Сделай Сам Свою Работу на 5

Термины и понятия по истории России VI-XVII веков





Барщина - форма феодальной земельной ренты за предоставляемую в аренду землю. Заключалась в работе на полях и в хозяйстве барина без оплаты и собственным инвентарем (Даровые работы на земле помещика с собственным инвентарем). Появилась в Киевской Руси, укрепилась во 2 пол. XVI в. и была широко распространена до 1 пол. XIX в. Юридически отменена в 1882 г.

Баскакпредставитель ордынцев, специальный чиновникдля сбора дани и учета населения на русских землях. После Тверского восстания 1327 года посылка баскаков на Русь прекратилась. Дань стали собирать русские князья, которые отвозили ее в Орду.

Белая Русь - название белорусских земель в XIV-XVII вв.

Бояре - в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). Имели своих вассалов и право отъезда к другим князьям. В Новгородской республике фактически управляли государством. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской Думы при великом князе составляли совещательный орган. Звание отменено Петром I в XVIII в. В XVIII в. окончательно слились с дворянами.



Боярская Дума - сословно-представительный орган княжеско-боярской аристократии. Активно функционировал в XV-XVI вв. В 1613 г. в Боярской Думе было 40 чел., в 1679 - 97 чел. С образованием Сената в 1711 г. Боярская Дума была ликвидирована.

"Бунташный век" - так называли современники XVII в. в истории России - время различных народных движений: двух крестьянских войн (И.Болотникова и С.Разина), Соляного бунта 1648 г., городских восстаний 1648-1650 гг., Медного бунта 1662 г. в Москве, восстания 1682 г. (Хованщина) в Москве.

Варягидревнерусское название жителей Скандинавии ( викинги, норманны), которые сыграли заметную роль в истории Древнерусского государства. Активно осуществляли экспансию на восток, юг и запад. На протяжении X - начала XI века некоторая часть варягов - воинов-дружинников - оседала на Руси, вливаясь в слой военной знати, происходил процесс их ассимиляции. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимающихся торговлей на пути "из варяг в греки", т.е. между Скандинавией и Византией.



Великая Россия - официальное название со 2-й пол. XVII в. европейской части Русского государства. В царском титуле употреблялось с XVI в., как географическое понятие возникло в связи с присоединением Левобережной Украины (Малой России).

Великая Яса – свод постановлений, обнародованных Чингисханом. Основной памятник права монгольского средневековья. Текст полностью не сохранился и известен нам фрагментарно в переводах персидских, арабских и армянских авторов XIII века.

Великое посольство - русская дипломатическая миссия в 1697-1698 гг. Западную Европу, которая имела целью укрепление и расширение союза для борьбы с Турцией, приглашение на русскую службу специалистов, закупку и заказ вооружений. Миссия официально возглавлялась Ф.Лефортом, Ф.Головиным, а фактически во главе ее стоял Петр, который путешествовал под именем десятника Петра Михайлова. Для учения Великое посольство привезло в Европу 35 юношей. Прямой цели - союза против Турции - достигнуто не было , но миссия разведала обстановку в Европе и подготовила почву для борьбы за Прибалтику.

Вече - народное собрание на Руси X-XIV вв. Наибольшее развитие получило в городах XI-XII вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. В Новгороде, Пскове, Вятке сохранилось до нач. XVI в. Исполнительными органами вече были 2 выборных сановника - посадский и тысяцкий.

Воевода - военноначальник, правитель у славянских народов. На Руси появились в X в. В Российском государстве стояли во главе полка, отряда (конец XV - нач. XVIII вв.); города (сер. XVI в. - 1775 г.); провинции (1719-1775 гг.).



Волостель - должностное лицо XI-XVI в. От имени великого или удельного князя управлял волостью, ведал административными и судебными делами. Не получая жалованья от правительства, "кормился" за счет тяглого населения волости.

Вотчина - древнейший вид феодальной земельной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII-XV вв. - господствующая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась по характеру в XVI-XVII вв., в нач. XVIII в. окончательно слилась в один вид. С этого времени вотчина, поместье, имение - полные синонимы. В пределах вотчины ее собственнику принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов.

