Сделай Сам Свою Работу на 5

Образование древнеславянского государства - Киевская Русь. Первые киевские князья и их деятельность 3 глава





Изменение статуса государства и его правителе требовало соответ-

11дующего изменения внешнего облика столицы. Новая застройка :юпжна была архитектурными средствами продемонстрировать не толь­ко красоту города, но и выполнять важные представительские функции. Московский Кремль и соборы, построенные под руководством итальян­цах мастеров, делали столицу соответствующей рангу европейской христианской страны.

Меняется техника управления великим княжеством накануне пре­вращения его в Русское государство. Канцелярия великого князя пре­вращается в центр административной власти. Усложненные функции (правления в великом княжестве, перерастающем прежние удельные римки, требуют документальной фиксации. Великокняжеские дьяки со­ставляют и хранят посольскую и разрядную документацию, которая ока­пывает влияние на летописные тексты. Сохраняется и другая задача этой канцелярии: фиксация повседневной деятельности великого князя. Именно тогда произошли серьезные изменения в организации работы к пикокняжеской канцелярии: ее деятельность приобрела более диффе- рптированный, более функциональный характер. Начинающееся разде­вшие функций прежде единой администрации закладывает основы бу- я\ щей приказной системы. В новом аппарате управления боярин и дьяк ‘ ымовятся ключевыми рядом стоящими фигурами. Где боярин, там и Дьяк. Дьячество стало чином. Дьяк этого времени - землевладелец сред­не и руки, либо выходец из среды вотчинников, либо феодал в первом Поколении, сколачивающий свою вотчину путем приобретения у разных ш ц и княжеских пожалований. Служба в княжеской канцелярии требо- вада не знатности или богатства, а грамотности, трудолюбия и ума. i !рофессионализм и неродовитость - вот два качества дьяка. Формиро­вание слоя профессиональных чиновников неразрывно связано с образо­ванием единого Российского государства.



В государстве происходят изменения функций двух великокняже­ских ведомств - Казны и Дворца. В деятельности этих двух учреждений проявились общегосударственные функции, связанные с взиманием на-

I

логов в разных формах, контролем над оборотом земель, с контролем над функционированием системы кормлений и поместий.



Эпоха Ивана III - это время становления важнейшего государст- венного института России - Боярской думы. Ее функции и прерогативы расширялись по мере усложнения и дифференциации задач государст-1 венного управления. Она постепенно превращается в «соправительст- вующий» орган при монархе в едином государстве. Дума имела внут­реннюю структуру. В это время укрепилось узкое значение самого тер­мина «боярин» - официальный пожизненный член совета при великом

князе. w

В 1497 г. был составлен первый общерусский Судебник. Основная идея Судеоника - приоритет общего над частным, т.е. государственны? интересов. В первой части Судебника было зафиксировано создание централизованного аппарата управления, подчиненного властц великого' князя. Это знаменовало отход от прежней вотчинно-княжеской системы управления. Отправление судебных функций есть обязанность, а не пра­во должностных лиц - служилых людей государя. Была установлена ие­рархия присутственных мест, создана система, охватывающая всю тер- риторию государства. Действовал единый порядок судопроизводства

положены начала унификации права.

Главными категориями светского землевладения были названь поместье и вотчина. Частновладельческие крестьяне издавна пользова­лись правом перехода от одного землевладельца к другому. Судебником они разрешались в определенные сроки, когда все посевные работы за* канчивались - в осенний Юрьев день. Введение Юрьева дня не лишили крестьян свободы, но заметно стеснило их передвижение. Прежде чем покинуть двор, любой крестьянин должен был уплатить землевладельцу «пожило©) за двор в размере 1 рубля, что соответствовало цене 200 пу* дов ржи. Регламентация сроков перехода стала началом закрепощении крестьянства в государственном масштабе.



Объединение великорусских земель завершилось при сыне Иван|

III- Василии 111 (1505-1533 гг.). Во время его правления последних при­вилегий лишился Псков. В 1510 г. вечевой колокол Пскова был сброше! на землю, упразднены выборные должности, были выселены из город| 300 наиболее значительных семей. Через несколько лет (в 1514 г.) по| юрисдикцию Василия III перешел Смоленск.

