Сделай Сам Свою Работу на 5

Под контрсталийным временем понимается время с момента окончания сталийного времени по момент завершения портом возложенных на него грузовых и вспомогательных операций.





КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Направление подготовки 230301 «Технология транспортных процессов»

 

 

Ведущий лектор:

Ст. преподаватель Добржинская О.П.

 

 

Одобрен на заседании кафедры

 

1 сентября 2015 г. протокол № 1

 

 

Новороссийск

2015 год

 


 

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

 

СТРУКТУРА

конспекта лекций по дисциплине «Транспортные узлы и пути»

Лекция № 1.

Введение

ТЕМА: Общие сведения о транспортных узлах

4 часа

 

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

 

1. Морской транспортный узел, общие понятия.

2. Классификация портов.

3. Районы тяготения.

4. Транспортная работа портов: пропускная способность, судооборот, грузооборот, стояночное время судов.

 

Краткое содержание лекционного материала

 

1. Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система - совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. Назначение морского транспортного узла - выполнение грузовых работ (погрузка/выгрузка судов, вагонов и автотранспорта), обслуживание пассажиров, а также обеспечение вспомогательных операций по обслуживанию судов (снабжение топливом, водой, продовольствием и др.).



Под транспортными пунктами понимаются железнодорожные станции, речные пристани, речные и морские порты. Они выполняют следующие функции: экономические, транспортные, технические, политические, культурные и функции международных связей.

Транспортный узел - это пункт, в котором сходятся не менее 2-3 линий одного вида транспорта. Когда в одном населённом пункте сходятся пути сообщения различных видов транспорта, он называется комплексным. Здесь ярко прослеживается взаимосвязь различных видов транспорта. В комплексных транспортных узлах осуществляется перевалка грузов и пересадка пассажиров.



Транспортные узлы бывают государственного, межрайонного, районного и местного значения. Кроме того, транспортные узлы классифицируются по назначению, сочетанию видов транспорта, по выполняемым функциям, по транспортному балансу, по величине грузооборота. Комплексные транспортные узлы могут иметь также сочетания: железнодорожно-водные (железнодорожно-речные, железнодорожно-морские), железнодорожно-автомобильные, водно-автомобильные.

 

 

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

2. Порты классифицируются: 1) по роду деятельности- торговые, пассажирские, промышленные, рыбопромысловые, военные и порты-убежища; 2) по специализации - лесные, нефтеналивные, зерновые и т.п.; 3) по географическому положению– морские, речные, водохранилищные, устьевые, береговые лагунные и островные; 4) по продолжительности эксплуатации - открытые и закрытые, замерзающие и незамерзающие, постоянные и временные; 5) по транспортному значению порты делятся на мировые, являющиеся крупнейшими центрами мировой торговли и способные принимать и обрабатывать крупнейшие океанские суда; международные, являющиеся центрами оживленной международной торговли, принимающие и обрабатывающие крупные морские суда; каботажные, предназначенные для местных (каботажных) перевозок, не выходящих за пределы местного бассейна; 6)по характеру и полноте услуг, оказываемых судам, порты делят на базовые—с максимальной полнотой услуг; с ограниченным обслуживанием; 7) по характеру эксплуатационной работы порты делят на транзитные, в которых груз передается на другие виды транспорта или другие суда иного назначения или размеров и следуют далее; концевые, в которых груз после незначительной местной транспортировки оседает в районе расположения порта.



3.Район тяготения порта — это часть территории страны или соседних стран, обслуживаемая портом; он воздействует на развитие порта и сам находится под влиянием его деятельности и транспортных связей, развивающихся в этом районе. Границы района тяготения определяются отдаленностью от порта, например: размещением природных ресурсов и промышленных зон, наличием естественных и искусственных транспортных связей с портом, расстоянием и удобством доставки грузов в данный порт и т.п., определяющих минимум транспортных затрат.

