Сделай Сам Свою Работу на 5

Причины экономических кризисов





Тема № 2

РАЗНОВИДНОСТИ КРИЗИСОВ: ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ

Учебные вопросы:

1. Причины и последствия кризисов

2. Типология и признаки кризисов.

3. Признаки кризиса: распознавание и разрешение.

4. Человеческий фактор кризисных ситуаций.

Причины и последствия кризисов.

 

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Основные подходы к причинам возникновения кризисов

Причины кризисов признаны многообразными и взаимосвязаны, поэтому ученые рассматривают их в различной классификации.

Теория катастроф(природные и социальные катастрофы, Т. Постон, И. Стюарт, В. И. Арнольд). Основная причина возникновения кризиса - неожиданные и непредвиденные события во внешней среде системы (глобальные изменения в окружающей среде, политический кризис в государстве, скачкообразные изменения валютного курса, радикальные изменения в законодательстве и т. п.).

Теория циклов (К. Маркс, Т. Мальтус, Н. Д. Кондратьев, П. А. Сорокин, А. Л. Чижевский). С этой точки зрения кризис - это определенный, закономерный этап в циклическом развитии системы. По К. Марксу основная причина периодических кризисов капиталистического способа производства заключается в самой природе капитализма, а именно в противоречии между наемными работниками и собственниками средств производства.



Справочно

История экономических кризисов

Немарксистские школы первоначально отрицали неизбежность экономических циклов, доказывая возможность преодоления цикличности как явления в рамках традиционного рыночного механизма. Развитие мировой экономики в XX в. показывает, что крайности во взглядах на цикличность процесса воспроизводства не отражают реальностей развития.

Первый периодический кризис произошел в 1825 г. в Англии, где к тому времени капитализм стал господствующим строем. Следующий кризис был в 1836 г. в Великобритании и США. Кризис 1847 г. охватил все страны Европы, Северную и Южную Америки, а кризис 1873–1878 гг. – большинство европейских стран и США и превзошел все предыдущие по своей продолжительности. Мировые экономические кризисы проходили в 1900–1903, 1907, 1920 гг., но все они не идут ни в какое сравнение с мировым кризисом 1929–1933 гг., который охватил весь капиталистический мир и все сферы экономики. Совокупный объем промышленного производства капиталистических стран сократился тогда на 46 %, выплавка стали – на 62 %, добыча угля – на 31 %, производство продукции судостроения сократилась – на 83 %, внешнеторговый оборот – на 67 %, число безработных достигло 26 млн человек, или 25 % всех занятых в производстве, реальные доходы населения уменьшились в среднем на 58 %. Кризис сопровождался огромным количеством банкротов – только в США разорилось 109 тыс. фирм[3].



Посткризисная депрессия была затяжной. После некоторого оживления в 1937 г. наступил новый кризис, характеризующийся тем, что ему не предшествовала фаза подъема. Новый кризис, хотя и был слабее предыдущего, но протекал весьма остро. Общий объем промышленного производства в капиталистическом мире сократился на 11 %, а в США на 21 %, выпуск автомобилей уменьшился на 40 %. Развитие и обострение этого кризиса было прервано Второй мировой войной 1939–1945 гг.

После Второй мировой войны в 1948–1949 гг. разразился локальный экономический кризис, охвативший США и Канаду. В США объем промышленной продукции упал на 18,2 %, в Канаде – на 12 %; общий объем развитых капиталистических стран сократился на 6 %.

Очередной экономический кризис в капиталистических странах возник в 1957–1958 гг. – в США, Японии, Франции, Канаде, Великобритании, Бельгии, Швеции, Нидерландах, Финляндии и других странах.

Но самым глубоким в послевоенный период был экономический кризис 1974–1975 гг., охвативший все капиталистические страны и отличавшийся высоким уровнем инфляции. Характерной особенностью этого кризиса было переплетение его с глубокими структурными кризисами, поразившими важнейшие сферы производства – энергетику, сырьевые отрасли, включая и сельское хозяйство, а также валютную систему.



 

 

Инновационная теория Й. Шумпетера считает причинами кризисов недостаточное количество нововведений или несвоевременность их внедрения. К кризису может привести также и избыточное количество нововведений при запаздывающем росте квалификации персонала.

Монетарная теория экономических циклов рассматривает их как следствие экспансии неподтвержденных банковских кредитов.

Интересна хронологическая концепция изменения взглядов на понимание и объяснение цикличности экономического развития, которая определяет 3 основных этапа эволюции этих взглядов.