В более широком смысле вотчина - это собственность и полномочия, унаследованные от отца. Вотчиной было: поместье, рабы, ценности, право на рыболовство и разработку недр, родословная, политическая власть. Именно это, расширительное толкование термина, дает ключ к пониманию вотчинного уклада и вотчинного характера русского государства.

При Иване III - 63 города, Иване IV - 68, в 1610 г. - 138. Типичный город середины XVII в. - примерно 2 000 жителей.

Гривна - денежная и весовая единица Древней Руси, слиток серебра в 1/2 фунта (XII в.). В XV в. вытеснена рублем.

Дворцовые (удельные) земли - земли, принадлежавшие на Руси лично великому князю, а позднее царю по праву феодальной собственности. Они обеспечивали продовольствием и сельскохозяйственным сырьем царский дворец и дворцовое хозяйство.

Дворянство - господствующее привилегированное сословие в эпоху феодализма. В России возникло в XII-XIII вв. как низшая часть феодального военно-служилого сословия, с XIV в. стали получать за службу земли (поместья). В сер. XVI в. усиливается роль дворянства, оформляются его права и участие в государственном управлении. В XVII в. дворянство вносится в специальные разрядные списки, а родословные записываются в Государев родословец. Петровская Табель о рангах расширила возможности получения дворянства, при Екатерине II расширяются права и привилегии дворянства, завершается юридическое оформление их прав. К концу XVIII в. бояре и дворяне сливаются в одно дворянское (помещичье) сословие, а вотчины и поместья уравниваются в правах. Существует термин "столбовые дворяне" - это потомки знатных родов, занесенных в столбцы - разрядные списки.

Древняя Киевская Русь (IX - сер. XII вв.) - сложилась в результате объединения земель полян, ильменских славян, радимичей, кривичей и др. Столица - Киев. Междоусобицы князей, нападения половцев и другие причины привели в сер. XII в. к ее раздробленности.

Думные чины - в Русском государстве XV-XVII вв. члены Боярской думы: бояре, окольничие, думные дворяне (3-й чин членов Боярской думы - после бояр и окольничих), думные дьяки (4-й, низший членов Боярской думы).

Духовенство - люди, занимающиеся религиозными обрядами и службами. Делится на черное (монашество) и белое (священники и дьяконы).

Законодательная деятельность при Алексее Михайловиче.

1) Указ о таможенных пошлинах с товаров - упорядочивание пошлин и сведение их к минимуму.

2) Новоторговый устав 1667 г. - законодательство о торговле. Все торговые сборы заменены одним - десяти денег с рубля. Установлены правила торговли русских купцов за границей и иностранцев в России.

3) Кормчая книга, или Новоканон - постановление относительно церковного управления и суда. Способствовала взаимодействию и разграничению церковного и светского законодательства.

4) Соборное уложение 1649 г.

Земские соборы - высшие сословно-представительные учреждения в России сер. XVI - конца XVII вв. В состав Земских соборов входили представители высшего духовенства, Боярская Дума, представители провинциального дворянства и горожан. На них рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Всего состоялось более 50 Земских соборов. Это период сословно-представительной монархии в России.

Золотая Ордагосударство, основанное в 40-х годах XIII века Бату-ханом, или Батыем (внуком Чингис-хана, сыном Джучи) в низовьях Волги, на территории Северного Кавказа , части Средней Азии. Русские земли формально не входили в Золотую Орду, но находились под ее протекторатом. Государство просуществовало два века. Сепаратистские тенденции, смуты, неудачи в столкновениях с войсками Тимура, а затем с войсками русских князей предопределили распад Золотой Орды на несколько ханств.

Иерарх (греч.) - высший священнослужитель, в православии - архиерей.

Князь - руководитель политического образования, удела. Представитель феодальной аристократии IX-XVI вв. До XVIII в. звание "князь" было только родовым, позже титул стал жаловаться царем высшим сановникам.

Конюший - высшая придворная должность в русском государстве XV-XVII вв., глава Боярской Думы.

