Реформы в сфере просвещения, введение городского самоуправления
Отмена крепостного права породила целую серию реформ во мнЫ гих сферах общественной жизни России. Их с полным правом можно ни звать либеральными и в исторической литературе это время часто назы= вают "эпохой великих реформ".
Земская реформа 1864 г. создавала выборные учреждения местно! о управления в губерниях и уездах. Земские учреждения состояли из рас» порядительных органов - уездных и губернских земских собраний, и исполнительных - Управ. Те и другие избирались на 3 года. Члены земских собраний назывались гласными (имеющими право голоса). Компетенция деятельности: народное образование, здравоохранение, борьба е эпидемиями и эпизоотиями, мосты и дорого, статистические исследова* ния, агрономическая и иная помощь крестьянам и т. д. Для содержания земских учреждений вводились специальные земские сборы (налоги)- Земство получало также право облагать особым сбором торгово* промышленные заведения, движимое и недвижимое имущество. Основная тяжесть земских сборов ложилась на крестьянство, а основные рая ходы земских учреждений шли на содержание земских учреждений и полиции. На медицину тратилось 8 %, на народное образование - 5 "'I средств. Земства лишены были каких бы то ни было политически* функций. Сфера их деятельности - хозяйственные вопросы местн01 о значения. Государство контролировало деятельность земств через гу® бернаторов и министерство внутренних дел. Они имели право приост» навливать любые постановления земств. Власти часто относились к дей* тельности земства подозрительно.
Городская реформа была проведена в 1870 г. на аналогичных основаниях. Для управления делами города создавались выборные городские Думы. Из состава членов Думы избирался постоянно действующий ив* полнительный орган - городская Управа, состоящая из городского гол# вы и двух или более её членов. Право избирать и быть избранным полу* чали только богатые жители города, обладание определённым имуше ственным цензом. Городская Дума подчинялась непосредственно Сена ту, а не местным органам власти. Однако губернатор осуществлял нал зор за деятельностью Думы. Органы городского самоуправления был введены в 509 городах России и занимались хозяйством города (дороги, благоустройство, образование)
Судебная реформа 1864 г. стала одной из самых глубоких, демократических и последовательных. Основные принципы реформы:
·всесословность суда — все слои населения (за некоторым исключением) судились одинаково, по одним и тем же законам;
·состязательность судебного процесса - обвинение обеспечивает прокурор, ему противостоит защита (адвокат), судья на основе их аргументов принимает решение;
·введение суда присяжных по политическим делам и по делам об убийствах;
·гласность, открытость судебного заседания, печатались даже письменные отчёты и сообщения в газетах;
·независимость судьи. Судья получал очень высокую заработную плату (от 2200 до 9000 руб. в год), что делало его обеспеченным и относительно независимым человеком.
Все суды делились на коронные и мировые. Коронный суд имел две инстанции: окружной суд (судебный округ, как правило, совпадал с границами губерний) и судебная палата (она объединяла несколько судебных округов). Сенат стал высшей апелляционной инстанцией и лишь надзирал за работой судов. Для рассмотрения дел с иском до 500 руб. в уездах и городах учреждались мировые суды с упрощённым судопроизводством. Но даже в самой демократической судебной реформе были исключения. Отдельно судились духовные лица (их судила Консистория) и военные. Высшие царские сановники судились специальным Верховным уголовным судом.
Реформы в сфере образования были призваны обеспечить развитие просвещения в стране и повышение общей грамотности населения. В мужских гимназиях провозглашался принцип равенства для всех сосло- вий. Однако на практике это равенство не могло быть реализовано из-за высокой платы за обучение. Университетский устав 1863 г. вводил их широкую автономию: совет университета решал теперь все научные, финансовые и учебные вопросы. Ректор, проректоры и деканы выбирались. Были учреждены семилетние гимназии для девочек. Началось высшее образование женщин, в 1869 г. открылись Лубянские высшие Женские курсы, а в 1870 г. Владимирские курсы в Петербурге.
Однако демократические уступки в сфере образования и печати
·сменялись периодическими "завинчиваниями гаек", т. е. усилением кон-
рольных и репрессивных функций правительственных учреждений. В частности, в 1874 г. по новому "Положению о начальных народных училищах" усиливалось административное наблюдение над деятельностью
губернских и уездных училищных Советов. Осуществлялся надзор (я том числе и полицейский) за учителями.
