Сделай Сам Свою Работу на 5

Необходимость управления и его уровни





Для того чтобы организация могла осуществить свою главную цель, необходимо выполнить вытекающие из нее второстепенные цели и решить соответствующие для них задачи. При этом необходимо, с одной стороны, планировать, организовывать, координировать, мотивировать и контролировать ход выполнения задач. С другой стороны, необходимо непосредственно их выполнять с помощью соответствующих технологий, оборудования, специалистов, информации и определенного объема финансовых средств, т.е. происходит вертикальное разделение труда и выделение управленческого труда из всего объема труда необходимого для превращения сырья в продукцию или услуги. Схематично этот процесс показан на рис. 3.8.

По мере увеличения размера организации это разделение становится все существеннее, так как людям все сложнее ориентироваться, кто должен отдавать указания, а кто должен их непосредственно получать и выполнять. В такой ситуации, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.



Таким образом, управленческий труд выделяется как самостоятельный вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоордини­рованной деятельности, как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.

Выделяются следующие специфические особенности управленческого труда:

1. Умственный труд работников сферы управления, который в свою очередь состоит из трех видов деятельности:

q Организационно-административной и воспитатель­ной (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);

q Аналитической и конструктивной (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);

q Информационно-технической (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции).

2. Участие в создании материальных благ не прямо, а косвенно через труд других лиц.

3. Предмет труда — информация.

4. Средства труда — организационная и вычислительная техника.



5. Результат труда — управленческие решения.

В зависимости от функциональной роли в процессе управления организацией выделяют: руководителей, специалистови вспомогательный персонал.

Руководители принимают решения по важнейшим вопросам деяте­льности организации, направляют и координируют работу низших зве­ньев. Их труд представляют собой наиболее высокий уровень управления.

Специалисты выполняют функции по подготовке и реализации управленческих решений. В их деятельности сочетаются функции управления и исполнения.

Вспомогательный персонал (технические исполнители) осуществляют информационное обслуживание аппарата управления.

 
 

Все руководители принимают управленческие решения, которые отличаются друг от друга по весомости и затрачиваемому на них времени. Поэтому по составу, уровню и профилю управленческого труда руководители могут быть высшего, среднегоинизшего уровней (звена). Причем распределение руководителей по уровням управления неодинаковое (см. рис. 3.9). Оно имеет форму пирамиды, т.е. на каждом последующем вышестоящем уровне управления находится меньшее количество руководителей, чем на предыдущем.

Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: стратегическое управление и общее руководство.



Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это директора предприятий, входящих в состав организации, руководители отделений, начальники функциональных отделов и т.д.

Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

Соотношение затрат времени на выполнение основных функций менеджмента различается по уровням управления рис. 3.10.

На всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. При этом существует закономерность, что с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается рис. 3.11. Опыт показывают, что на высшем уровне управления, исполнительские функции занимают около 10% общих затрат времени руководителя; на среднем — 50%; на низшем — около 70%.

Такое распределение общих затрат времени связано с тем, что управленцы всех трех уровней выполняют задания в двух областях: задания по управлению и задания по специальности рис. 3.12.


Из закономерности видно, что с повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по управлению соответственно возрастает. Такая закономерность была выявлена еще А.Файолем. Он утверждал, что главной «установкой» рабочего является техническая «установка», а главной «установкой» менеджера — «установка» административная. В своих трудах А.Файоль писал: «По мере того как мы поднимаемся по иерархической лестнице, относительная важность административной «установки» возрастает, в то время как относительная важность технической «установки» убывает».

& Литература: [4, с. 39–41]

Подразделения

Для своевременного и успешного достижения организацией поставленной цели между членами трудового коллектива распределяются обязанности, т.е. необходимо четко спланировать какое конкретное задание будет конкретное выполнять подразделение? Таким образом, общая задача шахты разбивается на отдельные конкретные объемы работ, для выполнения которых подбираются отдельные группы, члены которых обладают соответствующим опытом и умениями. Для согласованности действий между этими группами устанавливаются связи, которые формируют организационную структуру организации. Основными элементами этой структуры являются подразделения. Схематично механизм образования подразделений в организации показан на рисунке 3.13. Такие подразделения часто называются отделами, службами, участками или цехами, а также другими специфическими названиями.