Татарские набеги продолжали доставлять большое беспокойства Летом 1521 г. крымский хан Мухаммед-Гирей обошел русские полш собраннке на Оке в Серпухове и прорвался в окрестности Москва! Крымцы стояли под Москвой две недели. Ситуацию удалось разреши1 благодаря военным и дипломатическим усилиям. События этого набе

------------ ---------------------------

помогли решить проблему присоединения к московским владениям Ря- шни.

Правление Василия III вело к укреплению самодержавных поряд­ков в России. После падения Византийской империи обрела своих сто­ронников мысль о превосходстве русского православия над греческим. Монах псковского Елиазарова монастыря Филофей обратился к Васи- иию III с важным посланием. В основе концепции Филофея «Москва — третий Рим» лежало представление э нерушимом царстве, в котором протекала земная жизнь Христа. Великий Рим утерял свою духовную сущность, будучи пленен католичеством. Оплотом православия стало греческое царство, но и оно попало тод власть турок. Крушение двух царств расчищало место для московского православного царства. Рус­скому двору импонировали рассуждения об исключительной историче­ской миссии Москвы. С ростом госудгрственной территории шло посте­пенное утверждение представления о царском достоинстве великого князя московского.

В этот период определились основные направления и стратегиче­ские цели внешней политики:

·на востоке - наступление на ханства, образовавшиеся в результате распада Золотой Орды;

·на западе и северо-западе - борьба с Литвой и Ливонским орде­ном и возвращение восточно-славянских земель, входивших в состав К иевской Руси.

Осуществлением этой политики Иваном III, а затем его преемни­ками на протяжении всего XVI столетия привели к созданию огромного по масштабам и многонационального по характеру Российского госу­дарства.

2.Правление Ивана IV Грозного

Борьба за достижение основных стратегических целей в области ниутренней и внешней политики, определившихся на рубеже XV-XVI ни., продолжалась в XVI столетии. Это столетие неразрывно связано с именем первого русского царя Ивана IV (1533-1584), прозванного Гроз­ным, период правления которого составляет целую эпоху русской исто­рии. В деятельности Ивана Грозного вь деляются два этана: доопричный и опричный.

В течение первого - правительство Ивана Грозного (Избранная pa­in) провела ряд важных реформ, направленных на укрепление централи- |оманного аппарата власти:

·созыв Земских соборов-собраний представителей сословий;

·издание нового Судебника;создание центральных органов государственного управления;

·отмена системы кормлений и реформа местного самоуправлепн частично обеспечивающая его выборность;

·введение единообразного порядка организации военных сил i

созданце^щэелещ^^'——~

·реформа податного налогообложения и т.д.

Эти меры повысили централизацию государства, эффективное управления, способствовали становлению сословно-представительно! монархии.

Реформы середины XVI столетия привели к крупным военным ус пехам: к России были присоединены Казанское и Астраханское .ханств! в состав государства вошли Среднее и Нижнее Поволжье, а также Ю>« ное Приуралье. Открывалась возможность дальнейшего продвижения н восток, в Сибирь. (Сибирское ханство было разгромлено и присбедиш но в 1582 г.).

Роспуск Избранной рады в 1560 г. означал начало перехода ко вто рому этапу правления Ивана IV, связанному с опричниной. В 1565 г. помощью политического маневра царь обеспечил за собой право неог раниченной власти, учреждения опричнины - государева удела с особой территорией войском и государственным аппаратом. Сразу же поел этого начался террор, обрушившийся сначала на феодальную аристократ тию, а затем и на другие слои общества

Вопрос о сути и целях опричнины (как системе внутриполитич^ ских мероприятий) продолжает вызывать острые споры среди истори ков. Одни из них рассматривают опричнину как последовательную по­литику, направленную на уничтожение сепаратизма феодальной арист кратии, на подрыв экономических основ ее политической власти путе^ ликвидации княжеско-боярского землевладения и обеспечения широки кругов дворянства (основы монархичсской власти) поместьями за с'че конфискованных земель^

’уси в период золотоордынскоп

Другие объясняют введение опричнины стремлением Ивана 1\ форсировать процесс централизации, что в условиях невызревших эко­номических и социальных предпосылок возможно было только путе| террора. Третьи считают, что целью опричнины и развязанного в стран террора был переход к самовластию (близкому к восточной деспотии поскольку складывание сословно-представительной монархии шло враз рез с представлениями Ивана Грозного о безусловном и всеобъемлюще характере власти царя-самодержца, восходящими и к византийским трг дициям, и к идеям, утвердившимся на господства.

