образование обеспечивает последователь­ность и системность в усвоении знаний, поэтому оно «приближает» и «приводит» школьника к предмету, который был выбран государством и входит в обязательную программу обучения.



3. Возможность свободного самоопределения и самореализа­ции ребенка.

С предыдущим тезисом связано утверждение, что дополни­тельное образование позволяет ребенку «найти себя», понять, в чем заключаются его интересы, в какой сфере лежат его при­страстия и увлечения.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5. Практико-деятельностная основа образовательного про­цесса.

Дополнительное образование всегда было ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовате­льных областей.

Практико-деятельностная основа дополнительного образо­вания выражается не только в том, что ребенок принимает уча­стие в создании конкретного творческого продукта, но пытает­ся самостоятельно решать жизненно важные для него пробле­мы. Они могут быть связаны с общением с друзьями, людьми старшего возраста, с организацией досуга, профессиональной ориентацией, поиском путей повышения своего статуса в груп­пе. Поэтому в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учи­тывается при определении содержания занятий и форм прак­тической работы.

Характеристика эколого-биологического направления развития дополнительного образования в России.

Программы отражают богатейший опыт юннатского движения, поиск методов повы­шения экологической культуры учащихся. Программы, имея своей целью развитие навыков изучения, исследования, сохра­нения живой природы, чрезвычайно многообразны по темати­ке, носят как теоретический, так и прикладной, практический, опытническо -исследовательский характер. Они обеспечивают деятельность клубов юннатов, юных экологов, биологов, объе­динений исследователей природы. В программах учитываются возрастные особенности учащихся, их познавательные и твор­ческие возможности.



Для детей младшего школьного возраста программы направлены на наблюдения за живой природой, знакомство с элемен­тными технологиями выращивания и сохранения растений, 'хода за животными. Значительное место занимает расширение базы знаний в области живой природы, выявление склонностей и способностей детей к видам и формам исследовательской, практической, опытнической деятельности.

Для подростков программы составляются с учетом современных научных представлений в области биологии и экологии. Нередко к их разработке и реализации привлекают ученых-специалистов в отдельных отраслях естественно -научного знания. Программы принимают во внимание познавательные интересы подростков и представляют собой отраслевые проекты изучения исследования природы. При наличии ресурсных возможностей предусматриваются проекты исследовательской, природоохранной деятельности, осуществляемые в экспедициях, полевых практиках. Широкое распространение в программах, ориентирован­ных на учащихся среднего и старшего школьного возраста, получает развитие исследовательских способностей учащихся прежде всего средствами естественно- научного эксперимента, участие в социальных инициативах по природоохранной деятельности.

 

БИЛЕТ №2

1. Функции дополнительного образования в современном обществе. Дополнительное образование реализует следующие функции.

- ценностно-ориентационная, направленная на освоение ребенком социальных, культурных, нравственных ценно­стей через систему личностно-значимой деятельности;

- коммуникативная, позволяющая расширить круг обще­ния, узнать правила и формы сотрудничества, уважитель­ного отношения к партнерам, умения вести диалог;

- социально-адаптационная, обеспечивающая ребенку уме­ние решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества, приобретать качества гра­жданина; гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;

- психотерапевтическая, создающая комфортные отно­шения в коллективе, где ребенок имеет право на ошиб­ку, где он может пережить ситуацию успеха, но где нет постоянного оценивания и не имеют значения его неуда­чи в школе;

- профориентационная, позволяющая подрастающему че­ловеку достаточно рано получить представление о мире профессий, усилить свои стартовые возможности в сфере трудовой деятельности, снизить риск неверного определе­ния своего профессионального пути;

- рекреационная, восполняющая психофизические силы че­ловека, способствующая восстановлению творческой и со­циальной активности, помогающая организации содержа­тельного досуга;

- культурообразующая, способствующая активному вклю­чению ребенка в самые разные пласты культуры (национа­льной и мировой), позволяющая не только расширить свой культурный кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения. Таким образом, перечисленные позиции составляют концептуальную ос­нову дополнительного образования, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: призна­ние уникальности и самоценности человека, его права на са­мореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на интересы ребенка, способ­ность видеть в нем личность, достойную уважения. Поэтому дополнительное образование можно с полным правом на­звать гуманист

Характеристика технического направления развития дополнительного образования в России.

Техническое направление. Начало положило открытие в 1926 г. в Москве Станции юных техников. Впоследствии тех­ническое направление во внешкольном, а затем и в дополнитель­ном образовании развивается через организацию специализи­рованных детских образовательных учреждений — центров тех­нического творчества, отделов техники в многопрофильных учреждениях внешкольного (дополнительного) образования. Содержание программ технического направления охватывает области технического моделирования и конструирования, на­учно-технического и художественно-технического творчества, творческую область, связанную с использованием технических средств. Программы технического направления обеспечивают деятельность судомодельных, авиамодельных объединений, дизайн-студий, объединений картинга, клубов космонавтики, кино-, фото-, видеостудий, множества других объединений.

Содержание программ технического творчества может быть конкретизировано через ряд ведущих направлений.

Техническое моделирование и конструирование. Программы разрабатываются в основном для детей школьного возраста.

Научно-техническое творчество. Программы по научно-техническому творчеству рассчитаны в основном на развитие исследовательских способностей учащихся подросткового воз­раста с высоким уровнем познавательной активности, склонно­стью к исследовательской деятельности в области точных и ес­тественных наук (физики, астрономии, математики).

Художественно-техническое творчество. Программы, ко­торые проектируются в системе дополнительного образования, предназначаются в основном для учащихся школьного возраста. Программы создаются для обеспечения образовательного процесса в кино-, фото-, видео объединениях и студиях; студиях и коллективах детской моды, дизайна, де­коративно-прикладного творчества. Программы носят разно­ уровневый характер и предусматривают как развитие элемен­тарных пользовательских навыков владения приборами и ин­струментами, применяемыми в художественно-техническом творчестве, так и развитие умений создавать оригинальные про­изведения прикладного творчества.

Информационные технологии. Программы включают опыт освоения информационных (компьютерных) технологий и рас­считаны на детей преимущественно школьного возраста, хотя существует и опыт проектирования

Билет №3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.