Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Предмет и задачи курса «Основы изобразительной деятельности и методика преподавания художественно-пластического воспитания»





1.Содержание курса, цель, задачи и особенности его изучения.

2.Общеобразовательные, воспитательные и развивающие задачи художественно-пластического воспитаниякак учебного предмета.

3.Художественно-пластическая деятельность как составная часть эстетического воспитания младших школьников

 

В художественно-пластическом воспитании детей младшего школьного возраста огромное значение имеет личность педагога, его знание и опыт, эстетические чувства и оценки. Педагог должен постоянно расширять свой эстетический кругозор, повышать научный и культурный уровень, совершенствовать навыки эстетических оценок явлений искусства.

В образовательной практике под понятием «изобразительное искусство» понимаются все пластические (или пространственные, или зрительные) искусства, включающие наряду с собственно изобразительными искусствами (живописью, графикой и скульптурой) также архитектуру, декоративно-прикладное искусство, дизайн. Их единство обусловлено общностью образно-художественных средств и основ художественного языка (линия, пятно, цвет, объем, пространство и т. д.).

Содержание образования по изобразительному искусствунаправлено на совершенствование позитивных личностныхкачеств учащихся: художественной культуры, потребностив общении с искусством, устойчивого интересак искусству, художественного вкуса, творческихспособностей, образного мышления и способности оцениватьокружающий мир по законам красоты и др.



Освоение содержания предмета не мыслится вне деятельностного подхода. Восприятие произведения искусства предполагает не просто знакомство с ним, а собственно изобразительную деятельность (рисование, лепка, моделирование, конструирование и т. д.). Поэтому содержание образования по изобразительному искусству не может быть реализовано без эмоционально-ценностного восприятияискусства, нравственно-эстетическогоотношения к его произведениями художественно-творческой деятельности.

Целью преподавания художественно-пластического воспитания в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение к общечеловеческим и эстетическим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Изобразительное искусство должно содействовать всестороннему, гармоничному развитию учащихся.



В задачи преподавания изобразительного искусства входит:

v формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни, природе, искусстве;

v формирование художественно-творческой активности школьника, развитие художественного вкуса, творческого воображения, эстетического вкуса, эстетического чувства, воспитания интереса к искусству и т.п.;

v овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков при рисовании с натуры, по памяти и представлению, при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, при иллюстрировании, при работе с пластическими материалами (глина, пластилин), графическими материалами (гуашь, пастель, кар, фломастер, уголь) и т.д.;

v развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного, воспитание и любви к искусству;приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.

2. Учебный предмет«Художественно-пластическое воспитание»включает основы всех зрительных видов искусств: живописи,графики, скульптуры, народного и профессиональногодекоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.Основные виды деятельности – практическаяхудожественная деятельность учащихся,эстетическое восприятиедействительности и искусства.



Занятия изобразительным искусством развивают чуткость и остроту восприятия окружающей действительности, чувство красоты мира, воображение и образное мышление, способность и умение выразить свой замысел в зримом художественном образе, дают навыки изобразительной, конструктивной, художественно-прикладной деятельности, владение языком различных искусств.

В начальной школе (1—4 классы), когда закладывается основа эмоциональных связей между жизненным опытом детей, их изобразительной деятельностью и большим искусством, одной из важнейших задач становится помощь младшим школьникам в осмыслении самого факта присутствия изобразительных (пластических) искусств повсюду в окружающем мире и той, часто неосознаваемой, роли, которую они играют в организации пространственной среды и в создании самой атмосферы человеческой жизни.

У младших школьников личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, которое является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и самосозидания. Это становится залогом дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям.

Очень важно в процессе преподавания художественно-пластического воспитания учитывать местные особенности национальной культуры.

При обучении изобразительному искусству очень важно понимание того, что художественные знания, умения и навыки являются не целью, а основным средством формирования культуры.Учитывая возрастные особенностимладших школьников, для которыхеще достаточно актуальной остается игровая деятельность, на уроках следует использовать в большей мере активно-творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей мере - словесно-информативные методы.

Поскольку основным объектом научных исследований в области преподавания является школьник, то здесь нельзя обойтись без таких наук как психология, физиология, эргономика и ряд других областей наук, тесно связанных с деятельностью человека.

Одна из главных задач занятий изобразительным искусством – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить видеть, но в то же время не заглушить их творческую индивидуальность.

Нужно заинтересовать школьников своим предметом, рассказать, что умение рисовать нужно не только художникам, что изобразительные навыки нужны и людям многих других профессий. Умение рисовать необходимо конструктору, модельеру, архитектору, биологу, археологу, воспитателю детского сада, учителю, врачу-косметологу и многим другим.