Была отменена цензура для изданий, выходящих в Москве и i id тербурге, а также для научных и правительственных изданий. Цензур! сохранялась только для провинциальной печати и массовой литературы для народа. Сохранялась и специальная духовная цензура.
Военная реформа растянулась на полтора десятка лет. Необходи мость её проведения убедительно показало поражение России в Крым ской войне. В начале (1861 г.) были отменены телесные наказания, срш службы рекрутов сокращён с 25 до 16 лет. В 1864 г. изменяется систем! управления войсками: создаются 15 военных округов, артиллерия, гвар« дня, инженерные войска и военно-учебные заведения -переподчинялип- военному министру. Наконец, в 1874 г. в стране вводится всеобщая шн инская повинность, которая распространялась на всех мужчин, доспи - ших 20-летнего возраста. Служили 6 лет в пехоте и 7 лет в на флоте, дл< окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до Й месяцев. Военная реформа ускорила ликвидацию сословного строя.
Были проведены также реформы в финансовой сфере. В 1860 i был учреждён Государственный банк, который заменил собой прежний кредитные учреждения - земский и коммерческий банки, сохранную казну и др. Был упорядочен государственный бюджет, закон 1862 г. устанавливал новый порядок составления смет различными ведомствами! В губерниях в 1864 г. вводятся Контрольные палаты для контроля над расходованием средств.
Реформы 60-70-х годов XIX века означали важный шаг в формиро» вании в России правового государства и гражданского общества. Они создали социально-политические и правовые условия для модернизации! Однако реформы были внутренне противоречивы. Так, крестьянская ре* форма обрекала крестьян на десятилетия экономической зависимости( земства, в которых преобладали дворяне, не имели завершенной струк* туры в масштабе всей страны и права ставить на обсуждение вопросы общегосударственного характера. В российских судебных уставах ои сутствовал один из важнейших принципов правового государства - от4 ветственность чиновников перед судом. Университетская реформа включала повышение платы за обучение, увеличение прав министров и попечителей в университетах, обязательность богословия.
Целая серия буржуазных по своему^содержанию реформ была при» звана приспособить общественное и государственное устройство страну к её буржуазному развитию. Устраняя отжившие явления и институты власти, реформы способствовали росту производительных сил стран J её обороноспособности, развитию гражданского самосознания среди нц« юления, распространению просвещения. Реформы были не достаточно последовательны, они всё же сохраняли элементы сословного строя, сохраняли преимущества дворянства и фактически сохраняли бесправное положение податных сословий. С 1866 г. во внутренней политике проявились реакционные тенденции, а после убийства Александра II (1881) началась полоса контрреформ, связанные с правлением царя Александра III (1845-1894).
3. Особенности развития капитализма в России в пореформенное время
Реформы середины XIX столетия положили начало этапу капиталистической модернизации страны. Перед Россией стояла проблема коренного обновления и усовершенствования важнейших сфер жизни, перехода к индустриальному обществу такого типа, который уже утвердился в передовых странах Европы и Северной Америке.
В сфере народного хозяйства речь шла о создании индустриальной структуры экономики; о формировании новой инфраструктуры; о переходе к системе рыночных отношений. Однако продвижение вперед в решении этих вопросов шло сложно и противоречиво. Экономическая и политическая отсталость страны, необъятные просторы, пестрый этнический состав, многоукладность, низкий уровень культуры порождали серьезные трудности. Догоняющий характер развития порождал скачкообразность, разрыв между различными структурами общества, диспропорции. Процесс капиталистического развития форсировался, что приводило к значительному социальному напряжению, общественным про- шворечиям и конфликтам. Особенностью Российской модернизации был ее «верхушечный» характер. Основной силой, обеспечивающей раз- питие общества по капиталистическому пути, было государство. Однако будучи по своему социальному происхождению и социальным симпатиям силой далеко не буржуазной, оно не способно было к последовательным шагам. Процесс модернизации шел с хроническим отставанием и опозданием по отношению к требованиям времени, на смену реформам шли контррефомы. Осуществляя модернизацию, власть одновременно стремилась к сохранению полноты самодержавия. Ответом на это был рост оппозиционных настроений в обществе. В результате этап капиталистической модернизации России ознаменовался сменяющей друг друга чередой реформ и революционных всплесков.
