Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. Русская историография во второй половине XVIII века





I. Историческая наука во второй половине XVIII века.

1. Организация научных исследований.

2.Идеи Просвещения в русской исторической науке.

3. Собирание, публикация и приемы критики источников. Формирование вспомогательного комплекса исторических знаний.

4. Популяризация исторических знаний.

5. Проблематика исторических исследований.

II. Концепция истории России М.М. Щербатова.

1.Биография М. М. Щербатова.

2. История России в публицистике М. М. Щербатова. «О повреждение нравов в России». 3. Вопрос о древней и новой России в историографии Щербатова.

III. И.н. Болтин.

1.Биография И. Н. Болтина.

2. Метод И. Н. Болтина.

3. И. Н. Болтин о задачах и методах исторической науки.

4. «Примечания…» на книгу Леклерка. Новые идеи в трудах И. Н. Болтина: внутренняя обусловленность исторического процесса, объектив­ные факторы истории.

5. Проблема феодализма и происхождения крепостного права в трудах И. Н. Болтина.

Контрольные задания, проблемные вопросы и упражнения:

1. В чем заключается концепция русской истории М.М. Щербатова?

2. Какова периодизация русской истории, предложенная М.М. Щербатовым? В чем ее сходство и отличия от периодизации В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова?



3. Какие произведения М.М. Щербатова можно отнести к категории исторической публицистики?

4. В чем заключается особенность исторических трудов И.Н. Болтина?

5. Какому методу отдавалось предпочтение в трудах И.Н. Болтина?

6.Какие приемы, по мнению И.Н. Болтина, дают возможность изучить ход исторического процесса?

7. Прочитайте записку М.М. Щербатова «О повреждение нравов в России» и ответьте на следующие вопросы:

- Какой период русской истории, по мнению М.М. Щербатова, в наибольшей мере приближался к идеальному с точки зрения сохранения нравов?

- С какого периода М.М. Щербатов ведет начало падению нравов? Что стало причиной этого явления?

- Какие примеры «повреждения нравов» привел М.М. Щербатов?

- Какие аргументы выдвигал М.М. Щербатов в пользу тезиса об особой роли аристократии в России?

- Какие характеристики личности Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II дал М.М. Щербатов?

8. Прочитайте «Примечания…» И.Н. Болтина и ответьте на вопросы:



- Какие факторы, по мнению И.Н. Болтина, оказывают влияние на формирование национального характера?

- Какие причины, по мнению И.Н. Болтина, вызвали необходимость введения общерусского законодательства?

- Как И.Н. Болтин трактовал норманнскую теорию? С кем из историков наблюдается у него сходство во взглядах?

- К какому времени И.Н. Болтина относил установление на Руси крепостного права? Какие причины вызвали это явление? На какие признаки установившегося крепостного права указывал И.Н. Болтин?

- Какие отличительные черты крестьян, холопов и численных людей называл И.Н. Болтин?

- На какие препятствия к немедленной отмене крепостного права указывал И.Н. Болтин?

- Какое отношение высказывал И.Н. Болтин к идее аристократической власти?

- В чем вы видите расхождение взглядов И.Н. Болтина и М.М. Щербатова на роль аристократии?

Литература:

Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII — первая половина

XIX в.). М., 1985.

АстаховВ.И.Курс лекций по русской историографии. Харьков, 1959. Ч. 1;

Бердинских В.А. Ремесло историка в России. М., 2009.

Герасименко Г.А. История российской исторической науки (дооктябрьский период). Учебное пособие. М., 1998;

Ефременков Н.В., Серегина И.Г. Историография истории СССР. Тверь, 1991;

Историография истории России до 1917 г. Т.1.. Под ред. М. Ю. Лачаевой. М:, 2003;

Историография истории СССР. Под ред. В. Е. Иллерицкого и И.А. Кудрявцева. М., 1971;

Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. СПб., 1913.

Наумова Г. Р. , Шикло А. Е. Историография истории России. М., 2008;



Пештич С.Л. Русская историография XVIII века. Л., 1961. Ч. I; Л., 1965. Ч. II; Л., 1971.Ч III

Стеценко А.И. Хрестоматия по истории исторической науки (Часть 1).- Ульяновск: УлГУ, 2007. С. 3-19.

Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. М., 1993;

Шапиро А.Л. Русская историография в период империализма. Курс лекций. Л., 1962;

Черепнин Л.В. Русская историография до XIX века. Курс лекции. М., 1957

Организация научных исследований. На всем протяженииXVIII в. историческая наука продолжала оставаться делом ученых-непрофессионалов, в большинстве своем видных общественных и политических деятелей, писателей, поэтов. Среди них – генерал-лейтенант, член Военной коллегии И.Н. Болтин, президент Коммерц-коллегии М.М. Щербатов, писатель Н.М. Карамзин и др. Все они по поручению правительства и под его опекой занимались написанием истории России. Во второй половине XVIII в. социальный состав ученых пополнился выходцами из разночинных слоев общества – купечества, мелких государственных служащих. Они принесли в историческую науку новое видение исторического развития и новую проблематику исследования. С ними связано формирование просветительского направления в историографии.

Государство присваивало звание «историографа» (сочинителя истории) и поручало написание истории. Первым официальным историографом стал в 1747 г. Г.Ф.Миллер, в 1768 г. звание присвоено М.М. Щербатову, в 1803 г. – Н.М. Карамзину. По поручению Екатерины II Болтин писал примечания к работам Щербатова и французского ученого Леклерка. Сама Екатерина II предпринимала попытки написания истории. Все историографы рассматривали свою работу как государственную службу, приносящее пользу в деле просвещения.

В 1802 г. создано Министерство народного просвещения для «воспитания юношества и распространения наук». Оно контролировало все ключевые участки научно-исторической жизни и исторического образования – деятельность Академии наук, университетов, школ, военных и духовных заведений.

Петербургская академия наук – первый общерусский научный центр. В 1747 г. в ней создан разряд «истории и древности», первым академиком его стал Ф.Г. Миллер. В составе академии до начала XIX в. по историческому разряду избирались приглашенные иностранные ученые. Они внесли немалый вклад в развитие исторической науки особенно своими разработками вопросов критики источников, генеалогии, хронологии, исторической географии, нумизматики и т.п. С именами русских ученых связаны наиболее интересные работы по отечественной истории.

Основное внимание ученых академии было направлено на сбор и публикацию исторических памятников. Академия наук явилась организатором первых «научных путешествий», в задачу которых входил в том числе сбор сведений о народах и регионах страны.

Типичной формой организации научной работы с сер. XVIII в. становятся комиссии и комитеты. Один из них – Комитет по написанию общего исторического описания Российского государства.

Существенное место в деятельности Академии занимало издание газет и журналов, в которых публиковались исторические материалы. Академия наук стала центром первой в исторической науке дискуссии, развернутой в связи с обсуждением диссертации Г.Ф. Миллера «О происхождении имени и народа российского».

В 1783 г. параллельно с Петербургской академией наук начала работать Российская академия (первым председателем этой Академии была княгиня Е. Р. Дашкова). Одна из ее задач – организация изучения отечественной и всеобщей истории, но широкая программа переводов «знаменитых классических древних и новейших авторов не была выполнена. В 1841 г. Российская академия была упразднена, а часть её членов влилась в Академию наук, составив Отделение русского языка и словесности.

С середины XVIII в. центром изучения истории и подготовки специалистов стали университеты. Первые шаги в этом направлении были сделаны при создании Московского университета (1755 г.) с кафедрой всеобщей и российской истории на философском факультете и кафедрой всеобщей и российской юриспруденции и политики на юридическом факультете. Университеты с самого начала складывались как единые по своей сути учебные и научные учреждения.

Существенную роль в развитии исторической науки играли создаваемые при университетах научные общества. В 1771 г. при Московском университете образовано Вольное Российское собрание, одной из задач которого было выявление и публикация исторических источников. В 1804 г. в Москве открыто первое историческое научное общество – Общество истории и древностей российских.

