Сделай Сам Свою Работу на 5

ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ. ЯЗЫК И КОНГНИЦИЯ





Марта 2013

Лекция

Теория языка.

В 3\3 20 века. направление менятеся. Сейчас эпоха функциональной лингвистики или так называемой антропоцентрической лингвистики. Такое языкоз, кот исслед язык, как часть речевой деятельности, коммуникации. Использование опирается на весь когнитивный, собственно-ментальный опят человека, соотносится с общекультурном опытом коммуникации. Языкоз–это наука о естественном чел языке, о языке вообще, как некой модели языка и всех языках мира как его индивидуальных вариациях. можно выдельть 3 значания слова «язык»:

1 система знаковых единиц и правил их использования, обеспеч-ая общение к-л этноса.

2 обобщение свойств различных этнических языков, это некий конструкт, модель устройства естественного языка.

3 любая семиотическая (знаковая) система. (язык светофора\экспрессионизма\достоевского\программирования и тд)

Предметом анализа нашего будет определение языка2. Современная лингвистикадает языку2 следующее определение из АГ: язык-опред класс семиотических систем, естественная, возникшая на определенной стадии развития человеческой общности система, находящаяся в стадии непрерывного развития, обладающая признаками целостности, иерархической организации, обусл-ая в своем сущ связью с мышлением и обществом. То есть: язык – это прежде всего семиотическая система (взгляд на язык 20в. ДеСоссюр). Отличительные св-ва:естестваный характер возникновения, системный характер. Когда говорят о системе для 20 в важно подчеркнуть целостность этой системы, её внутреннюю организацию, диалектику замкнуточти\незамкнутости, иерархичность. Для лингвистики 21 века язык – открытая система, св-ва открытости взаимодействуют в иерархичности. Это самоорганизующая система. Открытость системы создается в основе её функцианальной предназначенности. Язык функционален тк предназначен для доминантной коммуникативной функции. Неразрывная связь с когницией и обществом. Раз это открытая система, то эта система, которая находится в непрерывном развитии. Принцип непрерывного развития мотивируется из нутрии и есть внешние факторы. язык должен меняться вместе с миром.



«Язык» (по Соссюру) язык – система знаков, где единственно существенным является соединениесмысла и аккустического образа. «Язык» (из монографии 2006) – универсальная, устойчивая, самоорганизующая, эволюционирующая, в целом антропоцентричная система, ограниченного набора средств социального взаимодействия, дающая пользователю безграницные возможности реализации коммуникативных и когнитивных потребностей. Язык интерилизован в мозге человека, знание языка – когнитивное знание, мозг – часть тела человека, и в целом язык детерминирован когнитивными механизмами и телесной природой человека. Природа человека определяется тем, что это сущ мыслящее и социальное. И язык – средство социализации человека. Язык и человек – взаимоопределяющие элементы сущности. Функциональность языка – базовое свойство. его семиотическая система вытекают из этого.



Принципы системного устройства языка.

Система – это целостное упорядоченное образование, это некая совокупность элементов, существующая выполнения какой-то функции. Эти функции выполняются благодаря особому способу иерархического согласования определенной субстанции с опр структурой. язык как системное образование есть иерархически организованное совокупность языковых элементов, находящихся в более или менее жестких структурных связях, направленных на выполнение коммуникативных и когнитивных функций. Из этой стреды выделяется нечно, как отдельный объект. Дальше начинается выделение элементов, осознание отдельности и самостоятельности элементов. Элементный подход доминирует в лингвистике многие столетия, Только к началу 20в происходит осознание отдельной значимости структуры, необходимости его изучения. делается срез языка и изучение совокупности его элементов. Утверждается, что отношения формируют элементы. На этом же этапе элементный подход дифференцируется, выделяется оппозиция язык-реч, и выдел и противопост актуально-наблюдаемые элементы системы: звуки (фоны), морфы, лексы (лекса- высказывание – часть текста) и инвариантные единицы. обобщение свойств актуальных единиц (фонемы, морфемы, лексема, предложение, текст (есть ли инвариант текста?).



