Сделай Сам Свою Работу на 5

Образование древнеславянского государства - Киевская Русь. Первые киевские князья и их деятельность 1 глава

В исторической науке существуют разные точки зрения на место России в мировом историческом процессе. В соответствии с одной из них - это европейская страна, относящаяся к западному типу цивилиза- ции. В соответствии с другой Россию следует рассматривать как вариант посточного общества. В соответствии с третьей - это евразийская циви- лизация, возникшая в результате своеобразного взаимовлияния Востока и Запада.

Древнерусские летописи связывали образование государства в равной степени и с южной Русыо, и с Русыо северной. Очевидно, в IX в. у восточных славян сложилось два предгосударственных объединения. Одним из них стали земли полян с центром в Киеве; другим - земли ильменских славян, части кривичей, чуди и мери Sцентром в Новгороде. Вероятно, накануне объединения оба они возглавлялись князьями ва­ряжского происхождения. В 882 г. новгородский князь Олег объединил ( свер и юг, в результате чего торговый путь «из варяг в греки» оказался и одних руках, столица сместилась из Новгорода в Киев.

Возникло единое государство - Киевская Русь. Вопрос о происхо­ждении древнерусского государства и династии киевских князей Поро­дил в отечественной науке многовековой спор между норманистами, до­казывающими организующую роль скандинавского начала в становле­нии государства у славян, и антинорманистами, защищающими теорию ( I гественного возникновения славянского государства как результата мпигельного общественного процесса.

Слиянием Киева и Новгорода завершается образование древнерус- i кого государства. Это событие летопись связала с именем Олега (879- I I )._Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточ­ных славян, собирать с них дань и требовать участия в походах. Но мно- н) земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само древ­нерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севе­ра на юг вдоль великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову. Jleтопись рассказывает об успешном морском походе русских на Константинополь в 907 г. Результатом его было заключение договора между Ви­зантией и Русью, весьма выгодного для нас.



В княжение Игоря (912-945) русские совершают новый поход на Византию, он оказался неудачным. Поход был повторен в 944 г. Снова был заключен договор с Византией, менее выгодный для Руси. Князь Игорь погиб при попытке собрать дань с древлян.

Жена князя Игоря - Ольга (945-964) жестоко отомстила древлянам за смерть мужа - сожгла столицу древлян город Искоростень. Она про­явила себя мудрой правительницей. «Все на этом свете остроумная Оль­га искала мудростью» - писал о ней летописец. Она объездила всю стра­ну, устанавливая правила, порядок, размеры дани, устраивала погосты - место сбора оброка, определяла места торговли, куда могли съезжаться гости и т.д. В 955 г. Ольга совершила путешествие в Царьград и приня­ла христианство.

Русские совершали походы на Закавказье (80-е годы, 909, 910, 913- 914, 943-944), используя для выхода в Каспийское море Дон и Волгу. Постоянные и все развивающиеся связи, как это обычно было в эпоху раннего феодализма, перемежались с военными столкновениями.

В княжение Святослава Игоревича (964-972) был нанесен сокру­шительный удар Хазарскому каганату. Владения Киева распространи­лись до низовьев Дона, Северного Кавказа, Тамани и Восточного Кры­ма, где возникло русское Тмутараканское княжество. В состав Руси во­шли земли ясов, касогов, обезов - предков нынешних осетин, балкарцев, черкесов, кабардинцев, абазинцев и др.

Святослав совершил поход на Дунай. Целью похода было создание обширного славянского, русско-болгарского государства с центром в низовьях Дуная. Святослав привлек па свою сторону болгарского царя Бориса, и Болгария выступила союзником Руси. В 970 г. русские начали наступление. Весной 971 г. император Византии перешел в наступление. Русские героически отстаивали Доростол, но огромное численное пре­восходство греков вынудило Святослава вступить в переговоры с импе­ратором. Русские вернулись в Причерноморье, двинулись к Киеву, но у порогов на них напали кочевники-печенеги. Святослав был убит. Свято­слав закончил процесс объединения восточно-славянских земель.