Реформы значительно улучшили условия для развития производительных сил страны и капитализма в целом. Из аграрной страны Россия превращались в индустриально-аграрную. Основные звенья этого процесса были следующие:
·быстро развивалась крупная машинная индустрия (машиностроа ние, горнодобывающая, металлургическая и другие отрасли промышленности);
·возникли новые виды промышленности (угольная, нефтедоби вающая, химическая, машиностроение и др.);
·сложились основные районы капиталистического и сельскохозиЙ? ственного производства;
·создавалась разветвлённая сеть железных дорог, что, явилось мощным стимулом для развития производительных сил страны;
·сформировался единый капиталистический рынок;
·в стране произошли важные социальные сдвиги, закончилось формирование двух классов капиталистического общества - рабочих и буржуазии.
После кризиса первых лет после отмены крепостного права, koi л! надо было переходить от крепостного труда к вольнонаёмному, с копт 60-х годов начинается промышленный подъём. Наибольших успехов достигла текстильная промышленность, ставшая ведущей отраслью промышленности. За 20 пореформенных лет потребление тканей в Рое» сии удвоилось Домотканые льняные ткани вытесняются фабричными Быстро растёт пищевая промышленность.
Идёт техническое перевооружение промышленности. Если в начц^ ле 70-х годов в стране было 6,3 тыс. паровых двигателей, то в начале 8(Ь х уже более 13 тыс. Число ткацких станков выросло в 10 раз за 30 лея Общий объём промышленного производства за 60-90-е годы увеличило* в 8 раз. Промышленность России была самой быстроразвивающейся * Европе. Одной из причин этого была политика протекционизма нации» нальной промышленности.
В пореформенное двадцатилетие сформировались основные про* мышленные районы страны - Московский, Петербургский (или Севера* западный), Уральский, Южный, Бакинский. Каждый из этих района! имел своеобразную специализацию. Московский район выделялся тсЛ стильным производством, Петербургский - машиностроением и метан лообработкой, Южный стал металлургическим центром России, в Баку добыча и переработка нефти и т.д.
В 90-е годы завершился промышленный переворот, что означала переход от ремесленной мастерской (маиуфактуры) к фабрике. К конц\ века основная масса продукции производилась на предприятиях с мех«| ническим двигателем, на паровой или электрической тяге. Замена ручного труда машинами резко повысила производительность труда. Но 1 России сохранялось ещё мелкотоварное и кустарное производство (про* ичводство посуды, некоторых видов обуви и одежды, игрушек, изделий т дерева деревенского обихода).
Бурный рост промышленности в пореформенный период вызвал стремительный рост городов и городского населения. Россия быстро превращалась в урбанизированную страну. Село Иваново, Шуйского уезда Владимирской губернии стало крупным текстильным центром. А Вот древние русские города Владимир, Псков, Новгород и ряд других остановились в своём развитии. На юге стремительно вырос Ростов-на- Дону, ставшим крупным портовым и торговым центром. Некоторые Ьывшие торговые сёла получили статус города (Орехово-Зуево, Ярцево и другие).
Существенной особенностью развития капитализма в России было вторжение иностранного капитала, использование которого ускоряло развитие промышленности, способствовало внедрению европейских технических новшеств. Капитализм развивался в сельском хозяйстве. >го проявилось в следующем:
·социальном разложении крестьянства. Выделились 3 категории: шжиточные, которых было около 20 %, середняки (около 30 %) и бедные (более половины). Крестьяне по-прежнему жили общиной, которая ныполняла экономические, фискальные, административные и иные функции. Община управлялась сельским сходом, который выбирал сельского старосту. Она же чересполосно наделяла крестьян землёй. Община строилась по принципу сочетания коллективного землепользования и отдельного ведения хозяйства каждой семьёй;
·наряду с помещичьей эксплуатацией в деревне сложилась кулацкая эксплуатация. Зажиточная верхушка занималась ростовщичеством, мелкой торговлей и, разбогатев, даже промышленным предпринима- юльством. Всё больше разорённых крестьян оставляет свои деревни и идёт на заработки в город;
·рост торгового земледелия, т.е. производство сельскохозяйственной продукции на продажу.