3 подход. Функциональный подход. Выявление функциональной обусловленности свойств системы, и структуры, и элементов функциями. Как материя колерирует со структурой. Элементы языка (фон, фонема примеры). Принцип организации – иерархичность в отношении элементов закл в следующем: 1 Язык – уровневая система. от уровня к уровню происходит наращивание признаков совойст. Каждый елемент последующего уровня обладает новыми системами. 2 элемент лежащий на одном уровне функционирует на вышележащем уровне. На каждом уровне выделяется базовая образующая единица.

фонема – односторонняя единица. у неё есть значимость, но нет значения.Н-р. встАла.

Морфема – двусторонняя единица языка обл значением и формой. Н-р. Встала у стола.

Лексема – с одной стороны двусторонняя единица, но в отличии от морфемы обладает усложненной и формой и значением. Слово обладает как минимум и лексическим и грамматическим значением.

Предложение – складывается из грамматических и лексических единиц.Это не сумма значений составных частей, но на это значение накладывается сумма значений синтаксической конструкции. Интонация! Интонационная конструкция выражается интонированием всех составных частей.

Текст – складывается из значений морфем, фонем, слов, предложений, сложных синтаксических целей. Есть ли модели построения текста?

Функциональный принцип устройства иерархичной системы.

Каждая единица на уровне языка выделяющаяся на данном уровне проявляет свою функцию только на вышележащем уровне. У фонемы функция смыслоразличительная. Она не обозначает смысл как таковой.

Морфемика – морфема различает смысл, но не обозначает его! Но в отличии от слова морфема никогда не функционирует самостоятельно, это базовый признак. Номинативная функция слова поднимается на след уровне (предложении). Но появляется свойство предикативности. Выражение актуальных смыслов. (не у стола, а у стула встала я). Предикативноеть есть в предложении, но нет её в самом слове. Текст – завершенная коммуникация. У текста есть общая целостность, завершенность. Материально одна и та же единица, это однако единица разных уровней. Способность выполнять ту или иную функцию. В традиц стуктурной лингвистике 20 века доминирует эт ижерочный принцип устройства. Но исходя из функционального подхода совр лингвистика распр принцип функциональной детерминации. В конечном итоги функционирование единицы определяется коммуникативным намерением говорящего. Есть влияние языковых функций на характер функционирования каждой единицы. Принцип иерархического устройства проявляется в том, что каждый уровень обладает уровнеобразующих единиц, которые обладают смешанными признакам, которые обладают признаками разных уровней (фразеологизмы, утойчивые сочетания и слоги). Слоги – единица м\д звуком и тактом, это минимальная цепочка, внутри которой следует правила артикуляции. Это целый артикуляционнай комплекс, кот образуется нейро-психологическим фактором. Как правило слог – соединение звуков. Это односторонняя единица, она выделяется только по форме звучания, но не смысла. Фразеологизм – устойчивое сочетание, выполняющее целостное значение, выполняющее номинативную и экспрессивную функцию. Функция номенативная и экспрессивная, но не предикативная.

21.03.13

Лекция

Словосочетание – ед. синтаксического уровня.

Принцип иерарх закл в том, что языкоз – это система подсистем, и особость одной системы создается особенностью её единиц. Язык – целостная система. И целостность опр тем, что идет наращивание свойств единиц и функций. Каждый из уровней языковой системы по-своему открыт. Степень открытости уровней и подсистем разная, и хар-р открытости тоже разная. Когда мы поднимаемся от фонетич уровня выше, то степень открытости повышается. самый закрытый уровень – фонетический. Но в номинативном плане самая открытая система – лексическая. Открытость – когда внешние обстоятельства меняют объект. Те явления культуры меняют лексическую систему. Изменения лексическй системы влияет на изменение других систем. открытость синт уровня – другая, тк ей признак – предикативность. в каждом высказывании я устанавливаю связь акта говорения с процессом речи.

Текст не может быть объяснен без связи с говорящим. И связь текст с говорящим – открытая система полностью. Структурализм отрабатывался на фонетике и фонолигии тк это закрытая система. Чем больше уровневая система, тем больше сбоев давала струк-ая система.

? о языковом статусе? где кончается уровневая система языка: на синтаксисе или на уровне текста. Традиц – на синт уровне. Современная функ теория имеет целостное направление, которое пытается доказать, что текст может быть описан как модель языка, как инвариантную схему. Вопрос дискурсионный. Но все кто описывает текст как языковую единицу, говорят о том, что все модели описания низших уровней при применении к тектс у сдивигаются тк у текста природа другая.

