Сделай Сам Свою Работу на 5

к тематическому циклу «Нефрология»





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по учебной дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, ВПТ (Госпитальная терапия)»

на практические занятия по циклу: «Нефрология»

 

 

Составил: доцент А.А.Шаловай

 

Томск - 2010г.

I. Учебные цели

Огромное количество заболеваний, протекающих с поражением почек, диктует необходимость знания данной патологии и является важным разделом профессиональной деятельности врача любой специальности. Поэтому целью тематического цикла «Нефрология» является умение самостоятельно проводить дифференциальную диагностику, уметь правильно составить диагностический алгоритм и план лечебных мероприятий в соответствии со стандартами медицинской помощи (СМП) при заболеваниях почек.

II. Учебные вопросы

I. Дифференциальная диагностика при мочевом синдроме.

1. Методы исследования в нефрологии:

Лабораторные. Клиническая оценка общего анализа мочи: цвет, прозрачность, плотность, протеинурия, глюкозурия, лейкоцитурия, гематурия (макро- и микро, болевая, безболевая), цилиндрурия.

Методы количественной оценки форменных элементов крови в моче и их морфологических особенностей (метод Нечипоренко, преднизолоновый тест). Трехстаканная проба; определение суточной протеинурии; электрофорез белков мочи; исследование мочи на белок Бенс-Джонса; бактериологическое исследование мочи.



Исследование крови биохимическое (содержание креатинина, мочевины, мочевой кислоты, калия, натрия, хлора, кальция, холестерина, общего белка и его фракций).

Подсчет скорости клубочковой фильтрации по формуле Кокрофта-Гаулта.

Методы исследования способности почек к осмотическому разведению и концентрированию мочи и регуляции осмотического гомеостаза (проба Зимницкого, проба с сухоядением, концентрационный индекс).

Рентгенологические методы исследования. Обзорная рентгенография органов брюшной полости. Экскреторная (нисходящая) урография. Ретроградная (восходящая) пиелография. Ангиография почек.

Радионуклидные методы исследования. Радиоизотопная ренография, Сцинтиграфия почек.

Ультразвуковое исследование почек.

Компьютерная томография.



Пункционная биопсия почек с гистологическим исследованием биоптата.

2. Основные синдромы поражения почек: мочевой синдром, отечный синдром, синдром артериальной гипертензии, острый нефритический синдром, нефротический синдром. Причины и механизмы их развития.

3. Гломерулонефриты (ГН). Острый, хронический. Клинические формы хронического гломерулонефрита (гипертоническая, нефротическая, смешанная, изолированный мочевой синдром). Морфологические формы гломерулонефритов (мезангиопролиферативный, мембранозный, мембранозно-пролиферативный, фибропластический, быстропрогрессирующий,), гистологические критерии хронизации и активности нефрита. Диагностические критерии ГН, стандарты обследования и лечения. Патогенетическое лечение (базисная терапия, пульс-терапия).

4. Хронический пиелонефрит. Классификация. Диагностические критерии, стандарты обследования и лечения.

5. Диабетическая нефропатия. Классификация. Диагностические критерии. Современные принципы нефропротекции при сахарном диабете 1 и 2 типа.

6. Интерстициальный нефрит. Диагностические критерии, лечение.

7. Поражение почек при системных заболеваниях соединительной ткани: системная красная волчанка ( 5 морфологических типов люпус-нефрита), «склеродермическая» почка.

8. Поражение почек при васкулитах, подагре, ревматоидном артрите.

9. Диагностические критерии опухолей почек, туберкулеза почек, сосудистых поражений.

10. Диагностические критерии амилоидоза почек.

11. Поражение почек при миеломной болезни.

 

II. Хроническая болезнь почек (ХБП). Острая почечная недостаточность (ОПН).



1. Понятие ХБП. Классификация по стадиям в зависимости от скорости клубочковой фильтрации. Диагностические критерии. Механизы ведущих синдромов при ХБП (анемического, электролитных нарушений, эндогенной интоксикации, нарушения фосфорно-кальциевого обмена, артериальной гипертензии). Принципы нефропротекции в зависимости от класса ХБП. Заместительная терапия (хронический программный гемодиализ, перитонеальный диализ), пересадка почки.