На формирование районов тяготения существенное влияние оказывает— специализация порта, род грузов и вид транспорта, доставляющего грузы в порт или отправляющих их из порта. Объем и направление грузопотоков согласовывают с развитием промышленности, сельского хозяйства и средств транспортной связи.

4. Пропускная способность транспортного узла это количество грузов, которое транспортный узел может переработать за определенный промежуток времени.

Основным количественным эксплуатационным показателем работы порта является перевалочный грузооборот или грузопереработка – количество груза, перегружаемое на причалах порта или клиентуры силами и средствами порта, по его нарядам и под руководством работников порта.

Пропускная способность порта и грузооборот зависят от производительности подъемно-транспортных машин и механизмов, принимающих участие в переработке грузов, а также от пропускной способности причалов, подъездных железнодорожных путей и автодорог, складов и складских площадок, от судооборота, грузоподъемности посещающих порт судов.

Грузопереработка измеряется в физических тоннах и тонно-операциях.

Физической тонной груза называется тонна, прошедшая через причальную линию порта. В физических тоннах учитываются только те грузы, которые были переработаны по вариантам трюм-склад, склад-трюм, трюм-вагон, вагон-трюм, трюм-автомобиль, автомобиль-трюм, трюм-трюм.

 

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

Тонно-операцией называется законченное перемещение 1 тонны груза по одному из основных вариантов перегрузочного процесса независимо от способа погрузо-разгрузочных работ, расстояния перемещения и дополнительных операций (укладки, штивки, тарировки, перевески и др.), измеряется в тоннах. К тонно-операциям относятся следующие варианты: трюм-склад, склад-трюм, трюм-вагон, вагон-трюм, трюм-автомобиль, автомобиль-трюм, трюм-трюм, вагон-склад, склад-вагон, автомобиль-склад, склад-автомобиль, т.е. при определении грузопереработки в тонно-операциях (Qт-опер.) учитываются грузы, переработанные по всем вариантам, кроме варианта склад-склад.

Общая грузопереработка порта в физических тоннах Qфиз.т равна сумме физических тонн перерабатываемых грузов различных наименований:

,

где Qi – количество груза i-го наименования, т;

n – число видов грузов в составе грузопереработки.

Каждая физическая тонна одновременно является и тонно-операцией.

Количество грузов отдельных наименований, выраженное в процентах от грузопереработки, называется структурой грузопереработки.

К качественным эксплуатационным показателям работы порта относятся:

1. Коэффициент перевалки, характеризующий среднее количество внутрепортовых перемещений груза – kпер:

 

,

2. Коэффициент транзитности (или коэффициент прямого варианта) – kтр., показывает долю грузов, перерабатываемых по прямому варианту в общем количестве переработанных грузов:

,

где Qтр. – количество груза, переработанного по прямому варианту, т.

При прямом варианте груз непосредственно перегружается с одного вида транспорта на другой, без складирования. Это варианты: трюм-вагон и обратно, трюм-автомашина и обратно, трюм-трюм.

Судооборот – это количество судов, которые порт обрабатывает за определенный промежуток времени. Зависит от протяженности причалов и глубины у причалов, а также от портовых норм обработки судна по грузовым и вспомогательным операциям. Судоемкость порта это количество судов, которые могут одновременно находится у причалов. Судоемкость определяет собой количество причалов в порту.

 

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

Под стояночным временем судна понимают время нахождения судна в порту с момента прихода его в порт (окончания швартовки к причалу или постановки на якорь в пределах портовых вод по указанию порта) до момента отхода его из порта (начало отшвартовки от причала или съемки с якоря).

Стояночное время судна складывается из времени грузовых операций судна, времени вспомогательных операций и простоев судна в портах:

tст. = tгр.оп. + tвсп.оп. + tпр.,

где tст. – стояночное время судна, сут.;

tгр.оп. – время грузовых операций;

tвсп.оп. – время вспомогательных операций;

tпр. – время простоев судна.

Оно зависит от количества погруженного и выгруженного груза, интенсивности выполнения грузовых и вспомогательных операций в портах погрузки и выгрузки, от трудоемкости обработки грузов, машиновооруженности причалов и степени приспособленности грузовых помещений к механизированной переработке грузов.

