Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная регуляция: понятие, составляющие, их диалектика





Содержание

Введение………………………………………………………………………..……..3

1. Социальная регуляция: понятие, составляющие, их диалектика….…….…5

2. Понятие, существо и назначение правового регулирования ……...……...16

3. Виды правового регулирования: общая характеристика…...……………..19

Заключение………………………………………………………………………….23

Список использованной литературы………………………………………………25

Заключение. Теория государства и права − наука, изучающая связь государства и права с экономикой, культурой, моралью, личностью, в их историческом развитии, взаимосвязи, социальной, экономической и политической обусловленности. Государство и право существовали не всегда. Они появились на стадии развития человечества, одновременно с которыми и появилось правовое регулирование. Ведь без права и правового регулирования невозможно и существования самого государства и права. В заключение хотелось бы сказать, что четкость и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений зависит от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования. Глубокое понимание действительного смысла правовой нормы, знание официальных разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышают качество правового регулирования общественной жизни. И, безусловно, чем выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования. Главной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости. Право в действительности всегда чем-то несовершенное, требующее разных изменений и неодинаковой трансформации в зависимости от условий, места и времени. Именно поэтому в научных целях и в интересах действенного правотворчества следует приветствовать различные подходы к праву, различные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия. Подведем итоги проделанной работы: 1) Рассмотрели особенности и взаимосвязь технических и социальных норм. Систематизировали классификацию социальных норм (правовые, нормы морали, религиозные, корпоративные и исторически сложившиеся нормы). Выделили стихийные и сознательные типы социальной регуляции. 2) Обратили внимание на цели и сферу правового регулирования. 3) Выделили основные типы (общедозволительный, запретительный) и виды (общее, индивидуальное, смешанное) правового регулирования.  






Введение

Общество - сложная, динамично развивающаяся совокупность общественных отношений, имеющая много уровней и самостоятельных подсистем. Для его нормального функционирования требуется социальное регулирование, т.е. определённые воздействия на поведение людей, согласование потребностей, интересов отдельного человека и общества в целом. Одним из основных предметов исследования теории государства и права является правовое регулирование, рассмотрению которого и посвящена данная курсовая работа.

Актуальность данной темы заключается в наличии теоретической и практической значимости вопросов, связанных с проблемами улучшения и усовершенствования правового регулирования. Для организации общества и упорядочивания поведения отдельных членов общества, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека, так и всего общества в целом. Это осуществляется посредством социального регулирования, т.е. целенаправленного воздействия на поведение людей. В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Данное условие является основой стабильного правового порядка, а также основой деятельности органов, институтов и учреждений призванных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены Конституцией РФ, действующими нормами права.



Право создается, формируется и действует не для того, чтобы на основе законности обеспечить правопорядок, выработать те или иные вариации правомерного поведения субъектов. С помощью права усовершенствуются, формируются, закрепляются или вытесняются социальные отношения с целью дальнейшего развития права на социальную жизнь общества. Человечество за время эволюционирования выработало множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности, уже сами не замечая того, именно эти нормы и правила, мы изучим в данной работе

Целью курсовой работы является изучение права и правового регулирования. Для достижения поставленной цели определим следующие задачи:

- рассмотреть понятие, составляющие и диалектику социальной регуляции;

- раскрыть понятие, существо и назначение правового регулирования;

- охарактеризовать основные виды правового регулирования;

Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, исторический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные.

При написании данной курсовой работы использовались труды наиболее ярких представителей, таких как Хропанюк В. Алексеев С. С., Н., Радько Т.Н., Малько А. В., Иванов А.А, Власенко Н.А., Матузов Н. И., Горшенева И.А., и др.

Структура курсовой работы: введение, три раздела, заключение и список использованной литературы.

 

Социальная регуляция: понятие, составляющие, их диалектика

Под социальным регулированием понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Это упорядочение осуществляется с помощью технических и социальных норм.

Технические нормы - это правила наиболее целесообразного обращения людей с предметами природы, животными, орудиями труда, различными техническими средствами. По мнению Г.Ф. Шершеневича, все нормы, связанные с отношением к животным есть технические нормы, поскольку животные не являются субъектами права[1]. Назначение технических норм - в правильном использовании сил природы, техники наиболее экономичным и экологически безвредным способом.

