Сделай Сам Свою Работу на 5

Абстракционизм, кубофутуризм, ар брют, дадаизм, метареализм, постмодернизм





ДАНИИЛ ХАРМС

Даниил Хармс был своеобразным лидером объединения. Именно его взгляды лежали в основе эстетики ОБЭРИУ. Именно Хармс разработал и сформулировал принципы, объединяющие творчество всех обэриутов. По Хармсу искусство имеет свою логику, отличную от логики бытовой. При этом искусство не разрушает предметы, но помогает постигать их истинную сущность. В Декларации объединения поэт писал о том, что между действительностью нас окружающей и действительностью, которую отражает искусство не может быть много общего. По Хармсу, картину мира определяет сознание, и наше сознание является единственной реальностью.

В творческом наследии поэта – стихотворения, рассказы, повести. Также Хармс широко известен как детский поэт – как и остальные члены группы, он сотрудничал с детскими журналами «Чиж» и «Еж». В некоторые периоды жизни гонорары за детские стихи были единственным доходом поэта. Стоит отметить, что хотя сам Хармс терпеть не мог детские стихи, он не позволял себе халтурить. На детских стихах Хармса выросло не одно поколение – когда после долгих лет забвения в СССР началось возвращение Хармса к читателю, издатели в первую очередь начали публиковать его тексты, написанные для детей. Детские стихи Хармса ритмичны, просты, они будят воображение и даже воспитывают. Излюбленным творческим методом поэта был верлибр.



Центральное место в творчестве Хармса занимают циклы «Случаи» и «Старуха», в которых фантастичность действия и персонажей переплетается с условностью пространства и времени. Так, главным героем «Случаев» является безыдейный и лишенный каких-либо моральных принципов городской потребитель. Этот обыватель, реалист и прагматик, противен поэту. Хармс считает, что корыстолюбивые, неверующие, лишенные воображения, мещане опасны, и он не скрывает своего страха перед ними. Повесть «Старуха» - это бесконечный страшный сон, в котором главный герой, так похожий на самого Даниила Хармса, пытается вырваться, убежать от преследующих его кошмаров.

Эти произведения были написаны поэтом уже в 30-х годах, после того, как ОБЭРИУ официально прекратило свое существование, а бывшие члены объединения были подвергнуты репрессиям. И «Случаи», и «Старуха» писались Хармсом «в стол» - обвиненный в антисоветчине поэт не мог рассчитывать на то, что когда-либо его творчество будет опубликовано. Тем откровеннее, циничнее, отточеннее становились его тексты.



Мир Хармса дисгармоничен и кошмарен, он холоден и необъятен, бесконечен и непостижим, проникнут чувством неотвратимой беды и необъяснимым страхом. Некоторые исследователи склоняются к мысли, что таким образом умный и чуткий Хармс отразил в своем творчестве обстановку и настроения тех лет.

Функции абсурда различны: с одной стороны, он приводит к разрушению стереотипов мышления и восприятия, с другой стороны, позволяет обнажить искажённость, алогизм мышления и поведения человека. Кроме того, картина мира литературы абсурда характеризуется ярко проявленным игровым началом. Безусловно, показательно в этом отношении творчество Д. Хармса, который о своём творческом кредо, о своём метафизическо-поэтическом проекте постижения действительности писал в дневнике совершенно чётко и определённо: «Меня интересует только “чушь”; ...жизнь только в своём нелепом проявлении».

Оно прочно связано с реальностью и безжалостно по отношению к любому проявлению индивидуального. Поэтика абсурда — это не только ключ к творчеству Хармса, но и ко всей его жизни.

«Когда я пишу стихи, — признавался Хармс, — то самым главным кажется мне не идея, не содержание и не форма, и не туманное понятие “качество” , а нечто ещё более туманное и непонятное рационалистическому уму... Это — чистота порядка. Эта чистота одна и та же в солнце, траве, человеке и стихах. Истинное искусство стоит в ряду первой реальности, оно создаёт мир и является его первым отражением».



Абсурд — очевидное нарушение формальной логики. И тем не менее, абсурд — явно логическая, а не хаотическая категория. Он знаменует собой иную точку зрения на явления и предметы и основан на особом типе логики — на логике, свободной от стереотипов обыденного сознания, от клише и всего того, что лежит на линии “земного” (хотя нередко и использует готовые блоки обыденного сознания, но лишь затем, чтобы их дискредитировать). Основной целью Хармса было проникновение в действительность саму по себе, поиск не только «конкретного предмета, очищенного от литературной и обиходной шелухи» , но и нового поэтического и философского языка.

Хармс является логическим феноменом в истории русской литературы начала века именно из-за его поиска нового языка, который способен «выразить невыразимое, язык магический, превосходящий разум и позволяющий придать смысл тому, что “смыслов сонные стада” никогда не могли выразить Трагедия «невстречи» Хармса и других обэриутов с читателем-современником смягчалась, благодаря С. Я. Маршаку и его детским журналам «Чиж» и «Еж». Именно там публиковались ставшие классическими детские произведения Хармса («Иван Иваныч Самовар», «Иван Топорышкин», «Игра», «Весёлые ежи», «Врун», «Миллион» и др.), Д. Хармс созвучен своим творчеством русской смеховой традиции, в частности юродствованию, справедливо отмечает: «Хармс был, а точнее, “обратился” ребёнком — не по уму или степени образованности, а по восприятию окружающей действительности. Только ребёнок, благодаря таким феноменам своего мышления как “предпричинность”, “трансдукция”, “нечувствительность к противоречию”, способен построить в своём сознании мир, радикально отличный от действительности; мир, в котором нет времени в привычном смысле этого слова, нет закономерности (и 7 может следовать после 8), но есть лишь “случаи”; мир, в котором возможны какие угодно превращения. Но, самое главное, ребёнок способен поверить в реальность этого мира детской верой. Способность впасть в детство — характерная черта юродивого».

ЧТЕНИЕ Хармса, Введенского и др. Я – современных

КАДНИКОВА

ТЕАТР НА ОБОЧИНЕ

Катя Кирикова ПРОЗА

МУЗЫКА

АРХИТЕКТУРА

 

Абстракционизм, кубофутуризм, ар брют, дадаизм, метареализм, постмодернизм

 

Как таковой абсурд не является течением, направлением изобразительного искусства, но с древнейших времён присутствует в ряде из них. Там, где мы видим парадоксальное сочетание форм, алогизм, нечто, не поддающееся осмыслению с точки зрения здравого смысла – мы можем говорить об абсурде. Конечно, наиболее связан с абсурдом сюрреализм.

Предшественниками Сюрреализма можно считать Босха, впервые у него зритель видит реальность — незаметно, но основательно деформированную, можно сказать — сновидением наяву, в девятнадцатом веке - художника символиста Одилона Редона. В ХХ веке идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон.

Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт.

Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч.

Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа. Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро (фр. Gustave Moreau) и Одилон Редон.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.

Дадаизм (произошло от фр. dadaisme, dada - деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет) - модернистское литературно-художественное течение 1916-1922 годов, для которого характерны сознательный иррационализм и демонстративный антиэстетизм.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.