На его значение оказывают сильное влияние и трудно прогнозируемые факторы, в частности оперативная обстановка на момент прихода судна в порт.

Время простоев судна в рейсе tпр. не планируется. Оно представляет собой время, затрачиваемое судном на всякого рода ожидания и задержки в портах сверх планового времени стоянок под грузовыми и вспомогательными операциями, к ним относят: ожидание лоцмана, буксира, причала, груза, бункера, гидрометеорологические причины и т.п.

Расчет сталийного времени.Под сталийным временем понимается время, полагающееся порту по установленным нормам на производство погрузочно-разгрузочных и вспомогательных операций с учетом максимально возможного совмещения этих операций. К операциям, которые можно совместить с грузовыми, относят: оформление документов на погрузку/выгрузку груза, сепарирование партий груза, материально-техническое и продовольственное снабжение, навигационное обеспечение, ремонтные работы без вывода судна из эксплуатации (если они не противоречат правилам техники безопасности), проведение инспекторских осмотров.

Время на производство погрузочно-разгрузочных работ определяют по действующим нормам. Оно зависит от величины судна, числа и размера грузовых помещений, производительности судовых и береговых перегрузочных механизмов, от степени комплексной механизации и организации обработки судов.

, (2)

где Q – количество груза, принимаемого судном (или выгружаемого с судна);

М – нормы грузовых работ в порту погрузки (выгрузки).

На основе заявленного капитаном судна состава вспомогательных операций и норм на их выполнение определяется нормативное время на производство вспомогательных операций, не совмещаемых с грузовыми работами. К ним относятся: оформление прихода-отхода судна портовыми властями, швартовка, отшвартовка, дегазация, дератизация, дезинфекция, фумигация, влажная зачистка, мойка и сушка грузовых помещений, перетяжка вдоль причала и перешвартовка от причала к причалу, открытие и закрытие трюмов, бункеровка (если ее нельзя совместить с грузовыми работами), крепление/раскрепление груза (по последней/первой партии груза), оформление документов на погрузку/выгрузку; для наливных судов: шланговка и отшланговка, отбор проб и анализ груза, прокачка трубопровода, замеры пустот и подсчет груза.

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 6
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

Время на бункеровку судна рассчитывается исходя из норм загрузки бункера:

, (3)

 

где Qбунк. – количество запасов топлива на переход, принимаемого судном, т;

Мбунк. – нормы загрузки бункера в порту, т/час.

Количество запасов топлива на следующий переход рассчитывается исходя из технико-эксплуатационных характеристик судна, где указано, какое количество топлива потребляет судно в сутки. Расчет производится по следующей формуле:

, (4)

где tх – ходовое время судна, сут.;

qх – расход топлива на ходу, т/сут.

Под контрсталийным временем понимается время с момента окончания сталийного времени по момент завершения портом возложенных на него грузовых и вспомогательных операций.

 

 

Лекция № 2.

ТЕМА: Подвижной состав сухопутного транспорта

4 часа

 

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

 

1. Портовые железнодорожные станции.

2. Характеристика вагонного парка.

3. Планирование и организация обработки железнодорожных вагонов в порту.

4. Безрельсовый подвижной состав.

5. Автомобильные пути

 

Краткое содержание лекционного материала

 

1. Портовая ж/д станция - это конечный пункт железной дороги, предназначенный для обслуживания порта. Портовая станция осуществляет прием и отправление передаточных поездов, сортировку вагонов по основным грузовым участкам и отдельным перегрузочным фронтам, накопление и формирование передаточных поездов на предпортовую сортировочную станцию.

2. К грузовым вагонам относятся: крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, изотермические вагоны, хопперы и думпкары. Различают грузовые вагоны универсальные, для перевозки грузов широкой номенклатуры, и специальные - для одного или нескольких сходных грузов.