Первый этап – с начала XVIII в. до середины 30-х гг. XX в. В этот период преобладали убеждения в том, что экономические кризисы или вообще невозможны при капитализме (Дж. Милль, К. – Б. Сэй, Д. Рикардо), или носят лишь случайный характер и что система свободной конкуренции способна самостоятельно их преодолевать (К. Сисмонди, Р. Робертус, К. Каутский).

Второй этап – с середины 30-х до середины 60-х гг. ХХ в. В этот период получили распространение труды Д. Кейнса, и прежде всего его вывод, что экономические кризисы (точнее депрессии, застой) неизбежны в условиях классического капитализма и обусловлены природой присущего ему рынка. Кейнс одним из первых среди западных экономистов заявил о том, что капиталистический рынок включает в себя различные проявления монополизма и сочетается с государственным регулированием, отчего цены и заработная плата являются негибкими. Принципиально необходимым средством сглаживания проблем кризиса и безработицы Кейнс считал государственное вмешательство в экономику в целях стимулирования эффективного совокупного спроса. К его заслугам в исследовании фактора цикличности следует отнести также разработанную им теорию мультипликатора, которая в последующем стала широко использоваться при анализе причин цикличности.

Третий этап – с середины 60-х гг. до настоящего времени. В этот период, во-первых, стало уделяться особое внимание разграничению экзогенных (внутренних) и эндогенных (внешних) причин цикличности рыночной экономики, причем преимущество было отдано именно эндогенным факторам. Во-вторых, определилась позиция ряда специалистов, которые утверждали, что правительства развитых стран далеко не всегда стремятся к антикризисному регулированию, сглаживанию циклических колебаний и к стабилизации экономического равновесия, а нередко проводят так называемую проциклическую политику, т. е. провоцируют и поддерживают цикличность.

 

Причины кризисов

Причины кризиса могут быть объективными, связанными с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации; субъективными, отражающими ошибки и волюнтаризм в управлении; природными, обусловленными особенностями климата, землетрясениями и др. (рис. 1.1).

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Например, для фирмы внешние причины кризиса могут быть связаны с тенденциями и стратегиями макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политическими ситуациями в стране, а внутренние причины – с рискованными стратегиями маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, то можно констатировать, что опасность кризиса существует всегда, что его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и последствия – возможно, обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса, может быть, даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция.

Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться и определенными политическими причинами. Вообще последствия кризисов теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него.

Большое разнообразие кризисов порождается огромным количеством причин. Антикризисное управление существует для того чтобы по возможности избежать кризиса (предупредить его появление), а если это невозможно - ограничить его развитие и смягчить последствия.

Кризис может привести к быстрым и глубоким изменениям в экономической системе или к мягкому (постепенному и продолжительному) выходу. Возможные причины кризисов представлены на рис. 1.1.

Анализ причин

Первое, что подлежит изучению в кризисной ситуации - это ее причины.

1. Исторический анализ. Начинать поиск “корня всех бед” на фирме необходимо с изучения динамики изменения основных (наиболее значимых) показателей деятельности по периодам. Именно такой анализ позволит установить тот момент, когда впервые возникли (или начали себя проявлять) отрицательные факторы. После того как “переломный” момент в безоблачной финансовой жизни компании обнаружен, следует выяснить, что же такого необычного произошло в этот период времени.

2. Структурный анализ. Валовой финансовый результат компании представляет собой некоторую сумму финансовых результатов от различных видов деятельности, различных подразделений, товарных групп и так далее (так называемые центры рентабельности). Иногда, для того чтобы максимально сузить поле поиска влияния отрицательных явлений, следует разобраться в том, какие именно структурные элементы, формирующие финансовые результаты компании, оказались под негативным воздействием.

3. Классификация факторов. Кризисное состояние на предприятии может возникнуть по следующим причинам:

· злоупотребления со стороны менеджеров или персонала;

· изменение рыночных условий;

· давление конкурентов;

· деятельность проверяющих или контролирующих государственных органов;

· введение новых законов или других нормативных актов, включая международные соглашения;

· изменения в политической ситуации (перераспределение власти);

· стихийные бедствия и т. д.

Следует отметить, что каковы бы ни были конкретные «видимые» причины ухудшения финансового состояния, первопричиной любого кризисного положения остаются действия или бездеятельность высшего руководства (менеджмента) компании. Другими словами, изначальная причина потери финансов всегда субъективна. Так, например, если предприятие понесло убытки в результате пожара или наводнения, то ответственность, в первую очередь, лежит на том, кто вовремя не получил соответствующий страховой полис и т. д. Однако ошибки менеджеров так же неизбежны, как и «дождь в плохую погоду». Поэтому анализ причин кризисного состояния, по сути, представляет собой поиск таких ошибок.

