Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Научные основы гигиенического нормирования. Критерии нормирования.





Специальность: В5110200- «Общественное здравоохранение»

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕС

Курс:2

Дисциплина: общая гигиена

Составители: д.м.н., профессор Кенесариев У.И.

К.м.н., ст. преподаватель Аликеева Г.М.

Алматы, 2015

 

Утверждено на заседании кафедры

Пр. № _____ от __________2015 г.

Заведующий кафедрой У.И. Кенесариев

общей гигиены и экологии,

д.м.н., профессор

1.Тема: Гигиена как основная профилактическая дисциплина. Цель, задачи и объект изучения. Методы гигиены.

2.Цель:формирование знаний о гигиене, как профилактической дисциплине и науке, целях и основных задачах, объектах и методах изучения, роли санитарно-эпидемиологической службы в реализации гигиенических мероприятий.

3.Тезисы лекции:

Гигиена является основной профилактической дисциплиной в медицине. Она изучает закономерности влияния факторов окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.



Свое название гигиена получила от греческого слова hygieinos – приносящий здоровье. Согласно древнегреческой мифологии у бога врачевания Асклепия (Эскулапа) была дочь Гигиея, которая дарила здоровье людям, предупреждая возникновение заболеваний. Древние греки, обожествляли Гигиею, считали ее богиней здоровья. По имени богини профилактическая медицинская наука была названа гигиеной.

Целью гигиены является сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение (профилактика) заболеваний. По содержанию и задачам выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний. Первичная профилактика направлена на устранение или же снижение до безопасного уровня факторов, являющихся причиной или же фактором риска заболеваний. Она предусматривает оздоровление окружающей среды, проведение мероприятий по организации здорового образа жизни населения, рационального режима труда и отдыха и т.д. Вторичная профилактика заключается в раннем выявлении предпатологических состояний у внешне здоровых людей и проведении мероприятий по предупреждению перехода этих состояний в заболевания. К таким мероприятиям относятся, например, применение средств индивидуальной защиты, обучение работающих и населения приемам безопасной работы и жизни в неблагоприятных экологических условиях, антидотное питание и т.д. Третичная профилактика (реабилитация) осуществляется у заболевших людей. Гигиена занимается первичной и вторичной профилактикой заболеваний.



4.Иллюстративный материалМультимедийная презентация.

5.Литература:

1. Гигиена под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР:Медицина, 2005.

2. А.М.Большаков, И.М.Новикова "Общая гигиена", М.: Медицина,2002 г.

3. Мельниченко П.И., Ушаков И.Б., и др. Гигиена: Словарь-справочник– М. : Медицина, 2006.

4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., и др. Гигиена и основы экологии человека. 4е изд., испр. и доп. – Ростов на Дону «Феникс». 2008.-512.- стр. 3-16.

5. Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека. 2-е изд., стер. – М.: Медицина, 2008.

6. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.4-13.

7. гигиена и экология человека Архангельский В.И., Кириллов В.Ф.,м.:-Медиа, 2013-176. С,

8. стр .3-5.

9.Гигиена с основами экологии человека: учебник/архангельский в.и. др. под редакцией п.и. мельниченко. –м.:-Медиа,2012-752С., стр.5-13.

6.Контрольные вопросы (обратная связь):

1. Какое направление представляет собой гигиена в медицине: профилактическое или лечебное?

2.Какая профилактика заболеваний более эффективна? Чем объясняется приоритет профилактической направленности здравоохранения?



3. Что является предметом изучения гигиены?

Тема: Методы гигиены.

2.Цель: Формирование знаний о методах изучения гигиены, истории развития, роли санитарно-эпидемиологической службы в реализации гигиенических мероприятий.

Дать представление о значении гигиенического нормирования, ознакомить с основными принципами нормирования.

3.Тезисы лекции:

Осуществления своей цели гигиена достигает, разрабатывая и внедряя в практику научно обоснованные гигиенические нормативы, санитарные правила, профилактические мероприятия, направленные на охрану и оздоровление окружающей человека среды – среды обитания и производственной деятельности. Для этого гигиенической наукой решаются следующие задачи:

ü Изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды, оказывающих влияние на здоровье человека.