Основные параметры грузового вагона, характеризующие его эффективность: грузоподъемность - это количество (масса) груза, допускаемого к перевозке в грузовом вагоне; тара (собственная масса); число колесных пар (осность): 2-, 3-, 4-, 6-, 8-осные и многоосные вагоны; объем кузова – полный (геометрический) и погрузочный (полезный), площадь пола, длина, база и др. линейные размерения вагона.

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 7
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

3. Вагонооборот порта - общее число железнодорожных вагонов, загруженных и разгруженных портом за определенный период времени (сутки, месяц, навигацию, год).

Пропускная способность железнодорожного пути - это количество вагонов (или количество грузов в тоннах), которые могут быть погружены или разгружены на этом пути в единицу времени при минимальных сроках выполнения перегрузочных и маневровых операций обработки подвижного состава.

Суточная пропускная способность железнодорожного пути определяется в вагонах и в тоннах:

В вагонах -

В тоннах - ,

где Nв - число вагонов в одной подаче;

С - число подач вагонов в сутки;

gв - загрузка вагонов, т.;

kмет.- коэффициент, учитывающий перерывы в работе по метеорологическим причинам.

Фронт подачи вагонов это наибольшее количество вагонов, размещаемое на пути. Фронт обработки - количество вагонов, подаваемое на путь под погрузку одновременно. Максимальное количество вагонов в одной подаче определяется в зависимости от полезной длины пути Ln и длины вагона lв

Наибольше число подач в сутки (с) определяется по формуле:

где t - количество часов работы в сутки;

tгр - время, затрачиваемое на загрузку или разгрузку вагонов одной подачи, час.;

tманевр. - время маневровых работ на одну подачу, 1 час.

При этом:

,

где N – количество одновременно обрабатываемых вагонов.

SP - суммарная среднечасовая производительность перегрузочных машин, обрабатывающих вагоны, т/ч.

Расчет числа вагонов (N’), которое необходимо поставить для обеспечения непрерывной работы кранов производится по формуле:

 

,

где - производительность технологической линии, т/час;

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 8
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

р/ - часовая производительность внутривагонной перегрузочной машины (т/час.), или часовая норма выработки одного рабочего в вагоне, т/чел.-час.;

nгр - количество перегрузочных машин (или портовых рабочих), занятых в одном вагоне.

4. К безрельсовому подвижному составу относятся: грузовые автомобили (бортовые и без бортов); автомобили-тягачи; полуприцепы и прицепы; прицепы-фургоны, допускающие заезд вилочных погрузчиков; полуприцепы и прицепы для перевозки контейнеров; автосамосвалы; автоцистерны; бензовозы; пассажирские.

Автомобильным транспортом в морские порты завозится и вывозится из портов незначительный объем грузов по сравнению с железнодорожным и другими видами транспорта – менее 20%, хотя во внутренних сообщениях участие автомобильного транспорта составляет свыше 85% в объеме всех перевозок, а в мировом грузообороте им осваивается 20%.

В морских портах безрельсовый транспорт отличается большим разнообразием и подразделяется на следующие виды:

- грузовые бортовые автомобили общего назначения для перевозки различных грузов;

- специального назначения: автосамосвалы для перевозки навалочных грузов; автоцистерны для перевозки жидких продуктов; автобензовозы; автомобили-тягачи; автомобильные прицепы различной осности; полуприцепы; контейнеровозы.

Основными преимуществами автотранспорта по сравнению с другими видами являются:

- большая маневренность;

- возможность подачи груза «от двери до двери» без лишних перегрузок;

- большая сохранность груза при доставке.

Использование автомобильного транспорта для грузовых операций в порту оказывает влияние на компоновку некоторых элементов порта, в частности:

- необходимости устройства и оборудования магистральных и внутрипортовых дорог и усовершенствованных покрытий территории;

- расширенной прикордонной полосы для проезда и маневрирования;

- устройства рамп у складов для производства грузовых операций;

- создания специальных месс для стоянки и обслуживания автомобилей.

