Сделай Сам Свою Работу на 5

КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ





РИСК И СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. Понятие и классификация рисков предпринимателя.

2. Виды рисков и потерь.

3. Методы оценки и снижения рисков.

4. Стратегии предпринимательской деятельности.

 

4.1. Понятие и классификация рисков предпринимателя

 

Предпринимательский риск – опасность потенциально возможной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.

Рисковые потери – случайные, потенциально возможные потери, возникающие вследствие отклонения реального хода предпринимательства от запланированного сценария. Риски можно классифицировать по различным признакам (табл. 3).

 

Таблица 3.

Классификация рисков

Признак Виды риска
Сфера возникновения рисков Внутренние – связанные с предпринимательской деятельностью Внешние – не связанные с деятельностью предпринимателя. Он не может оказывать на них влияние
Степень правомерности действий предпринимателя Оправданный Неоправданный
Источник возникновения рисков Хозяйственные Связанные с личностью человека (ошибки руководителя, непредсказуемость поведения партнеров) Природные факторы (засуха, морозы и т.д.)
Время возникновения рисков Начальный (проектный) - можно предусмотреть и оценить до осуществления проекта Текущий - возникает в ходе предпринимательской деятельности
Длительность действий Кратковременные – угрожают предпринимателю в течение известного отрезка времени Постоянные – присущие предпринимательской деятельности в определенной сфере или в конкретном месте
Возможность снижения рисков Систематический (неснижаемый) Несистематический (снижаемый)
Возможность страхования Страхуемые Нестрахуемые

4.2. Виды рисков и потерь



 

Рассмотрим основные виды предпринимательского риска.

Производственный риск связан с производством и реализацией продукции. Факторы риска:сокращение намеченных объемов производства и реализации товаров, снижение реализационных цен, рост материальных затрат, перерасход фонда оплаты труда, штрафы, брак, дефектность изделий, естественные потери и т.д.



Коммерческий риск возникает в процессе реализации закупленных предпринимателем товаров. Факторы риска: рост цены закупаемого товара, снижение реализационной цены, объема реализации, качества товара.

Операционный риск связан со сферой услуг предпринимателей. Он включает в себя транспортный, торговый, организационный и информационный риски (рис. 4.8). Транспортный риск бывает: карго (нанесение ущерба грузу) и каско (нанесение ущерба транспортному средству).

 

 

Рис. 4.8. Виды операционного риска

 

Имущественный риск связан с вероятностью потерь имущества предпринимателя. Факторы риска:авария, халатность, кражи.

Финансовый рискхарактерен для финансового предпринимательства и финансовых сделок. Факторы риска: неплатежеспособность одной из сторон сделки, изменение курса ценных бумаг, денег, валюты и др.

Потери от риска в предпринимательской деятельности:

1.материальные потери (дополнительные затраты или прямые потери материальных объектов: зданий сооружений, материалов);

2.трудовые (потери рабочего времени);

3.финансовые потери (платежи, штрафы, дополнительные налоги);

4.потери времени (процесс предпринимательской деятельности идет медленнее, чем запланировано);

5.специальные виды потерь (нанесение вреда здоровью, окружающей среде, моральный ущерб и др.).

Кроме того, выделяют несколько зон риска:

- безрисковая зона – это область, в которой потери не ожидаются;

- зона допустимого риска предполагает, что вероятные потери (Р) изменяется от 0 до значения расчетной прибыли (Пр);



- зона критического риска – это область, в которой вероятные потери (Р) изменяются от расчетной прибыли (Пр) до выручки (Врасч.);

- зона катастрофического риска представляет собой область возможных потерь (Р), превышающих ожидаемую выручку и даже поглощающих материальные денежные запасы.

 

4.3. Методы оценки и снижения рисков

 

Оценка предпринимательского риска осуществляется на основе следующих методов: статистического, экспертного, расчетно-аналитического.

При статистическом методе определяется частота проявления потерь. Данный метод может использоваться лишь при наличии значительного массива исходных данных.

Расчетно-аналитический метод предполагает построение кривой распределения вероятности потерь и оценку показателей предпринимательского риска (основан на теории игр).