Помещичье хозяйство также эволюционизирует по пути капиталистического предпринимательства. По-прежнему сохраняются огромные имения свыше 500 десятин земли. Были землевладельцы, владеющие сотнями тысяч десятин (Строгановы, Шуваловы, Шереметевы и др.). Многие, особенно мелкие помещики, сами практически не вели своё хозяйство и сдавали свою землю крестьянам в аренду или на условиях отработки, или "исполу" (половины урожая). Меньшая часть помещиков стремится вести чисто капиталистическое хозяйство - заводит машины, применяет минеральные удобрения, нанимают рабочих. В районах, где
не было помещичьих имений, развивается фермерское хозяйство. Здеа* сложилось наиболее эффективное хозяйство.
Обозначились два пути капиталистической эволюции аграрного строя:
·американский путь: "свободное предпринимательство на свобод* ной земле" (степное Заволжье, Северный Кавказ);
·прусский путь: крупное помещичье землевладение, медленной капиталистической перестройки хозяйства (Центрально* земледельческий район).
Одним из последствий развития капитализма в сельском хозяйств! была ликвидация помещичьих имений. Если в 1866 г. было продано ц долги 166 имений, то в 1893 г.-2237.
За сорок пореформенных лет страна добилась результатов, коти рых передовые государства добивались столетиями. Россия завершит промышленный переворот, высокими темпами росла тяжелая индус и рия, объем промышленного производства увеличился за эти годы в 1 раз; росла товарность сельского хозяйства. К 1900 г. Россия по абсолют* ным объемам промышленного производства вышла на пятое место в миря
Положение запоздавшей и догоняющей страны позволило России использовать опыт передовых стран, видоизменяя и сокращая необхо* димые этапы развития. В отличие от традиционной европейской последовательности развития, в соответствии с которой аграрный переворот был следствием буржуазных революций и предшествовал промышлен» ному перевороту, в России промышленный переворот развернулся за 21 лет до буржуазной революции, а аграрный переворот так и не заверши п= ся. Интенсивное строительство железных дорог в России, развернувшее» ся сразу после отмены крепостного права, скорее открывало промыш» ленный переворот, чем завершало его, как это было на Западе. В иной последовательности, чем на Западе, происходило в России формироши ние кредитной системы. Она начала складываться путем создания круп* ных банков, а рост средних и мелких учреждений, с которых начиналось развитие кредитной системы на Западе, пришелся на более поздпе# время.
Характерным для России рубежа XIX-XX вв. была высокая ком центрация и монополизация производства, сращивание банковского ка» питала с капиталом промышленным. Одним из руководителей финансо» вой и экономической политики России, сыгравших важную роль в осу* ществлении промышленной модернизации страны, был С.Ю. Витт#, Проведенная им в 1897 г. финансовая реформа обеспечила nepexoj страны на золотое обращение, укрепила позиции рубля и обеспечила ег конвертируемость. Витте последовательно проводил политику утяжел
11 ия структуры промышленности и с этой целью широко шел на заграничные займы.
В значительно меньшей степени, чем крупные промышленные центры, модернизацией была затронута провинция. Некоторые народы, входившие в состав России, едва начинали втягиваться в капиталистические отношения. Таким образом, капиталистическая эволюция затрагивала не все население страны. В результате в России произошло своеобразное наложение друг на друга разных исторических эпох. Характер складывающегося капитализма в значительной степени определялся многочисленными пережитками феодализма.
Специфика экономического развития пореформенной России породила и специфику развития социальных и политических процессов. Менялся социальный облик старых докапиталистических классов. Экономическая роль поместного дворянства постепенно снижалась. В тоже время в социальной жизни, в сфере государственного управления представители дворянства сохраняли ведущую роль. Внутри старого патриархального крестьянства шел процесс расслоения, сдерживаемый глубокими пережитками крепостничества в правовом положении этого класса пореформенной России.