Первым неофициальным объединением явилось общество, созданное в 1770 г. в Архангельске историком В.В. Крестининым. Кроме того, в конце XVIII – первой четверти Х!Х в. существовало

Идеи Просвещения в русской исторической науке.Просвещение – широкое интеллектуальное движение в странах Европы XVIII в.. Оно проявило себя в общественной и политической жизни, в науке, литературе, искусстве. Непосредственное влияние на теоретические взгляды историков и общественных деятелей России оказали французские философы Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Ж.А. Кондорсе, английские философы и историки Д.Юм, Э.Гиббон и др

Просвещение базировалось на рационализме. Рационалистическая философия эпохи Просвещения признавала наряду с законами природы существование законов человеческого общежития, универсальность естественной природы человека и, следовательно, его потребностей. На этой основе делался вывод об общности и единстве исторического процесса. Внимание сосредоточилось на поиске законов общественной жизни, общезначимого в историческом процессе.

Важным для исторической науки явилось утверждение о прогрессивном развитии общества. Прогресс обеспечивался развитием разума, накоплением знаний, распространением просвещения. Цивилизация рассматривалась как степень развития просвещения, культуры. Для этого времени характерно оптимистическое восприятие будущего, с другой стороны история представлялась неразумной, прошлое вызывало презрение как воплощение невежества, тирании. Поэтому возникла идеи борьбы с отжившим прошлым. Цель исторической науки становился показ движения народов по пути прогресса.

«Философия истории» требовала более глубокого и полного рассмотрения событий прошлого. Признавалось влияние на исторический процесс форм правления, законодательства, хозяйственной деятельности, индивидуальных особенностей личности, нравов, что значительно расширяло проблематику исторического исследования.

 

 

состоял в усвоении этих взглядов как можно большим числом людей. Однако надо иметь в виду, что просвещение отбрасывало все многообразие исторического процесса и обедняло его, подходя к нему с единственным мерилом — разумом. Если в области естествознания передовое место в XVIII в. занял материализм, то в области общественных наук оно остается за рационализмом.

Россия XVIII в., и в особенности его вторая половина, — это время формирования русской исторической науки, начало которому положили В.Н. Татищев и деятельность Академии наук. Ее подъем был связан и с интересом к истории императрицы Екатерины II, что способствовало выдвижению профессиональных историков. Российское просветительство в значительной степени находилось под влиянием западноевропейской просветительской литературы, произведений Вольтера, Дидро, Д'Аламбера, Мабли, Руссо и др. Начало распространения просветительской идеологии было положено русскими правящими кругами во главе с Екатериной II. Обедневшее дворянство, разночинная интеллигенция и даже некоторые крепостные увлекаются переводческой деятельностью, часто превращая ее в профессию и источник дохода. Во второй половине XVIII в. было переведено колоссальное количество не только французских литераторов, но и исторических произведений. Русский читатель впервые мог познакомиться не только со всеобщей историей, но и с историей славянских народов, а также Англии, Америки, Японии, Египта, Швеции, Турции, Китая и др.

В России XVIII в. историческая литература довольно широко была представлена переводами произведений античных писателей. В 60-е гг. XVIII в. в связи с общим подъемом культуры и науки в России, в том числе исторической, появляются переводы классических исторических источников, без которых невозможно было изучение древнейшего периода отечественной истории. В 1763-1764 гг. вышел перевод «Истории» Геродота, сделанный А.А. Нартовым. Крупным событием в научной жизни России явилось издание И.Г. Штриттером своего рода хрестоматии из византийских авторов, писавших о древних народах на территории России. Известный историк, впоследствии автор учебника по русской истории, данное издание сделал по примеру парижского «Corpos» византийских историков. В связи с этим событием в «Санкт-Петербургских ученых ведомостях», выходивших под редакцией Н.И. Новикова, была помещена развернутая рецензия с очерком историографии античных свидетельств о России.

Характерным явлением для большинства стран Европы того времени было издание энциклопедий. Во второй половине XVIII в. в России также выходит сравнительно большое количество энциклопедий, словарей, лексиконов по самым различным отраслям знаний и большое количество словарей или лексиконов иностранных языков, в том числе и языков народов, России. Появилось несколько географических и исторических словарей. Лучшими из них были «Географический лексикон Российского государства», выпущенный Ф.А. Полуниным и Г.Ф. Миллером (1773 и 1788-1789), и незавершенное произведение В.Н. Татищева «Лексикон Российский, исторический, географический, политический и гражданский» (1793). Новиковский «Опыт исторического словаря о Российских писателях» (1772) впервые представил биографии лиц из различных слоев общества и положил начало демократизации исторических персонажей в русской историографической литературе. Во второй половине XVIII в. в России исторические знания становятся более близкими к запросам практической жизни, с одной стороны, и к науке — с другой.

