Сделай Сам Свою Работу на 5

Реформы в сфере просвещения, введение городского самоуправления





Отмена крепостного права породила целую серию реформ во мнЫ гих сферах общественной жизни России. Их с полным правом можно ни звать либеральными и в исторической литературе это время часто назы= вают "эпохой великих реформ".

Земская реформа 1864 г. создавала выборные учреждения местно! о управления в губерниях и уездах. Земские учреждения состояли из рас» порядительных органов - уездных и губернских земских собраний, и исполнительных - Управ. Те и другие избирались на 3 года. Члены зем­ских собраний назывались гласными (имеющими право голоса). Компе­тенция деятельности: народное образование, здравоохранение, борьба е эпидемиями и эпизоотиями, мосты и дорого, статистические исследова* ния, агрономическая и иная помощь крестьянам и т. д. Для содержания земских учреждений вводились специальные земские сборы (налоги)- Земство получало также право облагать особым сбором торгово* промышленные заведения, движимое и недвижимое имущество. Основ­ная тяжесть земских сборов ложилась на крестьянство, а основные рая ходы земских учреждений шли на содержание земских учреждений и полиции. На медицину тратилось 8 %, на народное образование - 5 "'I средств. Земства лишены были каких бы то ни было политически* функций. Сфера их деятельности - хозяйственные вопросы местн01 о значения. Государство контролировало деятельность земств через гу® бернаторов и министерство внутренних дел. Они имели право приост» навливать любые постановления земств. Власти часто относились к дей* тельности земства подозрительно.



Городская реформа была проведена в 1870 г. на аналогичных осно­ваниях. Для управления делами города создавались выборные городские Думы. Из состава членов Думы избирался постоянно действующий ив* полнительный орган - городская Управа, состоящая из городского гол# вы и двух или более её членов. Право избирать и быть избранным полу* чали только богатые жители города, обладание определённым имуше ственным цензом. Городская Дума подчинялась непосредственно Сена ту, а не местным органам власти. Однако губернатор осуществлял нал зор за деятельностью Думы. Органы городского самоуправления был введены в 509 городах России и занимались хозяйством города (дороги, благоустройство, образование)



Судебная реформа 1864 г. стала одной из самых глубоких, демо­кратических и последовательных. Основные принципы реформы:

·всесословность суда — все слои населения (за некоторым исклю­чением) судились одинаково, по одним и тем же законам;

·состязательность судебного процесса - обвинение обеспечивает прокурор, ему противостоит защита (адвокат), судья на основе их аргу­ментов принимает решение;

·введение суда присяжных по политическим делам и по делам об убийствах;

·гласность, открытость судебного заседания, печатались даже письменные отчёты и сообщения в газетах;

·независимость судьи. Судья получал очень высокую заработную плату (от 2200 до 9000 руб. в год), что делало его обеспеченным и отно­сительно независимым человеком.

Все суды делились на коронные и мировые. Коронный суд имел две инстанции: окружной суд (судебный округ, как правило, совпадал с границами губерний) и судебная палата (она объединяла несколько су­дебных округов). Сенат стал высшей апелляционной инстанцией и лишь надзирал за работой судов. Для рассмотрения дел с иском до 500 руб. в уездах и городах учреждались мировые суды с упрощённым судопроиз­водством. Но даже в самой демократической судебной реформе были исключения. Отдельно судились духовные лица (их судила Консисто­рия) и военные. Высшие царские сановники судились специальным Верховным уголовным судом.

Реформы в сфере образования были призваны обеспечить развитие просвещения в стране и повышение общей грамотности населения. В мужских гимназиях провозглашался принцип равенства для всех сосло- вий. Однако на практике это равенство не могло быть реализовано из-за высокой платы за обучение. Университетский устав 1863 г. вводил их широкую автономию: совет университета решал теперь все научные, финансовые и учебные вопросы. Ректор, проректоры и деканы выбира­лись. Были учреждены семилетние гимназии для девочек. Началось высшее образование женщин, в 1869 г. открылись Лубянские высшие Женские курсы, а в 1870 г. Владимирские курсы в Петербурге.