Кормления. Местное управление в XV - сер. XVI вв. было представлено наместниками (уезды) и волостелями (волости, станы), которые получали территорию в "кормление". В пользу кормленщика взимались судебные пошлины и часть налогов. Так он получал налоги въездные и выездные, свадебные и др. Система кормления не была эффективной в рамках централизованного государства, вызывала недовольство населения. Отмена кормлений в 1556 г. была важным шагом в укреплении самодержавной власти. Кормления постепенно заменились воеводским управлением, означавшим более высокую степень централизации.

Крепостное право - форма внеэкономической зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.

Этапы закрепощения

1. Сельское население России превратилось из арендаторов в крепостных между 1550 г. и 1650 г.

2. Судебником 1497 г. Москва ограничила время перехода крестьян от помещика к помещику 2 неделями (Юрьев день).

3. События 2-й пол. XVI в. (завоевание Казани и Астрахани и открытие целинных земель; опричнина и преследования) заставили правительство принять решительные меры для остановки крестьянского переселения. Начиная с 1550 г. издавались указы, запрещавшие "черным крестьянам" сниматься с места. Одновременно были прикреплены к месту крестьяне-торговцы и ремесленники, тоже считавшиеся "черными". Были закрепощены также крестьяне, живущие в вотчинах и поместьях - совокупностью хозяйственного давления и законодательных актов.

4. В 1580 г. правительство временно отменило выход крестьян в Юрьев день, а с 1603 г. вообще запретило выход (введение "заповедных лет"). С 1581 по 1592 гг. правительство составило кадастр, официально зарегистрировавший место жительства крестьян.

5. Следующим этапом закрепощения стало введение "урочных лет". В 1597 г. правительство постановило, что крестьяне, бежавшие после 1592 г., подлежат поимке и возвращению помещику. Позднее срок давности поимки беглых крестьян всегда отталкивался от 1592 г. Фактически это уже было полновесное крепостное право.

6. Уложение 1649 г. отменило все ограничения во времени на возврат беглых крестьян.

7. Первые шаги к раскрепощению населения России предпринял Александр I, в 1861 г. Александр II отменил крепостное право.

Крестьяне - податное население России. В дореформенной России делились на 3 основные категории: помещичьи (крепостные), государственные, удельные. Свободное сельское население России в XVI-XVII вв., зависимое непосредственно от государства, называлось черносошными крестьянами. Впоследствии, в XVIII-XIX вв. они стали называться государственными крестьянами. Они несли повинности в пользу государства, но считались лично свободными. В XII-XIII вв. появляются зависимые крестьяне, которые с развитием крепостного права полностью теряют экономическую и личную свободу и становятся помещичьими (или крепостными). Они работают на помещика и не имеют права уйти от него. Лишь в 1861 г. они получили личную свободу, дарованную императором. Однако некоторые помещики и раньше отпускали своих крестьян на свободу. Обязанные крестьяне - это крепостные, получившие по указу 1842 г. по договору с помещиком личную свободу и землю в наследственное пользование за выплату повинностей.

С развитием промышленности появляется необходимость в рабочих руках. С XVIII в. в России появляются посессионные крестьяне - т.е. крепостные, закрепленные за мануфактурами. Они не могли продаваться отдельно от предприятий, переводиться на сельскохозяйственные работы. Отменена в 1861 г. Несколько отличались от них приписные крестьяне - категория зависимого населения в XVII-XIX вв., которые были обязаны вместо подушной и оброчной подати работать на казенных или частных заводах; ликвидированы в 1861 г. Часть крестьян принадлежала непосредственно царской фамилии, работала на царское хозяйство и называлась удельными крестьянами. существовала и категория церковных крестьян (до 1864 г.) - т.е. крестьян, принадлежащих церкви.

Курултай – в монгольской державе съезд монгольской знати во главе с членами правящей династии.

Малая Русь - историческое название Галицко-Волынской земли в XIV-XV в. и территории Поднепровья в XV-XVI вв.