Всем известно о выдающихся талантах в изобразительном искусстве у известных ученых-исследователей: М. Ломоносова, Семенова-Тянь-Шаньского, Миклухо-Маклая, Д. Менделеева и др.

Рисование помогало в их творчестве многим писателям: Гете, Виктор Гюго, Андерсен, А. Пушкин и М. Лермонтов, Л. Толстой и В. Маяковский.

Научно-теоретические основы обучения и воспитания школьников средствами изобразительного искусства в трудах В.С.Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, Н.М.Сокольниковой. На современном этапе по методике преподавания художественно-пластического воспитания много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Е.Е. Рожкова, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству.Выходят учебники по изобразительному искусству для дошкольного воспитания, начальной и средней школы.

Владимир Сергеевич Кузин – член-корреспондент РАО доктор пед. наук, профессор. В его программе ведущее место отводится рисованию с натуры, т.е. научить видеть предметы и явления так, как они существуют.

Борис Михайлович Неменский – художник, педагог, лауреат, государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук. Его методика основана на внутреннем мире ребенка, на его чувствах, эмоциях, восприятии окружающего мира через душу ребенка.

Татьяна Яковлевна Шпикаловав своих трудах основное внимание заостряет на изучении народного декоративно-прикладного искусства.

Наталья Михайловна Сокольникова – современный педагог- методист, объединивший в своих трудах все лучшее в методике преподавания изобразительного искусства, появившиеся за последние годы. В равной степени уделяет внимание и рисованию с натуры и эмоциональному развитию учащихся.

Куррикулум— нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также логику изучения тем и общую дозировку времени на их изучение. Куррикулум определяет научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, дает оценки событий и фактов. В куррикулуме определяется структура учебного материала, расположение его по годам обучения и внутри каждого года. Полнота усвоения знаний, умений и навыков учащимися — один из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

3. Художественная культура, или искусство, как деятельность,порождающая художественные ценности, является ядром эстетической культуры, в основе которой лежат эстетические отношения и соответствующая им система эстетических ценностей. Именно с помощью искусства мы получаем представление об основных этических и эстетических ценностях — добре, истине, красоте...

Эстетическое воспитание тесно переплетается с нравственным воспитанием, так как существует связь между эстетическими и этическими ценностями. Прекрасное оказывает основное влияние на развитие эстетических чувств, вкусов, оценок, эстетических позиций. В этом случае эстетическое, т. е. отношение к прекрасному, становится ведущим отношением в процессе воспитания на уроке искусства.

Развитие эстетического чувства человека является важнейшей составной частью его общего развития. Эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, укрепляют веру в убеждения, побуждают к борьбе с тем, что мешает их претворению в жизнь. Благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет воспринята ими с точки зрения морали.

Одно из важных мест в эстетическом воспитании занимаетвоспитание средствами искусства- музыки,изобразительного искусства. Понятия «эстетическое воспитание и «художественное воспитаниевзаимосвязаны. Под эстетическим воспитанием понимаютформирование определенного эстетического отношения человека к действительности, способности жить и творить по законам красоты.

Художественное воспитание- процесс формирования средствами искусства способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также процесс развития творческих способностей детей через их собственную творческую деятельность.

Эстетическое воспитание- более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию, которое входит в него составной частью. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно формируется способность человека к эстетическому восприятию и переживанию,его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его. Такимобразом формируется эстетическая позиция в любой сфере жизнедеятельности (в быту, труде, спорте, поступках и поведении).

Эстетическое воспитание осуществляется многими средствами. Это и бытовая среда жизни человека (эстетика быта), обстановка его трудовой деятельности (производственная эстетика), эстетическая сторона нравственных отношений, спорта (эстетика спорта) и т. д. Однако искусство — важнейший фактор целенаправленного эстетического воздействия на личность, так как в нем концентрируется и материально выражается эстетическое мироотношение человека.

Поэтому художественно-пластическоевоспитание - воспитание потребности в искусстве, способности чувствовать и понимать его, способности к собственному художественному творчеству - составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания.

Основные задачиэстетического воспитания - это развитие у каждого человека способности воспринимать эстетические явления в искусстве и действительности (видеть красоту и гармонию даже в малом, первоначально незаметном), умения различать душевные состояния (равновесия и беспокойства, печали и радости) при восприятии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического, а также формирование художественного, эстетического вкуса, умения проникать в сущность произведений искусства и явлений действительности, стремления к изменению мира, к творчеству по законам красоты.

Эстетическая воспитанность человека немыслима без развитого эстетического вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.