2. Расцвет Киевской Руси

Период укрепления и расцвета Киевской Руси (конец X - начало XI вв.) связан с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Муд­рого (1019-1054). Содержание этого периода состоит в следующем: п окончательном завершении объединения восточнославянских земель в рамках единого государства; в решении проблемы обороны южных и юго-восточных рубежей страны; в расширении территории государства

Период расцвета Киевской Руси характеризуется процессом дальнейшей феодализации. Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, бо­ярские, церковные наследственные владения); идет процесс закабаления ранее свободных крестьян. Из числа разорившихся крестьян (смердов) формируются новые категории зависимого населения - рядовичи, заку­пы, холопы. Однако основную массу сельского населения продолжают составлять свободные крестьяне - общинники, подчиняющиеся только государству и эксплуатируемые им (государственный феодализм).

В рамках этого периода истории Киевской Руси принимается и ут­верждается единая государственная религия - христианство, в стране по­являются первые письменные законы (правовым кодексом Киевской Ру­си стала «Русская правда»),

£ Языческая религия не могла уже удовлетворять потребностей фео­дального государства. Попытка реформировать язычество, предпринятая при Владимире и заключавшаяся в объединении главных божеств, в том числе племенных, в единый пантеон во главе с Перуном, копировавший отношения, сложившиеся на Руси между князем и его дружинным ок­ружением, как полумера, успеха не имела, и религией раннефеодального древнерусского государства стало христианство.

Решающую роль в утверждении христианства на Руси сыграла Ви- зантия. Немаловажное значение имела и Болгария. С обеими этими странами, особенно с родственной по языку и культуре Болгарией, Русь издавна была тесно связана. Христианство было религией феодального общества, и укреплявшийся на Руси класс феодалов рассматривал хри­стианство, как наиболее приемлемую форму идеологии возглавляемого им общества.

По летописному рассказу, официальное принятие Русью христиан- i I на как господствующей религии произошло 988 г. Новую веру вводи- ни силой. Свергали, рубили и сжигали идолов. Киевлян, пытавшихся“ук- попиться от крещения, пугали конфискацией имущества и смертью и за- I оняли в реку для крещения «страхом».

Принятие христианской религии, заменившей традиционные пле- мгиные, языческие верования, обеспечило духовное единство Киевской Руси, идеологически укрепило Авторитет государства, подняло значение | пяжеской власти. Христианство по-новому организовало сознание и питие восточнославянского общества, оказалоогромн^^ политические и правовые отношения, дало мощный толчок развитию ■ пьтуры. Принятие христианства включило Русь в систему_общехристанских ценностей. Вопрос о христианизации Руси продолжает вызы- пип, острые дискуссии. Одни историки утверждают, что принятие христианства, несмотря на Византийский вариант, сблизило Русь с христианской Европой. Другие полагают, что принятие «греческой веры» ой! словило развитие Руси по византийской (восточной) модели развития. I

При Ярославе Мудром продолжалось укрепление рубежей РуЯ На юге, на р, Сан, высились стены города Ярослава, на северо-западе, земле «чуди» (эстов), был заложен Юрьев (Тарту), названный христши ским именем Ярослава Мудрого — Юрий. В 1036 г. у самого Киева ру! ские наголову разгромили печенегов, остатки которых откочевали я юго-запад. К югу от Киева, в Поросье, стали оседать признавшие с< и подданными киевского князя тюрки-кочевники: торки, печенеги, берендеи 1

Развитие феодализма выражалось прежде всего в росте феодальна го землевладения. В XI — начале XII в. этот процесс идет очень быст *( Источники той поры часто говорят о крупном феодальном землевлаш нии князей, бояр, монастырей.

Развитие феодального землевладения находит яркое отражений! «Русской Правде». Она была составлена в 1072 г. Изяславом, Святосн! вом и Всеволодом - сыновьями Ярослава Мудрого.

Отношения между государствами в XI - начале XLU в. были npl имущественно мирными: имели место только два военных конфликта 1043 г., когда русские войска совершили последний поход па КонстЯ тинополь, и в середине 1110-х гг., когда киевский князь Владимир IVfl номах предпринял попытку посадить на византийский императора ипрестол своего ставленника.