Местничество - система служебных отношений, выросшая из обычаев в княжения Ивана III и его сына Василия. Место (генеалогическое) - ступень, занимаемая каждым членом фамилии на фамильной лестнице старшинства по его расстоянию от родоначальника. Место (служебное) - первоначальное понятие сложилось среди бояр за княжеским столом, где они рассаживались в порядке служебно-генеалогического старшинства. Потом оно перенесено на все служебные отношения, на правительственные должности. Система местничества была закреплена в 1556 г. Государевым родословцем, где было расписано "место" до 200 родовитых фамилий. Таким образом, при назначении на должности в государстве учитывались не способности и заслуги, а "порода", происхождение. Потомки великих князей становились выше потомков удельных князей, потомки удельного князя - выше простого боярина, московский великокняжеский боярин - выше служилого князя и боярина удельного. Учитывался и срок службы фамилий при московском дворе. Среди знатнейших фамилий - потомки великих русских князей Пенковы, Шуйские, Ростовские, Бельские, Мстиславские, Патрикеевы, Голицыны, Куракины; из старейшего нетитулованного боярства - Захарьины, Кошкины, потомки удельных князей - Курбские, Воротынские, Одоевские, Белевские, Пронские, московские бояре - Вельяминовы, Давыдовы, Бутурлины, Челяднины. Местничество было опорой и гарантией политического положения боярства, оно тормозило развитие общества, отменено в 1682 г.

Митрополит – в православной церкви второй после патриарха сан в церковной иерархии.

Москва - основана в 1147 г. До середины XIII в. Москва входила в состав Владимирского княжества, в 1263 г. получает самостоятельность и вокруг нее начинается объединение русских земель. Особенно поднялась роль Москвы в период княжения Ивана Калиты (1328-1341 гг.). Город становится политическим и религиозным центром Руси.

"Москва - Третий Рим" - это положение является одним из составляющих идеологии русского самодержавия. Рим Петра и Константина пал в наказание за ересь. Москва стала Третьим Римом, и как таковая будет стоять вечно, ибо четвертому не бывать. Русь является безупречнейшим и благочестивейшим христианским царством на земле. Идея эта сформирована в 1-й пол. XVI в. псковским монахом Филофеем и стала неотъемлемой частью официальной политической теории Московской Руси.

Наместник – должностное лицо в XII-XVI вв., возглавлявшее местное управление. До сер. XVI в. назначался царем и Боярской думой.

Нестяжатели - религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV - нач. XVI вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира, требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др.

Норманская теория – система взглядов и представлений о происхождении древнерусского государства, сформулированная во второй четверти XVIII века З.Байером, Г.Ф.Миллером, А.Шлецером, подчеркивавшими решающую роль норманнов (варягов) в создании государства Киевская Русь. В числе основных вопросов – происхождение термина "русь" и династии киевских князей. Противоположное течение – антинорманисты (М.В.Ломоносов).

Общественно-политическая мысль и культура XVI в. В 50-70-е годы XVI в. при участии Ивана IV, А.Адашева и др. составлен Лицевой свод - летопись истории человечества от сотворения мира до XVI в., а под руководством митрополита Макария - Степенная книга (1561-1563 гг.), где материал был сгруппирован по ступеням - "степеням". Иван Пересветов - видный представитель общественно-политической мысли. Проекты реформ, предложенные им, имели целью создание сильной самодержавной власти. Видный публицист сер. XVI в. - Ермолай Еразм. Составлены митрополитом Макарием и его сподвижниками "Четьи-Минеи" - книга для чтения по месяцам. Построен собор Василия Блаженного в Москве (1554-1560 гг.).

Окольничий - придворный чин и должность в Русском государстве - XIII - нач. XVIII вв. Возглавлял приказы, полки.

