Сделай Сам Свою Работу на 5

НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ





ВПО Институт «Верхневолжье»

 

Уголовное право

 

Методические указания

по выполнению курсовой работы

для студентов направления 030900 «Юриспруденция»

 

Тверь, 2013


Методические указания разработаны в соответствии с государственным стандартом профессионального образования в части требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по направлению «Юриспруденция» и на основании учебных планов.

 

 

Разработчик программы – к.ю.н., доцент Качурин Д.В.

 


Процесс изучения курса уголовного права предусматривает подготовку студентами курсовой работы, и является, по существу, первым опытом научного исследования отдельных уголовно-правовых проблем, институтов, категорий. Данная форма обучения поможет студентам овладеть навыками самостоятельной работы с законодательной базой, различными нормативными актами, учебной и научной литературой, позволит оценить эффективность правоприменительной деятельности и высказать собственное мнение по рассматриваемым вопросам. Вместе с этим выполнение курсовой работы сопряжено с развитием способности научного мышления и умения ясно излагать собственное мнение.



Курсовая работа выполняется студентом в часы самостоятельной работы при методическом контроле со стороны научного руководителя.

По решению кафедры за курсовую работу могут быть зачтены конкурсные работы, доклады студентов в научном кружке, на семинарах, конференциях.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К КУРСОВЫМ РАБОТАМ

Успешное выполнение курсовой работы и ее защита во многом связаны с тем, насколько четко студент представляет основные требования, предъявляемые к ней. Эти требования сводятся к следующему:

а) курсовая работа должна отражать научную актуальность и практическую значимость выбранной темы;

б) рассмотрение вопросов должно осуществляться с учетом социально-политической, правовой обстановки в стране;

в) теоретический анализ вопросов, рассматриваемых в курсовой работе, должен осуществляться с учетом правоприменительной деятельности;

г) творческая работа студента должна подкрепляться выражением собственного мнения и отношения к рассматриваемым вопросам, внесением предложений по совершенствованию законодательства, его правоприменительной деятельности;



д) курсовая работа должна соответствовать требованиям, предъявляемым к данного рода работам, по объему, структуре, оформлению и т.д.

 

ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ КУРСОВЫХ РАБОТ

В ходе работы над избранной темой студенты нередко допускают неточности, существенно снижающие качество курсовой работы.

Опыт работы кафедры со студентами по подготовке курсовых работ позволяет выделить следующие основные недостатки.

1. Недостатки организационного характера.

Одной из самых существенных ошибок, неизбежно влекущих за собой последующие, является несвоевременное начало работы, что в конечном итоге из-за дефицита времени не позволяет глубоко проникнуть в содержание рассматриваемых вопросов.

Не менее крупной ошибкой является игнорирование студентами помощи со стороны научного руководителя, преподавателей кафедры.

Достаточно распространенной ошибкой также является мнение о возможности форсирования (в течение короткого срока) подготовки курсовой работы, о необязательности систематической компоновки исследуемого материала.

2. Недостатки в планировании исследования.

К таковым следует отнести:

а) отсутствие логики и последовательности структуры плана;

б) включение в план вопросов, не позволяющих раскрыть сущность темы;

в) излишняя детализация плана, сковывающая творческое мышление.

Недостаточное внимание, уделяемое студентом при составлении плана, существенно затрудняет работу над сбором, изложением материала.



3. Недостатки содержательного характера.

Нарушение основных требований, предъявляемых к курсовой работе, непосредственно отражается на содержании материала, В этой связи к основным недостаткам следует отнести:

а) недостаточное обоснование актуальности, значимости рассматриваемой темы в современных условиях;

б) сведение работы к механическому изложению теории вопроса в близкой привязке к используемым источникам;

в) изложение вопроса в статике, «застывшем» состоянии без учета его истории и перспективы развития;

г) уклонение от рассмотрения проблемных ситуаций;

д) боязнь выдвижения собственных предложений по совершенствованию норм права, практики их применения;

е) недостаточное прослеживание связи теории и практики рассматриваемого вопроса;

ж) нечеткая структура излагаемого материала, делающая работу аморфной, обтекаемой, абстрактной;

з) отсутствие выводов при рассмотрении вопроса, что не позволяет выявить степень усвоения автором основных принципиальных позиций исследуемой темы;

и) отведение вводной и заключительной частям работы не свойственной им роли;

к) поверхностная обработка содержания используемых источников.

4. Недостатки в оформлении курсовой работы

Нарушение правил оформления курсовой работы, хотя и не влияет на ее содержание, но существенно затрудняет чтение, свидетельствует об уровне культуры письма автора и способно повысить степень критического восприятия материала преподавателем, проверяющим курсовую работу. В связи с этим следует обратить внимание:

а) на полноту обозначения текста и соответствия его плану;

б) на правильность оперирования точками зрения других авторов, положений закона и иных нормативных актов;

в) на правильность оформления подстрочных текстов;

г) на читаемость текста.