В 60-е — первой половине 70-х гг. литературой и историей стали заниматься представители самых различных общественных слоев — от крепостных крестьян и разночинцев до вельмож и императрицы. 60-е гг. XVIII в. являются тем историографическим рубежом, который определил принципиально важные изменения в развитии и распространении исторических знаний в России. Происходит расширение круга историков в социальном отношении. Наряду с историками из дворян появляются историки из купеческого сословия или среды разночинцев. В это время столкнулись исторические концепции, выражавшие взгляды различных социальных групп, зарождается буржуазная историография и в некоторых трудах появляется критика крепостного строя. В свою очередь, дворянские историки пытаются осмыслить происходящее и укрепить позиции своего сословия, обращаясь к историческому опыту.

А.И. Мусин-Пушкин

Определенный подъем был связан с пробуждением так называемого «любительского интереса», который понимался исключительно как любовь к родной истории. «Любителями истории», знавшими и понимавшими ее вкус, были И.Н. Болтин, И.П. Елагин, Н.Н. Бантыш- Каменский, А.Ф. Малиновский, А.Н. Оленин. К этой когорте принадлежал и А.И. Мусин-Пушкин. Видный сановник, владелец одной из самых знаменитых в России библиотек и древнерусских рукописных собраний, крупный знаток российских древностей и языка, издатель ряда исторических памятников и автор исторических исследований, он особенно трепетно относился к историческому источнику. Это выразилось в собирании, коллекционировании письменных и материальных памятников, их критическом использовании и осмыслении.

Алексей Иванович Мусин-Пушкин родился 16 марта 1744 г. в доме капитана гвардии, а скончался в 1818 г. Его имя навсегда вошло в русскую литературу и историографию как Имя человека, открывшего бесценное «Слово о полку Игореве». В ореоле этого события как бы в тени остались другие стороны жизни и деятельности Мусина-Пушкина. Он занимал руководящие посты в учреждениях, которые определяли правительственную политику в области просвещения и науки. Управляющий корпусом чужестранных единоверцев (создан в 1775 г. для обучения детей, репатриированных после русско-турецкой войны 1768-1774 гг.), обер-прокурор Синода, президент Академии художеств — эти должности предоставляли ему широкие возможности для формирования источниковой базы отечественной истории.

B.O. Ключевский, анализируя подъем национального интереса к отечественной истории в екатерининскую эпоху, очень точно определил, что основы самобытного взгляда на русскую историю лежали в изучении источников. Цель деятельности Мусина-Пушкина была не просто научная, а нравственно-патриотическая — собирательство древнерусских памятников, их изучение и издание как противопоставление иностранным влияниям в общественно-научной жизни.

В обществе второй половины XVIII в. утверждается следующий взгляд на русскую историю; если у нас были темные стороны, то они были и у других. Довольно мы гнулись под чужую мерку, пора нам жить самобытно и выработать свой характер. Да он уже и есть, но закрыт привозной маской. Чтобы его открыть, нужно начать изучение русской истории. При таких взглядах и настроениях особое значение получили па мятники русской истории: «свитки и рукописи хранят черт русского национального характера».

Мусин-Пушкин, обладая немалыми средствами, принялся за собирание памятников старины с того, что приобрел все книги и бумаги Петра Крекшипа — автора записок о Петре I. Среди прочего там оказался древнейший из известных списков летописи — Лаврентьевский. Многие, зная его страсть, дарили ему рукописи, в том числе и Екатерина II. Будучи обер-прокурором Синода, он издал указ об извлечении из монастырских архивов старинных документов и среди прочего нашел там список «Русской Правды». Когда Алексей Иванович обнаружил| «Слово о полку Игореве», он сразу понял его значение и тут же издал знаменитый памятник. И, видно, не зря, ибо громадную коллекцию Мусина-Пушкина постигла печальная судьба. Весь дом его с библиотекой сгорел в Москве в 1812 г.