Однако демократические уступки в сфере образования и печати

·сменялись периодическими "завинчиваниями гаек", т. е. усилением кон-

рольных и репрессивных функций правительственных учреждений. В частности, в 1874 г. по новому "Положению о начальных народных учи­лищах" усиливалось административное наблюдение над деятельностью

 

 

губернских и уездных училищных Советов. Осуществлялся надзор (я том числе и полицейский) за учителями.

Была отменена цензура для изданий, выходящих в Москве и i id тербурге, а также для научных и правительственных изданий. Цензур! сохранялась только для провинциальной печати и массовой литературы для народа. Сохранялась и специальная духовная цензура.

Военная реформа растянулась на полтора десятка лет. Необходи мость её проведения убедительно показало поражение России в Крым ской войне. В начале (1861 г.) были отменены телесные наказания, срш службы рекрутов сокращён с 25 до 16 лет. В 1864 г. изменяется систем! управления войсками: создаются 15 военных округов, артиллерия, гвар« дня, инженерные войска и военно-учебные заведения -переподчинялип- военному министру. Наконец, в 1874 г. в стране вводится всеобщая шн инская повинность, которая распространялась на всех мужчин, доспи - ших 20-летнего возраста. Служили 6 лет в пехоте и 7 лет в на флоте, дл< окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до Й месяцев. Военная реформа ускорила ликвидацию сословного строя.

Были проведены также реформы в финансовой сфере. В 1860 i был учреждён Государственный банк, который заменил собой прежний кредитные учреждения - земский и коммерческий банки, сохранную казну и др. Был упорядочен государственный бюджет, закон 1862 г. ус­танавливал новый порядок составления смет различными ведомствами! В губерниях в 1864 г. вводятся Контрольные палаты для контроля над расходованием средств.

Реформы 60-70-х годов XIX века означали важный шаг в формиро» вании в России правового государства и гражданского общества. Они создали социально-политические и правовые условия для модернизации! Однако реформы были внутренне противоречивы. Так, крестьянская ре* форма обрекала крестьян на десятилетия экономической зависимости( земства, в которых преобладали дворяне, не имели завершенной струк* туры в масштабе всей страны и права ставить на обсуждение вопросы общегосударственного характера. В российских судебных уставах ои сутствовал один из важнейших принципов правового государства - от4 ветственность чиновников перед судом. Университетская реформа включала повышение платы за обучение, увеличение прав министров и попечителей в университетах, обязательность богословия.

Целая серия буржуазных по своему^содержанию реформ была при» звана приспособить общественное и государственное устройство страну к её буржуазному развитию. Устраняя отжившие явления и институты власти, реформы способствовали росту производительных сил стран J её обороноспособности, развитию гражданского самосознания среди нц« юления, распространению просвещения. Реформы были не достаточно последовательны, они всё же сохраняли элементы сословного строя, со­храняли преимущества дворянства и фактически сохраняли бесправное положение податных сословий. С 1866 г. во внутренней политике про­явились реакционные тенденции, а после убийства Александра II (1881) началась полоса контрреформ, связанные с правлением царя Александра III (1845-1894).

3. Особенности развития капитализма в России в пореформенное время

Реформы середины XIX столетия положили начало этапу капита­листической модернизации страны. Перед Россией стояла проблема ко­ренного обновления и усовершенствования важнейших сфер жизни, пе­рехода к индустриальному обществу такого типа, который уже утвер­дился в передовых странах Европы и Северной Америке.

В сфере народного хозяйства речь шла о создании индустриальной структуры экономики; о формировании новой инфраструктуры; о пере­ходе к системе рыночных отношений. Однако продвижение вперед в решении этих вопросов шло сложно и противоречиво. Экономическая и политическая отсталость страны, необъятные просторы, пестрый этни­ческий состав, многоукладность, низкий уровень культуры порождали серьезные трудности. Догоняющий характер развития порождал скачко­образность, разрыв между различными структурами общества, диспро­порции. Процесс капиталистического развития форсировался, что при­водило к значительному социальному напряжению, общественным про- шворечиям и конфликтам. Особенностью Российской модернизации был ее «верхушечный» характер. Основной силой, обеспечивающей раз- питие общества по капиталистическому пути, было государство. Однако будучи по своему социальному происхождению и социальным симпати­ям силой далеко не буржуазной, оно не способно было к последователь­ным шагам. Процесс модернизации шел с хроническим отставанием и опозданием по отношению к требованиям времени, на смену реформам шли контррефомы. Осуществляя модернизацию, власть одновременно стремилась к сохранению полноты самодержавия. Ответом на это был рост оппозиционных настроений в обществе. В результате этап капита­листической модернизации России ознаменовался сменяющей друг дру­га чередой реформ и революционных всплесков.

