Сделай Сам Свою Работу на 5

Четвертый учебный вопрос: Воспитательная работа с личным составом подразделения при совершении марша и в условиях горно-пустынной местности, при ведении боевых действии с бандформированиями.





 

Требования Верховного главнокомандующего ВС РК и практика социально-психологической работы, проводимой в условиях правового режима, чрезвычайного положения показывает, что формы и методы ее организации избираются в зависимости от поставленных перед ВС РК, войсками задач, условий и возможностей по их выполнению.

Основные формы социально-психологической работы:

· социально-психологическое изучение (диагностика);

· консультация;

· психогигиена;

· психопрофилактика и психокоррекция;

· психолого-педагогическая подготовка военнослужащих.

 

Основные методы социально-психологической работы:

ü -наблюдение;

ü -беседа;

ü -изучение документов;

ü -тестирование;

ü -опросы;

ü -эксперимент;

ü -анализ результатов деятельности, независимых характеристик;

ü -социометрия;

ü -моделирование ситуации;

ü -экспертиза;

ü -социально-психологический тренинг и другие.

Непосредственным организатором социально-психологической работы выступает офицер – психолог части.

В условиях правового режима чрезвычайного положения социально-психологическая работа организуется и проводится в соответствии с планом морально-психологического обеспечения. При этом, как правило, среди направлений работы важное место будет отводиться мероприятиям психологического сопровождения действий личного состава в реальных экстремальных ситуациях.



Важное значение, среди мероприятий социально-психологической работы отводится комплексу социально-психологической и военно-профессиональной адаптации военнослужащих к экстремальным условиям боевой службы. Реализацию этой задачи рассмотрим более подробно.

Изучение сущности процесса военно-профессиональной адаптации военнослужащих, его структуры и факторов, влияющих на интенсивность этого процесса, установление критериев и путей целенаправленного и сознательного управления им – все это задачи первостепенной важности для войск. Главная задача процесса профессиональной адаптации заключается в том, чтобы сократить длительность «взаимоприспособления» личности к профессии, сделать его управляемым, расположить каждого военнослужащего к ратному труду, к его профессии так, чтобы добиться наилучших показателей в служебно-боевой деятельности. Адаптация по существу призвана решить задачу воспитания социально-психологической надежности личности. В целях предупреждения негативных явлений необходимо « … создание эффективной системы психологического обеспечения адаптации вновь прибывших военнослужащих к условиям службы в каждом конкретном подразделении с учетом их индивидуальных особенностей и рекомендаций офицеров ВиСПР».



Личный состав соединения (части), задействованный в проведении режима чрезвычайного положения, попадает из мест постоянной дислокации в совершенно иные условия, в которых обязан выполнять служебно-боевые задачи.

В этот период на военнослужащих оказывается мощное психологическое давление, вызванное:

· длительным пребыванием на боевых постах;

· фактором быстрого переключения сознания с мирных на военные условия;

· постоянным присутствием внезапности и неожиданности нападения боевиков на колонны, пункты дислокации, боевые посты;

· применением взрывчатых устройств в самых неожиданных местах;

· постоянной возможностью провокационных действий и обстрелов в любом месте и в любое время;

· враждебностью некоторой части местного населения;

· отсутствием возможности быстро получить квалифицированную медицинскую помощь в случае ранения;

· высокими физическими нагрузками при совершении маршей и выполнении других задач;

· отрицательным воздействием средств массовой информации, в первую очередь местных и др.



 

Цель военно-профессиональной адаптации – научить военнослужащих выполнять обязанности исходя из особенностей служебно-боевой деятельности. При этом надо помнить то, что факторы, угнетающие эмоциональное состояние могут иметь различную окраску: страх за свою жизнь, жизнь близких и сослуживцев. Опасение и тревога, что не сможет выполнить, решить задачу, растерянность и смятение, ненависть и злость к нарушителям общественного порядка, ответственность за выполнение приказа.

В экстремальных условиях длительного пребывания в служебных командировках психическая неустойчивость особенно отчетливо проявляется у командного состава. При ежедневном напряженном состоянии в ответ на раздражители, постоянно сигнализирующие об опасности для жизни, на первый план выступают беспокойство и тревога за подчиненных. Возбуждение выражается в суетливости, мыслительные процессы при этом замедленны, способность понимания сложных отношений между явлениями, требующая суждения и умозаключения, нарушается. У человека возникает чувство опустошения, им допускаются неточности при оценке служебно-боевой и психологической обстановки в районе выполнения служебно-боевых задач и, как следствие, ошибки в принятии решения на службу, усугубляющие и без того сложную социальную ситуацию.