В период существования единого государства Русь, с конца X I начала XII столетия, оно играло заметную роль в международных о им шениях. Киевские князья вмешивались в политическую борьбу в По/Я ше, Венгрии, Норвегии. Поддерживались постоянные связи, в том чип! через многочисленные династические браки, также с Германией, Вши тией, Швецией, Данией, Чехией, Францией.

Пока Русь оставалась относительно единым государством, ее ii|> вители проводили общерусскую внешнюю политику: преимуществе! iit|ориентация на союз с теми или иными иностранными государстниК| (Византией, Германией, Польшей, Венгрией) бывала в XI - начале* столетия следствием личных (матримониальных в первую очередь) С1 зей тех или иных князей. Иная ситуация сложилась в период раздет ленности. Теперь каждая земля проводила свою внешнюю полш ий Нередки были в XII - нач. ХШ в. факты участия иноземцев (полошЯ венгров, поляков) в междоусобных войнах русских князей.

3. Древнерусская культура

В формировании древнерусской культуры решающее значея имело принятие христианства в его восточном, православном варили!

• >n<> приобщило страну к культурам византийской, а через нее опосредо- нпнно - к античной и ближневосточной. Но еще задолго до крещения Русь стала входить в орбиту формировавшейся славянской христиан­ской культуры - благодаря усвоению славянской азбуки, созданной Ки­риллом и Мефодием Деятельность Кирилло-Мефодиевской миссии происходила во второй половине IX в. в других славянских странах, Болгарии и Моравии, но уже с начала X столетия один из двух создан­ных ее трудами славянских алфавитов - кириллица - стал использоваться на Руси. А после христианизации сюда пошел мощный поток славяноя- 1ЫЧНОЙ литературы.

Памятники, созданные во второй половине JX-X вв. в Болгарии, Моравии, Чехии, сохранились в основном в русских списках (некоторые только в русских), то есть Русь выступила, в силу исторических об­стоятельств, хранительницей ранней славянской литературы, созданной ia ее пределами.

Появление письменности на славянском языке, понятном всему на­селению (в раннее Средневековье речь славян из разных-регионов отли­чалась еще незначительно), и введение богослужения на славянском языке (это также было наследие Кирилло-Мефодиевской миссии) имело неоценимое значение для культуры русского Средневековья. Эти черты отличали славянские православные страны от католической Европы (в юм числе славянские страны, принявшие христианство из Рима), где языком богослужения и соответственно литературным языком была первые века после христианизации латынь, знание которой было уделом небольшого слоя ученых людей.

На Руси же язык письменности был близок к жиьому языку. Это, во-первых, привело к весьма высокому для раннего Средневековья уровню грамотности: он открылся благодаря находке археологами в се­редине прошлого столетия (1951 г.) берестяных грамот - писем различ­ного содержания на бересте, выполненных людьми самых разных слоев древнерусского общества (ныне такие грайоты обнаружены уже в де­сятке древнерусских городов; большая их часть происходит из Новгоро­да, где сохранению бересты в земле помогали почвенно-климатические условия). Во-вторых, способствовало быстрому развитию собственной оригинальной литературы.

Большинство произведений литературы, дошедших до нас от до­монгольского периода - памятники церковной литературы, в первую очередь богослужебного характера, которые лучше всего сохранялись. Среди них есть выдающиеся произведения - «Слово о Законе и Благода­ти» митрополита Иллариона (середина XI в.), памятники житийного

жанра - Жития Бориса и Глеба, первых русских святых, Феодосия Пе­черского (вторая половина XI столетия).

Одним из оригинальных жанров древнерусской литературы было летописание. Его зарождение исследователи датируют по-разному - концом X в. (эпоха Владимира Святославича), 1030-ми гг. (княжение Ярослава Владимировича), второй половиной XI в. Наиболее ранним памятником летописания, дошедшим до нас в относительно цельном ви­де (в составе Новгородской первой летописи) является так нназываемый Начальный киевский свод конца XI столетия. В начале XII в. в Киеве была создана «Повесть временных лет» - произведение, в котором исто­рия Руси была вписана в историю общеславянскую и мировую. В XII - начале XIII вв. летописи создаются уже во многих центрах Руси - Киеве, Новгороде, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Ростове, Г аличе.