Реформы значительно улучшили условия для развития производи­тельных сил страны и капитализма в целом. Из аграрной страны Россия превращались в индустриально-аграрную. Основные звенья этого про­цесса были следующие:

·быстро развивалась крупная машинная индустрия (машиностроа ние, горнодобывающая, металлургическая и другие отрасли промыш­ленности);

·возникли новые виды промышленности (угольная, нефтедоби вающая, химическая, машиностроение и др.);

·сложились основные районы капиталистического и сельскохозиЙ? ственного производства;

·создавалась разветвлённая сеть железных дорог, что, явилось мощным стимулом для развития производительных сил страны;

·сформировался единый капиталистический рынок;

·в стране произошли важные социальные сдвиги, закончилось формирование двух классов капиталистического общества - рабочих и буржуазии.

После кризиса первых лет после отмены крепостного права, koi л! надо было переходить от крепостного труда к вольнонаёмному, с копт 60-х годов начинается промышленный подъём. Наибольших успехов достигла текстильная промышленность, ставшая ведущей отраслью промышленности. За 20 пореформенных лет потребление тканей в Рое» сии удвоилось Домотканые льняные ткани вытесняются фабричными Быстро растёт пищевая промышленность.

Идёт техническое перевооружение промышленности. Если в начц^ ле 70-х годов в стране было 6,3 тыс. паровых двигателей, то в начале 8(Ь х уже более 13 тыс. Число ткацких станков выросло в 10 раз за 30 лея Общий объём промышленного производства за 60-90-е годы увеличило* в 8 раз. Промышленность России была самой быстроразвивающейся * Европе. Одной из причин этого была политика протекционизма нации» нальной промышленности.

В пореформенное двадцатилетие сформировались основные про* мышленные районы страны - Московский, Петербургский (или Севера* западный), Уральский, Южный, Бакинский. Каждый из этих района! имел своеобразную специализацию. Московский район выделялся тсЛ стильным производством, Петербургский - машиностроением и метан лообработкой, Южный стал металлургическим центром России, в Баку добыча и переработка нефти и т.д.

В 90-е годы завершился промышленный переворот, что означала переход от ремесленной мастерской (маиуфактуры) к фабрике. К конц\ века основная масса продукции производилась на предприятиях с мех«| ническим двигателем, на паровой или электрической тяге. Замена руч­ного труда машинами резко повысила производительность труда. Но 1 России сохранялось ещё мелкотоварное и кустарное производство (про* ичводство посуды, некоторых видов обуви и одежды, игрушек, изделий т дерева деревенского обихода).

Бурный рост промышленности в пореформенный период вызвал стремительный рост городов и городского населения. Россия быстро превращалась в урбанизированную страну. Село Иваново, Шуйского уезда Владимирской губернии стало крупным текстильным центром. А Вот древние русские города Владимир, Псков, Новгород и ряд других остановились в своём развитии. На юге стремительно вырос Ростов-на- Дону, ставшим крупным портовым и торговым центром. Некоторые Ьывшие торговые сёла получили статус города (Орехово-Зуево, Ярцево и другие).

Существенной особенностью развития капитализма в России было вторжение иностранного капитала, использование которого ускоряло развитие промышленности, способствовало внедрению европейских технических новшеств. Капитализм развивался в сельском хозяйстве. >го проявилось в следующем:

·социальном разложении крестьянства. Выделились 3 категории: шжиточные, которых было около 20 %, середняки (около 30 %) и бед­ные (более половины). Крестьяне по-прежнему жили общиной, которая ныполняла экономические, фискальные, административные и иные функции. Община управлялась сельским сходом, который выбирал сель­ского старосту. Она же чересполосно наделяла крестьян землёй. Община строилась по принципу сочетания коллективного землепользования и отдельного ведения хозяйства каждой семьёй;

·наряду с помещичьей эксплуатацией в деревне сложилась кулац­кая эксплуатация. Зажиточная верхушка занималась ростовщичеством, мелкой торговлей и, разбогатев, даже промышленным предпринима- юльством. Всё больше разорённых крестьян оставляет свои деревни и идёт на заработки в город;

·рост торгового земледелия, т.е. производство сельскохозяйствен­ной продукции на продажу.