Капиталистическая модернизация вызвала ускорение темпов роста торговой и промышленной буржуазии, значение которой в экономической жизни страны возрастало вместе с развитием капитализма. Постепенно увеличивалась роль буржуазии в общественно-политической жизни. Но по сравнению с дворянством ее социальная роль была значительно меньшей. Русская буржуазия вследствие насаждения капитализма «сверху» медленно консолидировалась в класс, предпочитая своим общеклассовым интересам групповые.
Результатом промышленного переворота было формирование нового общественного класса - промышленного пролетариата. Концентрация производства в России, жестокая эксплуатация периода первоначального накопления капитала ускорили консолидацию пролетариата в масштабах всей страны. Формирующийся из крестьянства, воспитанного в духе общинного коллективизма, этот класс легко поддавался органи- шции. В связи с этим российский пролетариат раньше, чем буржуазия, появился на политической арене.
Несмотря на идущие существенные сдвиги, социальная структура российского общества оставалась архаичной по сравнению с обществами других индустриальных стран. Сохранялись черты сословности, имел место огромный социальный и культурный разрыв между «верхами» и «низами» общества.
4. Железнодорожное строительство
Роль стимулятора в развитии промышленности России выполняло железнодорожное строительство. Строительство железных дорог обеЛ печивало развитие ведущих отраслей - горнодобывающей, металлурги? ческой, машиностроительной, деревообрабатывающей и других. Желав ные дороги строились как на государственные средства, так и за счёт чц стных капиталов, в том числе и иностранных. До 1871 г. большинстве железных дорог были частными, но ввиду их большой убыточности ДЛЯ казны, их стали выкупать и строить железные дороги только на государ» ственные деньги. За период с 1861 по 1900 год протяжённость железны* дорог увеличилась в 4,5 раза и достигла 47800 км.
В 1862 г. главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями был назначен П.П. Мельников. Ему принадлежит разработка перспективного плана строительства сети путей сообщения в России Основное содержание этого проекта было опубликовано в 1863 г. В про» екте предусматривалось соединение рельсовыми путями Москвы с ос* новными промышленными центрами, с портами на юге, создание транс* портных связей между главными водными артериями и обеспечение вы# воза донбасского каменного угля в Москву и Петербург. По плану П.11 Мельникова для создания железнодорожной сети предлагалось пять ос* новных направлений железнодорожного строительства:
·Южное (от Москвы через Курск, Харьков в Крым до Севастопо»
ля);
·Восточное (от Орла через Тамбов в Саратов на Волге);
·Западное (от Орла через Смоленск, к Риге через Митаву к Либа
ве); '
·Юго-западное (от Одессы через Браслав, Липовец в Киев и чере) Чернигов'на соединение с Западной линией между Брянском и Рослав- лем);
·Юго-восточное или Антрацитное (от Екатеринбурга до Грушен
ки).
В 1865 г. Главное управление путей сообщения и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщения. Первым министром этого министерства был утвержден П.П. Мельников.
В сентябре 1868 г. Московско-Курская магистраль (537 км) была открыта для пассажирского и товарного движения на всем своем протя» жении. Успешно и весьма экономично была построена Рязано Козловская железнодорожная линия. Положительные итоги имелись при строительстве казенной Одесско-Елизаветградской линии. Были полу» чены неплохие результаты от эксплуатации Московско-Нижегородском, Московско-Ярославской и других линий.
А
Вместе с тем эти первые успехи в строительстве и эксплуатации новых рельсовых путей явились предвестниками вспышки железнодорожной горячки. Появилось много предпринимателей, жаждавших заполучить железнодорожные концессии. Если в 1866 г. правительство выпало только одно разрешение на изыскание трассы железнодорожных пиний, то в 1871 г. их уже было выдано 139. В период с 1861 г. по 1873 г. возникло 53 железнодорожных общества.
Мельников вел упорную борьбу против казнокрадства, взяточничества. Против него стали выступать высокопоставленные персоны, об- падавшие акциями иностранных компаний. Через печать были организованы атаки на министра-патриота. В этой неблагоприятной обстановке Мельников в 1869 г. ушел в отставку «согласно прошению и расстроенному здоровью». За семь лет своего пребывания на посту главноуправляющего и министра путей сообщения под его руководством было построено около 4700 км новых железных дорог. Большинство из них бы- пи с двухпутным земляным полотном, хорошими мостовыми переездами и соответствующим пристанционным хозяйством. В памяти потомков отложилось не только то, что Мельников был великим знатоком железнодорожного дела, но человеком высоких душевных качеств.