Сохранился также ряд произведений, уникальных по своим жанро­вым характеристикам. Таково, например, «Поучение» Владимира Мо- номаха (начало XII в.) - целый комплекс сочинений^созданных киев­ским князем. Самое выдающееся по своим художественным достоинст вам произведение древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве» (конец ХП столетия) - вместе со сходным с ним но манере «Словом о погибели Русской земли» (вторая четверть ХШ в.) представляют собой осколки традиции древнерусской придворной поэзии. Не имеет анало­гий также такой памятник, как «Слово (или Моление) Даниила Заточни­ка» (конец XII столетия).

Высокого развития достигла архитектура, в которой сочетание местные традиции, византийское и западноевропейское влияние. Древ нейшие, сохранившиеся до нашего времени памятники древнерусского зодчества - Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове - датируются серединой XI столетия. В XII-начале XIII вв. наибольших высот достигло каменное зодчество в Новгородской и Суз­дальской землях.

Вопросы для самоподготовки.

1.Какие условия способствовали созданию Древнерусского госу дарства?

2.Политическая деятельность первых русских князей.

3.Обоснуйте необходимость принятия для Руси большой религии христианства?

4.Личность князя Владимира в русских былинах?

5.Русь в системе общеевропейских отношений при Ярославе Мудром

Охарактеризуйте письменные источники Древнерусского госу дарства?Тема 5. Русь в период феодальной раздробленности (XII - XIII вв.)

План

1.Причины феодальной раздробленности Киевской Руси

2.Политическое положение наиболее крупных русских княжеств.

3.Монголо-татарское нашествие и его последствия

4.Разгром шведских и немецких захватчиков

1. Причины феодальной раздробленности Киевской Руси

По мере укрепления отдельных древнерусских земель правившие ими князья из рода Рюриковичей стремились к большей самостоятель­ности и, опираясь на местное боярство, начинали противопоставлять се- ('и великокняжеской власти. Одновременно начался затянувшийся на ве­ки процесс вытеснения системы горизонтального (очередного) порядка наследования власти по старшинству (от старшего брата к следующему) вер! икальным порядком, обеспечивающим переход власти от отца к сы­ну. Решение, согласно которому каждая княжеская линия должна была наследственно владеть своим княжеством, было принято на съезде кня­зей в 1097 г. Однако от принятия решения до его реализации прошло не одно десятилетие. Распаду страны на отдельные самостоятельные земли предшествовали многочисленные и разорительные усобицы, краткий период укрепления единства Киевской Руси при Владимире Мономахе (1113-1125) и его сыне Мстиславе (1125-1132).

В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты ранне­феодальной монархии. Верховная власть принадлежала великому киев­скому князю, которому подчинялись князья подвластных земель из чис- ла его ближайших родственников. На Руси признавался родовой сюзе­ренитет. У князя была дружина. Между князем и дружиной устанавли­вались вассальные отношения. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили военную добычу. Князь советовался с пружиной по всем вопросам управления, суда, сбора дани. В противном случае он мог лишиться поддержки дружинников. Наиболее опытные, старшие дружинники составляли совет (думу) и назывались боярами. (Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания всеобщего вооружения народа, характерного для родопле­менного строя, хотя народные ополчения продолжали играть важную роль).

Княжеско-дружинная власть была ограничена элементами само- \ правления, сохранившегося от догосударственной организации племен.

(Речь идет о вечевой власти, т. е. народном собрании). Молено полагать, что государственное устройство держалось на договоре князя с народ­ным собранием (вече) отдельных земель. Особенно сильны были эти ин­ституты на окраинах страны. Однако во второй половине XI - начале XII вв. в Киевской Руси по существу шел процесс перехода к новой полити­ческой системе. Древнерусское государство превращалось в своеобраз­ную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем, власть ко­торого все более слабела и приобретала номинальный характер. К сере­дине XII в. параллельно идущий процесс укрепления отдельных кня­жеств и ослабления Киева привел к распаду этого формально единого государства и образованию на территории Киевской Руси ряда само­стоятельных княжеств и земель. Наиболее крупными из них были Вла- димиро-СуздаЛьское, Черниговское, Смоленское, Галицко-Волынское, Полоцко-Минское, Рязанское княжества. Особый политический строй установился в Новгородской земле (Новгородская феодальная респуб­лика).