Основными причинами, оказывающими отрицательное эмоциональное воздействие на офицеров – руководителей, можно считать:

· неясность обстановки;

· дефицит информированности о событиях;

· неопределенность ситуации и невозможность точного прогнозирования действий нарушителей (боевиков) и др.

 

Важным моментом в деятельности командира по созданию устойчивости психологического климата является высокий уровень культуры общения и правильная оценка службы каждого подчиненного. Эта оценка всегда должна быть адекватна действительным качествам военнослужащего, его деятельности и поведению. Переоценка, или недооценка отрицательно сказывается на его службе.

Важным условием психологического обеспечения военно-профессиональной адаптации военнослужащих соединения (части) к экстремальным ситуациям, несомненно, выступает компетентность, военно-профессиональная и психологическая подготовленность командиров, заместителей по ВиСПР, офицеров – психологов.

Наиболее скорейшему процессу адаптации военнослужащих при резком изменении условий выполнения служебно-боевых задач, исходя из опыта войск, можно отнести такие направления сосредоточения основных усилий со стороны командиров и воспитательных структур, как:

· Во-первых, с первых минут пребывания в районах выполнения служебно-боевых задач военнослужащие должны ощущать постоянную заботу о них. Особое внимание должно быть уделено разъяснению целей пребывания личного состава в данном регионе, проведению индивидуальной воспитательной работы.

· Во-вторых, забота об организации постоянного воспитания, побуждения воинов к образцовому и точному выполнению своих обязанностей, обеспечение личной примерности во взаимоотношениях между военнослужащими. Вот как, оценивал эту работу военный теоретик-педагог М.И.Драгомиров «…смотрите на солдатство как на низшую ступень великого воинского товарищества, но все же товарищества … Во имя товарищества берегите солдата, но не балуйте его, будьте внимательны к малейшим его нуждам (не на показ, а в настоящую), но непоколебимой рукой крепко держите в руках».

· В-третьих, важным направлением, влияющим на процесс адаптации, снижения риска, а может быть и спасения жизни в момент неминуемой опасности – является обеспеченность военнослужащих средствами защиты (бронежилетами, шлемами, касками и т.д.).

· В-четвертых, владением офицерами, прежде всего службы по работе с личным составом, различными методиками выявления и оценки тех индивидуальных качеств, формирование которых определяется главным образом процессом воспитания и непосредственного выполнения конкретных видов деятельности.

· В-пятых, овладение всевозможными приемами саморегуляции эмоционального состояния, в целях совершенствования навыков подавления, негативных эмоций (применение, например комплекса психологической тренировки, состоящего из трех элементов (чувственного, мыслительного и физического) аутогенные тренировки.

· В-шестых, несмотря на сложность задач, решаемых в районе чрезвычайного положения уделяется постоянное внимание вопросам культурно-досугового обеспечения их выполнения (кино-видеообслуживание, информирование, своевременное и полное обеспечение печатными, периодическими изданиями, письмами, настольными играми, по возможности компьютерными приставками, спортинвентарем).

· В-седьмых, накопление фактического материала, адаптации личности в период выполнения служебно-боевых задач, в целях контроля психологического состояния и выработки различных мероприятий по реабилитации личности, воинских коллективов и подготовке их к решению повседневных служебно-боевых задач в пунктах постоянной дислокации.

«Культурно-досуговое и информационное обеспечение войск в условиях контртеррористической операции является действенным средством реабилитации военнослужащих, формирование здорового морально-психологического состояния воинских коллективов».

«Следует помнить, что период адаптации является самым сложным в военной службе. Организм молодого человека в первые часы, дни и недели пребывания в подразделении подвергается массированному воздействию стрессовых факторов военной службы».

Выполнение задач социально-психологической работы достигается на последующих этапах:

ü целенаправленным проведением системы мероприятий по психологической подготовке;

ü психологическому сопровождению;

ü психологической помощи;

ü реабилитации личного состава подразделения.

Но рассмотрение этих этапов требует более глубокого исследования.

Исходя из вышеизложенного следует, что морально–психологическая подготовка личного состава является одной из основных составляющих в целях успешного выполнения служебно-боевых задач.

 

Вывод по теме:

В боевой обстановке политическая работа призвана мобилизовать воинов на смелые решительные действия по разгрому врага, обеспечить высокое политико-моральное состояние личного состава, его твердую уверенность в победе над противником.

 

Методическую разработку разработал

подполковник запаса: А. Кажимов

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.