Текст – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основным свойством которой является связность и целостность (Т. Николаева. ЛЭС). Текст – это сложная единица, состоит из функционально значимых элементов. Гл св-ва – целостность и связность. Она создается некой общей темой. Это единство реализуется ч\з элементы связности текста. 2 типа связности: когезия (глобальная связность) и когеренция (локальная связность). И когезия и когеренция обосновывается базовым качеством – говорящим. Можно ли составить парадигму текста по их инвариантвной системе? Текст линеен и иерархичен одновременно. во главе этой иерархии находится речеваяч интенция, которая распадается на макропропозиции. В совр лингвистике наряду с термином текст для определения базовой единицы уровневой иерархии исп термин дискурс. в этом случаи эти термины дублетные, синонимичны. Это понимание восходит к американской школе стр-ой лингвистике. В России направление анализа дискурса представлено в МГУ на фил факультете Кибрик А. А. «Анализ дискурса в когнитивной перспективе» М., 2002. Это его понимание дискурса колерирует с частью определения дискурса: связный текст в совокупности с экстралингивстическими – парагматическими, социокультурными, пси и другими факторами (Арутюнова Н. Д. ЛЭС).

 

Структура системы

Структура – совокупность отношений, связывающих элементы системы. Для квалиф языка как структуры важно выделение 3х типов отношений. Внутриуровневые отношения единиц синтагматика и парадигматика, межуровневые отношения единиц, отношение функций. Внутризнаковые отношения.

внутриуровневые отношения. Синтагматика и парадигматика – взаимообусл отношения, но природа их различна.

Парадигматические отношения не наблюдабются непосредственно, мы выстраиваем их в нашем сознании, они связывают единицы языковой системы. Парадигм отношениями связаны единицы, взятые вне их функционирования, как обобщенные, инвариантные единицы-эталоны.

Синтегматические отношения – реальны, они осущ в линейных рядах семантических единиц. Синтагм отношениями связаны функционирующие единицы, имеющие статус актуализированных вариантов.

Парадигматические отношения.Отношения ассоциативные, возник м\д элементами системы на основании их сходств и различий. Мы улавливаем их сх-во и различия. Базовые единицы – оппозиция. Минимальное объединение вкл 2 элемента, кот сравниваются на основе сходства и различия.

\о\ - \у\ fly-creep

чик---щик creep-age

-тель-ист creep - er

белый-черный ten-men

Одна единица может вступать в нес-ко типов оппозиции.чем выше мы поднимаемся в уровнях языка, оем сложнее единица, тем больше позиций, в которые она включается. На морфемном – двусторонняя, на синтаксич – больше. Совокупность оппозиций – парадигма. Каждая подсистема языка м\б представлена как набор парадигм. Н-р. подсистема гласных звуков. Внутри парадигмы они организованы.

Типы парадигматических отношений формируют языковое своеобразие. В русском языке нет оппозиции по долготе и краткости.

Типы оппозиций:

-тождества или полное совпадение элементов. Н-р. лингвистика-языкознание – оппозиция тождества в плане содержиния. Оппозиция тождества на уровне выше фонетики связывает либо на всех уровня. в лесу темно – давайте отдохнем в лесу – тождество в плане формы и содержания

-дизъюнктивная, отсутствие совпадающих компонентов: синий дремать, man – time/

-эквиполентная оппозиция, оппозиция пересечения – наличие некоторых общих и различающих компонентов семантики и\или формы: ель – берёза, приехать-уехать.

-привативная оппозиция, оппозиция включения – один член оппозиции сложнее по компонентномук составу, включает все компоненты второго члена и собственные: сосна – дерево, лес – лесник.

Синтагиатические отношения(СО)линейные отношения речи и актуального использования языка. это речевая позиция. По способности воздействия на дифференциальные признаки единицы позиции делятся на сильные и слабые. Сочетаемосость, окружение.

Сильная позиция – наибоьшего различения единиц. Сильная позиция – когда мы легко понимаем единицу. Сильная позиция различает смыслы.

