Сделай Сам Свою Работу на 5

Святитель Феофан Затворник о молитве





 

1) Молитве надо учиться. Надо приобрести навык к молитвенным оборотам мыслей и к движениям чувств, - не только, чтобы вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное настроение.

• Первое: никогда не читайте с поспешностью, а как будто нараспев, растянуто. В древности, когда все молитвы брались из псалмов, они не читались, а пелись.

• Второе: вникайте во всякое слово и не только мысль понимайте сознательно, но возбуждайте и соответствующее чувство.

• Третье: чтобы пресечь желание читать поспешно, положите себе за правило вычитывать не то или другое, а простоять на молитве определенное время, скажем, четверть часа, полчаса... сколько обычно выстаиваете. И не заботьтесь, сколько прочитаете молитв, а как пришло время, если нет охоты стоять далее, то и переставайте читать.

• Четвертое: расположив себя так, на часы не посматривайте, а становитесь, чтобы стоять без конца: тогда мысль не будет забегать вперед...

• Пятое: чтобы помочь движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы вашего правила и перечувствуйте их, чтобы, когда станете читать на правиле, вы бы знали наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.



• Шестое: никогда не читайте положенные молитвы подряд, а всегда прерывайте своеличной молитвой с поклонами. Как только придет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны... Это последнее правило самое нужное и необходимое для воспитания молитвенного духа... Если какое-нибудь чувство будет очень сильным, вы с ним оставайтесь и кладите поклоны, а читаемо оставьте... так до конца положенного времени.

2) Молитвы творите не только утром и вечером, но, если будет возможность, и в любое время дня, и кладите по несколько поклонов.

3) Когда дела не позволяют полностью совершить молитвенное правило, то сократите его, а спешить никогда не нужно. Бог всюду есть. Встав, поблагодарите Его и своими словами испросите у Него благословения на труды - несколько поклонов и довольно! К Богу никогда не обращайтесь кое-как, а всегда с великим благоговением. Ему не нужны ни наши поклоны, ни многословные молитвы... Краткий, но сильный вопль из сердца - вот что доходит к Нему! А это всегда можно сделать.



4) Молитвенное правило можно себе и самому составить. Заучите напечатанные в молитвенники молитвы и читайте их на память с пониманием и чувством. Тут же и от себя вставляйте свою молитву; чем меньше будете зависеть от книжки, тем лучше. Заучите несколько псалмов и, когда идете куда-либо или что-то делаете, а голова не занята, читайте их... Это - ваше беседа с Богом. Правило существует для руководства им, а не для рабского выполнения.

5) Всячески надо избегать формальности и механизма в молитве. Пусть это всегда будет делом обдуманного, свободного решения, и совершайте его с сознанием и чувством, а не кое-как. При надобности надо уметь сокращать правило. Мало ли в семейной жизни случайностей?... Можно, например, когда нет времени, прочитать утром и вечером на память только положенные молитвы. Допустимо даже и не все читать, а только несколько из них. Или совсем ничего не читать, а положить несколько поклонов, но с истинной сердечной молитвой. С правилом нужно обращаться свободно и быть господином правила, а не рабом. Рабом же быть только Бога, обязанным каждую минуту своей жизни посвящать Ему.

6) Правило молитвенное есть безопасная ограда молитвы. Молитва есть внутреннее дело, а молитвенное правило- внешнее. Но как без тела человек не полный человек, так и без молитвенного правила молитва не полна. То и другое надо иметь и по силе исполнять. Неотложный закон: внутренне молиться всегда и везде. Молитвословие же не может быть без определенного времени, места и меры. Сочетание этих трех элементов молитвы составляет молитвенное правило.



И тут руководителем должно быть благоразумие. Когда, где, сколько стоять на молитве, и какие употреблять молитвы, - это всякий может определить по своим обстоятельствам: увеличить ли, уменьшить ли, передвинуть ли время и место... Главное, все направлять к тому, чтобы как следует совершать внутреннюю молитву. Относительно же внутренней молитвы, надо стараться непрестанно молиться.

7) Что значит непрестанно молиться? Быть непрестанно в молитвенном настроении - это значит обращать свою мысль и чувство к Богу. Мысль о Боге - о Его вездесущии, что Он везде есть, все видит и все держит в Своей власти. Чувство к Богу - страх Божий, любовь к Нему, ревностное желание во всем угождать Ему одному и избегать всего неугодного Ему, а главное - беспрекословное предание себя Его святой воле и принятие всего, случающегося с нами, как от руки Его непосредственно приходящего. Чувство к Богу можно иметь при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах - если оно не ищется только еще, но уже водружено в сердце.

8) Мысль может отвлекаться на разные предметы, но и тут возможен навык не отступать от Бога, а заниматься всем, сознавая при этом присутствие Божие. Всю заботу надо направить на эти два предмета: мысли и чувство к Богу. Когда они есть, есть и молитва, хоть и без слов. Утреннее молитвословие для того и установлено, чтобы водрузить в сознании и сердце эти две вещи, а потом с ними выходить на все свои дальнейшие дела. Если утром положите это в душе, то и помолитесь как следует, даже если и не прочтете все написанные молитвы.