Мусин-Пушкин издал также «Русскую Правду», «Поучение Владимира Мономаха». В

примечаниях к этим изданиям, прежде всего, порицалось увлечение иностранным. Подобное отношение к источнику было характерно для всех издателей того времени — М.М. Щербатова, Н.И. Новикова, И.Н. Болтина. Они даже не ставили своих имен на публикации, дабы ничем не заслонять сам памятник. В 1767 г. вышел первый том «Библиотеки русской истории». В нем был помещен Кенигсбергский, или, как его еще называют, Радзивиловский список летописи; биография Нестора и инструкция для издания памятников. Тогда же были изданы Никоновский список летописи, Царственная книга и летопись по Воскресенскому списку. Помимо Мусина-Пушкина, в кружок любителей русской истории при дворе Екатерины II входили граф Н.П. Румянцев — один из организаторов археографической работы в России, граф А.Р. Воронцов и др.

Михаил Михайлович Щербатов(1733-1790). Носителем идей аристократической части дворянства в области исторической мысли был князь Щербатов — общественный деятель, историк, публицист. Щербатов происходил из древнего и богатого рода князей Оболенских и вел ' свою династическую линию от Михаила Черниговского. Его отец М.Ю. Щербатов (1678- 1738), архангельский губернатор, генерал-майор, участвовал в Северной войне и был сподвижником Петра I. В раннем детстве М.М. Щербатов был записан в Семеновский полк, получил прекрасное образование, владел несколькими иностранными языками. После него осталась библиотека в 50 тысяч томов, множество древних рукописей и собственных сочинений.

Воспользовавшись Манифестом о вольности дворянской, Щербатов в 1762 г. вышел в

отставку в чине капитана. В 60-х гг. он написал ряд статей, в которых наметилась его социально-политическая доктрина: отрицание равенства людей, требование сильной государственной власти, критика правительства с позиций дворянской аристократии.

В 1767 г. в качестве депутата от дворян Ярославской губернии Щербатов участвует в Комиссии по составлению нового Уложения, выступая с историческим и политическим обоснованием привилегий дворянства против притязаний купечества и крестьян. В это же

время Щербатовым была проведена большая работа в деле научной публикации исторических источников. Среди них такие значительные издания как «Царственная книга», «История Свейской войны», «Летопись о многих мятежах», «Царственный летописец» и др.

В 1768г. Щербатов работал в Комиссии о коммерции, в 1771 г. был назначен герольдмейстером; в 1773г. получил придворный чин действительного камергера, в 1775 г. заведовал секретным делопроизводством по военным делам, в 1778 г. получил чин тайного советника и был назначен президентом Камер-коллегии, а в 1779 г. стал сенатором.

В 1778 г, Щербатов ушел с гражданской службы и до конца своих дней занимался публицистикой и литературной работой. Его многочисленные сочинения посвящены законодательству, экономике, статистике, просвещению и всякого рода «рассуждениям» и

«размышлениями». В конце 80-х гг. он завершил мемуарный памфлет «О повреждении нравов в. России» и издал утопический роман «Путешествие в землю Офирскую», в котором иносказательно воспевал старые порядки Руси. Свои взгляды на историю Щербатов выразил и обосновал в «Истории Российской от древнейших временя» Этот труд особенно ценен тем, что насыщен большим количеством разнообразных источников. С 1770 г. было напечатано 18 книг «Истории...», за которые автор получил звание историографа и почетного члена Петербургской Академии наук (1776).

Щербатов занялся изучением истории не без участия Екатерины II, которая назначила его историографом, открыла доступ в архивы и библиотеки и поручила разобрать архив Петра Великого. В «Истории Российской»... Щербатов довел повествование до избрания Михаила Романова. К работе приступил он без достаточной учено-технической подготовки и поэтому допустил немало ошибок, например, не различал двух Переяславлей — Южного и Залесского и т.д. За это ему немало досталось от современников. Важно другое: Щербатов не просто излагает события, он их обсуждает и сопоставляет с событиями западноевропейской истории, которую, кстати, знал лучше русской. Сравнением он старался подметить особенности русской жизни. Щербатов первым в историографии попытался изобразить внутреннюю жизнь общества. Как образно выразился В.О. Ключевский, «Щербатов удачнее угадывал вопросы, чем их разрешал, и в этом его главная заслуга». Несмотря на то, что его «История...» написана тяжелым языком, она имела определенный успех в обществе.