Подъем железнодорожного строительства способствовал вводу важных железнодорожных магистралей в европейской части России. Железнодорожные магистрали соединили центральный экономический район России с важнейшими торговыми портами на Балтийском море, па Черном море и судоходными реками. Начало строительство железных дорог на Кавказе и Закавказье. В 1872 г. вступила в строй железная порога Поти - Тифлис.
В 90-х годах были проложены новые дороги: Рязань - Казань; Рузаевка - Сызрань; Инза - Симбирск. Новая линия Москва - Брянск образовала прямой ход из Москвы к Киеву через Конотоп и Нежин. Вновь провоженная железнодорожная линия от Ростова-на-Дону к Баку соединила '.акавказские дороги со всей сетью рельсовых путей России. Образовался единый непрерывный железнодорожный путь между Москвой и Тиф- лисом длиной в 3220 км.
Служба военных сообщений (ВОСО) зародилась почти одновременно с железнодорожными войсками. Днем ее появления считается 24 ноября 1851 г., когда вышло первое циркулярное распоряжение военного министра об использовании железных дорог для воинских перевозок.
Для строительства железных дорог в 1864 г. были созданы военнорабочие бригады. А в 1870 г. стали формироваться военножелезнодорожные команды. Вскоре было решено перейти к формированию и обучению постоянных воинских железнодорожных частей. Первый железнодорожный батальон сформирован в 1876 г. В следую ще| 1877 г. их было сформировано еще 2.
В период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. российские желе! нодорожные войска получили первый значительный опыт в восстанови лении, эксплуатации, строительстве железных дорог во фронтовых ус ловиях. Железнодорожные батальоны в исключительно короткий сроЦ (100 суток) построили новую железную дорогу Бендеры - Галац про i н= жением в 303 км. Позже проект демонстрировался на всемирной паршк ской выставке и был признан «одним из наиболее выдающихся совр! менных сооружений по быстроте постройки». Значителен вклад pocciiii ских железнодорожных батальонов при сооружении Закаспийской ж#» лезной дороги на линии Красноводск - Самарканд - Ташкент.
В 1877 г. началась эксплуатация железной дороги по маршруту Сызрань - Батраки - Оренбург. Естественным ее продолжением был луг к к Ташкенту. Однако по ряду политических причин и по стратегическим соображениям пограничной безопасности правительство пришло к нм воду о сооружении в первую очередь Закаспийской железной дороги пн маршруту Узун-Ада - Самарканд. Ее предполагаемая длина была опри* делена в 1435 км.
Было много трудностей: отсутствие местных кадров строителей, болезни многих строителей, труднопереносимые колебания температур резко континентального климата и многое другое. Очень сложно было I обеспечением строительства материалами. Они доставлялись из цеи тральных районов страны по Волге, а затем переправляли через Каспий1 ское море к месту стройки. Это был весьма продолжительный путь, ко горый ежегодно прерывался из-за зимних ледоставов на Волге. Караиб ны судов с рельсами и шпалами для стройки вынуждены были простей вать в Астраханском порту.
На рубеже XX в. Среднеазиатская железная дорога дошла до Tails кента. Начальный ее пункт перенесли в Красноводск. От магистрали отошли железнодорожные ветки на Кушку и Андижан.
Строительство Закайспийской железной дороги и вообще строй* тельство Россией железных дорог вызвало благоприятные отклики границей и в нашей стране. Известный путешественник, исследователь Центральной Азии Н.М. Пржевальский с восторгом описал свою быст? рую поездку в 1888 г. к месту начала своей последней экспедиции Ш железной дороге. Он назвал Закаспийскую железную дорогу чудом пустынной местности, когда поезд, словно в сказке, мчится по сыпучЩ) пескам, по безводной и бесплодной галечной равнине. Французские му тешественники, побывавшие на Закаспийской железной дороге, с во^ хищением отмечали, что никто не верил ранее в возможность существ мания такой дороги. Известный французский писатель-фантаст Жюль 1!ерн в самом факте строительства такой дороги видел начало будущего «Великого Азиатского железнодорожного пути».