Экспертный метод представляет собой анализ мнений опытных предпринимателей или специалистов.

Реакция организации на риск и возможные способы снижения рисков обычно объединяют в следующие группы.

1. Избежание риска предполагает полное уклонение от любой деятельности, сопряженной с риском. Такой способ воздействия на риск наиболее простой. Он предполагает полное снижение потерь, но в то же время не позволяет получать прибыль в полном объеме. А потому, принимая решения об отказе от риска, необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

– возможно ли полностью избежать риск (для малых фирм такое маловероятно);

- как соотносится предполагаемая прибыль (прибыль может оказаться значительно выше возможных потерь. В этом случае данный метод не используется);

- приводит ли отказ от одного риска к возникновению других (так, отказ от риска, связанного с авиаперевозками, может повлечь риск, вызванный железнодорожными или автомобильными перевозками)?

Из вышесказанного можно сделать вывод, что отказ от рискованных операций применим только по отношению к крупным рискам. Например, банки, стремясь снизить свои риски, выдают крупные кредиты только под залог недвижимости. Для финансового предпринимательства отказ от риска равносилен отказу от прибыли.

2. Удержание риска (принятие риска на себя) означает, что организация использует собственные ресурсы, чтобы покрыть свои убытки. Источником денежных средств для покрытия убытков могут быть денежный поток, текущие активы, заемные средства или вклады держателей акций в обмен на право участия в организации. Объем средств, необходимый для покрытия убытков, оставленных на собственном удержании, является неопределенным, поэтому эти убытки могут существенно снизить чистую прибыль компании. Некоторые виды риска принимаются предприятием на себя, так как одни содержат возможность получения дополнительной прибыли; другие принимаются в силу неизбежности.

3. Снижение риска. Наибольший интерес представляет использование двух методов: сегретация (разделение) активов и комбинация (объединение) активов. Сегретация может происходить путем физического разделения активов и разделения активов по собственности. Например, хранение свободных денежных средств организации в различных финансовых организациях, диверсификация бизнеса. Объединение происходит на базе концентрации бизнеса или слияния фирм. Достаточно эффективны также обычные меры превентивного характера (соблюдение техники безопасности, охрана предприятия, вакцинация животных). Целесообразно и использование мер компенсационного характера, например, самострахование (создание страхового семенного фонда на сельскохозяйственном предприятии на случай засухи).

4. Трансферт (передача) риска другому хозяйствующему субъекту происходит в форме банковского кредита, страхование риска. Однако последнее компенсирует возможный ущерб только в денежной форме, не возмещая утраченные товарно-материальные ценности, а значит, не может полностью предотвратить нарушение процесса воспроизводства.

 

4.4. Стратегии предпринимательской деятельности

 

Успех предпринимательской деятельности в значительной степени зависит от ее целей и стратегии.

Стратегия предпринимательской деятельности – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Существует три направления стратегии предпринимательства: товарная (рыночная), ценовая и финансовая.

Товарная (рыночная) стратегия предполагает выбор товара, отличающегося наименьшими издержками производства и повышенным спросом на рынке или оптимальной структуры производства товаров. Товарная стратегия определяется с помощью технико-экономического обоснования с последующей разработкой бизнес-планов, производственной программы, возможных каналов реализации, максимизации прибыли. Согласно данной стратегии все организации делятся на 4 типа: неудачники, трудные дети, звезды, дойные коровы. Выбор товарной стратегии ограничивается, в первую очередь, ресурсами, которыми располагает организация: финансовыми (необходимыми для развития нового или расширения действующего производства), материальными и трудовыми (наличие специалистов, обладающих необходимым опытом и квалификацией). Таким образом, минимизация рисков потерь посредством выбора удачной товарной стратегии может быть ограничена недостатком ресурсов, что весьма характерно для сельской местности;