Количество подразделений на шахте определяется по следующему принципу. В результате вертикального разделения труда в организационной структуре шахты образуется необходимое количество уровней управления, а на каждом уровне управления, благодаря горизонтальному разделению труда, из всей производственной деятельности выделяются отдельные объемы работ по стадиям. Это производится с таким расчетом, чтобы их можно было выполнить специально подобранными специалистами, которые для согласованности их работы и удобства управления ими, руководством шахты объединяются в отдельные подразделения. Таким образом, количество обособленных объемов работ определяет необходимое количество подразделений на шахте, которые в результате вертикального разделения труда распределяются по уровням управления, а в результате горизонтального разделения труда на каждом уровне управления распределяются по стадиям производства или функциональному принципу.

Каждому подразделению определяется конкретное специальное задание и срок его выполнения. После выполнения этого задания каждое подразделение вносит свой вклад в достижение общей цели шахты. Для этого каждому подразделению удовлетворяются его потребности в использовании сырья для обеспечения возможности осуществлять свою производственную деятельность в деле по созданию своей доли приращения прибавочной стоимости угольной продукции по мере продвижения угля по технологической цепочке, т.е. на пути движения угля из забоя к потребителям на-гора.

& Литература: [6, с. 323–324]

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Поясните, является ли группа людей, ожидающих троллейбус на остановке организацией?

2. По какой причине, люди намеренно объединяются в группу для совместного труда?

3. Какова роль неформальных организаций в работе формальных?

4. Приведите пример социально-экономической системы и опишите, из каких элементов одна состоит.

5. Для чего необходимо знать о существовании основных фаз жизни организации?

6. Какие общие характеристики имеют любые организации?

7. Объясните причины различного индивидуального поведения человека в зависимости от различных ситуаций в обществе.

8. Для чего применяется горизонтальное и вертикальное разделение труда в организациях?

9. Для каких целей производится специализация трудовой деятельности?

10.По каким признакам производится горизонтальное разделение труда и для чего они служат основой?

11. Охарактеризуйте, как изменяются затраты времени на выполнение функций менеджмента в зависимости от уровня руководителя.

12.Поясните, как качественно изменяется работа руководителя в зависимости от занимаемого им уровня управления?

13. Объясните, как изменяется объем различных областей знаний, который используют руководители различных уровней в своей работе.

14. Для каких целей на предприятии существуют подразделения?

15. Какие отличия между инжиниринговой и венчурной фирмами?

16.Какие отличия между акционерным обществом и холдинговой компанией?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Какие факторы внешней среды оказывают влияние на выбранное Вами предприятие?

2. Опишите внутреннюю среду выбранного Вами предприятия.

3. Какие виды разделения труда существуют на выбранном Вами предприятии?

4. Сколько уровней управления имеется на выбранном Вами предприятии и как качественно отличаются, решаемые ими задачи?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие для учащихся средне-специальных учебных заведений. — М.: «ГНОМ-пресс» при сод. Т.Д. «Элит-2000», 2001. — 440 с.

2. Менеджмент: Учебник для вузов / М.М.Максимцов, А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. — 343 с.

3. Менеджмент: Учебник / Рук. Авторского коллектива: В.Г.Илюшенко и В.В.Рыбак. — Донецк: ООО «Андромеда-4», 1998. — 339 с.

4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. — 3-е изд — Минск: «Новое знание», 2000. — 336 с.

5. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений. Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1998. — 228 с.

6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «Банки и биржи, ЮНИТИ», 2000. — 580 с.

7. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента / Учебное пособие под ред. О.Т.Лебедева. — СПб.: ИД «МиМ», 1998. — 192 с.

8. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. — 480 с.

9. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г.Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 608 с.

10. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. / Под науч. ред. А.А.Радугина. — М.: Центр, 1997. — 432 с.

11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента: Пер. с англ./ Под ред. Л.И.Евенко. — М.: «Дело ЛТД», 1995. — 704 с.

 


[1] Инфраструктура (лат. infra ниже, под + structura строение, расположение) — это совокупность вспомогательных сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования основных сфер материального производства и обеспечения условий для жизнедеятельности членов коллектива предприятия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.