Сделай Сам Свою Работу на 5

Первые методики в СССР, ориентированные на структуризацию целей, функций, проблем





Лекция 12

(2 часа)

 

Методики системного анализа

\

Общее понятие о методике СА и её разработке.

Методика системного анализа разрабатывается и применяется в техслучаях, когда у лиц, принимающих решения, на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемной ситуации, позволяющих выбрать метод ее формализованного представления, сформировать математическую модель или применить один из новых подходов к моделированию, сочетающих качественные и количественные приемы.

В таких условиях может помочь представление объектов в виде систем, привлечение для их анализа специалистов различных областей знаний, организация процесса коллективного принятия решения с использованием разных методов моделирования и методов активизации ЛПР, со сменой методов при необходимости и по мере познания объекта.

Для того чтобы организовать такой процесс, нужно определить последовательность этапов, рекомендовать методы для выполнения этих этапов, предусмотреть при необходимости возврат к предыдущим этапам.

Определение: Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов с рекомендованными методами или приемами их выполнения и представляет собой методику системного анализа.



Таким образом, методика системного анализа разрабатывается для того, чтобы организовать процесс принятия решения в сложных проблемных ситуациях. Она должна ориентировать ЛПР на необходимость обоснованияполноты анализа, формирование модели принятия решения, адекватно отображающей рассматриваемый объект или процесс. Как правило, в методике системного анализа сочетаются методы из группы МАИС и МФПС, но существуют и такие методики, которые базируются на использовании методов только одной из этих групп. Желательно, чтобы в методике предусматривалась возможность выбора методов моделирования систем.

Одной из принципиальных особенностей системного анализа, отличающей его от других направлений системных исследований, является разработка и использование средств, облегчающих формирование и сравнительный анализ целей и функций систем управления.

Вначале методики формирования и исследования структур целей (так называемых «деревьев целей») базировались на сборе и обобщении опыта специалистов, накапливающих этот опыт на конкретных примерах. Однако в этом случае невозможно доказать полноту получаемых структур. Поэтому стали разрабатываться методики, основанные на применении философских концепций представления системы и гарантирующие полноту структуризации с учетом принятой концепции.



Первые этапы обычно в методиках связаны с обследованием существующей системы и выявлением проблемы. Выполнение отдельных этапов в реальных условиях занимает достаточно длительное время. Одно обследование может длиться достаточно долго, например, около года.

Этапы структуризации целей, формирования и анализа альтернатив тоже могут требовать больших затрат времени. Поэтому для более чёткой организации работ по выполнению таких этапов и возникает необходимость большей их детализации, разбиения на подэтапы. Например, в методике Ю. Черняка 12 этапов ещё разделены на 72 подэтапа.

Такое большое число этапов и подэтапов включать в единую методику, которая обычно реализуется в течение нескольких лет, очень неудобно. Методика становится труднообозримой и малопригодной для практического использования. Поэтому весь процесс принятия решения рекомендуется делить на подзадачи и отдельно разрабатывать методикуанализа целей, методику формирования и исследования альтернативных путей достижения целей, методику реализации принятых проектных (управленческих) решений. Когда же совершенствуется система управления, то уделяют внимание методике разработки (или корректировки) организационной структуры как средства реализации целей.



Для того, чтобы разработать (выбрать) методику решения возникшей проблемы, целесообразно попытаться применить разные существующие методики, провести сравнительный анализ полученных разных структур вашей методики, а затем выбрать обобщённую методику, объединиввозможности разных исходных методик.

Некоторые подэтапы в методике могут выполняться параллельно, тогда методику стремятся представить в виде сетевой модели, т.е. в виде графических схем с последовательными и параллельными этапами. При таком представлении методики в ней легко отразить возможность возврата к предыдущим подэтапам и соответствующие подэтапы выбора дальнейшего пути.

