Сделай Сам Свою Работу на 5

Психотехника саморегуляции психолога-лектора: как успешно читать в школе лекции по практической психологии





Тема: Методика чтения психологических лекций в школе

План

1. Психотехнология лекционной работы в школе.

2. Психотехника саморегуляции психолога-лектора (как успешночитать в школе лекции по практической психологии).

3. Типичные ошибки психолога-лектора.

Психотехнология лекционной работы в школе

 

В ходе чтения психологических лекций школьный психолог работает с целью удовлетворения имеющегося у людей интереса к психологии вообще и рассказывает о возможностях практической психологии относительно решения школьных проблем в частности. При помощи правильно построенных лекций психолог стремится скорректировать систему школьных описать формы и методы конкретной психологической помощи и возможные результаты психологической работы, что позволит ему в какой-то степени нейтрализовать неадекватные школьные ожидания и расширить представления слушателей о практической психологии в школе. Кроме того, положительной стороной лекционной работы является и то, что она позволяет за довольно непродолжительный период времени охватить практически все школьные группы, а также, что немаловажно, познакомиться с ними.



Начальный этап работы психолога в школе, кроме исследования школьных ожиданий и выбора «рабочей зоны» (проблемы, контингента, метода и техники работы), организации Педагогического клуба и саморекламы, обязательно должен включать чтение психологических лекций.

Кому читать? При чтении психологических лекций, желательно, чтобы аудитория слушателей была однородной и интересовалась, в целом, общими проблемами. В школе выделяются следующие группы потенциальных слушателей психологических лекций: представители школьной администрации, учителя начальных, средних и старших классов, учащиеся начальных, средних и старших классов и их родители (соответственно возрасту детей).

Когдачитать? Для чтения психологических лекций необходимо выбирать время, удобное для большинства учителей, родителей или учащихся. Для учителей это может быть специально отведенное время после уроков, для родителей на родительском собрании. Школьники – либо на одном из уроков (по договоренности с классным руководителем), либо сразу после уроков.



Продолжительность психологической лекции может колебаться от 15 минут до одного часа. Если учащиеся остаются после уроков для прослушивания психологической лекции, ее время может быть ограничено до 15-20 минут.

Где?Для чтения лекций выбирается либо актовый зал школы, либо одна из классных комнат. Не рекомендуется читать лекции в учительской или кабинете директора.

Что читать?При составлении тематической программы лекций психолог должен учитывать два основных условия: состав слушателей, которым он читает лекцию и интересы этих слушателей. В приложении приводятся списки интересов для каждой группы слушателей, которые можно использовать при разработке программы лекционных курсов.

Разумеется, там перечислены не все интересы выделенных школьных групп, а только незначительная их часть. В данном случае является важным не составление подробного «банка интересов» для каждой школьной группы – этим вы займетесь сами в своей школе. Является важной идея о том, что чтение психологических лекций в школе будет эффективным в том случае, если психолог планирует тематику лекций дифференцированно, для каждой школьной группы, ориентируясь на интересы и запросы своих слушателей.

 

Психотехника саморегуляции психолога-лектора: как успешно читать в школе лекции по практической психологии

 

Чтение лекций по практической психологии для слушателей, не имеющих психологического образования, отличается существенными особенностями. Во-первых, практическая психология направлена на описание событий и фактов душевной жизни людей и поэтому явно или неявно практической психологией интересуются все: и учителя, и родители, и школьники. Во-вторых, большинство слушателей, конечно же, считают себя знатоками практической («жизненной») психологии. У каждого человека есть свой личный опыт, своя система ценностей, размышлений и выводов. В-третьих, слушатели интуитивно предполагают, что «психолог будет читать лекцию «по-психологически»: увлекательно, свободно, понимая и принимая мнения и позиции присутствующих, излучая доброжелательность, уверенность, открытость. Они ждут приятного, содержательного общения, открытия для себя чего-то нового и полезного, мудрых и глубоких размышлений о жизни и профессии.



К сожалению, многие практические психологи не придают должного значения данному обстоятельству – читают лекции «как получится». Конечно, если психолог заехал в школу только для прочтения лекции, – это ситуация, скажем, малопроблемная. Кто-то что-то понял и заинтересовался, кто-то остался равнодушным, а кто-то сделал для себя вывод о том, что психология – это «слишком умная наука» или «очень скучная и непонятная».

Совершенно другие задачи стоят перед психологом, который постоянно работает в школе. «Непсихологично» читать психологические лекции он не имеет права. Если школьный психолог не сумеет заинтересовать аудиторию своей темой и своей профессией, его личный авторитет снизится, а общее отношение школы к психологии будет ухудшаться.

Пример. Молодой психолог читала психологическую лекцию перед старшеклассниками в период выпускных экзаменов. Лекция была посвящена описанию способов саморегуляции в стрессовых ситуациях (снятия стресса и волнения перед экзаменами).

Именно потому, что лекция была действительно нужной для старшеклассников, актовый зал был полностью заполнен, в нем сидели не только школьники, но и их родители. Возможно по причине того, что психолог не ожидала такой популярности, а может быть и от того, что не имела достаточного опыта публичных выступлений, она очень волновалась, нервничала, краснела, боялась посмотреть в зал, судорожно перебирала свои записи. Всем своим видом она демонстрировала страх, зажатость, скованность. И хотя лекция была интересной и содержательной, но в целом выступление не удалось.