Совместимые и несовместимые. 2 позиции совместимые, где реализуется один вариант языковой единицы. (увлажнить землю и лечь на землю, а облететь вокруг земли и лечь на землю -= несовместимые). Несовместимые позиции не допускает употребления одного варианта единицы. лечь на землю и облететьвокруг земли. В данном случае реализуется значения почва и земной шар.

Дистрибуция – совокупность позиции единицы. прямая парралель типам оппозиции

-эквивалентная дистриб!!! хар-ся тождеством окружений. тождество его типовых сочетаний. во всех контекстах они взаимозаманимы, дублетность. (лингвистика – языкознание). ть и дь – тождественные звуки.

-дополнительная дистриб. – хар-ся полным различием. (лингвистика – зеленый).

-контрастирующая дистрибуция – дистриб пересечения контекста употребления. различные ЛСГ в качестве согипонимов (лингвистика – математика)

-привативная дистриб – совокупность окружений лодного элементов полностью включает в состав возможных окружений другого элемента, который при этом исеет другие (двигаться- идти, ехать, мчаться, катиться)

-родовой и видовой компоненты ЛСГ (лингвистика-наука)

Мы выявляем хар-р отношений элементов языка на основе анализа их дистрибуций актуальных вариантов. Первичен их дистриб анализ, анализ окружения. СО и ПО универсальны, они связывают одинаковым образом, но при этом они реализуются вариативно. На фонологическом уровне законы синтагмат разверности – законы сочетаемости звуков в речевой последовательности, на морфемном уровне – это закон сочетаемости и звуков и семантики.

отношения внутризнаковые. Отношения манифестации.Соотношения планы выр и плана сод важнейший и гулбинный уровень стр-ых отношений, составляющих основу языка как знаковой системы. План выражения манифестирует план содержания. Знак – двусторонен, у него есть план выр и план содержания. 2 стороны языкового знака ассиметричны. они связаны. Причина ассиметрии закл в том, что природа означ и изначающего различны. Означаюмое и означающее в системе языка сущ как сих образы звка и того предмета, кот обозначается. Но в речевой последовательности, означаемое сохр свою природу. Означающее сущ как некая мат последовательность звуков или графических знаков. Означающее разв линейно, как послед-ть элементов.. Означаемое – целостная единица, целостный набор призаков. Не смотря на то, что означ манифестирует, представляет означаемое, нет полного соответствия элементов плана выражения и элементов плана содержания. Нет совпадения границ элементов формы и содержания. Выявлена такая закономерность, чем выше поуровню иерархии мы поднимаемся, тем больше мы стремимся к такой изоморфности.

Фонетическое слово – более соотносится с лексемой. На уровне предложения степень изоморфизма ещё больше.

 

26.03.13

Лекция

Отсутствие конвуенции проявл в том, что единицы тождественные в одном плане могут различаться в другом. Это изменение языковой единицы не приводит к разрушению её тождеству, но приводит к различению единиц. (Н-р. рука-ручка). Иногда, изменение с одной стороны может вызывать частичное изменение другой стороны знака (Лес рубят-щепки летят и Лес рук). Сопровождается изменением парадигмы слова. Отношения ср-ва функции - см иерархическое устройство. Поднимаясь по уровневой иерархии , так язык в целом осоществляет себя в функионировании в системе.

Функции языка

Онтологическая сущность языка и тд в конечном итоге опр его функциями во внешних средах. Язык прежде всего возник как средство коммуникации. Базовая функция – такая функция, ради которой предмет существует и эта функция определяет его устройство. Язык возникает в социуме в об-ве людей, как ср-во коммуникации. Выделяют везде коммуникативную функцию как базовую. ? – единственная ли эта базовая функция? В академическом словаре 3 базовые функции, но наш препод склоняется к 2 Б. функциям: коммуникативная и когнитивная функция языка. Многие исслед считают, что у языка нет самостоятельной когнетивной функции, Но Рязанова предполагает, что язык сущ как и средство формирования человеческой когниции. Язык – средство формирования мышления. В линг энциклопед словаре выделяется эмотивная функция. Но совр понимание когниции сводится к тому, что эмотивная – часть когнитивной функции. Язык – есть ср-во коммуникации. Коммуникация – предача информации от сущ к сущ-у, от устройства к устройству. Но чел коммуникация отличается по ряду параметров:

-животные передают неосознанно и интуитивно. Передача сообщений в чел об-ве отличается том, что она передается осознанно и целенаправленно. Эта осознанность опр тем, что коммуниканты это люди, кот обладают развитым сознанием и сложной эмоц сферой. Каждый коммуникант – это сложнейшая стр-ра, обладающая особенностями. Он всегда выступает как представитель опр культуры, опр социума. Эти все коммункикат особенности культурно обусловлены, они конвенциональны, усваиваются в процессе жизненного опыта. Коммуникация детерменирована сложнейшим сочетанием фактов. Коммуникация завист от конситуаци..