Четвертые подчеркивают, что целью опричнины была война про- 1 и и бояр, их крамолы (и реальной, и потенциальной, и мнимой), сопро­вождающаяся ломкой и перетасовкой землевладельческих отношений,

·I ранливанием разных слоев землевладельцев между собой, иррацио­нальным террором, обрушившимся на страну. Очевидно, что для уясне­ния смысла опричнины необходим син'ез разных подходов.

В декабре' 1569 г., войско опричников во главе с Иваном IV двину­лось на Новгород, жители которого были обвинены в измене. По дороге к последнему очагу феодальных волшостей опричники разорили не­сколько сел, а также города Клин, Тверь и Торжок. В Новгороде р&згром продолжался больше месяца; опричники убивали людей без разбора, *гли дома, грабили монастыри, насиловали женщин. Жертвами кара­ульной экспедиции в Новгород стали до 15 тыс. человек.

Разоренную опричниной Россию ждало новое несчастье. Крым­ский хан Девлет-Гирей совершил неожиданное вторжение крупными hi нами в пределы Московии. Войско опричников с позором бежало с ноля боя. Отряды крымского хана ворвались в Москву. Захватив около Ь’О тыс. пленников, хан Девлет-Гирей покинул столицу Российского го- вуларства, предав ее огню. Для предотвращения новых набегов крым­ских татар Иван IV объединил земские и опричные войска под началом воеводы князя М.И.Воротынского.

Царь Иван IV направил своих послов к Девлет-Гирею для заклю­чения мира, соглашаясь даже на сдачу Астрахани, но крымский хан тре­бовал еще и Казань. На это Иван Грозный пойти не мог, это разрушило бы целостность страны. Тогда Девлет-Гирей начал второй набег на Мо­скву, но соотношение сил уже изменилось в пользу русских войск, В I *>72 _г. в битве у Молодечно (Молоди) близ Серпухова на берегах реки Чопасни татарское войско было разгромлено.

Это сражение'реально собран ило целостность Российского госу­дарства и предотвратило отделение от него татар Поволжья. Для укреп­ления южных границ от набегов крымских татар были построены новые юрода - Венев, Ряжск, Орел и другие. Позже пришлось создать много­численную сторожевую и станичную службу из казаков, стрельцов и дворян.

В 1572 г. Иван Грозный формально отменил опричнину (он даже запретил употреблять это слово), но террор в стране не прекращался до конца его жизни.

Внутреннее положение России становилось все хуже и хуже, по- * кольку репрессии против военачальников, служилых людей, купцов и шмрян еще продолжались. В 1581 г. Иван Грозный убил своего сына - царевича Ивана Ивановича, что осложнило политическую ситуацию в

<

стране. Последний сын Ивана JV и Анастасии Романовой - царевич Ф( дор был больным человеком, который не мог править государством d мостоятельно. Иван Грозный стал осознавать, что сотворил множест^ преступлений и привел Россию на край пропасти. На царя обрушилш мучительные раскаяния, но было уже поздно что-либо исправить. Д шевные страдания и распутная жизнь подорвали здоровье царя, которьц превратился в немощного старца. В марте 1584 г. И в а н J V у м ер^остав 111 наследнику множество проблем, а народу_вдзр^аценную страну.

Форсирование централизации и утверждение самовластия пут< опричного террора и разорения страны привели к губительным после] ствиям. В стране разразился тяжелейший экономический кризис, усил< нию которого способствовали поражение в Ливонской войне 1558-158] гг. и эпидемия чумы начала 70-х годов XVI в. Хозяйственная разру: вызвавшая массовое бегство крестьян на окраины государства, ускор] процесс становления крепостного права в государственном масштаб! причем в очень жестких формах.

