Производственный процесс на шахте как объект управления
ТЕМА 1
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ШАХТОЙ
“Что можно узнать из данной темы …”:
Причины возникновения управления; основные понятия управления; какие два процесса для добычи угля необходимо выполнять; понятие о менеджменте; три смысла понятия менеджер; цели, задачи и функции менеджмента; основную цель менеджмента; основную задачу менеджмента; что входит в задачи менеджмента; что представляет собой структура менеджмента; какие науки в менеджменте в настоящее время можно выделить, у которых область знаний иногда перекрывается или рассматривается с позиций различных подходов; классификацию этих наук.
Понятие о шахте как объекте управления
Шахта — это производственно-административная единица, которая позволяет организовать и выполнять подземную добычу угля в пределах отведенной части отдельного месторождения.
Она является производственной единицей, поскольку представляет собой отдельное производство, которое объединяет вместе в единое целое множество различных производственных процессов, в которых задействованы различные технологии, оборудование и специалисты.
Административной единицей — шахта является, поскольку представляет собой отдельное юридическое предприятие, на котором сообща работает множество различных специалистов и которое является частью общей системы предприятий, организующей добычу угля в стране.
Для того чтобы шахта работала эффективно, т.е. полностью выполняла свои функции и добывала запланированный объем угля, к запланированному сроку и требуемого качества, ею необходимо управлять, т.е. управлять на шахте людьми, ресурсами и процессами.
Впервые необходимость управлять людьми возникла на начальных этапах формирования человеческого общества, т.е. как только наши пращуры стали жить организованными группами, у них появилась необходимость использовать зачатки управления. Это было вызвано тем, что, когда объединялись в группу как минимум 2 человека, для достижения ими какой-либо совместной цели или желаемого результата, а также для достижения результативности любого процесса у них возникала необходимость направлять их усилия в одном направлении. Иначе могла возникнуть ситуация известная из знаменитой басни Крылова, когда усилия Лебедя, Рака и Щуки были направлены в разные стороны. Направлять усилия группы мог только один человек из ее состава, который был лидером и являлся личностью. По этой причине, один человек в коллективе становился руководителем, т.е. управляющим, а все остальные — его подчиненными, т.е. управляемыми.
Таким образом, управление как исторический процесс начало развиваться с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллектива людей, а затем выделилось в самостоятельный вид деятельности в связи с разделением труда и дифференциации его функций. При этом управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
q оборонительной — заключающейся в необходимости защиты от врагов и диких зверей;
q экономической — заключающейся в необходимости рационального распределения ресурсов и в поиске оптимальных решений в производстве;
q политической — заключающейся в необходимости установления и поддержания порядка в группах.
& Литература: [1, с. 28; 11, с. 28–38]
Производственный процесс на шахте как объект управления
Производственный процесс на шахте представляет собой совокупность процессов, которые осуществляются коллективом специализированных работников с помощью средств горного производства и которые направлены на добычу угля из недр земли определенного объема и кондиции. Производственный процесс имеет свою структуру, которая характеризуется предметом труда (уголь), характером предмета труда (кондиции или качество угля) и степенью специализации шахты (характеристика горно-геологических условий).
Для результативной и экономически выгодной работы шахты, т.е. для проведения горных выработок, отбойки угля и доставки его на-гора потребителям, а также обеспечения безопасности ведения всех горных работ производственный процесс на шахте разделяется на два взаимосвязанных процесса, которые выполняются параллельно в одно и тоже время, а именно на: технологический и организационный. Схематично взаимосвязь этих процессов показана на рис. 1.1.
Как технический объект шахта представляет собой систему зданий, горных сооружений, оборудования, которые находятся на земной поверхности и под землей в пределах шахтного поля. Им является часть месторождения угля, оконтуренная техническими границами. Шахтное поле характеризуют горно-геологические условия, характеристики пластов и боковых пород.
Технологический процесс — это четко определенная во времени и пространстве последовательность стадий добычи угля, которые определяют вид и параметры технологии, набор оборудования, профессию и квалификацию специалистов. Этот процесс зависит от горно-геологических условий залегания пластов и определяет объем и качество добываемого угля. Так, например, для проведения горных выработок применяются либо комбайны, либо буровзрывное оборудование, которые имеют отличающуюся последовательность стадий технологического процесса и применяемых при этом операций. Этот процесс главным образом определяет объем и качество добываемого угля. Его бесперебойное протекание с заданными параметрами обеспечивается людьми (рабочих профессий), оборудованием, комплектующими деталями, энергией, сырьем, расходными материалами. Таким образом, технологический процесс непосредственно связан с предметом труда и после его выполнения возрастает прибавочная стоимость предмета труда.
Организационный процесс — косвенно связан с предметом труда, поскольку занимается регулированием последовательности выполнения технологического процесса и принятием управленческих решений о необходимости применения той или иной технологии, выполнения действий работниками для достижения поставленной цели. Своевременность принятия управленческих решений обеспечивается наличием людей (т.е. руководителей), управляющей информации и финансовых средств, предназначенных для организации выполнения всех производственных процессов. Таким образом, назначение организационного процесса эффективно реализовать имеющийся технологический потенциал и ускорять технологический процесс. Для этого создается специальный орган, в состав которого входят руководители всех подразделений шахты и который занимаетсяуправлением.