Для практической реализации методики надо стремиться автоматизировать выполнение её поэтапов. Если же все эти этапы и подэтапы в методике выполняются последовательно, то она оформляется в виде документа, в котором отражается эта последовательность, определяемая структурой методики; кратко характеризуются сущность этапа, методы и сроки его выполнения; исполнители и ЛПР; при необходимости - изменение последовательности выполнения этапов; в конце характеристики этапа оговариваются условия возврата к предыдущим этапам или переход к выбранному последующему.

Как отмечалось выше, различные этапы и подэтапы методики СА могут выполняться с использованием разных методов и подходов, причём желательно предусмотреть в методике несколько методов выполнения этапа.

 

Собственные методы СА

К числу собственных слабоформализованных методов СА относятся методы «сценариев», «Делфи» (получение и анализ экспертных оценок), построенияи анализа деревьев целей.

Метод «сценариев» является средством первичного упорядочения проблемы, получения и сбора информации о взаимосвязях решаемой проблемы с другими и о возможных и вероятных направлениях будущего развития системы. Этот метод главным образом используется на I этапе СА (формулирование и анализ проблемы).

Метод «дерева целей» используют для получения полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, т.е. на I и II этапах СА. Этот метод используется в методиках формирования иерархических структур целей и функций систем управления. Он же является главным инструментом увязки целей верхнего уровня с конкретными средствами их достижения на низшем уровне.

Метод "Дельфи" как разновидность методов экспертных оценок используется чаще всего на этапе генерирования альтернатив путей достижения цели (целей).

Выбор методов формирования и анализа моделей в методике СА зависит от степени неопределенности проблемной ситуации, для исследования или управления которой разрабатывается методика. Поэтому, при ее разработке целесообразно сначала обосновать, каким классомсистем м.б. отображена проблемная ситуация, а затем на этой основе решать вопросо выборе методов моделирования. Ранее в лекциях говорилось, что проблемную ситуацию можно отобразить классом хорошо организованных систем, диффузных и саморазвивающихся систем.

 

Первые методики структуризации целей и функций систем управления.

 

Такие методики - это последовательность этапов и средствих реализации, облегчающихформирование, оценку и анализ целей и функций систем управления.

Разработка такой методики структуризации целей - это еще одна из принципиальных особенностей СА по отношению к другим направлениям системных исследований.

При ее разработке надо иметь представление о понятии цели, неоднозначности его использования, о закономерностях целеобразования, которые играют важную роль при формировании и анализе структур целей (так называемых "деревьев целей"). Методики сначала базировались на сборе и обобщении опыта специалистов, которые накапливали опыт на конкретных примерах. Но это не гарантировало полноту структуризации. Поэтому стали разрабатываться методики, основанные на применении философских концепций представлении системы и поэтому свободные от указанного выше недостатка.

 

Методика Паттерн

Первой методикой системного анализа, основанной на формировании и анализе "дерева целей", в которой определены порядок и методы формирования и оценки структур целей, была методика Паттерн, разработанная фирмой «Хониуелл Инк» корпорации Рэнд в связи с задачами военного характера. Первые сообщения об этой методике появились в 1963 г., а в СССР ее идеи получили широкое распространение после изложения ее истории, задач и приемов М.М. Лопухиным.

Основные элементы методики Паттерн приведены на рисунке 1. Они и определяют этапы методики:

- разработка «сценария», представляющего собой прогноз политической картины мира на прогнозируемый период;

- разработка прогноза развития науки и техники (который может быть и составной частью «сценария»);

- разработка «дерева целей»;

- оценка составляющих «дерева целей» путем определения коэффициентов относительной важности, состояния разработки и сроков, взаимной полезности;

- обработка результатов оценки (подсчет суммарных коэффициентов с использованием специально разработанной процедуры обработки результатов на ЭВМ) и представление результатов лицам, принимающим решения.

