Сделай Сам Свою Работу на 5

Контроль: понятие, цель, задачи, стадии и правовое регулирование контрольного производства в России.





 

Приступая к первому вопросу, прежде всего необходимо определиться с понятием контроля. Наиболее общее официальное понятие Государственного контроля дано в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (с изменениями от 30 октября 2002 г., 10 января, 1 октября 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 2 июля, 31 декабря 2005 г.).

Ст. 2.

государственный контроль (надзор) - проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.



В системах социального управления контроль - важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Контроль выявляет соотношение сущего (фактического) и должного (того, что должно быть). Он необходим для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения не­желательных последствий, оперативного регулирования процессов.

Содержание контроля состоит из:

• наблюдения за функционированием подконтрольных субъектов и объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состояния. Формы сбора информации — изучение данных учета, отчетов проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.;

• анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов;

• разработки и принятия мер по предотвращению вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов, пресечения противоправной деятельности;



• учета нарушений, выявления их причин и условий;

• выявления виновных, привлечения их к ответственности.

В одних случаях контролирующие субъекты вправе сами решить вопрос о дисциплинарной, материальной, административной ответственности виновных, в других — обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами. Надзор — это суженный контроль.

Внешний контроль за государственной администрацией осуществляется извне всеми иными государственными органами: Президентом, законодательными органами, судами, прокуратурой. В самой государственной администрации существуют разные организационно-правовые формы контроля, среди которых нужно различать осуществление соответствующих полномочий субъектами линейной власти (органами общей компетенции в отношении подведомственных им органов и внутриведомственный контроль) и субъектами функциональной власти (финансовый контроль и другие виды надведомственного контроля).

По времени осуществленияразличают предварительный (например, при выдаче лицензий, субсидий), текущий (проверка санитарными, противопожарными органами, техосмотр автотранспортных средств) и последующий (приемка законченных строительных объектов, налоговая проверка и т.п.).

Используя разные критерии, необходимо различать контроль сплошной и выборочный, фактический (инвентаризация, например) и документальный, внутриведомственный и межведомственный. Проверки могут проводиться по местонахождению субъекта, осуществляющего контроль, и по местонахождению проверяемых лиц, материальных ресурсов, сооружений, природных объектов. В частности, статья 87 НК РФ устанавливает, что «налоговые органы проводят камеральные или выездные налоговые проверки».



В соответствии с Конституцией РФ Президент Российской Федерации обладает большими полномочиями по контролю за исполнительными органами государственной власти.

Президент России может контролировать непосредственно, но

главным образом осуществляет контроль через свою Администрацию. Он реализует контрольные полномочия при подготовке вопросов об отставке Правительства Российской Федерации, освобождении от должности руководителей центральных органов исполнительной власти, назначенных им военачальников, дипломатических представителей в иностранных государствах и других должностных лиц.

На Администрацию Президента Российской Федерации возложено обеспечение контроля Президента Российской Федерации за деятельностью государственной администрации. Многие структурные подразделения Администрации вправе контролировать определенные направления работы публичной администрации. Например, Аналитический центр Администрации Президента Российской Федерации по специальным президентским программам обязан контролировать выполнение федеральных государственных программ.

На другое структурное подразделение Администрации — Управление Президента Российской Федерации по работе с обра­щениями граждан — возложено осуществление контроля за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан, направленных в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов России. Ему поручены анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах, на личном приеме и на основе этого оперативное и периодическое информирование Президента Российской Федерации о количестве и характере обращений граждан. Управление готовит предложения по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы.

Главное контрольное управление Президента Российской Федерации является структурным подразделением Администрации. Оно и его территориальные органы (окружные инспекции) действуют как система, обеспечивающая реализацию полномочий Президента Российской Федерации и по его поручению осуществляющая контроль.

В функции Главного контрольного управления входит:

• контроль и проверка исполнения федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов России, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации; контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации и руководителя Администрации;

- подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента Российской Федерации о предупреждении нарушений и о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти. Главное контрольное управление решает следующие задачи:

• осуществляет контроль и проверку деятельности подразделений Администрации Президента Российской Федерации;

• организует контроль органов исполнительной власти;

• взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении проверки исполнения федеральных законов;

• вносит по результатам проверок предложения Президенту Российской Федерации о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Главное контрольное управление имеет право:

• создавать комиссии для проведения проверок и принятия в ходе проверок необходимых мер по оперативному устранению выявленных нарушений и их предупреждению;

• требовать от органов исполнительной власти, а также от организаций документы, объяснения и другую информацию для проведения проверок;

• вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации;

• вносить предложения Президенту Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверки;

• ставить перед соответствующими руководителями вопросы о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими возложенных на них обязанностей, а также о временном отстранении их от должностных обязанностей;

направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям органов исполнительной власти. Предписания подлежат безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок или в срок, установленный в предписании, должны быть приняты меры по устранению нарушений и о результатах должно быть сообщено в Главное контрольное управление;

Важная роль в осуществлении президентских контрольных полномочий принадлежат полномочным представителям Президента Российской Федерации.

В соответствии с изданным в 2000 году Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений образован институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных органах (было создано 7 федеральных округов).

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента Российской Федерации.

Назначает и освобождает его от должности Президент Российской Федерации, полномочный представитель подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации.

Полномочный представитель назначается на должность на срок, определяемый Президентом Российской Федерации, но не превышающий срока исполнения Президентом своих полномочий.

Основными задачами полномочного представителя являются:

• организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;

• организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

• обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации.

• Полномочный представитель в целях решения в федеральном округе возложенных на него задач:

• обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти;

• анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов и состояние с кадровой обеспеченностью в этих органах;

- согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти;

• согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представления о награждении государственными наградами, присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;

• организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ;

• вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов России в случае их противоречия Конституции РФ федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Полномочный представитель имеет право вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов и применении к ним мер дисциплинарного взыскания.

Подводя итоги, можно выделить основные особенности президентского контроля:

• он охватывает все сферы деятельности федеральной, а также некоторые — региональной, исполнительной власти;

• он состоит в проверке выполнения положений Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента и Правительства России;

• в основном он осуществляется структурными подразделениями и должностными лицами, находящимися в системе Администрации Президента Российской Федерации;

• его результаты могут быть использованы Президентом России для поощрения отличившихся, принятия мер воздействия, предусмотренных Конституцией РФ, привлечения виновных к дисциплинарной ответственности;

субъекты, осуществляющие контроль, вправе доложить Президенту Российской Федерации об обнаруженных недостатках, могут вносить представления, направлять предписания в исполнительные органы государственной власти. Но сами поощрять, наказывать, выделять средства и т.п. не вправе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.