В своих сочинениях, прежде всего Щербатов был защитником крепостного права и дворянских привилегий. Историческими ссылками и своими рассуждениями он обосновывал необходимость сохранения в России крепостного права: «Земли, па которых живут крестьяне, принадлежат дворянам... которые их приобрели, жертвуя своею жизнью и здоровьем». Самодержавие нуждается в содействии со стороны дворянства. Примером государя, уважающего привилегии дворянства и охранявшего их права на участие в государственной жизни, Щербатов считал Петра I. Голос дворянства проявляется через Сенат, который служит хранилищем законов. Монархия, опирающаяся на старинное родовитое дворянство, — вот политический идеал Щербатова.

Вопрос о происхождении государства Щербатов решал исходя из рационалистических предпосылок. Человеку присущ дар разума, который должен его вести по прямому пути и стезе добродетели. Никакое общество, даже самое малочисленное, не может существовать без правил и законов, которые определяют поведение людей. Необходимость государства объясняется потребностями человеческой природы и велениями разума. Существуют четыре формы правления: деспотическое или самовластное, монархическое, аристократическое и демократическое. Последние два возникают в результате недовольства вельмож и народа действиями деспотов. В монархических государствах люди честолюбивы, в аристократических — горды и тверды, в демократических — смутнолюбивы и увертливы, а в деспотических — подлы и низки.

Активное участие в управлении аристократии проявляется, прежде всего, в сфере законодательной. Главной положительной чертой государственного строя Щербатов считал обеспечение возможности вельможам сдерживать власть царскую и дерзость народа.

Щербатову принадлежит также интересный опыт изучения современной ему России (географическое положение, экономика, административное устройство, состав населения),

который он осуществил в труде «Статистика в рассуждении России» (1775-1777). Работа содержит целый ряд исторических сведений относительно прошлого городов и губерний, происхождения тех или иных учреждений.

Рационалист XVIII в., воспитанный на французской просветительной философии, усматривающий в историческом процессе показатель успехов человеческого разума и развития просвещения, Щербатов всегда видел перед своими глазами призрак крестьянского бунта. Он восклицал: «Не так легко и не так полезно просветиться народу, как думают, ибо малое просвещение ведет к заблуждению и к духу не подданства. Подлый народ не должен рассуждать, ибо это опасно для дворянского государства. И если подлый народ просветится, и будет сравнивать тягости своих налогов с пышностью государя и вельмож, не зная нужды государства и пользы пышности, тогда он будет» роптать на налоги и произведет бунт».

В своем сочинении «О повреждении нравов в России» Щербатов писал о падении в его время моральных устоев и принципов (почтения к родителям, любви между супругами, патриотизма, твердости духа). Истребление благих нравов грозит падением государству. Причина всех указанных явлений в развитии сластолюбия. После Петра I история России — это история правления пороков, излишеств в пище и одежде, которые воспитали стремление к роскоши, корыстолюбию и лести.

Автор дает беспощадные характеристики правителей послепетровского периода: Анна Иоанновна «от природы нраву грубого, который не был смягчен ни воспитанием, ни обычая ми века». Бирон — это «человек, одаренный здравым рассудком, но без малейшего просвещения, горд, зол, кровожаден и непримиримый злодей своим неприятелям». Елизавета Петровна — «женщина отменной красоты, набожная, добрая, одаренная от природы разумом, но без образования. Веселая нравом, всегда искала веселий, чувствуя свою красоту, всегда старалась ее умножить. Была ленива, роскошна и любострастна». Петр III — «человек с добрым сердцем, но без разума и нравов». Екатерина II «великодушна, сострадательна и трудолюбива ко славолюбию. Даже когда ее голову покрыли седины, не уменьшилось ее любострастие».

Говоря о методе исторического исследования, Щербатов выдвигает два понятия: «приключение» и «причину». Историк обязан уловить эту взаимосвязь. Выяснение причин событий — это установление между ними чисто прагматической связи в виде внешнего воздействия одного на другое Исторический процесс представляет собой последовательно сменяющиеся события, которые происходят под воздействием людей, «тайные пружины» поступков которых историк обязан выяснить.