Главное достоинствометодики состоит в том, что в ней определены классы критериев оценки: относительной важности, состояния разработки («состояние – срок»), взаимной полезности. Эти классы критериев в различных модификациях (меняются отдельные составляющие классов, способы обработки результатов оценки, корректируются названия классов с учетом конкретных условий) используются в ряде других методик и до сих пор при разработке любой методики могут служить основой при определении системы оценок составляющих структур целей.

 

 
 

 

 


Коэффициенты состояния разработки и сроков

                     
   
 
   
     
 
 
 
   
 
 
   

 


Рисунок 1 – Основные элементы методики Паттерн

 

Что касается формирования структуры целей, то из опубликованных материалов известно лишь то, что в различных модификациях методики разным уровням иерархии предлагается присваивать разные названия. Логика же формирования структуры в первых вариантах методики не отрабатывалась. Не уделялось внимания разработке принципов и приемов структуризации ни в последующих модификациях методики – Паттерн–Мо, НАСА-Паттерн, ни в других зарубежных методиках – Профиле, ППБ и т.п.

И так, недостаток методики - в отсутствии логикиформирования структур целей, достоинство - в определении классов критериев оценки альтернатив (относительной важности, состояния разработки, взаимной полезности).

 

Ощущая этот недостаток, советские исследователи с самого начала применения системного анализа стали основное внимание уделять разработке принципов и приемов формирования первоначального варианта (вариантов) «дерева целей», составляющие которого подлежат затем оценке и анализу.

 

Первые методики в СССР, ориентированные на структуризацию целей, функций, проблем

3.2.1 Первыми работами в СССР, в которых были предложены не только принципы формирования "дерева целей", но и признаки структуризации, были работы профессора, д.э.н. Ю. Черняка.

Например, в работах Черняка предложено два приема формирования верхних уровней «дерева». Первый из них базируется на концепции о соответствии составляющихдвух «шкал» развития системы: пространственной (цели собственно системы или «внутренние»; цели, определяемые взаимоотношениями системы с ближайшей средой; цели, определяемые взаимоотношениями системы с отдаленной средой) и временной (цели текущие, ближайшей перспективы и отдаленной перспективы). Соответствие этих шкал показано на рисунке 2.

 

 

Пространство

 

       
       
     

Отдаленная

среда

Ближайшая

среда

Исследуемая

система

 

Текущий период Ближайшая Отдаленная Время

перспектива перспектива

 

Рисунок 2 – Соответствие шкал развития системы

 

Подцели верхнего уровня «дерева» определяются диагональю приведенной на рисунке 2 матрицы, с тем, чтобы в зависимости от конкретных условий лица, принимающие решения, имели возможность ограничивать «дерево» за счет исключения сразу всей ветви подцелей отдаленной перспективы и отдаленной среды (или, напротив, исключая «внутренние», текущие цели, если они хорошо выполняются и не требуют дополнительного анализа), не изменяя остальных ветвей «дерева», что обеспечивает относительную «устойчивость» структуры целей.

Эта концепция была применена, например, при формировании «дерева целей» развития морского транспорта СССР.

Второй из приемов предложен Черняком для анализа целей новой, неясной проблемы и заключается в том, что составляющие верхнего уровня структуры «дерева» определяются тремя вопросами: 1) что нужно узнать, чтобы решить проблему?, 2) что нужно создать для ее решения?, 3) что нужно организовать в процессе решения проблемы?

Этот прием применялся при формировании «дерева» проблемы освоения ресурсов Мирового океана, при разработке «дерева» проблемы улучшения финансовой деятельности хозяйства связи, при разработке одной из подсистем ОАСУ-Связь.

Интересно также обратить внимание на общие полезные советы по формированию структур целей, предлагаемые Черняком:

- представление «дерева целей» в виде граней условной «пирамиды» с рекомендацией последовательно обходить все ее грани, возвращаясь на новом витке к уже структурированным ранее ветвям с учетом нового видения проблемы после прохождения по всем граням на предыдущем витке;

- представление схемы движения информации при последовательном формировании структур целей для разных уровней системы управления и другие приемы, способствующие активации использования интуиции и опыта специалистов, принимающих участие в формировании структуры целей.