2. ОПН. Классификация. Диагностические критерии. Лечебная тактика в зависимости от причины ОПН.

3. Дифференциальная диагностика ХПН и ОПН.

 

III. Учебно-материальное обеспечение

 

Литература: (см. полный список в компьютерном классе – папка «Учебная литература»на рабочем столе)

Основная литература:

1. Диагностика и лечение болезней почек / Н. А. Мухин [и др.]. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с.

2. Клинические классификации с принципами оформления клинического и патологоанатомического диагнозов. Методические рекомендации для студентов, интернов, ординаторов врачей. –Томск. 2009.- 210с.

 

Дополнительная литература:

1. Болезни печени и почек Б. И. Шулутко, С-Пб. 1995 г. Наточин Ю.В. Введение в нефрологию / Ю. В. Наточин, Н. А. Мухин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 160 с. - (Библиотека непрерывного медицинского образования)

2. Нефрология [Электронный ресурс] / ред. : Е. М. Шилов. - Электрон. дан.. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв.

3. Нефрология / ред. : Е. М. Шилов. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 688 с.

4. Рациональная фармакотерапия в нефрологии / ред. : Н. А. Мухин, Л. В. Козловская, Е. М. Шилов. - М. : Литтерра, 2006. - 896 с. - (Рациональная фармакотерапия : серия руководств для практикующих врачей ; Том 13)

5. Шанин, В. Ю. Неотложная помощь при острых терапевтических заболеваниях / В. Ю. Шанин, Э. Д. Костин, С. Я. Батагов. - СПб. : ЭЛБИ СПб, 2004. - 132 с.

 

2. Материальное обеспечение:

 

1. Наглядные пособия:

а) Таблицы, схемы и слайды по разделу «Нефрология» (см. полный перечень пособий в компьютерном классе - папка «Учебно-материальное обеспечение» на рабочем столе).

Таблицы: №1 «Поражение почек при системной склеродермии»;

№2 «Поражение почек при сахарном диабете»;

№3 «Классификация пиелонефритов»;

№4 «Механизм и патогенез пиелонефритов»;

№5 «Почечное кровообращение и клубочковая фильтрация»;

№6 «Причины гематурии»;

№7 «Клинико-морфологические критерии гломерулонефрита»;

№8 «Строение нефрона»;

№9 «Почка правая, сзади».

Альбом «Мочевой синдром».

Схемы: №19 «Сердечно-сосудистый континуум: роль эндотелиальной дисфункции»;

№21 «Алгоритм диагностики и лечения симптоматических артериальных гипертоний»;

№25 «Почка в разрезе – схема».

Слайды (48 шт.): Нефрология (часть 1 и 2).

б) Технические средства обучения:

Компьютеры, принтер (компьютерный класс).

 

IV. Методические указания студентам по подготовке

к тематическому циклу «Нефрология»

1.Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.

Исходно рекомендуется получить основную и дополнительную (желательно 1-3 источника) учебную литературу в библиотеке СибГМУ.

Перед началом тематического цикла необходимо ознакомиться с электронным вариантом учебных материалов по циклу «Нефрология» (см. ниже), а также с электронным вариантом вопросов для итогового компьютерного тестирования по данному разделу.

 

2. При подготовке к занятиям необходимо использовать учебную информацию предыдущих курсов. Рекомендуется следующая последовательность повторения материала:

- Анатомо-физиологические особенности почек (морфоструктура и расположение почек, кровообращение и лимфатическая система почки; иннервация, юкстагломерулярный аппарат почки)

- Основные функции почек (волюморегулирующая, осморегулирующая, ионорегулирующая, регуляция кислотно-основного состояния, метаболическая, инкреторная, экскреторная) и формы их дисфункций (отек, гипо- и гиперосмия, гипо- (гипер-) -калиемия, -кальциемия, -магниемия, ацидоз и алкалоз, «Болезни средних молекул», гипертензия, остеодистрофия, анемия, уремия);

- Методы диагностики в нефрологии (см. выше);

- Клинические методы обследования больных с заболеваниями почек, клинические симптомы поражения почек.