В области источниковедения Щербатов развивал идеи Байера и Миллера, демонстрируя критический подход к источникам. Он выдвинул определенные критерии выбора наиболее достоверных летописных списков и правила их палеографического анализа, обосновал некоторые приемы изучения актового материала (духовных и договорных грамот), необходимость знания хронологии. В основе периодизации, которой придерживался Щербатов, лежит развитие самодержавия и изменение его взаимоотношений с аристократией. Например, недоверчивость Ивана Грозного к знатным боярам «отнимала у них возможность отечеству услуги показать».

Статья Щербатова «О древних чинах, бывших в России и о должности каждого из них» посвящена рассмотрению придворных чинов и преследовала цель — исторически обосновать права «благородного сословия». В целом труды М.М. Щербатова — важный этап в русской историографии. Его творчество оказало заметное воздействие на исследования И.Н. Болтина, Н.М. Карамзина и С.М. Соловьева.

Иван Никитич Болтин (1735-1792). И.Н. Болтин стал оппонентом и критиком Щербатова. Будучи почти сверстником Щербатова, он прошел служебную карьеру, довольно далекую от его трудов, Болтин родился в старинной дворянской семье, получил домашнее воспитание и поступил в Конногвардейский полк. В полку стал близким товарищем Г.А. Потемкина, который впоследствии всегда помогал Болтину. После военной службы (18 лет) он поступил на таможенную службу, затем был прокурором Военной коллегии и, наконец, ее советником вплоть до самой смерти.

Потемкин очень дорожил умом и обширными практическими сведениями Болтина. При заселении Новороссии он вызвал Болтина в Крым для советов. Иван Никитич был одним из самых образованных и начитанных людей своего времени. В духе XVIII столетия он оставался умеренным вольтерианцем, хорошо знал французских историков и публицистов XVI в. (Бадена, Беллярмина, Потчицера), но любимыми его писателями и философами былиБейль, Мерсье, Вольтер. Опираясь па их воззрения, Болтин считал, что история движется климатом, религией и образом правления.

Во время своей служебной деятельности Болтин много путешествовал по России, поэтому оценивал современный ему государственный строй не в качестве наблюдателя со стороны, а как непосредственный участник административной машины. С таким запасом знаний и наблюдений Болтин приступил к занятиям по русской истории. Как историк, в противоположность Щербатову, Болтин не выступал с обобщающим трудом по русской истории. След в историографии он оставил двумя произведениями, посвященными критике работ своих современников: француза Леклерка, врача по профессии, написавшего книгу «История естественная, нравственная, гражданская и политическая древния и нынешния России», и М.М. Щербатова, Построение критики у Болтина своеобразно. Оно дано в виде последовательно расположенных выписок из трудов Леклерка и Щербатова и примечаний к ним, представляющих развернутые ответы Болтина. Отсюда заглавия работ Болтина: «Примечания на «Историю древния и нынешния России» г. Леклерка, сочиненные генерал-майором И. Болтиным» (1788); «Критические примечания генерал-майора Болтина на (первый и второй) том «Истории» князя Щербатова» (1793-1794).

Довольно легкомысленный и склонный к авантюризму француз Леклерк (1726-1798)

приезжал в Россию в 1759 и 1769 гг. Он был врачом при Кирилле Разумовском, лейб- медиком при цесаревиче и занимал определенное положение при дворе. Всего прожил в России около 10 лет. В то время в Европе читали екатерининский Наказ и, соответственно, все, что касалось России, и особенно ее история, пользовалось большим спросом. Этими обстоятельствами решил воспользоваться Леклерк. Собрав наскоро материалы, в 1775 г. он вернулся во Францию, где с 1783 г. стал издавать большой труд под названием «Естественная, политическая и гражданская история России» в 6 томах. Это были своего рода путевые заметки, которые можно назвать образцом среди «иностранных историй» о России. Недобросовестное отношение к фактам и источникам, враждебность сочинителя к России вызвали ответную реакцию русских читателей. Потемкин подсказал Болтину идею: выступить против Леклерка в печати. Таким образом и появились «Примечания Болтина» в двух больших томах — более 500 страниц. По общему определению Болтина, книга Леклерка «вовсе не история, а сельская лавочка, в которой можно найти и бархат, и помаду, и микроскоп, и медное кольцо».

