Сделай Сам Свою Работу на 5

Старший преподаватель Ержанова А.Е.





Специальность: 051301 – «Общая медицина»

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

 

 

 

Курс: 3

Дисциплина: общая гигиена

Составители: зав. каф., профессор Кенесариев У.И.

старший преподаватель Ержанова А.Е.

Алматы, 2015

 

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № _____ от __________2015 г.

Заведующий кафедрой

профессор У.И. Кенесариев

1. Тема: Вводная. Гигиена как основная профилактическая дисциплина медицины. Цель и задачи гигиены.

2. Цель:Формирование знаний о гигиене, как профилактической дисциплине и науке, ее целях и основных задачах,объектах и методах изучения.

3. Тезисы лекции:Гигиена является основной профилактической дисциплиной в медицине. Она изучает закономерности влияния факторов окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Свое название гигиена получила от греческого слова hygieinos – приносящий здоровье. Согласно древнегреческой мифологии у бога врачевания Асклепия (Эскулапа) была дочь Гигиея, которая дарила здоровье людям, предупреждая возникновение заболеваний. Древние греки, обожествляли Гигиею, считали ее богиней здоровья. По имени богини профилактическая медицинская наука была названа гигиеной.



Целью гигиены является сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение (профилактика) заболеваний. По содержанию и задачам выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний. Первичная профилактика направлена на устранение или же снижение до безопасного уровня факторов, являющихся причиной или же фактором риска заболеваний. Она предусматривает оздоровление окружающей среды, проведение мероприятий по организации здорового образа жизни населения, рационального режима труда и отдыха и т.д. Вторичная профилактика заключается в раннем выявлении предпатологических состояний у внешне здоровых людей и проведении мероприятий по предупреждению перехода этих состояний в заболевания. К таким мероприятиям относятся, например, применение средств индивидуальной защиты, обучение работающих и населения приемам безопасной работы и жизни в неблагоприятных экологических условиях, антидотное питание и т.д. Третичная профилактика (реабилитация) осуществляется у заболевших людей. Гигиена занимается первичной и вторичной профилактикой заболеваний.



Осуществления своей цели гигиена достигает, разрабатывая и внедряя в практику научно обоснованные гигиенические нормативы, санитарные правила, профилактические мероприятия, направленные на охрану и оздоровление окружающей человека среды – среды обитания и производственной деятельности. Для этого гигиенической наукой решаются следующие задачи:

1. Изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды, оказывающих влияние на здоровье человека.

2. Изучение закономерностей влияния этих факторов на здоровье человека или популяции.

3. Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды и устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих.

4. Внедрение в практику здравоохранения и народное хозяйство разработанных гигиенических рекомендаций, правил и нормативов, оценка их эффективности и совершенствование.

5. Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.

Предметом изучения гигиены являются практически здоровые люди, их индивидуальное, коллективное и общественное здоровье, а также факторы окружающей среды, оказывающие влияние на организм человека в определенных социальных условиях: физические, химические, биологические и психогенные (информационные). Физические, химические и биологические факторы окружающей среды могут иметь природное или антропогенное происхождение.



Влияние социальных условий на здоровье человека опосредуется также через воздействие химических, физических, биологических и психогенных факторов социальной среды. Например, табакокурение приводит к развитию обусловленных им заболеваний вследствие действия на организм табака, как химического фактора и т.п.

В реальной жизни человек подвергается воздействию многих факторов одновременно и характер их сочетанного влияния может быть различным: благоприятным, нейтральным или же вредным и опасным.

Современная гигиена включает в себя много разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, детей и подростков, лечебно-профилактических учреждений, социальную, радиационную, военную гигиену и др.

4. Иллюстративный материалМультимедийная презентация.

5. Литература:

1. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2012.-688 с., стр. 4-13.

2. Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА,2000.-С.5-75.

3. Неменко Б.А., Кенесариев У.И. «Коммунальная гигиена». Учебник, Алматы «Ғылым», 2003 г. – С.3-34.

6. Контрольные вопросы (обратная связь):

1. Какое направление представляет собой гигиена в медицине: профилактическое или лечебное?

2. Какая профилактика заболеваний более эффективна? Чем объясняется приоритет профилактической направленности здравоохранения?

3. Что является предметом изучения гигиены?

4. Какие методы гигиены позволяют оценить факторы окружающей среды?

5. Какие методы гигиены используются для оценки воздействия факторов окружающей среды на организм человека?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.