 

ВЫБОР ТЕМЫ И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ

 

Тема курсовой работы может быть избрана студентом по своему усмотрению: а) в соответствии с тематикой, утвержденной кафедрой; б) по согласованию с научным руководителем, если тематикой не охватывается интересующее направление исследования, либо требуется его расширение или сужение.

Если студент затрудняется в выборе темы, то научный руководитель обязан оказать такое содействие. Тема курсовой работы, избранная студентом, регистрируется на кафедре, после чего, в случае необходимости, может быть изменена по согласованию с научным руководителем.

После выбора и регистрации темы студент, исходя из законодательного и другого нормативного материала, учебной программы, планов семинарских занятий, учебной и научной литературы, должен составить примерный план курсовой работы и явиться к научному руководителю для его согласования. Без согласования плана приступать к написанию работы нецелесообразно, т.к. неудачно составленный план не позволит раскрыть в полном объеме содержание темы.

План курсовой работы должен отражать основное содержание избранной темы и иметь следующую структуру:

а) введение, отражающее актуальность темы, степень ее разработанности в теории, интерес автора, побудивший к избранию данного направления исследования;

б) основная часть, состоящая, как правило, из нескольких глав и параграфов и собственно раскрывающая основное содержание темы. Последовательность размещения глав (параграфов) осуществляется, как правило, по схеме: «общее – особенное - единичное», в связи с чем вначале логично дать общую характеристику рассматриваемой нормы, института, правового явления и лишь после переходить к вопросам законодательного регулирования, практики применения, рассмотрения частных проблем и выдвижения путей их решения и т.д.;

в) заключение, в котором подводится обобщающий итог исследования, формулируются основные выводы;

г) список использованных законов, нормативных актов и литературы должен реально отражать объем информации, использованной автором в ходе исследования.

 

СБОР НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Сбор научной информации осуществляется в два этапа.

Вначале формируется законодательная, нормативная и теоретическая база исследования, после чего производится анализ, отбор материала, отражающего содержание темы. Нередко, как правило, при изучении работ небольшого объема, это может делаться одновременно.

Формирование базы исследования лучше всего начинать с изучения учебной литературы (лекций, учебных пособий, учебников), в которой дается обобщающая характеристика основного содержания рассматриваемой темы, отражается спектр основных теоретических дискуссий.

После этого следует переходить к изучению законодательной и нормативной базы, научной литературы и материалов судебной практики. При этом недостаточно оперировать только источниками, включенными в учебные, учебно-методические пособия. Необходима проработка основных периодических изданий (юридических журналов как теоретической, так и практической ориентации), где публикуются концептуальные идеи реформ законодательства, передовые научные взгляды и достижения, отражаются проблемы применения уголовно-правовых норм. Если есть сомнения в полноте информационной базы, следует обратиться к научному руководителю, который поможет увеличить ее, а также скорректировать направление дальнейшего исследования.

На втором этапе, когда информационная база сформирована, начинается собственно творческий процесс ее первоначальной переработки, позволяющий проникнуть в содержание рассматриваемой темы. Для того, чтобы не упустить из поля зрения наиболее важные моменты, целесообразно их фиксировать (в основном, путем конспектирования) и систематизировать в соответствии со структурой курсовой работы. При этом, чтобы не обращаться дважды к изучаемым источникам, следует в конспектах, выписках отражать полное название работы с указанием номеров используемых страниц, что в последующем облегчит работу по составлению подстрочного текста, оформлению списка использованной литературы.

 

НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

После завершения сбора материала перед студентом возникает задача тщательной обработки материала и, соответственно, формулирование текста курсовой работы в последовательности, предусмотренной планом. Для этого необходима творческая переработка систематизированного материала по рассматриваемому вопросу с уточнением понятий, признаков, характеризующих содержание, уяснением проблемы и степени эффективности предлагаемых путей ее решения и т.д. После этого, когда у студента появляется цельное видение содержания рассматриваемого вопроса, можно переходить к составлению текста. Для того,

чтобы не нарушалась логика и последовательность изложения материала, целесообразно в качестве ориентира составить план написания отдельного параграфа. Текст должен формулироваться таким образом, чтобы позиция автора не затерялась среди точек зрения других авторов, во множестве существующих в теории понятий, определений. В связи с этим же следует избегать привязанности к идеям отдельных авторов или отдельным работам, чрезмерного увлечения цитированием.

При использовании литературы или иных источников студент обязан делать ссылки на них в соответствии с установленными правилами. Заимствование текста из чужих литературных произведений без такой ссылки на них (плагиат) не допускается.

 

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.