ü Изучение закономерностей влияния этих факторов на здоровье человека или популяции.

ü Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды и устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих.

ü Внедрение в практику здравоохранения и народное хозяйство разработанных гигиенических рекомендаций, правил и нормативов, оценка их эффективности и совершенствование.

ü Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.

Предметом изучения гигиены являются практически здоровые люди, их индивидуальное, коллективное и общественное здоровье, а также факторы окружающей среды, оказывающие влияние на организм человека в определенных социальных условиях: физические, химические, биологические и психогенные (информационные). Физические, химические и биологические факторы окружающей среды могут иметь природное или антропогенное происхождение.

Влияние социальных условий на здоровье человека опосредуется также через воздействие химических, физических, биологических и психогенных факторов социальной среды. Например, табакокурение приводит к развитию обусловленных им заболеваний вследствие действия на организм табака, как химического фактора и т.п.

В реальной жизни человек подвергается воздействию многих факторов одновременно и характер их сочетанного влияния может быть различным: благоприятным, нейтральным или же вредным и опасным.

Гигиена тесно связана с другими науками. С целью изучения факторов окружающей среды и их воздействия на организм человека она использует данные и методы исследований фундаментальных и клинических медицинских дисциплин, а также немедицинских наук, таких как климатология, метеорология, агрохимия, почвоведение, агрономия, математика и др. В то же время, разработанные гигиеной нормативы, рекомендации, правила являются необходимыми для эффективного осуществления лечебно-профилактической работы врачами лечебного профиля.

Современная гигиена включает в себя много разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, детей и подростков, лечебно-профилактических учреждений, социальную, радиационную, военную гигиену и др.

Для решения своих задач гигиена использует как свойственные только ей методы исследований, так и методы других медицинских и немедицинских дисциплин. К специфическим методам гигиены относятся методы санитарного обследования, эпидемиологический, санитарной экспертизы и гигиенического эксперимента. Одни из этих методов позволяют дать оценку факторов окружающей среды, другие - выявить влияние их на здоровье человека. Все эти методы предполагают использование широкого спектра неспецифических методов: физических, химических, биологических, статистических, клинических и др.

Гигиена занимается научной разработкой санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Практическая же сторона гигиенической деятельности называется санитарией (от лат. sanitas – здоровье). Она представляет собой систему контроля за соблюдением гигиенических нормативов, требований, правил (санитарный надзор), которая осуществляется санитарно-эпидемиологической службой. Выделяют два вида санитарного надзора: предупредительный и текущий. Предупредительный санитарный надзор осуществляется на этапах, предшествующих эксплуатации объектов или использования продукции потребителем. Текущий санитарный надзор осуществляется в отношении эксплуатируемых объектов и проводится периодически в соответствии со спецификой каждого из них.

4.Иллюстративный материал:мультимедийная презентация.

5.Литература:

1. Гигиена под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР:Медицина, 2005.

2. Мельниченко П.И., Ушаков И.Б., и др. Гигиена: Словарь-справочник– М.: Медицина, 2006.

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., и др. Гигиена и основы экологии человека. 4е изд., испр. и доп. – Ростов на Дону «Феникс». 2008. -512 стр. 3-16

4. Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека. 2-е изд., стер. – М.: Медицина, 2008.

5. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.13-35.

6.гигиена и экология человека Архангельский В.И., Кириллов В.Ф.,м.:-Медиа, 2013-176. С,

стр .3-8.

7.Гигиена с основами экологии человека: учебник/архангельский в.и. др. под редакцией п.и. мельниченко. –м.:-Медиа,2012-752С., стр.5-15.

6.Контрольные вопросы (обратная связь):

1. Какие методы гигиены позволяют оценить факторы окружающей среды?

2. Какие методы гигиены используются для оценки воздействия факторов окружающей

среды на организм человека?

3. Для чего нужно санитарное законодательство?