3.Царь Федор и Борис Годунов

После смерти царя Ивана IV Васильевича на престол взошел сг сын Федор Иванович, который формально правил до 1598 г. Новый царь и мог управлять страной самостоятельно, что понимало его окружение. Вс круг царя Федора развернулась борьба за влияние на него между группи ровками княжеско-боярской знати. С одной стороны были бояре Шу| ские, а с другой - Годуновы-Романовы. Верх взяла вторая группировка.

Россией фактически стал управлять Борис Федорович Годуно: шурин царя Федора Ивановича, который имел высший дворовый чш конюшего. Бездетная царица Ирина, сестра Бориса Годунова, отстаив; перед царем Федором интересы своего рода и реально помогала брату оттеснении от трона других претендентов. Сам царь ценил Бориса Год; нова, который последовательно отстаивал принципы самодержавно! власти и много делал для возрождения страны. Особое внимание Год; нов уделял вопросам укрепления обороны: на юге страны и в Поволж! возводились города и оборонительные сооружения. Так называемые «3j сечные черты» со временем стали опорными пунктами для освоения hi вых плодородных районов и усмирения непокорных племен; они сыгр| ли важную роль в защите России от внешней экспансии. >

Стабилизация внутреннего положения в стране позволила Бори! Годунову решить важную внешнеполитическую проблеуму - вер России землй7утраченные в результате Ливонской войны. Это удалс! сделать в ходе русско-шведской войны 1590-1593 гг., котора^ началась! осады Нарвы и разгрома большого отряда противника. Шведы предло ■ил И заключить перемирие на выгодных для России условиях. Через год йоеные действия возобновились, но шведы не готовы были продолжать Мшу и снова заключили перемирие с Москвой. По Тявзинскому миру ||yS г. к России отходили города Ивангород, Копорье и Ям, а также Iff I i-e Невы и Корела. Так Россия снова получила жизненно важный вы- |(>м в Балтийское море.

Для наведения порядка в землевладении в начале 1580-х гг. нача- 1 jhm ь новое описание земель, на время которого был введен запрет («за- нпредь») на выход крестьян в Юрьев день. После завершения описания нмсль «выход» не был восстановлен; это, фактически, приводило к за- *фрпощению крестьян. Уход крестьянина от помещика считался бегст­вом, что давало землевладельцу права сыска, возвращения и наказания Рг-г леца. В 1597 г. «заповедь» на Юрьев день была дополнена введением пяшлетних урочных лет. Поскольку Юрьев день не был восстановлен, id крестьянин, фактически, потерял свободу. Таким образом, в конце 1 VI в. в России законодательно было установлено крепостное право, ко- fopoe помогло решить задачи восстановления разрушенного хозяйства, но сделало миллионы крестьян лично зависимыми от помещиков.

В целях сохранения и упрочнения истинного православия в 1589 г. Русская Церковь учредила патриаршество, что реально превращало Рос- ню в мировой религиозный центр. Первым русским патриархом был щоран митрополит Иов, который являлся сторонником Бориса Годуно­ва 1’усское самодержавие обрело новую религиозную идеологию, кото- [>вн зиждилась на следующих основных идеях: «Москва - Третий Рим»; Рбесия - империя; теории божественного происхождения царской вла-

·in, ответственности России и Русской Церкви за защиту православных людей всего мира. Эти идеи нашли серьезную поддержку в российском обществе.

Внутриполитическая обстановка в стране обрела новые очертания после загадочной гибели в 1591 г. в Угличе царевича Дмитрия Иванови­чи сына Ивана Грозного и Марии Нагой. Проведенное Василием Шуй­ским расследование показало, что страдавший эпилепсией царевич Дмитрий «сам себя поколол ножом». Официальная версия смерти на- Медника престола удовлетворила далеко не всех; в России поползли

·лухи о причастности Бориса Годунова к этому делу. Поскольку у царя ■Педора Ивановича детей не было, противники Бориса Годунова обвиня- Ш1 его в организации убийства юного Рюриковича.