-оторванность средства коммуникации от непосредственного опыта. Мы можем коммуницировать о несуществующих мирах н-р.

-Чул-ая коммуникация многоканальна. Ведущую роль играет вербальная коммуникация.

Каммуникация всегда содержательна, это ментальное взаимодействия. Мы сообщаем что-то. Воля должна быть выражена содержательно. Когнетивная функция не просто способ передачи информации, эта функция формирования человеческого мышления. Базовыми эти функции делает то, что эти функции проявляются в любом коммуникативном акте.

Роман якобсон. Противопоставляет базвовые функции тому, что они ….У функций нет специализированных средст Те все средства направлены и на когницию и на коммукникацию. Частные функции отлич от бызовых тем, что они могут реализоваться, а могут и не равлизоваться в коммуникативных актов. Базовые не имеют средст реализации, а частные имеют средства выражения.

Частные языковые функции по Роману Якобсоны. Для классификации функции Р. Я. Рассматривает стр-ру коммуникативного акта. Частные функции идут в основу выделения к-л коммуникативного акта. У них есть специальное ср-во реализации. В качетве элементов коммуникации выделяет: адресантам и адресата речи; контекст или референт(то о чем говорится в коммуникации). Для того, чтобы осущ коммуникация д\б контакт м\д говорящим и слушающим. код – язык. Само сообщение – текст. В соответствии с этими элементами выдел: референтная ф, эмотивная ф, конативная ф, заклинательная ф, контакто-утанавливающая ф, метоязыковая ф, поэтическая ф. Вряд ли можно найти такие сообщения, которые выполняют 1 только частную ф. Различии м\д сообщениями и речевыми актами закл в различной иерархии этих функции. Наиболее частой ф. является референтная функции – сообщение о действительности. Для выполнения этой ф сущ огромное кол-во языковых ядиниц – это лексические единицы в прямом номенативном значении. (мертвые метафоры, средства словообразования, модели неэкспрессивного синтаксиса). Эта функция является первичной для научного дискурса и первична для ряда речевых жанров.

Эмотивная функция. Эта функция сосредоточивает наше высказывание на адресанте. Имеет своей целью прямое выражение отношения говорящего о том, что он говорит. Н-р. Междометия. Эмотивная функция окрашивает в известном виде все наши высказывания. Её выразителем являются элементами всех языковых уровней (интонирования – фонетич уровень). Важен общий интонац-ый рисунок речи.

Конативная ф – ориентация на адресата. Речевой акт направлен на изменение поведения адресата (Перестаньте писать, подумайте). Базовая языковая единица – повелительное накл глагола, звательная форма, интонационный рисунок речи. В фокусе должен быть сам контакт, те ч\к должен проверять – существует ли контакт м\д говорящим и слушающим. Есть слова, которые специально существуют на проверку канала связи. Те это единицы, которые осуществляют фатическую функцию.

Заклиинательная функция. Реализуется тогда, когда сообщение превращает третье лицо (то о чем говорит) занимает позицию адресата. (Пусть сойдет это ячмень. тфу-тфу-тфу). Переход референта в адресата. Эта функция реализуется в жанрах магического воздействия, когда речь является средством переустройства мира.

Метаязыковая функция. Противопоставляение 2х видов существования языка: объектный язык (им мы говорим о внешнем мире) и метаязык (язык на котором говорят о языке). Она реализуется в обыденной коммуникации, когда возникает разрывы смыслы. Особенно часто она реализуется тогда, когда внутри социума сущ разные субкультуры с разными языками. Метаязыковая функция реализована в профессиональном лингвистическом общении. используется лингвистическа терминология. Привлекаются все ресурсы языка, когда мы ставим их в сферу объяснения языка

поэтическая функция. В фокусе её находится само сообщения. Сообщение о самом себе. Различие в поэтических текстах не в том, что они говорят. Ценность текста в самом текте, но текст понимается как особое гармоническое соотношение этой формы с этим содержанием. Рифма.