9) Положим, что вы утром настроились так и начали дела. С первого шага начнутся впечатления от дел, вещей и лиц, отвлекающих душу от Бога. Как быть? Надо обновлять мысль и чувство внутренним обращением ума и сердца к Богу. А для этого надо привыкнуть к коротенькой молитвочке и повторять ее как можно чаще. Любая короткая молитва ведет к этому. Самая лучшая из всех молитв - это к Господу Спасителю: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!" Надо потрудиться привыкнуть к ней и не оставлять её. Укоренившись, она будет непрестанным двигателем и предстоянием Богу мыслью и чувством. Вот вам вся программа молитвенного дела.

10) Начинающим надо прежде всего научиться молиться, как следует, готовым молитвам, чтобы они усвоили себе мысли, чувства и молитвенные фразы. Ибо слово, обращаемое к Богу, должно быть благолепным. Когда учащийся молитве достаточно в этом преуспел, тогда пусть молится не только чужими, но и своими словами.

11) Образец коротеньких обращений к Богу можно найти в 24-х молитовках святителя Иоанна Златоуста, находящихся в конце вечерних молитв. Можно подбирать и другие коротенькие молитвы из псалмов, церковных молитв или даже самому составлять их.

12) Молитвенное правило, молитвенное предстояние не везде и не всегда можно творить, но молитву надо искать везде и всегда, т. е. чувства к Богу нужно обращать, во всяком деле, всегда и везде.

13) Молитва не появится в сердце, сама по себе, ее нужно воспитывать; а это – через воспитание молитвенных чувств, очищенных от примеси первородного греха, от духа самости и гордыни, от примеси страстности. Потому что, настоящею, духовною, молитва становится по мере того, насколько чувства наши обретают чистоту, очищаясь от примеси первородного греха, от духа самости и гордыни, от наших страстей. И чем более чувства будут очищаться, тем более они будут обращены к Богу,и молитва будет становиться духовною и богоугодною.

14) Молитва, по святым отцам, есть возношение ума и сердца к Богу. Это возношение совершается – по мере разрывания уз телесных и душевных страстей.

Поэтому, когда стоите на молитвенном правиле или за богослужением, то главное имейте ввиду то, чтобы не просто вычитать, то или иное количество молитв, не просто проследить за молитвословием в мысли, а чтобы возгреть ваши чувства к Богу. Все молитвословия, правила молитвенные, богослужения для того нам и даются, чтобы мы учились возгревать, те или иные, чувства к Богу: благоговения, страха Божия, сокрушения, смирения, благодарения, упования, решимости, преданности и т. п. – вот этого и нужно искать.

15) Но если кто начнет вменять себе свое молитвенное делание, давать ему самоцен; начнет в этих чувствах искать самоуслаждения, и ставить их самоцелью, начнет на этом само-утверждаться, – то это неправильно. И если будет ограничиваться только этими чувствами в молитве, а в повседневной жизни не будет искоренять свои греховные навыки, привычки и пороки, т. е. не будет вести борьбу со своими страстями, с проявлениями духа самости и гордыни, – то его чувства будут осквернены примесью первородного греха и будут нечистыми.

16) И если кто думает, что он может сразу поиметь чистое чувство к Богу, то это уже – иллюзия, прелесть, самообман. За чистоту чувств надо еще побороться.

Многие, пытаясь обрести молитву, понуждают себя на постоянное памятование Бога, непрестанное произношение слов молитвенных, постоянно подогревают чувства к Богу, но при этом заходят в духовную прелесть, самообольщение и погибают. Возгревание чувств в молитве еще не освобождает человека от духовной прелести и самообольщения. И это по той причине, что все наши чувства осквернены через грехопадение и нуждаются в очищении. То есть к естественным движениям в желаниях и чувствах, а отсюда и в мыслях, примешана зараза первородного греха: дух самости и гордыни, дух самоуверенности и самонадеянности, телесно-душевное сладострастие. И мы, возгревая наши чувства к Богу, вместе с ними возгреваем и примесь первородного греха, дух самости. И, таким образом, заходим в духовную прелесть и самообольщение.

Истинная и непрелестная молитва воспитывается тогда, когда ты будешь стараться возгревать чувства к Богу, именно в те моменты, – когда тебя борет какая-либо страсть, когда дух самости и гордыни пытается тобою овладеть. А ты, в эти моменты, ищи противоположное чувство, напрягайся на то, чтобы поиметь, ощутить его, и в этот момент сокрушайся об этом страстном чувстве и молись к Богу, взывая к Нему о помощи. Когда восстает в тебе какая-либо страсть, а ты возгреваешь противоположные ей чувства и, при этом, в сокрушенном духе вопиешь к Богу о помощи, чтобы Он избавил тебя от чувств греховных, страстных и даровал бы тебе противоположные, – то именно в такие моменты, такая молитва и есть самая богоугодная и спасительная.

И так как в это время молитва направлена против страсти, поэтому она и является наиболее чистой, и есть молитва истинная, настоящая.

Молитва должна восприниматься как наша внутренняя борьба за чистоту нашего сердца, за чистоту наших чувств, как борьба с нашими страстями и похотями, с проявлениями духа самости и гордыни. Поэтому-то, мы и должны наиболее обращать внимание на это, и об этом заботиться. Чтобы, таким образом, сердце и дух наш очищать от страстей, от примеси духа самости и гордыни. – Это главное, в деле воспитания истинной и непрелестной молитвы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.