- Основные синдромы при заболеваниях почек.

 

3. Студенты должны быть готовы к тематическому циклу «Нефрология» по всем учебным вопросам, перечисленным в разделе II (см. выше). Желательно иметь краткий конспект по вышеперечисленным диагностическим критериям заболеваний и механизмам развития основных синдромов поражения почек. При создании конспекта необходимо активно использовать электронный вариант учебных материалов по разделу «Нефрология». Рекомендуется обратить внимание на современные стандарты диагностики и лечения в нефрологии, а также современные положения о классификации хронической болезни почек. Занятие проходит в форме клинического разбора пациентов с заболеваниями почек. Исходно студенты самостоятельно курируют больных в отделении, знакомятся с данными врачебной истории болезни. Затем куратор докладывает больного всей группе и преподавателю, далее идет разбор пациента ( жалобы, анамнез, ведущие синдромы, данные лабораторных и инструментальных исследований и соответствие медицинским стандартам). Затем совместный осмотр пациента группой и преподавателем. После чего проводится дифференциальная диагностика, обоснование диагноза, разбирается лечение (получаемое в отделении: этиотропное, патогенетическое, симптоматическое, неотложная терапия) и его соответствие современным медицинским стандартам, рекомендации больному, прогноз. Основные данные по больному: пол, возраст, полный клинический диагноз, синдромосходные заболевания и основные разделы лечения рекомендуется после разбора записать в рабочую тетрадь.

После тематического цикла «Нефрология» студенты сдают контрольное компьютерное тестирование по расписанию.

 

4. Вопросы для самоконтроля знаний:

- Анатомо-физиологические особенности почек;

- Методы исследования в нефрологии;

- Основные синдромы поражения почек, причины и механизмы их развития: мочевой, отечный, артериальной гипертензии, острый нефритический, нефротический.

- Диагностические критерии и классификация следующих заболеваний: гломерулонефрит, пиелонефрит, интерстициальный нефрит;

- Хроническая болезнь почек: классификация по стадиям и основные механизмы развития синдромов при ХБП;

- Острая почечная недостаточность: классификация, диагностические критерии;

- Поражение почек при сахарном диабете, системных заболеваниях соединительной ткани, миеломной болезни;

- Диагностические критерии туберкулеза почек, опухолей почек, амилоидоза и сосудистых поражений почек.

V. Учебные материалы

1. Обучающие ситуационные задачи с вариантами решений.

Вопросы для контрольного компьютерного тестирования по циклу «Нефрология».

Все вышеперечисленное см. в папке «Учебные материалы» на рабочем столе.

2. Бланки служебных документов:

- температурный лист;

- лист назначений;

- направление на гистологическое исследование биоптата почки;

- карта нефрологического больного.

3. Учебная информация для использования на занятии:

а) фильм «Основные методы исследования больного в клинике» (см. в папке «Учебные материалы» на рабочем столе);

б) Синдромы внутренних болезней (см. электронный вариант на рабочем столе в папке «Учебные материалы»);

в) Папка «Нефрология» в «Учебных материалах» на рабочем столе содержит следующие презентации:

- «Актуальные вопросы нефропротекции, 2008г»;

- «Гепаторенальный синдром»;

- «Вирусные гепатиты и диализ»;

- «Нарушение фосфорно-кальциевого обмена при ХБП и его коррекция»

4. Табличные, справочные материалы:

а) Таблицы и схемы по теме «Нефрология» в учебных комнатах (см. электронный вариант списка на рабочем столе в компьютерном классе в папке «Учебно-материальное обеспечение») – указаны выше;

б) Диагностические критерии заболеваний внутренних органов (см. полный перечень в папке «Учебные материалы» на рабочем столе);

в) Перечень федеральных медицинских стандартов диагностики и лечения (см. электронный вариант на рабочем столе в папке «Учебные материалы»).

 

 

Доцент кафедры госпитальной терапии

с курсом физической реабилитации

и спортивной медицины А.А.Шаловай

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.