Возможные последствия кризисов представлены на рис. 1.2.

 


 

 

Причины экономических кризисов

Весьма противоречивы точки зрения на причины экономических кризисов. Трудно в экономической науке найти другую проблему, при объяснении которой так часто сталкивались бы различные мнения, так яростно соперничали бы различные школы и направления. И для этого есть немало объективных предпосылок. Дело в том, что воздействие на цикличность воспроизводства одних и тех же факторов в разные периоды весьма различно и к тому же проявление их в отдельных государствах имеет свои особенности.

Экономисты в целом согласны, что материальной основой экономического цикла является обновление основного капитала. В связи с этим причиной циклических экономических кризисов, по мнению большинства экономистов, является научно-технический прогресс и связанная с ним необходимость периодического обновления материально-технической основы общественного производства.

Причиной экономических кризисов согласно сторонникам неоклассического направления является диспропорциональность, или «неравновесие», периодически возникающие в экономике под воздействием внутренних или внешних факторов. Кризисы обусловлены отсутствием правильных пропорций между отраслями, стихийными действиями предпринимателей. Теория неравновесия сочетается с другим распространенным взглядом на кризисы как на порождение внешних условий - политических, демографических, природных. Ф. фон Хайек - сторонник рыночной свободы и яростный противник государственного вмешательства считал, что кризисы перепроизводства возникают из-за избыточного финансирования со стороны государства (дешевых кредитов, накачивания спроса, т.е. искусственного завышения платежеспособного совокупного спроса за счет увеличения субсидий, дотаций, трансфертов населению со стороны государства).

Существует и психологическая теория кризисов. Причина экономических кризисов, по И. Шумпетеру, - определенный психологический настрой, свойственный предпринимателям в каждой фазе экономического цикла, формирующий отношение к инвестициям. Паника и разброд кризисного состояния ведут к застою капиталовложений, повышенное настроение в условиях подъема стимулирует лихорадочное инвестирование. «Меняющиеся ситуации» формируют неравномерность инвестиционного цикла.

Исследования природы цикличности воспроизводства в условиях государственного регулирования экономики породили ряд новых взглядов и концепций по данной проблеме. В их числе концепции «мультипликационно-акселерационного механизма цикла», «равновесного делового цикла» и «политического делового цикла».

Концепция «мультипликационно-акселерационного механизма цикла» содержит обстоятельный анализ экзогенных (внутренних) и эндогенных (внешних) причин цикличности рыночной экономики, отдавая эндогенным причинам первенство в возникновении экономических кризисов. Согласно концепции «мультипликационно-акселерационного механизма цикла» экономического развития отклонения в экономическом развитии происходят из-за того, что мультипликатор и акселератор, рассматривающиеся в теории раздельно, в реальности действуют в тесной взаимосвязи: как только приходит в действие один из данных механизмов, начинает функционировать и второй. Если, например, в положении равновесия происходит автономное (не зависящее от экономической системы) изменение совокупного спроса в виде прироста инвестиций, то в движение приходит мультипликатор, который вызывает целый ряд изменений дохода. А изменения дохода приводят в движение принцип акселератора и порождают изменения в объемах производных капиталовложений. Изменения в капиталовложениях вновь приводят в действие мультипликатор, который порождает изменения дохода, приводящие к новым капиталовложениям.

Концепция «равновесного делового цикла» - это концепция, согласно которой государство, вмешиваясь в экономику, является своеобразным генератором денежных «шоков», которые выводят хозяйственную систему из состояния равновесия и таким образом поддерживают циклические колебания в общественном воспроизводстве. Она отражает развитие идей монетаризма.

В 70-80-х гг. концепция «равновесного делового цикла» активно разрабатывалась представителями теории рациональных ожиданий. Если монетаристы считают, что государство может спровоцировать цикл, пользуясь недостаточной осведомленностью людей об истинном содержании и целях различных направлений государственной экономической политики, сторонники теории рациональных ожиданий, наоборот, исходят в данном вопросе из противоположных соображений. Причина цикличности экономического развития согласно теории рациональных ожиданий - способность предпринимателей и населения оценивать и распознавать истинные мотивы решений государственных органов и реагировать на них сообразно своей выгоде, благодаря чему цели государственной антикризисной политики остаются нереализованными и спад или подъем экономики принимает более ярко выраженный характер.

