Сделай Сам Свою Работу на 5

Зависимость от внешней и внутренней среды





Внешняя среда — это все то, что окружает организацию извне. Она во многом определяет границы организации, ее структуру, особенности внутренних процессов, взаимоотношения между людьми. Организация постоянно приспосабливается к среде, оценивает по ее реакции успешность своих действий.

Зависимость от внешней среды — это одна из самых значительных характеристик организации. Ни одна организация не может функционировать изолировано, вне зависимости от внешних ориентиров, они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее.

Различают факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия, приведенные на рис. 3.5.

Факторы прямого воздействия, которые непосредственно влияют на организацию и испытывают такое же воздействие от нее самой. К ним относятся: профсоюзы, партии и другие общественные организации, поставщики, законодательные акты, государственные

 
 

органы власти, потребители, система экономических отношений в государстве, конкуренты.

Факторы косвенного воздействия, которые не могут оказывать прямого воздействия на организацию, а оказывают влияние через определенные механизмы и взаимоотношения. К ним относятся: международная обстановка, научно-технический процесс, международное окружение, политическая обстановка, социально-культурная обстановка, состояние техники и технологии, особенности экономических отношений, состояние экономики.



Для внешней среды можно выделить четыре важных характеристики: взаимосвязанность, сложность, подвижность и неопределенность.

Взаимосвязанность — размер зависимости факторов друг от друга, т.е., насколько изменение одного фактора воздействует на изменение других.

Сложность — число факторов, на которые организация обязана реагировать и учитывать, а также весомость каждого из них.

Подвижность — скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.

Неопределенность — относительная недостаточность информации о внешней среде, в которой располагается организация и в которой будет протекать ее внешняя экономическая деятельность, низкая степень уверенности в точности этой информации и ее предсказуемости. Неопределенность сопряжена с риском планирования, правильного принятия решений и осуществления действий на всех уровнях экономической системы.




Внутренняя среда — это ситуационные факторы внутри организации, которые оказывают влияние на конечный результат ее работы. Поскольку организации представляют собой созданные людьми социально-экономические системы, то их внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений. Каждая организация имеет следующую внутреннюю среду (внутренние переменные), показанные на рис. 3.6: цели, задачи, структуру, технологию и людей. Эти элементы называют внутренними переменными, т.к. изменение одного из них ведет к изменению всех следующих за ним элементов.

Цели — это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив.

Организацию можно рассматривать, как средство для достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, что они не могли бы выполнить индивидуально.

Организация имеет всегда хотя бы одну общую цель, достичь которую стремятся все члены трудового коллектива. На практике весьма редко встречаются простые организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями.

Цели, принципы управления целями и способы их достижения должны быть известны каждому сотруднику предприятия, сформулированы письменно и документально закреплены.



К целям организации разработан ряд требований. Причем набор конкретных требований определяется весомостью цели. Так, например, при определении цели:

q общей направленности работы предприятия — они учитывают направления бизнеса, предопределяют действия, определяют приоритет задач бизнеса, концентрируют усилия в конкретной сфере, определяют значимость служб предприятия, задают уровни для оценки результата.

q конечного результата работы предприятия — они должны быть реальными и достижимыми, должны детализироваться по подразделениям, должны быть измеримы, должны быть однозначны, могут быть множественными, не должны противоречить объективным законам, должны быть понятны исполнителям.

q размера конечного результата работы предприятия — онизадаются с учетом объема работ, задаются с учетом сроков, задаются с учетом конкретных исполнителей, задаются с учетом имеющихся возможностей.

Задача — это предписанная работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

С технологической точки зрения задачи предписываются не работнику, а должности. В соответствии со структурой организации каждой должности предписан ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Существует три категории задач организации: работа с людьми(подчиненными, учениками, больными, клиентами), работа с предметами (машинами, сырьем, инструментами),работа с информацией(законами, инструкциями, нормами, документами, приказами, радио, телевиденьем, Internet).

Важными характеристиками задач являются: частотаколичество повторений данной задачи в единицу времени и время — продолжительность выполнения данной задачи.

Структура организации — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь цели.

Структура управления это определенное взаиморасположение и взаимоподчинение звеньев управления (субъектов и объектов), их состав, определенное распределение полномочий и ответственности между ними.

Технология — это набор и сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры[1], инструментов и соответствующих знаний, необходимых для преобразования сырья, расходных материалов и комплектующих изделий в продукцию и услуги.

Задачи и технология взаимосвязаны, так как выполнение задачи возможно только с применением конкретной технологии, посредством которой происходят вышеуказанные преобразования.

Кроме того, технология — важная внутренняя переменная, так как управление менялось вместе с изменением технологии. На ее существенно повлияли: промышленная революция, которая привела к разделению операций, развитие стандартизации и механизации, т.е. использование машин и механизмов вместо людей при повторяющихся процессах, применение сборочных конвейерных линий, т.е. повысились качество продукции и производительность труда за счет специализации и передвижения продукции по конвейеру, что привело к удешевлению продукции.

Технологии очень разнообразны и в зависимости от типа, технологии имеют целый ряд классификаций. Наибольшую известность получили следующие. Классификация британской исследовательницы управления Джоан Вудворд выделяет три категории:

1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, при котором одновременно изготавливается только одно или малая серия одинаковых изделий. Характеризуется ручным трудом и низкой производи­тельностью.

2. Массовое или крупносерийное производство, при котором изготавливается большое количество изделий, идентичных друг другу или очень похожих. Характеризуется механизацией труда, большими объемами, высокой производительностью.

3. Непрерывное производство, при котором непрерывно и в больших объемах изготавливается одинаковая продукция. Характеризуется огромными объемами, узкой специали­зацией, высокой производительностью труда.

Дополнением вышеприведенных технологий является классификация социолога и теоретика организаций Джеймса Томпсона:

1. Многозвенные технологии характеризуются серией взаимозависимых, последовательных операций.

2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, которые являются или хотят быть взаимозависимыми.

3. Интенсивные технологии характеризуются применением специальных приемов, навыков или услуг, для того, чтобы произвести определенные изменения в сырье.

Люди — это трудовые ресурсы, которые через труд способ­ствуют достижению цели организации.

Люди составляют основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако для эффективного управления о них нельзя говорить, в общем, так как все люди разные. Как уже отмечалось раньше, люди в различных ситуациях ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям. Кроме того, люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело. Руководитель должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.

 
 

Все внутренние элементы организации взаимосвязаны друг с другом, поэтому они, никогда не рассматриваются изолированно друг от друга. Изменения одного из названных элементов будут в определенной мере влиять на все остальные. Взаимосвязь внутренних элементов организации: целей, структуры, задач, технологии и людей показана на рисунке 3.7.

& Литература: [4, с. 24–29; 11, с. 89–109]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.