Последние годы жизни царь Федор Иванович устранился от управ­ления государством, фактически передав свои полномочия Борису Го­дунову и жене Ирине Годуновой. Царь умер 7 января 1598 г. не оставив 1имсщания, что давало Ирине Годуновой право на царствование, при со-блюдении определенных условий. Царица Ирина согласилась приняв! власть «на малое время, покамест бог царство строит от всех мятежей царя даст». На третий день после присяги царица Ирина о своем (Я стрижении в монахини, а 15 января удалилась в Новодевичий моМ стырь. Таким образом, с этого дня Борис Федорович Годунов не тольИ фактически, но и юридически вступил в правление Российским госуд|И ством. Началась активная подготовка Земского собора, на который dfl зывались бояре, воеводы и высшие духовные лица.

Таким образом, после смерти в 1598 г. бездетного царя Федои Ивановича в России пресеклась династия Рюриковичей/ За опустевш(( престол началась острая политическая борьба, где столкнулись недавня союзники - бояре Б. Ф. Годунов и Ф.Н. Романов. Победа досталась Вф I рису Годунову, поскольку в его руках уже находилась реальная госудШ ственная власть и духовная поддержка со стороны патриарха Иова. ЗвИ ский собор 17 февраля 1598 г. избрал Бориса Федоровича Годунов.! § царство, которое продолжалось до начала 1605 г. и было сопряжено ■ многими трудностями.

4.Культура России XIV-XVI вв.

Развитие русской культуры со второй половины XIII в. проходш Г в сложных условиях. За столетие, с середины XIII до середины XIV & резко снизилась грамотность на Руси, в том числе и среди феодала! Даже среди великих, князей были такие, которых летописец назыи§ «некнижен и неграмотен».

Все же и в развитии русской культуры со второй половины XIV | наметился новый подъем. Победа на Куликовом поле способствови подъему культуры, росту национального самосознания. Москва в облй ти культуры превращалась в национальный центр русского народа.

Появляются башенные часы, колесо водяной мельницы, пушёчнК дворы, «зелейные» (пороховые) дворы, бумажные «мельницы». Распре страняются специальные устройства для счета (абаки), математически понятия й терминология, геометрия («землемерие»), основы медицини фармакологии. Уже в XIV в. на Руси появилась бумага - более удобни материал для письма, чем береста, и значительно более дешевый, >Л пергамент. Крупные города, как Москва, Новгород, Псков, Тверь и др) гие, а также монастыри были, центрами, где появлялись новые книги! переписывались старые. I

Сохранившиеся до нашего времени немногие образцы резьбы М дереву и камню, ювелирных изделий, а также шелкового шитья и т. иговорят о высоком мастерстве и достижениях материальной русской ■ родной культуры XIII—XV вв. В устном народном творчестве отрав

huii и тяжелое иго Орды, и борьба за независимость. Предание сохра­нило рассказ о народном мстителе Евпатии Коловрате. Народная песня о ИШмкане Дудентьевиче посвящена была восстанию в Твери 1327 г.

Ь-пчком к развитию устного народного творчества - песенного и проче- ft послужила победа на Куликовом поле. Победе на Куликовом поле р1' ни [цены такие патриотические произведения, как «Сказание о_Ма- liiarfioM побоище» и поэма «Задонщина». Повесть о разорении Москвы ивчгамышем в 1882 г., противопоставляет патриотизм горожан, всего народа, трусости феодалов, бежавших из города.

11одъем летописания также относится к XIV-XV вв. Как правило, в ииописные своды включался текст «Повести временных лет», таким Парном все изложение истории связывалось с древней Русью, с идеей В шнства русских земель. Особой силы эта идея достигла в московском ■Иописании. В середине XV в. (1441) был составлен обзор всемирной ?*!• юрии (хронограф), в котором история Руси представлена в связи с ис- горией всех славянских народов. Несмотря на господство схоластиче- |§*йч, богословских представлений о явлениях природы, в XIV-XV вв. шмсчается рост научных знаний. Об интересе к астрономии говорят за- ■йСи в летописях, появление специальных сочинений (о широте и дол- К‘чг (смной).