Опричнина. Реформы сер. XVI в. содействовали укреплению Русского централизованного государства, усилению поместного дворянства. Однако, перед Иваном IV стояла задача сломить могущество княжеско-боярской аристократии путем ликвидации ее землевладений и обеспечения за счет боярских земель широких кругов дворянства. Царь поделил государство на опричнину и земщину. В опричнину (от слова "опричь", кроме), непосредственно подведомственную царю, вошли лучшие земли вокруг Москвы с учетом военно-стратегического положения. В опричнину (особый двор, по выражению московских летописцев) вошло около половины всего государства. Это было дворцовое хозяйственно-административное учреждение, заведовавшее землями, отведенными на содержание царского двора. В опричнине были особые бояре, дворецкие, казначеи, дьяки, дворовые и др. Вся остальная территория отводилась под земщину. Во главе земщины стояла Боярская Дума, сохранялись приказы и вся система управления. Таким образом, существовали как бы две параллельные структуры власти. Но, как пишет В.Ключевский, в опричнине "надо различать территорию и цель". Опричнина - это политика Ивана Грозного, направленная против боярской аристократии. Она неоднократно меняла свои формы и направление. Сперва ее острие было направлено против княжеско-боярской знати, затем - дворян, приказных и горожан. Опричнина - это политика террора, как основного средства укрепления самодержавной власти. Были созданы опричные войска из рядовых помещиков, первоначально в 1 тыс. человек. 1565-1572 гг. - первый период опричнины. Разгром боярской оппозиции. В 1567 г. раскрыт боярский заговор, многочисленные казни. В 1570 г. карательные походы в Новгород, Торжок, Тверь. Всего было казнено около 4 тыс. человек. 1572-1584 гг. - второй период опричнины. Репрессии коснулись и князей из числа опричников. Выявились и ее отрицательные стороны: разорение страны и крестьян в результате массового перераспределения земель и грабежа. Резкое обособление опричнины и земщины создало перегородки, препятствующие слиянию и укреплению русских земель. Экономическая раздробленность не была изжита. Опричнина прервала связь потомков удельных князей с их территориями. Однако, она совпала с поражением в Ливонской войне, засухами и, как следствием, голодом, эпидемией чумы. Запустение и смута стали результатом опричной политики Ивана Грозного.

Ордынское иго – принятое в литературе название системы властвования Золотой Орды над Русью, включавшей управление завоеванными территориями, а также политику в отношении различных слоев и социальных групп населения. Существуют различные подходы к характеристике взаимоотношений Руси и Орды. Одни ученые полагают, что иго- катастрофа для Руси: затормозилось складывание феодальных отношений, возродились архаичные формы хозяйства, исчез ряд ремесел, произошел разрыв отношений с Европой, деформировалась российская государственность и т.п. Другие ученые полагают, что ига как такового на Руси не было. Не изменился политический строй и система управления, осталась идеологическая независимость, развивались производство и обмен. Размеры ущерба, нанесенные ордынцами, преувеличены. Существовала взаимная связь и взаимовлияние двух культур. Акцент делается на синтез цивилизаций и формирование евразийской культуры. Само "иго" представляется мифом. В новейшее время последняя точка зрения получила развернутую характеристику в работах Л.Н.Гумилева.

Осифляне - религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV - нач. XVI вв., идеолог Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. (В XVI в. в собственности русского духовенства находилась 1/3 всей земли.) Иногда осифлян называют любостяжателями. Церковь, по их мнению, должна тесно сотрудничать с

Патриарх - высший титул главы самостоятельной православной христианской церкви. В России впервые избран собором русских церковных иерархов в 1589 г. Наибольшего могущества власть патриарха достигла при Никоне (XVII в.). Никон, добиваясь независимости церковной власти от светской, вступил в конфликт с царем. С этого времени происходит постепенное подчинение патриарха светской власти, что завершилось при Петре I. В 1721 г. он ликвидировал сан патриарха, а церковными делами стал руководить Синод. Чин восстановлен в 1917-1918 гг.

Первые постоянные дипломатический миссии в Москве - Швеция - 1666 г., Дания - 1672 г., Польша - 1673г., Бранденбург - 1675 г., Голландия - 1678 г.

Первые русские постоянные миссии в европейских государствах. 1634 г. - Швеция, 1673 г. - Речь Посполитая, 1699 г. - Голландия, 1700 г. - Дания, 1701 г. - Австрийская империя, 1702 г. - Франция, 1706 г. - Великобритания.