Помещичье хозяйство также эволюционизирует по пути капитали­стического предпринимательства. По-прежнему сохраняются огромные имения свыше 500 десятин земли. Были землевладельцы, владеющие сотнями тысяч десятин (Строгановы, Шуваловы, Шереметевы и др.). Многие, особенно мелкие помещики, сами практически не вели своё хо­зяйство и сдавали свою землю крестьянам в аренду или на условиях от­работки, или "исполу" (половины урожая). Меньшая часть помещиков стремится вести чисто капиталистическое хозяйство - заводит машины, применяет минеральные удобрения, нанимают рабочих. В районах, где

не было помещичьих имений, развивается фермерское хозяйство. Здеа* сложилось наиболее эффективное хозяйство.

Обозначились два пути капиталистической эволюции аграрного строя:

·американский путь: "свободное предпринимательство на свобод* ной земле" (степное Заволжье, Северный Кавказ);

·прусский путь: крупное помещичье землевладение, медленной капиталистической перестройки хозяйства (Центрально* земледельческий район).

Одним из последствий развития капитализма в сельском хозяйств! была ликвидация помещичьих имений. Если в 1866 г. было продано ц долги 166 имений, то в 1893 г.-2237.

За сорок пореформенных лет страна добилась результатов, коти рых передовые государства добивались столетиями. Россия завершит промышленный переворот, высокими темпами росла тяжелая индус и рия, объем промышленного производства увеличился за эти годы в 1 раз; росла товарность сельского хозяйства. К 1900 г. Россия по абсолют* ным объемам промышленного производства вышла на пятое место в миря

Положение запоздавшей и догоняющей страны позволило России использовать опыт передовых стран, видоизменяя и сокращая необхо* димые этапы развития. В отличие от традиционной европейской после­довательности развития, в соответствии с которой аграрный переворот был следствием буржуазных революций и предшествовал промышлен» ному перевороту, в России промышленный переворот развернулся за 21 лет до буржуазной революции, а аграрный переворот так и не заверши п= ся. Интенсивное строительство железных дорог в России, развернувшее» ся сразу после отмены крепостного права, скорее открывало промыш» ленный переворот, чем завершало его, как это было на Западе. В иной последовательности, чем на Западе, происходило в России формироши ние кредитной системы. Она начала складываться путем создания круп* ных банков, а рост средних и мелких учреждений, с которых начиналось развитие кредитной системы на Западе, пришелся на более поздпе# время.

Характерным для России рубежа XIX-XX вв. была высокая ком центрация и монополизация производства, сращивание банковского ка» питала с капиталом промышленным. Одним из руководителей финансо» вой и экономической политики России, сыгравших важную роль в осу* ществлении промышленной модернизации страны, был С.Ю. Витт#, Проведенная им в 1897 г. финансовая реформа обеспечила nepexoj страны на золотое обращение, укрепила позиции рубля и обеспечила ег конвертируемость. Витте последовательно проводил политику утяжел

11 ия структуры промышленности и с этой целью широко шел на загра­ничные займы.

В значительно меньшей степени, чем крупные промышленные центры, модернизацией была затронута провинция. Некоторые народы, входившие в состав России, едва начинали втягиваться в капиталистиче­ские отношения. Таким образом, капиталистическая эволюция затраги­вала не все население страны. В результате в России произошло своеоб­разное наложение друг на друга разных исторических эпох. Характер складывающегося капитализма в значительной степени определялся многочисленными пережитками феодализма.

Специфика экономического развития пореформенной России по­родила и специфику развития социальных и политических процессов. Менялся социальный облик старых докапиталистических классов. Эко­номическая роль поместного дворянства постепенно снижалась. В тоже время в социальной жизни, в сфере государственного управления пред­ставители дворянства сохраняли ведущую роль. Внутри старого патри­архального крестьянства шел процесс расслоения, сдерживаемый глубо­кими пережитками крепостничества в правовом положении этого класса пореформенной России.