К середине XII в. положение Руси резко ухудшилось. Углубилась феодальная раздробленность, было ослаблено политическое единство страны. Разорялось хозяйство южных земель, окончательно прервались торговые связи с южными странами и потеряны были придунайские го­рода и Тмутаракань.

Но и в таких условиях борьба Руси с врагами не прекращалась, хо­тя все труднее было добиться объединения сил даже нескольких кня­жеств. Так было в 1185 г.. когда группа князей во главе с Новгород северским князем Игорем Святославичем совершила поход вглубь сте пей. Вначале поход был удачен, однако, углубившись в степь, русские потерпели поражение, Игорь попал в плен. Не случайно поход Игоря Святославича был воспет в бессмертном произведении конца <Xll в — «Слово о полку Игореве».

Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский (1157-1174 разрушил Киев и он потерял свое политическое значение центра Руси. Впериод татаро-монгольского ига Киев утратил роль резиденции митро полита. В 1299 г. митрополит Максим, оставив Киев, нашел убежище в Северо-Восточной Руси.

Владимирское великое княжество, сохраняя свое первенствующе! политическое положение среди остальных северо-восточных земель стало объектом постоянных притязаний со стороны целого ряда русски князей.

История Киевской Руси позволяет говорить о самобытной и сво< образной древнерусской цивилизации, в которой в силу серединного по ложения Руси между Востоком и Западом в трансформированном вил проявились черты и средневековой западноевропейской, и традицион­ном восточной цивилизаций.

2. Политическое положение наиболее крупных русских княжеств

Владимиро-Суздальское княжество.

С конца XI - начала XII в. вся Русь разделилась на ряд отдельных политических образований. Однако местные особенности как экономи­ки, так и средневековой социальной структуры в разных землях обшир­ной Руси обусловили и разнообразие их государственных форм.

Крупнейшими были Владимиро-Суздальское княжество, Новго­родская республика и Г'алицко-Волынское княжество.

Владимиро-Суздальское княжество граничило с Рязанским и Чер­ниговским княжествами (к северу от реки Оки), со Смоленской землей и с 11овгородскими владениями. Затем границы на севере шли от Белого озера через реку Сухону в Заволочье, а на северо-востоке - до Нижней ()ки.

После смерти Мономаха край политически обособился; здесь на­чало местной династии положил его сын Юрий Долгорукий (1125-1157). При нем возникают ряд новых городов и укрепляются старые. К этому ^времени относится первое упоминание в летописи о Москве - 1147 г. Юррий Долгорукий позвал к себе черниговского князя Святослава слова­ми: «Приди ко мне в Москов».

С именем Юрия Долгорукого связано укрепление города Москвы, mi,й одное расположение которой он правильно оценил. Новая крепость прикрывала подступы с юга и юго-запада к Владимиро-Суздальской |гмле.

Борясь за Киев, Юрий вместе с тем. стремился утвердить свое нппяние и в Новгороде, и в других зеКшях Руси. В его стремлении укре­питься на великокняжеском престоле в Киеве видна тенденция к восста- монлению политического единства Руси. Наряду с этим князь Юрий на­чинает борьбу против местных сильных бояр в самом Ростово-

| уздальском княжестве, стремясь ослабить и подчинить их своей вла­сти.

После смерти Юрия Долгорукого стал княжить его сын Андрей Бо- голюбский (1157-1174). Это был один из сильнейших князей на Руси. Разгром Киева в 1169 г. нанес серьезный удар другим князьям — пре­зидентам на киевский престол, стремившимся не только захватить Ки-

·IH кую землю, но и использовать Новгород против Андрея. Князь пере­нес свою столицу в город Владимир-на-Клязьме. Недалеко от этого го­рода, в^селе Боголюбове, был построен замок, который служил княжеской резиденцией. Отсюда и прозвище князя - Боголюбский. Он первый присвоил себе титул великого князя всей Руси.