В начале 70-х годов было принято решение о строительстве Горнозаводской железной дороги Пермь - Екатеринбург. Возглавлял это строительство инженер В.Ф. Голубев. Он проявил изобретательный талант при разработке скальных пород для многочисленных тоннелей и иыемок, при возведении мостов через бурные реки. Правительственная комиссия, принимавшая дорогу, отметила, что по своей завершенности при крайне трудных топографических и климатических условиях эта дорога могла бы быть образцом для будущих сооружений такого рода. Заслуги Голубева были отмечены учрежденной Министерством путей сообщения ежегодной «Премией инженера Голубева» для особо отличившихся специалистов.
Для взаимосвязи на Урале Горнозаводская железная дорога оказалась очень важной. Ее открыли для движения в 1878 г. Впоследствии она была продолжена до Тюмени. Возник железнодорожный путь (правда не прямой, а довольно извилистый) от Москвы и Петербурга к Уралу, а затем к прилегающей части Западной Сибири. Встал вопрос о продолжении дороги до Владивостока.
К обсуждению вопроса о строительстве Сибирского пути были привлечены министерства путей сообщения, военное, финансовое, морское, внутренних дел, земледелия и государственного имущества, а так же императорский двор. Дата 6 июня 1887 г. считается датой принятия правительственного решения о необходимости сооружения дороги.
Для непосредственного руководства постройкой Транссибирской железнодорожной магистрали было организованно Управление по сооружению Сибирских железных дорог. В дальнейшем (с февраля 1894 I.) был образован еще один орган управления строительством - Комитет ( нбирских железных дорог. Трасса строительства Транссибирской железнодорожной магистрали подразделялась на отдельные участки. Их намечалось семь.
·Западно-Сибирской железной дороги (1418 км);
·Средне-Сибирской железной дороги (1818 км);
·Кругобайкальской железной дороги (260 км);
·Забайкальской железной дороги (1 104 км);
·Амурской железной дороги (2051 км);
·Северо-Уссурийской железной дороги (361 км);
·Южно-Уссурийской железной дороги (408 км).
Однако позже было добавлено еще два других участка. Эти участа ки Китайско-Восточной железной дороги (1520 км) и Южня Маньчжурской железнодорожной ветки (1025).
19 мая 1891 г. принято считать официальным началом строители ства Великого Сибирского железнодорожного пути. В этот день цесаря вич Николай по высочайшему повелению отца своего императора Але* сандра III принял участие в закладке на окраине Владивостока Южин Уссурийского участка Транссиба. Цесаревич Николай уложил первуи тачку грунта в основание железнодорожной насыпи.
Строительные работы начинались и велись на разных участках Hi одновременно, а в различное время. Ввод в строй железных дорог оеу^ ществлялся постепенно, по мере их готовности к эксплуатации, перво начально в одноколейном варианте и несколько позже - в двухколейном: Многое зависело от местных особенностей: природно-геологических и по годно-климатических.
Транссиб строили свыше 83 тыс. штатных рабочих и 6 тыс. инже неров. В общей сложности на стройке одновременно было задействона» но более 100 тыс. человек. Частично прр^влекалась сезонная рабочая си ла из окрестного населения. К работе в отдельных случаях привлекались ссыльные и каторжники.
Строительство Транссиба было в основном завершено к 1904 i Было проложено около 7 тыс. железнодорожных путей. Но окончатель но строительство Транссиба было завершено в 1916 г. С прокладкой этой дороги, по сути, началось хозяйственное освоение Сибири.
И все же сеть железных дорог в России не достигла нужных для страны размеров. Главная причина - слабая экономика, развитие которой, в свою очередь, сдерживалось недостаточностью рельсовых путей сообщения. Требовались новые усилия в железнодорожном строительстве.
4.Внешняя политика России
Внешняя политика царизма в 60-70-е годы выражала уже не только интересы российских помещиков, но и буржуазии. Узость внутреннего рынка, который сравнительно медленно развивался из-за пережиткоп крепостного права, надо было компенсировать приобретением внешних рынков.