Капиталистическая модернизация вызвала ускорение темпов роста торговой и промышленной буржуазии, значение которой в экономиче­ской жизни страны возрастало вместе с развитием капитализма. Посте­пенно увеличивалась роль буржуазии в общественно-политической жиз­ни. Но по сравнению с дворянством ее социальная роль была значитель­но меньшей. Русская буржуазия вследствие насаждения капитализма «сверху» медленно консолидировалась в класс, предпочитая своим об­щеклассовым интересам групповые.

Результатом промышленного переворота было формирование но­вого общественного класса - промышленного пролетариата. Концентра­ция производства в России, жестокая эксплуатация периода первона­чального накопления капитала ускорили консолидацию пролетариата в масштабах всей страны. Формирующийся из крестьянства, воспитанного в духе общинного коллективизма, этот класс легко поддавался органи- шции. В связи с этим российский пролетариат раньше, чем буржуазия, появился на политической арене.

Несмотря на идущие существенные сдвиги, социальная структура российского общества оставалась архаичной по сравнению с общества­ми других индустриальных стран. Сохранялись черты сословности, имел место огромный социальный и культурный разрыв между «верхами» и «низами» общества.

4. Железнодорожное строительство

Роль стимулятора в развитии промышленности России выполняло железнодорожное строительство. Строительство железных дорог обеЛ печивало развитие ведущих отраслей - горнодобывающей, металлурги? ческой, машиностроительной, деревообрабатывающей и других. Желав ные дороги строились как на государственные средства, так и за счёт чц стных капиталов, в том числе и иностранных. До 1871 г. большинстве железных дорог были частными, но ввиду их большой убыточности ДЛЯ казны, их стали выкупать и строить железные дороги только на государ» ственные деньги. За период с 1861 по 1900 год протяжённость железны* дорог увеличилась в 4,5 раза и достигла 47800 км.

В 1862 г. главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями был назначен П.П. Мельников. Ему принадлежит разработка перспективного плана строительства сети путей сообщения в России Основное содержание этого проекта было опубликовано в 1863 г. В про» екте предусматривалось соединение рельсовыми путями Москвы с ос* новными промышленными центрами, с портами на юге, создание транс* портных связей между главными водными артериями и обеспечение вы# воза донбасского каменного угля в Москву и Петербург. По плану П.11 Мельникова для создания железнодорожной сети предлагалось пять ос* новных направлений железнодорожного строительства:

·Южное (от Москвы через Курск, Харьков в Крым до Севастопо»

ля);

·Восточное (от Орла через Тамбов в Саратов на Волге);

·Западное (от Орла через Смоленск, к Риге через Митаву к Либа

ве); '

·Юго-западное (от Одессы через Браслав, Липовец в Киев и чере) Чернигов'на соединение с Западной линией между Брянском и Рослав- лем);

·Юго-восточное или Антрацитное (от Екатеринбурга до Грушен

ки).

В 1865 г. Главное управление путей сообщения и публичных зда­ний было преобразовано в Министерство путей сообщения. Первым ми­нистром этого министерства был утвержден П.П. Мельников.

В сентябре 1868 г. Московско-Курская магистраль (537 км) была открыта для пассажирского и товарного движения на всем своем протя» жении. Успешно и весьма экономично была построена Рязано Козловская железнодорожная линия. Положительные итоги имелись при строительстве казенной Одесско-Елизаветградской линии. Были полу» чены неплохие результаты от эксплуатации Московско-Нижегородском, Московско-Ярославской и других линий.

А

Вместе с тем эти первые успехи в строительстве и эксплуатации новых рельсовых путей явились предвестниками вспышки железнодо­рожной горячки. Появилось много предпринимателей, жаждавших запо­лучить железнодорожные концессии. Если в 1866 г. правительство вы­пало только одно разрешение на изыскание трассы железнодорожных пиний, то в 1871 г. их уже было выдано 139. В период с 1861 г. по 1873 г. возникло 53 железнодорожных общества.

Мельников вел упорную борьбу против казнокрадства, взяточни­чества. Против него стали выступать высокопоставленные персоны, об- падавшие акциями иностранных компаний. Через печать были организо­ваны атаки на министра-патриота. В этой неблагоприятной обстановке Мельников в 1869 г. ушел в отставку «согласно прошению и расстроен­ному здоровью». За семь лет своего пребывания на посту главноуправ­ляющего и министра путей сообщения под его руководством было по­строено около 4700 км новых железных дорог. Большинство из них бы- пи с двухпутным земляным полотном, хорошими мостовыми переездами и соответствующим пристанционным хозяйством. В памяти потомков отложилось не только то, что Мельников был великим знатоком желез­нодорожного дела, но человеком высоких душевных качеств.