Комментарии Болтина к «Истории Российской...» Щербатова во многом были преувеличенной цитированной критикой, однако автор обнаружил в «Истории...» довольно много ошибок и небрежностей, неправильное понимание всей древней истории, незнание исторических приемов и неумение разбираться в фактах по степени их важности. Комментарии имели важное научное значение, поскольку способствовали развитию углубленного анализа источников и становлению вспомогательных исторических дисциплин.

Задача «Критических примечаний...» — прежде всего, восстановить правильность исторического факта, затем наметить пути установления этого факта и, наконец, дать характеристику и оценку отдельных сторон исторического процесса. Замечания Болтина остры и язвительны по форме и серьезны по существу. Леклерка он считает (с достаточным основанием) невеждой, не знающим источников, излагающим историю по чужим трудам, дающим извращенное представление об историческом прошлом русского народа. Отрицательно оценивает Болтин (не всегда в одинаковой мере убедительно) ряд выводов и наблюдений Щербатова, считая, что они являются плодом авторского произвола в обращении с источниками, а не их научного анализа.

Болтин излагал свои взгляды на задачи исторической науки, подчеркивая, что достоинство историка составляет «избрание приличных веществ» (т.е. нужных и доброкачественных источников), «точность, безпристрастность в повествованиях, дельность и важность в разсуждениях, ясность и чистота в слоге и проч». Автор указывал на трудность написания истории, требующего больших профессиональных навыков: «Всякую Историю вновь зделать, а особливо зделать хорошо, очень трудно, и едва ли возможно одному человеку, сколь бы век его ни был долог, достичь до исполнения намерения таковаго, при всех дарованиях и способностях, к тому потребных».

Основным требованием к историку является, по мнению Болтина, правдивость в изображении фактов прошлого, отказ от таких стимулов в освещении исторического процесса, как стремление показать в благоприятном свете родину, забота о репутации друзей, родственников и т.д. «Сказанное правило, что историк не должен иметь ни родственников, ни друзей, имеет смысл такой, что историк не должен закрывать или превращать истину бытии по пристрастию к своему отечеству, к сродникам, к друзьям своим; но всегда и про всех говорить правду, без всякаго лицеприятия». Сам Болтин, конечно, далеко не всегда соблюдал это правило, не был свободен от «пристрастий» характера классового, национального, фамильного, однако девиз, им выдвинутый, несомненно, заслуживает внимания как показатель тех требований, до которых доросла историография второй половины XVIII в.

Точность воспроизведения исторического факта, по Болтину, зависит от уровня источниковедческой методики, а последний определяется не только числом привлеченных

памятников, но и умением их использовать в целях исторического построения. «Весьма те ошибаются, — пишет Болтин, — кои думают, что всякий тот, кто по случаю мог достать несколько древних летописей и собрать довольное количество исторических припасов, мажет сделаться историком; многого еще ему недостанет, если кроме сих ничего больше не имеет. Припасы необходимы, но необходимо также и умение располагать оными, которое вкупе с ними не приобретается». Собственно говоря, здесь Болтин повторяет мысль Татищева, который служит для него образцом историка, критически изучающего источники. Очень высоко ставит Болтин в качестве источниковеда и Миллера, который «имел к тому способность, чтоб из великих кучь дрязгу избирать драгоценнейшие зарытые в них перла».

Наконец, следуя Шлецеру, Болтин говорит о трех этапах в работе источниковеда, предшествующей историческому построению: 1. Следует произвести сличение летописных текстов и устранить погрешности, вкравшиеся при многократной их переписке («рассмотреть летописи, сличить их между собою, исправить погрешности, учиненные переписчиками, и привесть их в тот вид, в каковом они от сочинителей их были изданы»). 2. Уяснить смысл текста, освобожденного от вкравшихся при переписке ошибок («второй труд — в объяснении исправленных уже летописей, сиречь в истолковании слов, вышедших из употребления, дабы можно было понимать точный смысл ими сказуемого»). 3. Исторические сведения и наблюдения пополнять данными географического характера («Третий труд — в собрании известий, относительных до Географии; ибо История с Географиею столь тесно связаны, что не зная одной, писать о другой никак не может»). Помимо исполь

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.