Язык как система знаков.

Дей-ть воспринимается человеком непосредственно, с помощью органов чувств. Своеобразие чел-ка в том, что человек воспринимет через систему знаков огромное кол-во информации. Человек их так же воспринимает ч\з органы чувств. Чем более развит человек, тем больше информации он получает через знаковые системы. Со знаком мы встречаемся тогда, когда вместо одного предмета мы воспринимаем другой предмет, которые замещает первый и несет о нем информацию.

Знак есть материальныеЮ. чувственно воспринимаемый предмет, явление или действия, выступающий в процессе познания и общения в качестве заместителя другого предмета, явления, действия, и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи инфо о нем. Сущность знака – замещение предмета и передачи инфо. Нечто становится знаком, когда он начинает выполнять знаковые функции.

Типология знаков, которая восходит к Чарльзу Пирсу (основоположник общей семиотики). В его трудах положено начало прагматизма, классификации знаков. Пирс противопост знаки иконические и знаки индексальнрые. В основе противопост этих типов знаков лежит тип связи знака и означаемой действительности. Знаки символы и знаки сигналы далее выделили. в основе лежит – какой тип связи знака и означаемой дей-ти. Природа знака детерминирована тем, что его обозначает. Обусловленность уменьшается от знака иконического к знаку индексу. Икона или иконический знак детерминирован своим объектом. (Знак – икона: фотография, картина) При этом знак – рисованное изобр может быть мотивирован отражением внешнего сходства, но в 20 в был выделин другой тип иконических знаков – знаки типа диаграмм – отражают структуру отражаемого обекта. Эти типы знаков отражаеют сложные явления нашей ментальной реальности. отражают некие закономерности. ?- существуют ли иконические знаки в языке? Да, существуют. Форма знака должна отражать форму означаемого предмета: междометия – звукоподражания. Но если мы взглянем на природу языка ч\з 2 тип иконических знаков. В языке много этих знаков. Якобсон это доказывал тем, что структура языка отражает стр-ру реальности. Порядок простых предложений отражает порядок действительности. Иконичность – соответствие ср-ры языка к структуре окр мира. Иконическая мотивированнность формы языкового знака.

Знаки-симптомы или знаки – индексальные. Это знаки те, в которых природа означающего мотивирована тем, что они обозначают. Индексальный знак реально в своем индивид сущ-ии связан со своим индивидуальным объектом. Означающее и означаемое связано смежностью. Индексальные знаки в языке есть – на переферии языка. Это междометия. Они выражают смысл в опр ситуации. Таккими знаками относ указательные и личные местоимения, которые наполняются смыслом в конкретной ситуации.

28.03.13.

Лекция

В семиотике гл признак: отношение означающего и означаемого. Знаковая система противопост по степени мотивированности природы знака и означаемого и по их характеру.

Символы – это более или менее приблизительная достоверность того, что как денотирующий свой объект он будет интерпретирован вследствии привычки. Символ вкл в себя привычку. Символ знаки – абстрактные знаки. Симв знаки – то, с помощью чегео мы начинаем абстрактно мыслить и отражать абстрактные вещи. Знаки-символы сохраняют некое стр-ое сходство, с означаемым объектом дей-ти, что позволяет говорить о частичной мотивированности их природы природой отражаемого фрагменты дей-ти. Но все это абстрактно. (значок телеф трубка). Иероглифы так же могут проити исторический путь от иконических знаков к символическим. В языке симв знаки безусловно есть, прежде всего это знаки, которые построены на основе идеограмм, на основе иконических знаков (н-р. означение действий – ахать, как обозн дей-я, построенное на звукоподражании ах).