Русские путешественники посещали Византию и другие страны и I i и и или интересные описания этих стран. Таковы сочинения новгород­ца ( тефана (середина XIV в.) и смольнянина Игнатия (конец XIV - на­пало XV в.), побывавших в Константинополе, сохранился дневник рус- Ьнно посольства на церковном соборе во Флоренции (1439) с описанием Ья>т европейских городов и др. С целью установить связи с одной из ИМых богатых и культурных стран Азии - Индией тверской купец Афа- “ ий Никитин отправился в 1466 г Волге на Восток. Преодолевая много гаудпостей, он через Персию добрался до Индии. В Индии он прожил Н*и года, изучил местный язык. С уважением относясь к индийскому на­роду, Никитин с глубоким вниманием изучал его быт и культуру, знако- it и щ-я с жизнью горожан и крестьян, сделал много ценных научных на- радщений в области языка, общественного быта и религии индийского народа. Афанасий Никитин написал «Хожение за три моря», которое яв­ился выдающимся памятником русской культуры.

Подъем проявился и в русском искусстве с конца XIV-XV вв. Со­временная живопись связана с именами выдающихся художников, уча­ствовавших в оформлении ряда церквей - Архангельского собора, церк- 1й Тождества в Москве и др. Выдающимся художником был Андрей Рублев. Он совместно с Феофаном Греком и Прохором из Городца рас- RMi sin Благовещенский собор в Москве, совместно с Даниилом ЧернЫм -

Успенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергневом монастыре (Рублев расписал здесь иконостас). В своих произведениях, несмотря на их религиозную тематику, Рублев создавал образы живых людей и н;астРоения русского человека того времени.

Развевалось как гражданское зодчество (крепостные сооружения и т п) так и церковное, главным образом в тогдашних центрах великЛ княжеств - в Москве, Твери, Рязани и др. В Москве во второй половине XIV в Bn<?PBbie были построены каменные стены (1367) и было положе- но начало1 созданию Кремлевского архитектурного ансамбля, который отражал и;Дею мощи объединенной Русской земли. Каменный «детинец» был построен в Новгороде в XIV в. Каменные палаты в два этажа воз* двигали себе многие новгородские бояре. С зодчеством в духе Влади­мирского периода было связано строительство Троицкого собора и Троице-С|фгиевом монастыре, собора близ Звенигорода и др. В ряде го­родов восстанавливались отдельные древние сооружения (во Владимире и др.). монументальное русское зодчество XIV-XV вв., развиваясь н$ основе древнерусских традиций, обогащенных современным русским искусством* вместе с тем обращалось и к образцам античности, и к мае терам Италии.

XVI век> особенно его середина, проходил под знаком быстро^ культурн()Г0 развития российского общества. Царь Иван IV, будучи од* ним из наиболее начитанных монархов своего времени, способствовал развитию церковного образования и культуры, поощрял распростране­ние «книжности» на Руси. Его богатейшая личная библиотека свиде< тельствует 0 весьма разносторонних интересах монарха, о знании им н только отечественной истории и культуры, но также всемирной. О высо ком уровне образования царя и его окружения свидетельствует служеб ная пере11ИСКа и документация, а также воспоминания иностранцев жизни в Иосковии при Иване Грозном.

Большое значение в истории русской культуры имело появлени книгопеч1тание- В Москве в 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславе» выпустили печатный «Апостол». Есть сведения о том, что еще до Иван Федоров;1. в 50-х" годах, в Москве и Новгороде были «мастера печатны книг» (о*ин из них — Маруша Нефедьев). К концу XVI в. было издан около 20 книг,

В и;торических песнях народ ярко выразил Свое отношение к вз: тию Казеин, к борьбе царя Ивана Грозного с боярами, к походу Ермака т п В п?снях сказывается наивный монархизм народных масс* счит; ших Ива?3 IV врагом бояр, грозным, но справедливым судьей.

Перемены во внутреннем и международном положенищ Росст обусловили создание ряда выдающихся исторических произведений.