Технические нормы имеют большое и важное значение в современной общественной жизни государства. Широкое и объемное введение в производство высокоразвитой и высокоточной технологии значительно повышает производительность труда, и заметно изменяется уровень материального обеспечения людей. Эксплуатация достижений научно-технического прогресса, иными словами многофункциональная и современная техника, в интересах общественного развития требует строгого исполнения правил эксплуатации технических средств. Правовое государство вынуждено постоянно следить за внедрением в производство материальных благ научно обоснованных, прогрессивных норм эксплуатации технических средств. Технические нормы имеют социальный характер, но в отличие от социальных норм, которые они регулируют поведение людей в связи с использованием техники. В экономической теории, отношения, возникающие в процессе производства, всегда выступают в конечном счете как социальные отношения.

Наиболее важные для общества технические нормы облекаются в правовую форму. Закрепление технических правил в правовых нормах придает им юридическое значение, тем самым они становятся обязательными правилами, которые охраняются государством. Нарушение которых влечет за собой юридическую ответственность. Например, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта, нарушение правил безопасности при производстве строительных работ

Социальные нормы представляют собой определенную форму выражения должного поведения. В основе любой социальной нормы лежит, так называемая аксиологическая оценка (хорошо-плохо).[2] Эта оценка заключает в себя представление о положении вещей в социальной сфере, которое достигается при поведении субъектов тем или иным образом в самых различных ситуациях. Этот социальный эффект поведения оценивается положительно или отрицательно и, как правило, эта оценка лежит на основе социальной нормы. В структуре любой социальной нормы выделяют три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. В гипотезе указываются те условия, при наличии которых действует данная норма. Диспозиция предписывает или разрешает меру поведения, определяет связь субъекта и объекта. Диспозиция выражает тем самым общественное требование, предъявляемое к человеку в его отношениях с иными субъектами. Санкция, в свою очередь, указывает на те последствия, которые наступают в случае нарушения требования, изложенного в диспозиции.

Существуют различные классификация социальных норм. Наиболее распространенное среди которых – это по способам установления и обеспечения. Ссылаясь на данный вид классификации, социальные нормы можно разделить на следующие виды:

1. нормы права (правовые нормы);

2. нормы морали (нравственности);

3. религиозные нормы;

4. корпоративные нормы;

5. исторически сложившиеся нормы, и которые вошли в привычки людей: обычаи, традиции, ритуалы, обряды и т.д.

Наравне с перечисленными, в некоторых источниках выделяются также эстетические нормы, под которыми понимаются правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного (в их противопоставлении безобразному).[3] Некоторые исследователи выделяют политические нормы, которые регулируют отношения между отдельными элементами политической системы, выступающими как выражение классового интереса.[4]

В системе социальных норм важное место занимает обычаи. Существует огромное количество различных определений понятия обычая, но все они сводятся к одному.

Во-первых, обычаи – это правила поведения, которые никем целенаправленно не устанавливаются, а тем более не санкционируются. Они устанавливаются стихийным образом, в процессе повседневной жизнедеятельности людей.[5]

Во-вторых, они формируются в результате весьма длительного, частого и многократного повторения одних и тех же действий в одном и том же обществе.

В-третьих, обычаи соблюдаются не в силу опасения перед государственным принуждением, а в результате выработанной привычки, в естественном желании и потребности вести себя так, как предписывается обычаем.

В отличие от норм права в нормах обычаев нет четкого различия между правами и обязанностями. Как отмечает Черниловский З. М, сохранившиеся и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, регулирующими процедуру, порядок реализации моральных норм.[6]

Традиция, от латинского "traditio", которое означает «предание», передачу чего-то. Первоначально это слово использовалось в буквальном значении: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж.[7] Но передаваемый предмет не обязательно должен быть материальным, это может быть определенные умения или навыки.

В современном обществе под традициями понимается процедура проведения каких-либо мероприятий, которые связаны с какими-либо торжественными, знаменательными или значительными событиями в жизни человека (день рождения, получения офицерского звания), семьи (свадьба, застолья), групп (празднование дня группы), организаций и даже государств (Праздники, которые отмечает всё население государства: «День защитника Отечества», «День Победы», «Новый год» и т.д.). По сравнению с обычаями, традиции менее долговечны, в основном они возникают как единичный пример и чаще всего их существование, в отличие от обычая, менее кратко.

Традиции в имущественных отношениях называются обычаями делового оборота или деловыми обыкновениями. Статья 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ[8] устанавливает, что "арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяют обычаи делового оборота".