Знаки-сигналы. Означающее никак не мотивированы природой означаемого. нет мотивированности. Если мы имеем дело не с предметом, а о знаке, то мы обязательно говорим о знаковой системе. Знак не может выполнять знаковую ф-ю, не входя в знаковую систему. Должен оппозиционировать (ест горшок на окне – нет горшка на окне). В том случае, если у знака нет внешней мотивированности, то вместо этого она вступает в отношение мотивированности внутри системы. Н-р. Знаки светофора. красный- стой никак не мотивированы природой этого цвета. Поэтому начение обретается внутри системы. Это конвенциональная связь – связь, установленная человеком. В постсоссюровской лингвистике уверены, что в языке преобладают знаки – снигналы.

Специфика знаков естественного языка.

Яз знак как всякий знак двусторонен (Сосюр). Материальная сторона знака – ощначающее, идеальное – означаемое. (По Соссюру). Датская шкла: план выр-я, план содержания. Для того, чтобы знак выполнял свою ф-ю, означаемое и означающее связаны устойчивой неразрывной связью. Важнейшее св-во яз знака – сложность строения системы, которая мотивирует сложное строение знака. Язык система, её онтологическое св-во вкл огромное кол-во знаков. Сложность эта мотивирована функционально. Язык, язык семиотическая система обусловливает и дает возможность коммуницировать обо всем, что вырабатывает ментальная система чел-я. Если же знаковая система передает небольшое кло-во инфо, то их отношения просты (светофор). В след того, что знаков много, то невозможно их простое накопление. Каждый знак естеств языка внутренне структурирован и разложим на элементы. Сложные знаки разлагаются на простые, простые на элементы,на диф-ые признаки.(Н-р. предложение-слова-элементы). Мартин называет это двойное членение. Ассиметрия связи означаемого и означаемого. В знаках свотофора св простая, ассиметрия закл в том, что 1 означающее в знаках естест-ого языка может иметь нес-ко означаемых и даже субзнак (морфема), полисемия и наоборот одно и тоже значение может иметь вариативную форму значения. Причиной этого явл разная природа означаемого и означающего в речевой последовательности. Эта ассиметрия означ и означающ влияет на появл след св-ва яз системы: диалектики устойчивости и изменчивости . Яыковой знак одновр устойчив (ассиметрия связи) и подвижен.

Система языка и типы знаков.

Функциональный подход. Знак становится знаком только тогда, когда он выполняет свою функцию. предложение – знак, слово – полузнак, морфема – полузнак, фонема – внезнаковая ядиница, тк фонема не обл св-ом обозначения чего либо даже посредственно.

Традиционно. Слово – это знак. Предложение – сложный знак, морфема – полузнак, фонема – фигура плана выражения.

знаки становятся знаками, когда они вкл в коммуникацию и становятся носителем смысла. Этот аспект явл частью теории Чарльза Морриса «Основная теория знака». Для того, чтобы знак выполнил свою семиотическую ф-ю, он должен вступить одновременно в 3 типа отношения. Для опр-я этих отношений нужно сказать, что есть сам знак, его объект и его интерпретант. Отношения:

-семантическое отношение. Отношение знака к обозначаемому обекту. Семантика распадается на денатотивное отн-е и сигнифик-ое отношение. Денотат – класс объектов. Конкретный представитель класса предметов называется референт. Референт – то, с чем знак соотносится в конкретном употреблении. Для того, чтобы мы соотнесли знак с конкретным классом предметов или с конкретным представителем у нас должно быть конкретное представление об этом предмете.

-синтагматические отн-я (синтактика). отношение знака к знаку. Синтактика- отношения внутри знаковых систем. Но выделяются 2 типа отн-я: собственно синтагматические, линейные и парадигматические от-я знака к знаку. Линейные отношения создают тектс. Любая семиотическая система разворачиваясь синтагатически создают тексты. Для того, чтобы мы породили текст культуры нужно, чтобы каждый знак был противопоставлен другим знакам. Он должне находится в оппозиции к другим знакам. Это синтактика систем. Знак должен быть линейно развернут, но основанием для линейной развернутости должна быть синтактика. Прагматика. аспект связи знака и его интерпретанта, знака и человека. С какой целью используется знак, в какие контексты он вписывается, какие цели и мотивы чел имеет при использовании этого знака. Прагматика отношения говорящего и знака может быть вписана в семантическую стр-ру знака. Н-р. я иду, плетусь, несусь Семантика разная (значаемое), но отношение включено в сами слова. Отношение может быть вкл в сам знак (что ты хапаешь – просторечие). Прагматика знака – то, как он используется в коммуникации. Стр-ра этих отношений сложна. Прагматика может вкл в сам знак, а может быть проявлена только в синтагматике. (н-р. суф уменьш-ласк. Ручка).