Поместное землевладение. Установилось в Московском государстве в XV-XVI вв. Поместье в Московской Руси - это участок казенной или церковной земли, данной государем или церковью в личное владение служилому человеку при условии службы, т.е. как вознаграждение за службу и, вместе с тем, как средство для службы. ("По месту" службы, чтобы кормиться). Условным, личным и временным характером поместное владение отличалось от "вотчины", составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца. Таким образом, поместное землевладение искусственно развивало частное землевладение. В XVIII в. по законам Петра I и императрицы Анны поместья стали собственностью владельцев, окончательно слились с вотчинами, и само слово "помещик" получило значение земельного собственника из дворян.

"Повесть временных лет" - общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. Нестором. Текст включает летописные своды XI в. и другие источники. История Руси дана в контексте всемирной истории и истории славянства. Положена в основу большинства русских летописных сводов.

Посад - община торговцев и ремесленников; скорее юридическая, чем территориальная, единица в России. Поэтому каждый третий город в России не имел посада. Посады, напротив, часто существовали в сельских местностях или возле монастырей. На посаде лежали тяжелые повинности; он не был привилегированной корпорацией, как на Западе.

Часто посадом считают предместье, или неукрепленную часть города, таким образом сужая понятие.

Посадские люди - в Русском государстве торговое и ремесленное население города, которое несло государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 г. разделены на купечество и мещан.

Постельничий - придворная боярская должность из ближайшего окружения царя в XV-XVII вв. Сопровождал царя, хранил его личную печать, часто возглавлял личную канцелярию. Ведал постельной казной- хранилищем царской одежды, украшений, посуды, икон, архива и пр. В его подчинении были слободы ткачей и мастерская палата, где шили одежду для царской семьи.

Православие - одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло в IV в. с разделением Римской империи на Западную и Восточную. За Западной (Римской) церковью осталось название католическая, а за Восточной - православная.

Формально датой разделения считается 1054 г., когда Римский кардинал Гумберт и Константинопольский патриарх Михаил Керуларий отлучили друг друга от церкви. Богословские основы определились в Византии в IX - XI вв. При Владимире Святославовиче в 988 - 989 гг. православие стало государственной религией Руси. Постепенно православие разделилось на несколько автокефальных (самостоятельных) церквей. С 1448 г. Русская православная церковь (РПЦ) стала автокефальной: митрополит Иона был посвящен Собором русского духовенства самостоятельно, без ведома и участия греческого патриарха.

В 1598 г. Московский митрополит был наименован патриархом, что означало объявление полной самостоятельности Русской церкви.

В 1917 г. церковь была отделена от государства.

В 1990-е годы государство Российская Федерация снова берет под крыло Православную церковь.

Приказы. Центральные органы государственного управления и контроля. Начинают формироваться при Василии III и окончательно складываются при Иване Грозном. Это начало отраслевого принципа в системе российского управления. Позже они получили право суда и принятия законов в рамках их компетенции. Приказы обеспечивали управление централизованным государством. Одним из первых приказов была Челобитная изба во главе с А.Адашевым. По сути это был высший контрольный орган государства. Иностранными делами ведал Посольский приказ во главе с дьяком Иваном Висковатым. Он руководил внешней политикой страны 20 лет, был казнен в годы опричнины. Поместный приказ распределял поместья и вотчины. Разрядный приказ был прообразом генерального штаба, т.к. вместе со Стрелецким приказом ведал вооруженными силами и их обеспечением. Борьбой с преступностью занимался Разбойный приказ. Сибирский - управлял присоединенными сибирскими территориями. Приказная система просуществовала почти 200 лет и была реорганизована в период петровских реформ.

Раскол - отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона (1653-1656 гг.). Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении обрядов; она не касалась существа православия. Однако под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, не желавшие мириться с усилением государственно-бюрократического давления, возрастанием роли иностранцев и т.п. В расколе объединились самые разные силы, выступавшие за неприкосновенность традиционной русской культуры. Сторонников раскола стали называть раскольниками = старообрядцами = староверами. В результате раскола цековь попала в полную зависимость от государства.

Рента - доход, регулярно получаемый с капитала, земли, имущества, не связанный с предпринимательской деятельностью (на Руси в XV в. крестьяне феодальных вотчин выплачивали ренту землевладельцу).