60-х годах при содействии митрополиа Макария и других была состав- ( пена «Степенная книга». В ней исторй русских земель дается не погод- но, как в летописях, а в систематическом изложении, по поколениям («степеням») царской династии и с жинеописаниями митрополитов, на­чиная со времени Киевского государсза. Более 20 лет (в 50-70-х годах) продолжалась работа по созданию ли £ в о го (иллюстрированного) лето­писного общерусского свода - от начда мира и до середины XVI-в В своде русский царь представлен как цследник и потомок императоров Рима и Византии. Этот труд в 11-ти тошх имел более 16 тысяч иллюст­раций. Митрополит Макарий подготовил и издал «Великие минеи че- тьи» («Четьи минеи»), то есть «ежеме<тчные чтения» для православных людей в 12-ти томах. Макарьевские «^тьи минеи» представляют собой тциклопедию древнерусской духовней книжной культуры, в которой описаны жития святых отцов правоелгзной церкви. Эти образцы жизни и деяний святых христиан формировки у населения страны единые и п ляды и стандарты поведения, что рнсолидировало россиян различ­ных социальных, национальных и возрртных групп.

В 60-х годах была составлена ;История о Казанском царстве» («Казанский летописец»). Автор - русски человек, побывавший в плену и Казани. Заслугу установления власп России над Казанью автор при­писывает царю.

Для литературы XVI в. характерам жанром была публицистика,

I це велись жаркие споры об истинности христианской веры, государст­венном устройстве России, правах и обязанностях подданных царя. Публицисты убеждали читателей в необходимости перемен, предлагали

1вое видение будущего страны. Однйм из самых ярких публицистов первой половины XVI в. был И.С. Перелетов, выходец из православной Шпяхты Великого княжества Литовской, который в своих писаниях от- i пшвал интересы служилых людей. СН считал, что царь должен опи­раться на служилых людей и за служСу достойно их награждать. И.С. Иересветов призывал монарха соблюдать государственные законы, не щадить нарушителей, включая предстагителей высших слоев общества.

Большое внимание в XVI столети# уделялось историческим произ­ведениям, которые доказывали преемственность самодержавной цар- f кой власти от прежней императорской Интересно написано «Сказание

о князьях Владимирских», которое по!ествует об обретении Владими­ром Мономахом имперских регалий. В этом талантливом произведении < казано, что император Константин М<>номах прислал царские регалии «воему внуку, киевскому князю Владимиру Мономаху, и «с того време­ни князь великий Владимир Всеволодсвич наречен Мономахом и царь всея великой Руси».Большую историческую ценность представляют писания псковской го монаха Филофея, который развивал концепцию о Москве как третьем Риме, после второго - Константинополя. Его теологически-религиозна® теория стала важным элементом официальной государственно" политической доктрины. В середине XVI в. была составлена официаль­ная Никоновская летопись, где концепция «Москва - третий Рим» была органично вписана в общий исторический контекст. Один из списком Никоновской летописи, под названием «Лицевой свод», был украшен высокохудожественными миниатюрами-иллюстрациями.

В XVI в. в России получил развитие жанр посланий, авторы кото­рых оценивали государственное устройство страны и делали предложе­ния по переустройству общества. Широкую известность получили по­слания ярких представителей правящих слоев российского общества И.Н. Берсень-Беклемишева и Ф.И. Карпова, которые требовали Законо­дательного оформления сословных прав аристократии. Первый автор призывал полагаться на обычаи, как регулятор общественных отноше­ний, настаивал на сохранении привилегий для боярства; второй - был сторонником государственных законов, требовал их соблюдения на всех уровнях власти, иначе «сильный погнет бессильного».

В русской литературе второй половины XVI в. отразилась борьба, которая велась внутри класса феодалов. Иван IV занимает видное места в ряду передовых писателей своего времени. Взгляды и требования бо­ярства отразил князь Андрей Курбский. В 1564 г., перебежав в Литву! Курбский оттуда обратился с посланиями к Ивану IV и написал «Исто* рию о великом князе московском». Курбский - враг сильной царской власти. Опричную политику Курбский объяснял «лютостью» царя. Иван

IV свои взгляды изложил как в ответных посланиях князю А. Курбско­му, так и в других своих произведениях - письме к В. Грязному, в посла­ниях к английской королеве и др. В них Грозный сформулировал своо понимание самодержавной власти, отстаивал незыблемость ее авторите та, считая бояр своими подданными, требовал от них беспрекословного подчинения. Грозный полагал, что его власть «божественного происхо­ждения».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.