Подъем железнодорожного строительства способствовал вводу важных железнодорожных магистралей в европейской части России. Железнодорожные магистрали соединили центральный экономический район России с важнейшими торговыми портами на Балтийском море, па Черном море и судоходными реками. Начало строительство желез­ных дорог на Кавказе и Закавказье. В 1872 г. вступила в строй железная порога Поти - Тифлис.

В 90-х годах были проложены новые дороги: Рязань - Казань; Руза­евка - Сызрань; Инза - Симбирск. Новая линия Москва - Брянск образо­вала прямой ход из Москвы к Киеву через Конотоп и Нежин. Вновь про­воженная железнодорожная линия от Ростова-на-Дону к Баку соединила '.акавказские дороги со всей сетью рельсовых путей России. Образовал­ся единый непрерывный железнодорожный путь между Москвой и Тиф- лисом длиной в 3220 км.

Служба военных сообщений (ВОСО) зародилась почти одновре­менно с железнодорожными войсками. Днем ее появления считается 24 ноября 1851 г., когда вышло первое циркулярное распоряжение военно­го министра об использовании железных дорог для воинских перевозок.

Для строительства железных дорог в 1864 г. были созданы военно­рабочие бригады. А в 1870 г. стали формироваться военно­железнодорожные команды. Вскоре было решено перейти к формирова­нию и обучению постоянных воинских железнодорожных частей. Пер­вый железнодорожный батальон сформирован в 1876 г. В следую ще| 1877 г. их было сформировано еще 2.

В период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. российские желе! нодорожные войска получили первый значительный опыт в восстанови лении, эксплуатации, строительстве железных дорог во фронтовых ус ловиях. Железнодорожные батальоны в исключительно короткий сроЦ (100 суток) построили новую железную дорогу Бендеры - Галац про i н= жением в 303 км. Позже проект демонстрировался на всемирной паршк ской выставке и был признан «одним из наиболее выдающихся совр! менных сооружений по быстроте постройки». Значителен вклад pocciiii ских железнодорожных батальонов при сооружении Закаспийской ж#» лезной дороги на линии Красноводск - Самарканд - Ташкент.

В 1877 г. началась эксплуатация железной дороги по маршруту Сызрань - Батраки - Оренбург. Естественным ее продолжением был луг к к Ташкенту. Однако по ряду политических причин и по стратегическим соображениям пограничной безопасности правительство пришло к нм воду о сооружении в первую очередь Закаспийской железной дороги пн маршруту Узун-Ада - Самарканд. Ее предполагаемая длина была опри* делена в 1435 км.

Было много трудностей: отсутствие местных кадров строителей, болезни многих строителей, труднопереносимые колебания температур резко континентального климата и многое другое. Очень сложно было I обеспечением строительства материалами. Они доставлялись из цеи тральных районов страны по Волге, а затем переправляли через Каспий1 ское море к месту стройки. Это был весьма продолжительный путь, ко горый ежегодно прерывался из-за зимних ледоставов на Волге. Караиб ны судов с рельсами и шпалами для стройки вынуждены были простей вать в Астраханском порту.

На рубеже XX в. Среднеазиатская железная дорога дошла до Tails кента. Начальный ее пункт перенесли в Красноводск. От магистрали отошли железнодорожные ветки на Кушку и Андижан.

Строительство Закайспийской железной дороги и вообще строй* тельство Россией железных дорог вызвало благоприятные отклики границей и в нашей стране. Известный путешественник, исследователь Центральной Азии Н.М. Пржевальский с восторгом описал свою быст? рую поездку в 1888 г. к месту начала своей последней экспедиции Ш железной дороге. Он назвал Закаспийскую железную дорогу чудом пустынной местности, когда поезд, словно в сказке, мчится по сыпучЩ) пескам, по безводной и бесплодной галечной равнине. Французские му тешественники, побывавшие на Закаспийской железной дороге, с во^ хищением отмечали, что никто не верил ранее в возможность существ мания такой дороги. Известный французский писатель-фантаст Жюль 1!ерн в самом факте строительства такой дороги видел начало будущего «Великого Азиатского железнодорожного пути».