"Русская правда" - основной закон Киевской Руси. Состояла из 5 разделов, дополняемых с учетом времени:

1. "Древнейшая правда" или "Правда Ярослава Мудрого", 1015-1016 гг., написана самим Ярославом.

2. Дополнение к "Правде Ярослава". "Устав мостником". "Покон вирный".

3. "Правда Ярославичей" - Изяслава, Святослава, Всеволода, ок. 1072 г.

4. Устав Владимира Мономаха, 1113 г.

5. Пространная Русская правда, 1120-1130 гг.

"Русское возрождение". XV в. сопровождался возвышением Москвы. Начинается книгопечатание. Наиболее распространенным для образовательного чтения является "Хронограф" Пахомия Логофета. Новгородский епископ Геннадий пишет былины о Василии Буслаеве, госте Садко и др. Нил Сорский, инок из Кирилло-Белозерского монастыря, владеет одной из самых богатых библиотек. Русскими совершаются путешествия: иеромонах Зосима описывает свой путь в Иерусалим, Малую Азию, священник Варсонофий - в Иерусалим и Египет, рассказывает о Синайской горе; суздальский иеромонах совершает путешествие в Германию, Тироль, Северную Италию; тверской купец Афанасий Никитин - в Персию и Индию и т.д. Развивается русское искусство: архитектура, живопись, графика.

История искусства, как и история русской культуры вообще, распадается на 2 периода: древний (до эпохи Петра I) и новый. В течение первого периода из элементов, заимствованных от Византии, занесенных к нам с Востока и отчасти с Запада, равно как и коренившихся в духе и быте народа, медленно, но непрерывно вырабатывается оригинальный тип искусства. Он обещал достигнуть высокого совершенства, но внезапно был остановлен Петром I. XIV-XV вв. - расцвет русского искусства: сооружение Успенского собора в Москве архитектором Фиораванти, Архангельского - итальянцем Алевизом; гражданские здания строят Марко Руф, Соларио и др. Они научили русских мастеров более совершенной технике и применению архитектурных мотивов, соотносясь с русскими обычаями, вкусами и русским духом.

Живопись Древней Руси отличалась меньшей самостоятельностью. Это в основном иконописание, которое было в глазах народа священным предметом. А это делало живопись неподвижной, мешало ее оригинальности. Но уже работает мастер XV в. Андрей Рублев в сотрудничестве с греком Феофаном и старцем Прохором. При дворе начинают работать иностранцы Ян Деттерсон и Даниэль Воухтерс. Их учениками станут Дорофей Ермолин, Иван Безмин и др. Все они писали преимущественно портреты. Влияние иностранных художников отразилось и в религиозной живописи. Приверженность к прежней иконописи осталась только у старообрядцев.

Скульптуры в допетровской Руси по существу не было. По древнему постановлению православной церкви статуи и рельефы не допускались в число священных предметов. Правда, в XVI-XVII вв. в храмах появятся деревянные и расцвеченные распятия и фигуры святых. Но это было не более как злоупотребление, проникшее на Русь.

Русский орнамент до XII в. был почти рабским подражанием византийскому. Но в XVI-XVII вв. образовался новый стиль, поражающий разнообразием, оригинальностью и красотой. Это орнаменты для рукописных заставок или инициалов, для вышивок, ювелирных изделий, стенописи, резьбы по дереву и др.

Крутой поворот во внутренней и внешней жизни Руси, знаменовавший начало XVIII в., нарушил естественное течение исконного русского искусства.

Русь (Русская земля) - первоначальное название государственного образования восточных славян в IX в. на Среднем Днепре, до нач. XII в. название Киевской Руси. В XII-XIII вв. Русью называются все древнерусские земли и княжества. С XIII в. возникают названия Белая Русь, Малая Русь, а название Русь закрепляется за землями северо-восточных территорий бывшего древнерусского государства (Владимиро-Суздальская, Муромо-Рязанская земля, Московское княжество).