Для того, чтобы определить какое количество транспортных средств необходимо для перевозки данного груза, следует рассчитать суточную производительность одного автомобиля в тоннах и тонно-километрах, а затем потребное количество ходовых автомобилей.

1. Суточная производительность одного автомобиля:В тоннах: , В тонно-километрах: где – грузоподъёмность автомобиля, т; – коэффициент использования грузоподъёмности автомобиля: – длина поездки автомобиля с грузом, км, берётся от планируемого направления движения перевозки груза, например Новороссийск-Ставрополь.

 

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 9
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

2. Среднее количество рейсов за определенный период: где ТА – анализируемый период, сут.; – средневзвешенное время рейса, сут.3. Время рейса определяется по формуле: , где Vср – средняя скорость, км/ч.;tП-Р – стоянка под погрузкой-разгрузкой, ч.4. Потребное количество ходовых автомобилей: где Q – среднее количество перерабатываемого груза за определенный период, тонн.

Основными технико-эксплуатационными характеристиками автотранспорта являются:

1. Модель двигателя.

2. Тип двигателя – дизельный, бензин, керосин, газ, спирт и т.д.

3. Объем двигателя в м3.

4. Мощность в лошадиных силах.

5. Грузоподъемность в тоннах.

6. Колёсная формула.

7. Количество осей.

8. Нагрузка на оси в тоннах.

9. Собственная масса в тоннах.

10. Высота, ширина, длина грузовой площадки в метрах.

11. Возможное увеличение рамы в метрах у прицепов-трансформеров.

Классификация автотранспорта:

I. По группам выделяют следующие виды грузовых автомобилей:

  1. Автомобили-цистерны;
  2. Бортовые машины (это фургоны общего назначения);
  3. Специализированные грузовые автомобили. Это самосвалы, фургоны, седельные тягачи с полуприцепами, контейнеровозы и другие.

II. По типу кузова грузовики бывают следующих видов:

  1. Лесовоз;
  2. Седельный тягач;
  3. Цистерна;
  4. Кран;
  5. Автотранспортер;
  6. Тентованный грузовик;
  7. Самосвал;
ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 10
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

  1. Закрытый тип грузовика;
  2. Открытый тип;
  3. Контейнеровоз;
  4. Изотермический фургон;
  5. Бортовой автомобиль;
  6. Микроавтобус;
  7. Рефрижератор (изотермический кузов);
  8. Контейнерная площадка.
  9. Прицеп, полуприцеп, принцеп-трансформер
  10. Трейлер, ролл-трейлер

III. По осевым нагрузкам грузовики подразделяются:

  1. До 6 тонн включительно;
  2. От 6 до 10 тонн включительно.

IV. По колесной формуле выделяют такие типы грузовиков:

  1. 4 на 2;
  2. 4 на 4;
  3. 6 на 4;
  4. 6 на 6;
  5. 8 на 4.
  6. Колесная формула это количество всего колес и количество ведущих.

V. По типу двигателя грузовые автомобили подразделяются на:

  1. Бензиновые;
  2. Дизельные.

VI. По количеству осей грузовики подразделяют на:

  1. Двухосные;
  2. Трехосные;
  3. Четырехосные;
  4. Пятиосные и больше.

VII. По грузоподъемности машины подразделяют на:

  1. Модели малой грузоподъемности;
  2. Средней грузоподъемности;
  3. Большой грузоподъемности (от 1,5 до 16 тонн, свыше 16 тонн).

Автомобильные пути

Автомобильной дорогой называется комплекс сооружений, предназначенных для перевозки автомобилями пассажиров и грузов и обеспечивающих круглогодичное непрерывное, безопасное и удобное движение транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками. К дорогам относят магистрали проспекты, улицы, грунтовые, лесные и полевые пути, в том числе сезонного использования (зимние и ледовые переправы). В состав автомобильной дороги входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, тоннели, трубопроводы, подпорные стенки. Дорогу оборудуют дорожными знаками, площадками отдыха, станциями заправки топливно-смазочными материалами и сооружениями для стоянок. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.