Все эти 3 аспекта реализуются в любой семиотической системе. Но естественным образом в языковой системе они имеют сложный многоуровневый характер.

Язык и другие семиотические системы.

Эмиль Бенвенист. 4 принципы устойства семиотических систем.

1) операторный способ Способ по средствам которого система воздействует на нас интерпретантов, а именно то ощущение, через которое она воспринимается.

2) сфера дей-я. то, где она

3) природа и число знаков в системе. этот признак является производным из вышеуказанных

4)тип функционирования, отн-я. которые соединяет знаки и предметы им различительную (дистинктивную) функцию.

Хар-ка дорожных знаков: 1 визуальный, природа знака аудиальная 2 передвижение транспортных средств и пешеходов. 3. универсальная – у языка вообще и обеспечение всей сферы коммуникации человека. отсюда у число и природа знаков – бесконечно в устественом языке. 4. альтернация. знаки не сущ одновременно, а взаимноискл друг-друга.

Операторное ср-во и сфера применения – внешние свойства системы. Сфера – для чего создается, оператарная – как обеспечивается выполнение этих функций. 2 последних указывают на внутренние собственно-семиотические св-ва системы. это база семиотической системы.

Бенвинист: центральныя проблем асемиологии: положение языка по отношению к другим знаковым системы, отсюда и выявляется своеобразие языка. Если мы ср естеств язык и язык музыки, то мы обнаружим, что гл различие в природе знаков и в их функционировании, музык система допускаят семиотическую трактовку. Музыка что-то означает, хоть это и очень абстрактно. Гамма, состоящая из нот. Ноты обладают дифференциальной значимостью, гамма же есть совокупность нот, она организуется на основе тона, кот обозн ключом. базовой единицей явл нота. Это различительная и оппозитивная единица звучания. То есть у неё есть значимость. Она явл семиотической ед тк образует оппозицией, но обретает эту значимость в гамме. Музыкальный ряд разворачивается по 2 осям одновременно: одновременности и последовательности. Музык комбинаторика не имеет параллель в естественно языке. В языке есть элемент одновременности, а гармония и контрапункт не имеется в языке. Музыка – язык, у кот есть синтаксис, но нет семиотики. В целом музык произведение означивает.

Изобр-ое искусство. основная проблема живописы – выделение формального элемента, кот можно назвать единицей этой системы. (фигура, линия, цвет, мазок). Ни одну из градаций оттенков нельзя приравнять к элементу. Отношение означивания в языке ис-ва следует искать внутри композиции. Т. о. Принципиальное различие в том, что в языке она внеконтекстуальна, а в языке ис-ва контектстуально.

2.04.13.

Лекция

Отношения м\д знаковыми системами.

Системы разгр-ся системой с одной и той же бызой и системы с разными бызами. Базы опр-ся природой знака, числом знаков и типом их функционирования. Семиот системы с разной базой являются необратимыми (музыка и ест-ый язык). Человек не обл разными семиотическими системами с разными базами для передачи одной и тойже инфо. Системы с одинаковой базой обл св-ами обратимости (графический алфавит и азбука Брайна). Они построены на принципе алфавита. 2 системы могут иметь с мат точки зр один и тот же знак, но это не ведет к избыточности системы тк функ-но это будут одни и теже единицы. Надсистемных знаков не бывает. Базовым отношением м\д системами явл отношения интерпретации. Отн-я м\д семиотическими системами носит семиотический хар-р. Естественный язык - это семиот система, он отражает внеязык систему. Но гр системы выступают в качестве интерпретатора. Разные системы присменности по-разномк отражают язык. С др стороны с помощью естеств-ого языка мы можем интерпрет письменность. Ест язык явл универсальной интерпрет системой в семиотической системе. М\д семиотич системами могут быть от-я порождения. Так естест язык может порождать частные языки. Обычное письмо может порождать стенографию. Отношения гомологии (корреляции) – самост системы м\д которыми мы устанавливаем к-л отношения сами. (Н-р некое соответствие м\д цветом и запахом).

Язык как деятельность

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.