Концепция «политического делового цикла» базируется на том, что зависимость между уровнем безработицы и уровнем инфляции определяется кривой Филипса, т.е. существует обратная зависимость между данными величинами: чем меньше безработица, тем быстрее растут цены. Темпы инфляции и уровень безработицы являются главными экономическими показателями, на которые реагирует население, и, следовательно, от их состояния зависит популярность правящей партии, выраженная в количестве голосов, поданных за нее на следующих выборах. Таким образом, концепция «политического делового цикла» - это концепция, согласно которой правящая партия использует манипулирование ценами и занятостью в целях предвыборной борьбы, провоцируя те или иные кризисные явления в области экономики в зависимости от цикла политической борьбы. С целью обеспечения победы на выборах правительство принимает меры для поддержания такого сочетания уровней инфляции и безработицы, которое представляется наиболее приемлемым избирателям. Поэтому правительство после прихода к власти старается снизить темпы роста цен путем искусственного провоцирования кризисных явлений в области занятости, а к концу своего правления власть начинает решать противоположную задачу - поднимает уровень занятости. Последний вызывает рост цен, но расчет делается на то, что к выборам уровень занятости поднимется, а инфляция не успеет набрать полной силы и партия власти сможет одержать победу.

Типология кризисов.

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Можно сделать разветвленную классификацию кризисов, которая необходима и предназначена для дифференциации средств и способов управления ими. Если есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможностей снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания Чтобы более эффективно управлять ими, их необходимо определенным образом систематизировать (классифицировать).

Приведем одну из возможных классификаций кризисов (рис. 1.3).

 

Общиекризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные- только часть ее. Это разделение кризисов по масштабам их проявления.

По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризисохватывает большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризисохватывает только отдельную проблему или группу проблем. Локальный кризис или микрокризис могут, как цепная реакция, распространиться на всю систему, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются в отдельности.

Экономические кризисы - это кризисы производства и реализации товаров и услуг.

Социальные кризисы отражают противоречия в интересах разных социальных групп, среди них особое место занимают политические кризисы - кризисы власти, которые часто ведут к кризисам экономическим.

Кризис государственного управления прежде всего отражает невозможность сосуществования старой, консервативной политической системы, органов государственной власти и новых, прогрессивных социально-экономических течений в обществе. В условиях кризиса государственного управления снижается управляемость в социально-экономической системе, обостряются политические конфликты, разрушаются взаимосвязи между административными единицами, управление приобретает несбалансированный характер, обостряются противоречия в обществе.

Кризис государственного управления выражается прежде всего в обострении и конфликтном проявлении социальных и экономических противоречий. Консервативные государственные структуры теряют контроль над процессами в обществе и экономике, традиционные методы разрешения конфликтов становятся неэффективными и отторгаются субъектами управления.

Организационныекризисы проявляются как паралич (или резкое ухудшение) организационной деятельности. Наиболее ярко организационные циклы проявляются при смене стадий жизненного цикла предприятий и их продуктов.

Психологическиекризисы - это кризисы психологического состояния людей, симптомы которых - стрессы, паника, страх, неудовлетворенность, чувство неуверенности и т.п. Это кризисы социально- психологического климата.

Технологическийкризис связан с обострением противоречий при разработке и внедрении новых технологических решений в процесс е смены технологического уклада. Это кризисы научно-технического прогресса.

Экологические кризисы.В современных условиях большое значение имеет понимание и распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой – экологических. Это кризисы взаимоотношений человека с природой, вызванные пренебрежительным отношением к требованиям закона природного равновесия. Это кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, – истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия. Экологические кризисы резко ухудшают условия жизнедеятельности людей.

Причиной общественного кризиса могут быть сами общественные отношения во всех видах их проявления.

Кризисы также могут быть предсказуемыми и неожиданными.

Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса – потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием НТП. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис. Конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер. Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.

Неожиданные кризисы часто бывают результатом грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.

Существуют также кризисы:

Явные кризисы протекают заметно и легко обнаруживаются.

Скрытые(латентные) протекают менее заметно, а потому их значительно сложнее избежать или ограничить.

Кроме того, кризисы бывают острыми и мягкими.

Острые или, глубокие, кризисы могут привести к разрушению различных структур экономической системы, множество противоречий завязываются в сложный клубок; такие кризисы имеют, как правило, затяжной характер.

Мягкие, илилегкие, кризисы протекают менее болезненно, они в большей степени поддаются управлению, чаще носят кратковременный характер.

Все возможные кризисы разделяются также на затяжные и временные. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль.

Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.