Этапы методики Черняка

  1. анализ проблемы;
  2. определение системы;
  3. анализ структуры системы;
  4. формирование общей цели и основного критерия;
  5. декомпозиция цели, выявление потребности в ресурсах, процессах;
  6. выявление ресурсов и процессов, композиция цели;
  7. прогноз и анализ будущих условий;
  8. оценка целей и средств;
  9. отбор варианта;
  10. диагноз существующей системы;
  11. построение комплексной программы развития;
  12. проектирование организации для достижения цели.

Эти этапы Ю. Черняк делил на подэтапы и вся методика его состоит из 72 подэтапов. Подробно они описаны в книге Спицнаделя «Основы теории систем и системного анализа». До сих пор это самая подробная методика проведения СА.

 

3.2.2 Позднее одной из первыхметодик, ориентированных специально на структуризацию функций систем организационного управления, была методика С.А. Валуева.

В основу этой методики положены следующие принципы: анализ характеристик организации как системы; определение функций, раскрывающих содержание процесса управления, и учет функций цикла принятия решения.

Анализ характеристик организации как системы (первый принцип) позволил сформулировать функции управления основными объектами предприятия(организации): управление производственными процессами, продукцией, материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами (т.е. выделить основные виды управленческой деятельности).

На основе анализа содержания процесса управления (второй принцип) выделены основные функции управленческого цикла: планирование, организации, регулирование, контроль, учет.

Исследование содержания цикла принятия решения (третий принцип) позволило сформулировать следующие функции управления: подготовка, утверждение, внедрение, оценка и контроль управленческого решения.

Рассмотренные принципы положены в основу названия признаков структуризации методики. Выделенные по этим признакам функции пересекаются, образуя, таким образом, более полную формулировку функции.

Рассмотренные методики были ориентированы на структуризацию целей, функций, проблем.

 

3.2.3 Приведенные примеры методик структуризации целей и функций подтверждают очень важное положение теории систем о том, что одну и ту же систему (а также ее цель), можно представить разными структурами. А различие этих структур определяется принятой концепцией системы.

 

Однако основные новые результаты при разработке первых методик в СССР были получены все же применительно ко второмуэтапу системного анализа, т.е. для этапа собственно формирования структуры целей и функций. При этом уделялось внимание определению не только признаков структуризации, но и источников информации, необходимой при формировании структуры.

3.3 Методики, разработанные на основе философских концепций

 

Далее кратко познакомимся с первыми в СССР методиками, разработанными на основе философских концепций.

3.3.1 Методика В.Н. Сагатовского, основанная на концепции системы, учитывающей среду и целеполагание. Особенность методики в том, что она исходит из определения системы, учитывающей понятие цели и процесса целеобразования, который требует анализа взаимодействия системы со средой. Эта методика нашла наиболее широкое применение на практике благодаря большей полноте определения системы, данного Сагатовским. Ее применение обеспечивает наибольшую полноту анализа целей и функций систем управления по сравнению с другими методиками и помогает выявлять новые и ранее не выполнявшиеся на предприятии функции. Ее обычно применяют для анализа целей и функций в условиях развития предприятия (организации), при техническом перевооружении и реконструкции предприятий, проектирование новых предприятий.

3.3.2 Методика Кошарского - Уёмова, основанная на двойственном определении системынашла широкое применение в различных отраслях при разработке АСУ.

3.3.3 Методика структуризации целей и функций, основанная на концепции деятельности, была предложена при разработке структуры основных направлений проблематики перспективных научных исследований по проблемам высшей школы. Концепция деятельности здесь используется на верхних уровнях структуры. В этой методике обращается внимание на необходимость делениясистемы по сферам деятельности, учета специфики этих сфер при дальнейшей структуризации и развития представлений о структуре деятельности каждой из них.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.