Рюриковичи – потомки киевского князя Игоря, который считается сыном Рюрика (Рорика). Это русская княжеская и царская династия (до 1598 г.) Рюриковичи стояли во главеДревнерусского государства, крупных и мелких княжеств. В XII-XIII вв. некоторые из них назывались также по именам родоначальников ответвлений рода: Мономаховичи (Мономашичи), Ольговичи, Мстиславичи и др. С образованием Московского государства многие Рюриковичи, утратив удельные владения, составили высший слой служилых людей (княжата). Князья Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Щербатовы и другие известные фамилии – из Рюриковичей.

Самодержавие - монархическая форма правления в России, при которой носителю верховной власти - царю, императору - принадлежит вся полнота власти. Самодержавие в России выросло из вотчинного уклада и поэтому имеет особенности. В экономической сфере это выражается в неумении и нежелании провести теоретическое и практическое различие между тремя видами собственности: 1) собственностью, принадлежащей лично монарху; 2) собственностью государства; 3) собственностью частных лиц.

Слободы - постоянные рынки, которые устраивали в городах и селах крестьяне, сидевшие на землях светских и церковных владельцев. Слобожане торговали, но не несли своей доли тягла (т.к. его платил помещик, отпускавший торговать своих крестьян в слободу). Составляли конкуренцию посадам.

Неверно трактовать слободу только как пригород, поселок у города - т.е. как территориальную единицу.

Служилые люди - в Русском государстве XIV-XVII вв. люди, находившиеся на государственной службе. С сер. XVI в. делились на служилых людей по "отечеству" (бояр, дворян, их детей, владевших землей с крестьянами), имевших привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государстве, а также служилых "по выбору" - стрельцов, пушкарей, городовых казаков и др., набиравшихся из крестьян и посадских людей, получавших жалованье и землю.

"Смутное время" ("смута") - события конца XVI - нач. XVII вв. в русской истории. Термин введен русскими писателями XVII в.

Собор. Золотой век Собора последовал за Смутным временем (1598-1613 гг.). В 1613 г. особенно представительный Собор избрал на престол Михаила Романова. Затем он заседал почти без перерыва до 1622 г., помогая бюрократии восстанавливать порядок в израненной стране. После 1653 г. Собор исчезает из русской жизни. Собор имеет отличия от подобных западных учреждений. Собор не был представлением сословий с их правами и привилегиями (как Генеральные штаты). Русские Соборы были собранием "всех чинов Московского государства". Считалось, что их участники несут государственную службу, и им выплачивалось жалованье из казны. Присутствие на Соборе было обязанностью, а не правом. Собор был в России связующим звеном между короной и провинцией. С улучшением бюрократического аппарата нужда в Соборах отпала.

Соборность Руси. Собор - Собрание светских и духовных чинов для совета и решения важных дел в XVI-XVII вв. (Земский, Вселенский, Поместный). Первый собор был созван Иваном Грозным в феврале 1549 г. - так называемый "собор примирения", на котором царь призвал после мятежей и набегов казанских и крымских татар к совместной защите государственных интересов. "Собор примирения" был первым Земским собором, т.е. собранием представителей сословий. В 1556 г. на них уже присутствовали представители верхов торгово-промышленного населения. Русское государство становилось сословно-представительной монархией. Важные государственные мероприятия стали проводиться с санкции земских соборов, на которых решающее слово принадлежало дворянству..

Сословие - социальная группа общества, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Сословно-представительная монархия - форма феодального государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства духовенства, дворян, горожан. Сложилась в большинстве стран Европы в XIII-XIV вв. (органы сословного представительства - парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании). Сословное представительство в виде земских соборов существовало также в России (XIV-XVII вв.), с сер. XVII в. начинается переход к абсолютной монархии.

Староверы - одно из названий сторонников старообрядчества.

Старообрядцы - совокупность религиозных групп, не принявших церковных реформ середины XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви и государству. Это сторонники ортодоксального православия. До 1906 г. преследовались царским правительством. Делились на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы) и толков.

Стол - в Древней Руси княжеский престол.

Сторожи - на Руси пограничные наблюдательные пункты.

Соборное Уложение 1649 г. Он

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.