Основные понятия управления
Управлять — это означает заведомое и осознанное воздействие кого-то (управляющего) на что-либо или кого-либо (управляемых) для изменения направления их действия (работы, преобразования, распределения и т.п.) или движения, чтобы превратить их хаотическое действие или движение в целенаправленное, т.е. для достижения ими, заданной управляющим цели. Таким образом, до процесса воздействия кто-то или что-то находились в состоянии равновесия либо двигались или действовали в своем заинтересованном направлении, не совпадающем с заданной целью. Затем, в результате процесса управления, что-то или кто-то начинают двигаться или действовать в направлении задуманного управляющим конечного результата, т.е. без управления все их действия будут направлены куда угодно, поэтому маловероятно, что в сторону заведомой и желанной цели управляющего.
Управление — это целенаправленный процесс, посредством которого субъект управления обеспечивает условия для достижения объектом управления требуемого результата. Управление это сознательная деятельность человека, существующая только в разумном обществе, поэтому ни природа, ни техника не могут сознательно управлять для достижения определенной цели. Таким образом, объект управления должен находиться в определенных условиях или под определенным воздействием, чтобы он начал изменять направление своих действий или воздействия.
Субъект управления — один из элементов управленческой системы, т.е. одно из подразделений предприятия или личность, которые направляют управленческий процесс, выявляют отклонения от требуемого результата и принимают управленческие решения по устранению отклонений.
Объект управления — та часть управленческой системы, на которую направлен конкретный управленческий процесссо стороны других элементов.
Управленческая система — системная совокупность объектов и субъектов управления, которые с помощью управленческих связей в определенном порядке объединены в единое целое для выполнения совместных действий и их согласования при достижении общей цели. Субъект играет в системе роль управляющей подсистемы, а объект — управляемой. Взаимодействие этих подсистем осуществляется только по управленческим связям в основном в форме обмена управленческой информацией с помощью прямых или косвенных сигналов материального или нематериального характера. Структура системы управления схематично показана на рис. 1.2.
Управленческая связь — установленные формально правила, порядок и направление обмена управленческой информацией между элементами управленческой системы, которые регламентируют взаимоотношения между ними и определяют их статус. Таким образом, управленческая связь дает право и возможность образованию между элементами управленческой системы управленческих отношенийрис. 1.3.
Управленческая информация — совокупность сведений о положении и процессах, протекающих на шахте и ее окружении, которые служат основой для принятия управленческих решений.
Управленческое решение — творческое и волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или достижению цели. Управленческое решение от субъекта к объекту поступает в форме управленческих команд (распоряжений), при этом между ними возникают управленческие отношения и, в последствие объект выполняет соответствующее действие(или бездействие).
Управленческая команда — задание, выдаваемое субъектом объекту, которое он должен выполнить, т.е. совершить определенные операции, процедуры и действия для достижения поставленной цели.
Действие — это операции и процедуры, выполняемые объектом после получения им управленческой команды. Таким образом, действие — это часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную работником цель. Действия могут быть умственные и физические. Умственные действия в большей степени характерны субъектам управления, а объекты управления в большей степени выполняют физические действия.
Операция — это способ осуществления действия, характер которого зависит от условий выполнения действия, имеющихся умений и навыков, наличия средств осуществления действия.
Процедура — это порядок и последовательность осуществления операций.
Для совершения действий и выполнения операций и процедур, субъект и объект управления должны обладать определенными компетенциями и для этого быть способными выполнять определенные умения и навыки.
Компетенция — это набор знаний и пониманий (т.е. это теоретические знания в какой-либо академической области, способность знать и понимать), знания как действовать (т.е. это практическое и оперативное использование знаний к конкретной ситуации) и знания как существовать (т.е. это ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и сосуществования с другими в социальном контексте). Схематично содержание и структура компетенций показаны на рис. 1.4. Таким образом, это предметная область, в которой субъект и объекты хорошо разбираются и в которой они проявляют готовность к выполнению умственных или физических действий.
Умение — способность человека выполнять определенные действия на основе соответствующих знаний и пониманий. Системы умений различных видов формируют соответствующие компетенции. Умения разделяются по видам.
Навыки — это умения, которые вследствие многочисленных повторений становятся автоматическими и выполняются без подсознательного контроля.
Управленческие отношения — правила и порядок взаимодействия между элементами управленческой системы, которые устанавливаются при наличии между ними управленческой связи, т.е. это установление зависимости их друг от друга: субъекта управления от объекта, управляющей подсистемы от управляемой и на оборот, в процессе осуществления ими управленческого труда. Суть такой зависимости состоит в том, что одни элементы системы (субъекты) заинтересованы вырабатывать управленческие команды и с помощью их влиять на поведение других элементов системы (объектов), которые, в свою очередь, в силу определенных причин заинтересованы выполнять действия, предписываемые управленческими командами субъектов и сообщать им о достигнутых результатах после выполнения объектами действий.
Управленческий процесс (труд) — совокупность и определенный набор компетенций, которые позволяют выполнять последовательность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, которая осуществляется в рамках организационной структуры шахты.
Реалии современного промышленного производства на шахте и тенденции в нашем обществе заставляют понятие «управление» заменять понятием «менеджмент», поэтому в дальнейшем следует разобраться в правомерности такой замены терминов и следует ли это делать.
& Литература: [2, с. 14; 5, с. 7; 10, с. 8–9; 11, с. 30]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|