Следует знать, что обычай функционирует лишь в отдельных областях общественной жизни.

Нужно уметь отличать обычаи от ритуалов и обрядов. По мнению Г.В Мальцева, обычай транслирует социальную норму, правило поведения, а ритуалы и обряды, никакую социальную информацию в себе не несут[9].

Обычное право, иными словами правовой обычай. С точки зрения правоведов и этнографов, обычное право не может контролировать отношения между людьми, так как в качестве субъектов выдвигались группы лиц (общины). Правовой обычай интерпретируется исторически первым источником права. Благодаря частому и длительному применению обычай получал общеобязательное значение и соблюдение, которого начинает обеспечиваться подневольной силой государства. После появления закона, правовой обычай не терялся из виду, но сфера его действия основательно снизилась. Если раньше нормы обычного права использовались и в связи с убийствами, то теперь на эту сферу пропагандирует свое действие только лишь закон.

Преимущественно обычное право часто встречается в странах Азии, Африки, в ряде арабских стран. По словам арабских исследователей, «обычные нормы в жизни простого бедуина на много важнее, чем статьи основного закона государства - конституции».

Следовательно, обычное право - санкционированные государством нормы первобытных обычаев, показывающие интересы общности и оберегаемые силой государственного принуждения. Наглядными примерами являются: «законы царя Хаммурапи», «законы 12 Таблиц», «Законы Ману», «Салическая, правда», «Русская правда» и т.д. Обычай, по всей видимости, в большей мере, чем закон, сфокусирован на повседневную жизнь людей, а не на какие-либо чрезвычайные ситуации. Обычаи в личных отношениях урегулировали: допустимые брачные отношения, заботу о стариках и детях, предварение межличностных конфликтов (лучшая часть добычи, например, у алеутов, всегда предлагалась товарищу)[10].

Корпоративные нормы - это нормы, которые регулируют отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений. Они фиксируются в уставах и других документах общественных организаций, которые равным образом принимаемых на их общих собраниях, конференциях, съездах.

Сфера действия корпоративных норм вызвано тем, что они оказывают напор участников общественных объединений. Для членов подобных организаций, корпоративные нормы, имеют обязательное значение. Корпоративные нормы, по своим мнимым параметрам, имеют некоторые соответствия с юридическими нормами. В частности, они в такой же степени, как и правовые, фактически, в письменном виде зафиксированы, отчасти детализированы. Как уже было сказано, имеют определенную процедуру принятия. Таким образом, устав общественного объединения фиксирует перечень прав и обязанностей его членов, излагает меры воздействия к ним, которые во многом аналогичны с пределами дисциплинарного и морального влияния. За нарушение корпоративных норм не следуют юридические санкции, покуда за нарушение правовых норм, изъясненных в учредительных документах, правом предвидены различные санкции. За нарушения корпоративных норм предусмотрены наказания, предусмотренные в уставе организации, в письменном виде. Нередко санкция представляют собой различного рода предупреждения, штрафы и т.д.

Право и мораль. Среди многочисленных социальных норм, важное место занимают нормы морали. Слово «мораль» происходит от латинского «moralis» - что переводится, как нравственность. Мораль - представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, о полезном или вредном для общества поведении.[11]

Мораль и религия едины в стремлении усовершенствовать мир, их цель, достигнуть максимума возможного человеческого поведения (добро). Право же ориентировано на минимум возможного человеческого поведения и требует адекватной реакции общества на это поведение. Право не содержит норм, предписывающих, чтобы мысль об убийстве не приходила человеку в голову - это свойственно морали.

Мораль не имеет своим источником государство, и она не выражает волю государства. Моральные установки различны как для людей, так и для народов в целом, а право едино для всего общества. Моральные нормы существуют лишь в общественном и индивидуальном мнении, они нигде не прописаны. Лишь общественное мнение является силой, которая обеспечивает соблюдение норм морали. Мораль утратила бы свою регулирующую роль, если бы на не соблюдения морали не реагировало бы общество. Когда все большее количество людей склонны руководствоваться принципом индивидуализма, роль общественного мнения, конечно же, снижается, важнейшим при этом становится свойство морали, выступать в качестве саморегулятора поведения отдельных лиц.

Добро и зло - две основные категории, которые использует мораль для оценки человеческих поступков. С изменением общества меняется и содержание этих понятий, но в любом случае добро отвечает интересам общества, а "зло" не отвечает им. Поскольку человек постоянно сталкивается с подобными оценками, то постепенно у него формируются представления о желательных для общего блага масштабах поведения.