Однако Андрею не удалось довести борьбу до конца. Слишком сильны были местные феодалы; еще недостаточно окрепли тогда города. Враги Андрея Боголюбского объединились, организовали заговор и убили князя. В княжестве началось восстание крестьян; они громили бо­яр, истребляли княжескую администрацию. С большим трудом восста­ние было подавлено.

Князем стал брат Андрея - Всеволод Юрьевич, прозванный Боль­шое Гнездо (1176-1212). Он много сделал для усиления великокняже-1 ской власти. Не случайно автор «Слова о полку Игореве», называя Все-1 волода «великый княже», подчеркивает его силу и богатство, говоря, что его рать могла бы веслами Волгу «раскропити, а Дон шеломы выльяти». У многих сильных бояр из числа своих врагов Всеволод отобрал «села1 ...и кони, и скот», раздав их своим дворянам и служилым боярам. Куп­цы и богатые ремесленники Владимира и других городов получили! льготы от князя. Всеволод, как и его предшественники, продолжал борь-1 бу против крупных феодалов, стремившихся к ослаблению великокня-| жеской власти.

После смерти Всеволода в княжестве снова возобновились фео-1 дальные войны, в которых приняли участие не только местные князья,] бояре, но и Новгород и др. Владимирское великое княжество раздроби-! лось на несколько уделов-княжеств, где правили другие князья Всеволо­довичи. Снова начала усиливаться власть великого князя при Юрии Всеволодовиче (1218-1238). Границы великого княжества расширялись. После успешного похода на болгар, здесь был основан новый город 1 Нижний Новгород. Он стал важным торговым и ремесленным центром и опорным пунктом в Поволжье и в бассейне реки Оки. .;

В 1236 г. суздальский князь Ярослав Всеволодович стал и киев­ским князем, а его сын Александр (позже - Невский) - князем в Великом Новгороде. Успехи социально-экономического развития Владимирского княжества выдвигали его претендентом на объединение Руси, но этого не произошло. В результате междоусобных войн, княжество распалось на ряд мелких княжеств.

Господин Великий Новгород.

Центр Новгородской земли — Великий Новгород расположен на реке Волхов, которая разделяет его на две стороны: восточную, Торго­вую, и западную, Софийскую. Новгород примыкает к озеру Ильмень, Реки Волхов, Ловать, и Молога связывали край с Финским заливом, я Днепр и Волга — с Черным и Каспийским морями.

В Новгородскую землю входили не только области новгородских (ильменских) словен, но и финно-угорских племен и народностей - води, ижоры', карел, чуди и др. Новгородская колонизация направлялась в 11рибалтику, опираясь там на город Юрьев (Тарту). Еще в XI в. началось продвижение новгородцев к Белому морю и Уральским горам. В Новго­родской земле издавна было развито земледелие, а также охота, рыбная ловля, солеварение и бортничество. К северу от Новгорода крестьяне добывали железо. Ремесленники работали не только на заказ, но и на рынок. С ростом общественного разделения труда наступил расцвет инутренней и внешней торговли Новгорода. Этому способствовало и его удобное географическое, положение. Новгородские купцы постоянно ездили на остров Готланд, в Швецию, Данию, а со второй половины XII н. расцветает торговля Новгорода с Ганзой, союзом немецких городов. В Западную Европу новгородские купцы вывозили меха, воск, лен, пеньку, сало, тюлений жир и моржовые клыки, ремесленные изделия. Купцы из Чападной Европы ввозили в Новгород сукна, вина, пряности, предметы роскоши. Успешно развивалась торговля с другими княжествами Киев­ской Руси, особенно с Владимиро-Суздальским княжеством.

Сила народных масс Новгорода утвердила вечевую организацию.

I осподствующий класс феодалов стал руководителем республики, при­способив вече для своих классовых целей, прочно удерживая в руках все главные должности. Республика в феодальном Новгороде стала бояр­ской, аристократической. Верховная власть формально принадлежала нече, в котором могли участвовать все свободные жители города. Вече решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало князя па определенных условиях и т. д. Вечем руководили (юяре. Даже в тех случаях, когда на вече собирались восставшие новго­родцы, их борьбу обычно спешила использовать одна из групп бояр, стремившихся захватить власть.