Наступательные действия царской России в Средней Азии, начавшиеся с 30-40-х годов XIX в., с особой энергией развернулись в 60-70-е годы. К России была присоединена огромная территория, расположен ная от Аральского моря до Памира - с севера на юг - и от Каспийского моря до Тянь-Шаня - с запада на восток. Средняя Азия открывала двери н для торговых связей России с соседними странами: Ираном, Афганистаном, Индией, Китаем. Для России немалое значение имело стратегическое положение Средней Азии, на которую нацеливались английские колонизаторы.
В 1880 г. экспедиционный отряд генерала Скобелева занял крепость Геок-Тепе близ Ашхабада, а в 1884 г. русскими войсками был занят Мервский оазис. Продвижение русских войск к афганской границе пызвало большую тревогу в Англии. Вскоре русскими войсками были шняты Кушка и афганский городок Пендже, в Англии поднялась военная истерия. Однако, уже в сентябре 1885 г. опасный конфликт, чреватый англо-русской войной, был ликвидирован. Смешанные англорусские военные комиссии приступили к установлению русско- мфганской границы. Работа комиссий продолжалась около 10 лет и завершилась лишь в 1895 г. установлением пограничных линий. Английские планы завоевания Туркестана оказались неосуществленными.
Было завершено присоединение Кавказа. Горцы прекращали вооруженную борьбу и переходили под власть России. Кавказ включался в капиталистическую систему России. Он стал источником сырья для русской промышленности и рынком сбыта ее продукции. Было положено начало развитию железнодорожной сети на Кавказе. Быстро росла добыча нефти в Баку.
После разграничения смежных территорий России и Китая на Дальнем Востоке по Айгунскому и Пекинскому договорам политика России по отношению к Китаю оставалась прежней - велась на мирной основе с целью достижения более выгодных экономических связей с Китаем.
Не все благополучно было у России во взаимоотношениях с Японией. Симодский договор по вопросу о Сахалине имел для России невыгодные последствия. При «нераздельном» владении островом никакой границы между поселениями русских и японцев на Сахалине установлено не было. В 1867 г. между Россией и Японией была заключена конвенция о порядке общего владения островом. По этой конвенции Япония благодаря своему географическому положению получала большие возможности для освоения Сахалина.
В начале 70-х годов XIX в. русско-японские отношения по вопросу
о Сахалине и Курильских островах обострились. Японское правительство, подстрекаемое США, проявляло особую активность. Не имея возможности усилить свои стратегические позиции на Дальнем Востоке, царская Россия решила дипломатическим путем уладить назревавший конфликт, устранив уступками домогательства США - американцам был сдан в аренду котиковый промысел на Командорских островах и на острове Тюленьем, а японцам по договору 25 апреля 1875 г. были переда» издавна принадлежавшие России Курильские острова в обмен за откН Японии от притязаний на никогда не принадлежавшую ей южную чаеЦ Сахалина.
Оторванность края от центральных областей России, отсутсЯнЦ дорог, ничтожные успехи в колонизации Дальнего Востока и слабоен военных сил на этой отдаленной границе заставляли царское правители ство избегать международных осложнений в этом районе. ИнтерИ России на Дальнем Востоке столкнулись с империалистическими уст? ремлениями Англии, США и Японии, которая со второй половины 90*Ц годов стала готовиться к войне с Россией.
Используя слабость царской России на Дальнем Востоке, в кошм 60-х годов XIX в., США повели энергичное наступление на русские ндщ дения в Америке. Первую попытку купить Аляску у России США сделВ ли в 1859 г., предложив за нее 5 млн. долларов. Но сделка не состоялась В 1867 г. США возобновляют переговоры с Россией о покупке Аляски и других русских территорий в Америке. Царское правительство, понимая слабость своих позиций в этом регионе, а также испытывая сильные фй« нансовые затруднения, приняло предложение США. Договор о продаж^ Аляски, крайне невыгодный для России, был подписан 18 марта 1867 Г, К этому времени территория русских владений в Америке равнялась 1,1 млн. кв. км. За все русские земли США уплатили России 7200 тыс. дол* ларов (примерно около 5 долларов за 1 кв. км).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|