В начале 70-х годов было принято решение о строительстве Горно­заводской железной дороги Пермь - Екатеринбург. Возглавлял это строительство инженер В.Ф. Голубев. Он проявил изобретательный та­лант при разработке скальных пород для многочисленных тоннелей и иыемок, при возведении мостов через бурные реки. Правительственная комиссия, принимавшая дорогу, отметила, что по своей завершенности при крайне трудных топографических и климатических условиях эта до­рога могла бы быть образцом для будущих сооружений такого рода. За­слуги Голубева были отмечены учрежденной Министерством путей со­общения ежегодной «Премией инженера Голубева» для особо отличив­шихся специалистов.

Для взаимосвязи на Урале Горнозаводская железная дорога оказа­лась очень важной. Ее открыли для движения в 1878 г. Впоследствии она была продолжена до Тюмени. Возник железнодорожный путь (правда не прямой, а довольно извилистый) от Москвы и Петербурга к Уралу, а за­тем к прилегающей части Западной Сибири. Встал вопрос о продолже­нии дороги до Владивостока.

К обсуждению вопроса о строительстве Сибирского пути были привлечены министерства путей сообщения, военное, финансовое, мор­ское, внутренних дел, земледелия и государственного имущества, а так же императорский двор. Дата 6 июня 1887 г. считается датой принятия правительственного решения о необходимости сооружения дороги.

Для непосредственного руководства постройкой Транссибирской железнодорожной магистрали было организованно Управление по со­оружению Сибирских железных дорог. В дальнейшем (с февраля 1894 I.) был образован еще один орган управления строительством - Комитет ( нбирских железных дорог. Трасса строительства Транссибирской же­лезнодорожной магистрали подразделялась на отдельные участки. Их намечалось семь.

·Западно-Сибирской железной дороги (1418 км);

·Средне-Сибирской железной дороги (1818 км);

·Кругобайкальской железной дороги (260 км);

·Забайкальской железной дороги (1 104 км);

·Амурской железной дороги (2051 км);

·Северо-Уссурийской железной дороги (361 км);

·Южно-Уссурийской железной дороги (408 км).

Однако позже было добавлено еще два других участка. Эти участа ки Китайско-Восточной железной дороги (1520 км) и Южня Маньчжурской железнодорожной ветки (1025).

19 мая 1891 г. принято считать официальным началом строители ства Великого Сибирского железнодорожного пути. В этот день цесаря вич Николай по высочайшему повелению отца своего императора Але* сандра III принял участие в закладке на окраине Владивостока Южин Уссурийского участка Транссиба. Цесаревич Николай уложил первуи тачку грунта в основание железнодорожной насыпи.

Строительные работы начинались и велись на разных участках Hi одновременно, а в различное время. Ввод в строй железных дорог оеу^ ществлялся постепенно, по мере их готовности к эксплуатации, перво начально в одноколейном варианте и несколько позже - в двухколейном: Многое зависело от местных особенностей: природно-геологических и по годно-климатических.

Транссиб строили свыше 83 тыс. штатных рабочих и 6 тыс. инже неров. В общей сложности на стройке одновременно было задействона» но более 100 тыс. человек. Частично прр^влекалась сезонная рабочая си ла из окрестного населения. К работе в отдельных случаях привлекались ссыльные и каторжники.

Строительство Транссиба было в основном завершено к 1904 i Было проложено около 7 тыс. железнодорожных путей. Но окончатель но строительство Транссиба было завершено в 1916 г. С прокладкой этой дороги, по сути, началось хозяйственное освоение Сибири.

И все же сеть железных дорог в России не достигла нужных для страны размеров. Главная причина - слабая экономика, развитие кото­рой, в свою очередь, сдерживалось недостаточностью рельсовых путей сообщения. Требовались новые усилия в железнодорожном строитель­стве.

4.Внешняя политика России

Внешняя политика царизма в 60-70-е годы выражала уже не только интересы российских помещиков, но и буржуазии. Узость внутреннего рынка, который сравнительно медленно развивался из-за пережиткоп крепостного права, надо было компенсировать приобретением внешних рынков.