При выходе из зала один из старшеклассников сказал своему другу: «Она сама показала, как не надо сдавать экзамены! Если я буду волноваться так, как волновалась она, я вообще ничего не смогу сказать на экзамене!».

Профессия психолога – профессия разговорная. Как профессионал психолог должен владеть различными коммуникативными техниками общения в ситуации индивидуальной беседы и в ситуации публичного выступления, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиториями.

Поговорим о психотехнике чтения – демонстрации психологических лекций в школе.

Как преодолеть волнение и страх?В деловой, психологической и психотерапевтической литературе основная часть рекомендаций по технике чтения лекций посвящена разработке способов нейтрализации волнения и страха лектора: как помочь выступающему снять внутреннее напряжение, «не бояться» своих слушателей и свободно, раскованно выступать перед аудиторией. Самое главное – понять, вследствие какой причины возникает излишнее волнение и страх перед слушателями?

Причинами сверхволнения может быть:

- недостаток опыта чтения публичных лекций;

- индивидуальные особенности психолога: застенчивость, робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе;

- неверие в то, что слушателям будет интересно;

- наличие в личном опыте факта провала лекции;

- чрезмерное погружение в свои переживания и др.

Определить причину возникновения страха и волнения перед аудиторией не всегда получается: либо кажется, что ни одна из указанных причин не подходят, либо – кажется, что в наличие все причины, описанные выше. Трудно правильно понять, какая из указанных причин мешает психологу свободно и уверенно держаться на лекции. Часто причина находится в бессознательной сфере, да и досконально проанализировать самого себя не так легко.

Однако для того, чтобы начать путь позитивного избавления самого себя от волнения и страха перед публичным выступлением, необходимо сделать первый шаг – шаг самопознания.

Упражнения «Как понять самого себя». Представьте, что вы направляетесь к месту своего выступления. По мере того, как вы идете, что вы начинаете ощущать?

- Какие образы у вас возникают?

- С кем из присутствующих связано ваше волнение?

- Со слушателями? («Они смотрят на меня», «Они будут меня критиковать, задавать сложные вопросы», «Они не будут слушать»);

- С самим собой? («Я боюсь сказать что-то не так», «Боюсь быть непринятым слушателями», «Очень хо­чу быть блестящим оратором и вызвать восхищение аудитории», «Боюсь критики и несогласия с моей точкой зрения»).

Итак, следует определить, где «проживает» волнение и напряжение?

Если волнение связано преимущественно со слушателями:

- при чтении лекции выберите доброжелательного слушателя и говорите как бы только для него (главное – научиться смотреть ему в глаза);

- как только почувствуете, что между вами и вашим доброжелательным слушателем возник контакт, переведите глаза на его соседа, установите глазной контакт с ним;

- старайтесь научиться смотреть на слушателей открыто и доброжелательно, видеть их живые глаза;

- научитесь также открыто улыбаться аудитории и получать ответные улыбки из зала!

Если ваше волнение связано с самим собой:

- «нарабатывайте» опыт чтения лекций: больше и чаще выступайте, задавайте вопросы, вступайте в коллективные дискуссии; путем проб и ошибок найдите свои «оптимум» ваше внутреннее состояние, при котором вы достигаете успеха. Такое состояние у всех людей очень индивидуально: кто-то предчувствует «радость полета», кто-то сосредоточенность, концентрацию и волю, а кто-то – должен немного волноваться, не допуская, однако, у себя сверхволнения;

- определите, что вы хотите сделать в процессе психологической лекции, какой эмоциональный заряд послать аудитории: прочитать «строгую, умную лекцию», «сделать так, чтобы всем было хорошо и устроить как бы маленький интеллектуальный и эмоциональный праздник», «организовать содержательный диалог с аудиторией», «спровоцировать содержательный конфликт» или что-то еще?

- представьте себя актером (актрисой): какую роль вы хотите сыграть, какой ОБРАЗ-СЕБЯ продемонстрировать публике?

- перед чтением лекции «разогрейтесь» – поговорите с кем-то из слушателей, походите медленным шагом по аудитории.

Общие советы

- Примерно за день до лекции в аудитории (классной комнате, актовом зале, учительской), в которой вы будете читать лекцию, устройте себе «генеральную репетицию без свидетелей»: пройдите к тому месту, на котором вы будете находиться в ходе чтения лекции, посмотрите в пустой зал, отработайте свою позу, свой голос, придумайте начало и концовку вашего выступления и т. п.

- За несколько часов до лекции, сидя с закрытыми глазами, мысленно проиграйте весь процесс вашего выступления (спланируйте сценарий). При этом постарайтесь почувствовать радость от того, что лекция пройдет успешно (спланируйте успешный сценарий!).

- Вечером перед сном задайте себе установку увидеть всю ситуацию во сне: как собираются слушатели, как вы проходите к месту выступления, как начинаете... Главное, вы должны почувствовать, что лекция будет успешной!

Второй, самый главный шаг – продумать «ОБРАЗ-СЕБЯ»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.