Высшие выборные должности замещались^олько боярами, иногда лаже по наследству. Первое место среди высших должностных лиц за­нимал самый крупный феодал в Новгороде - епископ (позже - архиепи­скоп). Он хранил казну Новгорода, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой, наблюдал за торговыми мерами, возглавлял церковный суд, при его дворе велась новгородская летопись; епископ имел своих служилых феодалов и свой полк. Епископ сгоял во главе «совета господ», в который входили бояре, высшие долж­ностные лица. Посадник возглавлял суд Новгорода, назначал и смещал разных должностных лиц, наблюдал за деятельностью князя, выступал с ним во главе войска, сносился с другими государствами. Помощником посадника был тысяцкий. Он командовал народным ополчением, ведал

торговым судом. Новгород имел и князя. Князь с дружиной нужен был только как полицейская сила и как военачальник всех вооруженных сил в случае войны. Кроме того, в лице князя осуществлялась связь Новго­рода с другой частью Руси — «отчиной» приглашенного князя. Князь не мог судить и управлять, он, его бояре и дружина не могли иметь владе­ний в Новгородской земле, не могли участвовать в торговле и т. д. Кня­зю платили жалованье. Вече заключало с князем договор. Если князь на­рушал договор, новгородцы обычно «показывали ему путь», прогоняли его.

Городские массы Новгорода добились некоторых прав в са моуправлении. Город делился на пять концов (районов); эти концы, как и улицы, имели свои объединения (кончай, уличан), выборную админи страцию. Каждый конец имел и некоторую власть над примыкавшей к нему территорией Новгородской земли. Но эти органы фактически тоже находились в руках бояр.

Используя межкняжескую рознь, Новгород не раз успешно отстаин вал свою самостоятельность. Все же обострение классовой борьбы с на­чала XIII в. заставляло новгородских бояр искать поддержки у сильного Всеволода Большое Гнездо.

Но положение в Новгороде усложнялась. Его землям стали угро­жать немецкие захватчики и Литва; обострялась и классовая борьба.

Галицко-Волынское княжество.

Галицко-Волынское княжество образовалось в конце XII в. в ре зультате слияния двух княжеств - Галицкого и Волынского. Галицкая земля граничила с Польшей, по Карпатам - с Венгрией, на юго-востоке граница шла от Южного Буга к устью Дуная. Волынь занимала землю по течению Западного Буга и верховьев Припяти.

На Волыни и в Галицкой земле с их черноземом издавна развива­лось пашенное земледелие и, кроме того, скотоводство, охота и рыбо­ловство. С утверждением феодальных отношений здесь быстро росло! крупное боярское и княжеское землевладение. Обогащению бояр спо­собствовала и их широкая торговля. Край находился на пересечении важных речных и сухопутных путей. Весьма сильное экономически, бо-| ярство края, особенно галицкое, превратилось в. мощную политическув силу. Служилые феодалы получали от князей за свою службу землю^ отобранную у крестьян или же конфискованную у бояр.

В Галицкой земле велись большие разработки соли, которую выво. зили в другие земли Руси. В XII в. в крае насчитывалось около 80 горо; дов (Владимир-Волынский, Луцк, Берестье, Дорогичип и др.).

Попытки обособления Волыни от Киева наметились с ссредицы XI в. Усиление галицких князей братьев Володаря и Пасилько Ростиславичей (1084-1124) вызвало против них союз киевского и волынского кня- jeii и Польши, а затем и Венгрии. Однако Ростиславичи при поддержке местных феодалов и городов успешно выдержали борьбу. Галицкая зем- III окончательно обособилась, в то время как Волынь до середины XII в. Оставалась зависимой от Киева.

Галицкое княжество особенно усилилось в княжение Ярослава Во- подимирковича (1153-1187). Этот князь настойчиво добивался укрепле­ния своей власти. Он умело использовал сд^зников среди князей на Ру- 41 и одновременно проводил внешнюю политику в соответствии с инте­ресами не только своего княжества, но и всей страны. Его выдающиеся I нособности признавали и современники, присвоив ему прозвище Ос- момысл. Автор «Слова о полку Игореве» говорит о Ярославе Осмомыс­ле как об одном из самых сильных князей на Руси, который подпирает «горы Угорский своими железными полки».



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.