Наступательные действия царской России в Средней Азии, начав­шиеся с 30-40-х годов XIX в., с особой энергией развернулись в 60-70-е годы. К России была присоединена огромная территория, расположен ная от Аральского моря до Памира - с севера на юг - и от Каспийского моря до Тянь-Шаня - с запада на восток. Средняя Азия открывала двери н для торговых связей России с соседними странами: Ираном, Афгани­станом, Индией, Китаем. Для России немалое значение имело стратеги­ческое положение Средней Азии, на которую нацеливались английские колонизаторы.

В 1880 г. экспедиционный отряд генерала Скобелева занял кре­пость Геок-Тепе близ Ашхабада, а в 1884 г. русскими войсками был за­нят Мервский оазис. Продвижение русских войск к афганской границе пызвало большую тревогу в Англии. Вскоре русскими войсками были шняты Кушка и афганский городок Пендже, в Англии поднялась воен­ная истерия. Однако, уже в сентябре 1885 г. опасный конфликт, чрева­тый англо-русской войной, был ликвидирован. Смешанные англо­русские военные комиссии приступили к установлению русско- мфганской границы. Работа комиссий продолжалась около 10 лет и за­вершилась лишь в 1895 г. установлением пограничных линий. Англий­ские планы завоевания Туркестана оказались неосуществленными.

Было завершено присоединение Кавказа. Горцы прекращали воо­руженную борьбу и переходили под власть России. Кавказ включался в капиталистическую систему России. Он стал источником сырья для рус­ской промышленности и рынком сбыта ее продукции. Было положено начало развитию железнодорожной сети на Кавказе. Быстро росла до­быча нефти в Баку.

После разграничения смежных территорий России и Китая на Дальнем Востоке по Айгунскому и Пекинскому договорам политика России по отношению к Китаю оставалась прежней - велась на мирной основе с целью достижения более выгодных экономических связей с Китаем.

Не все благополучно было у России во взаимоотношениях с Япо­нией. Симодский договор по вопросу о Сахалине имел для России невы­годные последствия. При «нераздельном» владении островом никакой границы между поселениями русских и японцев на Сахалине установле­но не было. В 1867 г. между Россией и Японией была заключена кон­венция о порядке общего владения островом. По этой конвенции Япония благодаря своему географическому положению получала большие воз­можности для освоения Сахалина.

В начале 70-х годов XIX в. русско-японские отношения по вопросу

о Сахалине и Курильских островах обострились. Японское правительст­во, подстрекаемое США, проявляло особую активность. Не имея воз­можности усилить свои стратегические позиции на Дальнем Востоке, царская Россия решила дипломатическим путем уладить назревавший конфликт, устранив уступками домогательства США - американцам был сдан в аренду котиковый промысел на Командорских островах и на ост­рове Тюленьем, а японцам по договору 25 апреля 1875 г. были переда» издавна принадлежавшие России Курильские острова в обмен за откН Японии от притязаний на никогда не принадлежавшую ей южную чаеЦ Сахалина.

Оторванность края от центральных областей России, отсутсЯнЦ дорог, ничтожные успехи в колонизации Дальнего Востока и слабоен военных сил на этой отдаленной границе заставляли царское правители ство избегать международных осложнений в этом районе. ИнтерИ России на Дальнем Востоке столкнулись с империалистическими уст? ремлениями Англии, США и Японии, которая со второй половины 90*Ц годов стала готовиться к войне с Россией.

Используя слабость царской России на Дальнем Востоке, в кошм 60-х годов XIX в., США повели энергичное наступление на русские ндщ дения в Америке. Первую попытку купить Аляску у России США сделВ ли в 1859 г., предложив за нее 5 млн. долларов. Но сделка не состоялась В 1867 г. США возобновляют переговоры с Россией о покупке Аляски и других русских территорий в Америке. Царское правительство, понимая слабость своих позиций в этом регионе, а также испытывая сильные фй« нансовые затруднения, приняло предложение США. Договор о продаж^ Аляски, крайне невыгодный для России, был подписан 18 марта 1867 Г, К этому времени территория русских владений в Америке равнялась 1,1 млн. кв. км. За все русские земли США уплатили России 7200 тыс. дол* ларов (примерно около 5 долларов за 1 кв. км).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.