Элементами морального сознания являются такие чувства, как: чувство долга, чести, достоинства, совести, любовь. Именно эти чувства определяют не только само поведение человека, но и систему тех моральных правил, которыми он постоянно руководствуется. Нормы морали формируются в духовной жизни общества.

Действие норм морали осуществляется через формирование внутренних установок, мотивов, ценностей, принципов поведения и не предполагает наличия заранее установленных механизмов регулирования. Реализация же норм права невозможна в случае отсутствия механизма правового регулирования.

Общее в праве и морали - наличие общечеловеческих ценностей, которые являются ядром моральной системы, и, будучи закрепленными в различных актах, в том числе международно-правовых, становятся основой позитивного права государства. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человекa и гражданина.

В западе используется так называемый термин "моральное право", который обозначает допустимую обществом, но не законом, меру притязания, которая не предполагает обязательности ответных мер. Например, хорошо относясь к определенным людям, мы имеем лишь моральное право требовать такого же отношения к себе, но никак не юридическое, ведь такое же отношение к тебе самому, зависит от воли второго субъекта.

Мораль и право тесно связаны. В кодексе б административных правонарушениях РФ, ст. 20.1[12] предусматривает, что нецензурная брань в общественных местах или оскорбительное приставание к гражданам влечет за собой наложение административного штрафа или административный арест. А также статья 20.21[13] определяет наказание за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Ряд моральных правил, особенно в сфере профессиональной морали, со временем могут принимать правовую форму. Например: известная с давних времен клятва Гиппократа, произносимая будущим врачом, содержала в себе лишь моральные обязательства, долг врача перед пациентами. Наличие текста клятвы врача в нынешнее время в законах Российской Федерации[14], свидетельствует не только о важности этических моментов врачебной деятельности, но и о необходимости подкрепления действия моральных норм в сфере профессиональной этики силой государственного принуждения.

Традиционно выделяют следующие типы социальной регуляции:

1. Стихийные.

2. Нормативные.

3. Индивидуальные.

При стихийном регулировании вырабатывается однократно применяемый способ разрешения проблемной ситуации, но данное решение не становится общим правилом. В процессе подобного регулирования создаваемая модель поведения изначально не рассчитывается на применение в иных подобных случаях. Подобное регулирование встречается достаточно часто в бытовых отношениях, в личной жизни человека, а также в реакции органов государства на отдельные явления общественной жизни, которые носят во многом случайный характер.

Нормативное регулирование рассчитана на значительно большую часть общества. Является достаточно сложным, но важным, наиболее подходящим и актуальным для общества способ согласования интересов людей. Суть нормативного регулирования заключается в создании общеизвестных и обязательных правил поведения в обществе, предписывающие как действовать в тех или иных ситуациях. Отсутствие данной разновидности регулирования ведет к разрушению самой социальной общности: к росту числа социальных споров и разногласий.

Индивидуальное регулирование касается лишь конкретных, четко обозначенных субъектов и в сфере права осуществляется в ходе правоприменительной деятельности.

Некоторые авторы выделяют 2 типа социальных регуляций, например Ф.Ф. Фаткуллин выделяет следующие виды:

1. Стихийные.

2. Сознательные.

Стихийная регуляция это где нет ярко выраженных взаимодействующих субъектов, которые бы посредством волеизъявления добивались поставленных целей с помощью адекватных средств. Подобная регуляция преобладает, когда мы говорим не о конкретном правонарушении или поступлении, а о реальном состоянии, структуре и динамике преступности, миграции населения, смертности и рождаемости, эффективности деятельности правоохранительных органов и др. Подобная регуляция дает возможность с той или иной степенью достоверности прогнозировать их, и косвенными и опосредственными путями стремиться к изменению их динамики в желаемом направлении.

Сознательная регуляция - упорядочение так или иначе опосредовано человеческой волей. Производится соответствующим социальным субъектом: государство, политическая партия, должностным лицом и т.п.. В свою очередь сознательная регуляция имеет свои разновидности, одной из них является целенаправленная саморегуляция, при которой ближайшим предметом регуляции является собственное поведение ее субъекта. К примеру, следователь определяет для себя план следственных действий по раскрытию преступления. Другой разновидностью является социально-функциональное регулирование, оно предназначено для организации слаженной жизнедеятельности всей системы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.