Тема: Научные основы гигиенического нормирования. Критерии нормирования.

2.Цель:Формирование знаний онаучных основах гигиенического нормирования и критериях.

3.Тезисы лекции:

Гигиеническое нормирование является основным звеном, на котором базируются профилактические мероприятия. Под гигиеническим нормированием понимают определение концентраций, доз и уровней факторов различной природы, которые при ежедневном воздействии на человека в течение всей его жизни или в течение трудовой деятельности не окажут на его здоровье и здоровье его потомства прямого или опосредованного влияния. Разрабатывают постоянные и временные нормативы. Постоянные нормативы получают по результатам длительного хронического эксперимента. К постоянным нормативам для химических и биологических факторов относится ПДК (предельно-допустимая концентрация) для физических – ПДУ (предельно допустимый уровень). Временные ориентировочные нормативы являются ориентировочными, так как они выводятся на основе краткосрочного эксперимента или расчётных методов прогноза. Эти нормативы обычно применяются на стадии предупредительного санитарного надзора при отсутствии разработанных ПДК. Срок их действия обычно не превышает 2-х лет. К временным нормативам относятся ОБУВ - ориентировочный безопасный уровень веществ (для атмосферы и воздуха рабочей зоны), ОДУ - ориентировочные допустимые уровни веществ в воде, ОДК - ориентировочные допустимые концентрации веществ в почве.

Ежегодно в производстве появляются десятки сотен новых химических веществ, физических и биологических факторов. Провести гигиеническое нормирование сразу всех факторов невозможно, так как это требует больших материальных затрат и времени – до 1-2 лет на 1 норматив, поэтому первоочередность нормирования того или иного фактора определяют по следующим критериям:

1. Распространённость нормируемого фактора и численность населения, подвергающегося его воздействию. Наиболее приоритетными являются факторы, широко распространенные в окружающей среде.

2. Характер биологического действия фактора. Наиболее приоритетными являются факторы, обладающие эффектом отдалённых последствий (мутагенным, канцерогенным, эмбриотоксическим).

3. Прогноз широты влияния фактора с учётом перспективы развития производства, с которым он связан. Приоритетность определяется степенью расширения производства.

4. Устойчивость фактора к окружающей среде. Приоритетность отдаётся наиболее устойчивым факторам.

5. Трансформация вещества в окружающей среде с возможностью резкого повышения его биологической активности. Приоритет должен отдаваться именно таким веществам (например, трансформация металлической ртути в метилртуть под действием микроорганизмов. Болезнь Минамата).

6. Взаимодействие нормируемого фактора с другими (комбинированное, комплексное, сочетанное), усугубляющее отрицательное влияние на здоровье.

7. Наличие информации о факторе и доступность гигиенического исследования. Приоритетность отдаётся в зависимости от заключения по этому разделу.

5.Иллюстративный материал: мультимедийная презентация.

6.Литература:

1.Гигиена под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР:Медицина, 2005.

2.А.М.Большаков, И.М.Новикова "Общая гигиена", М.: Медицина,2002 г.

3. Мельниченко П.И., Ушаков И.Б., и др. Гигиена: Словарь-справочник– М. : Медицина, 2006.

4.Пивоваров Ю.П., Королик В.В., и др. Гигиена и основы экологии человека. 4е

изд., испр. и доп. – Ростов на Дону «Феникс». 2008.,-512 с. стр.3-16.

5.Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека. 2-е изд., стер. – М.: Медицина, 2008.

6.Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.38-46.

7.гигиена и экология человека Архангельский В.И., Кириллов В.Ф.,м.:-Медиа, 2013-176. С,

стр .3-10.

8.Гигиена с основами экологии человека: учебник/архангельский в.и. др. под редакцией п.и. мельниченко. –м.:-Медиа,2012-752С., стр.5-17.

7.Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Почему установление гигиенического норматива является одним из основополагающих моментов в профилактике заболеваний?

2.В каких случаях используют временные нормативы?

3.Как быть, если поддержание концентрации загрязнителя на уровне, не превышающем ПДК, технически недостижимо?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.