Ценовая стратегия – стратегия установления на товар организации такого уровня цен (в зависимости от положения на рынке), при котором использование основного и оборотного капитала является наиболее эффективным, обеспечивает сохранение или увеличение доли рынка и получение намеченного объема прибыли. Это могут быть стратегии: издержки+прибыль, стратегия снятия сливок, глубокого проникновения на рынок, средних, низких, высоких, льготных, изменяющихся, неизменных, неокругленных, гибких цен, смешанная. Ценовая стратегия организации может меняться в зависимости от этапов жизненного цикла товара. Например, на начальных стадиях возможно установление цен на уровне, незначительно превышающем издержки производства, с целью наиболее быстрого продвижения данного товара на рынок. Впоследствии с развитием рынка данного товара и повышением спроса на него цена на данный вид может повышаться. На определенных этапах деятельности также возможно снижение цен на реализуемый товар вне зависимости от спроса на него. Это может быть связано, например, с необходимостью ускорения оборачиваемости оборотных средств. Ценовая стратегия мало зависит от ресурсов организации и почти целиком определяется обоснованностью принимаемых решений. Следовательно, выбор ценовой стратегии может являться одним из основных направлений снижения предпринимательских рисков.

Финансовая стратегия – это прогноз потребности в ресурсах (трудовых, материально-технических и финансовых), достаточных для достижения стратегических целей, а также обоснование поступления этих ресурсов. Другими словами, выбор финансовой стратегии заключается в определении наиболее оптимального соотношения собственных и привлеченных денежных средств. Другая сторона выбора финансовой стратегии - определение необходимости инвестиций и источников их финансирования. Минимизация предпринимательских рисков посредством выбора финансовой стратегии заключается в выборе наименее рискованных источников привлечения заемных средств, а также в обосновании потребности в ресурсах, обеспечивающих рентабельное производство.

Факторы, формирующие стратегию, могут быть классифицированы на две группы.

Внешние:

· состояние экономики (уровень занятости, инфляции, налогообложения и уровень деловой активности, экономический рост);

· социальные и политические процессы, государственное регулирование и гражданские права (интересы здравоохранения, равной оплаты за равный труд, влияние закрытия предприятий на местное сообщество и др.), природная среда и ресурсы, инфраструктура;

· привлекательность отрасли и условия конкуренции (рост рынков, технологические изменения, появление новых продуктов, силы конкуренции, экономика доходов, затрат и прибыли для отрасли, основные требования для конкурентного успеха);

· рыночная стратегия конкурентов;

· особые возможности и угрозы для компании.

Внутренние:

· сильные и слабые стороны организации, ее способность к конкуренции;

· финансовые возможности организации;

· характер выпускаемой продукции;

· этап жизненного цикла товара;

· персональные амбиции, философия бизнеса и этические убеждения управляющих (субъективные факторы, которые могут влиять на организационную стратегию);

· влияние разделяемых ценностей и культуры компании на стратегию (политика, ценности, традиции, способы поведения).

Отметим также, что важнейшее значение в выборе стратегии имеет анализ соотношения перспективного расширения рынка и рыночных позиция фирм.

 

 

КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

 

1. Сущность, виды, методы проведения и порядок заключения коммерческих сделок.

2. Предпринимательский договор. Классификация договоров.

3. Формулирование предпринимателем условий договора.

4. Последствия и виды ущерба при нарушении договорных обязательств.

 

6.1. Сущность, виды, методы проведения и порядок заключения
коммерческих сделок

 

Сделка – действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Коммерческие сделки бывают следующих видов:

- внутренние (в них участвуют представители одной страны) и международные (участвуют представители разных стран);

- основные (сделки, связанные с куплей-продажей конкретной продукции, научно-технических знаний в виде патентов и ноу-хау, технических услуг; арендой средств производства, товаров и услуг; организацией туризма) и вспомогательные (по перевозке грузов, их страхованию, складированию, переработке и хранению);

- бартерные (осуществляются на основе прямого товарообмена).

Существует два основных метода проведения коммерческих сделок: напрямую и через посредника. Прямые торговые сделки – это операции между непосредственными потребителями и производителями товаров. Они имеют ряд преимуществ:

- заметно выгоднее, чем посреднические;

- покупатель устанавливает непосредственные связи с поставщиком (зачастую уже на этапе проектных работ) и сохраняет их на стадии эксплуатации оборудования (гарантийное обслуживание), что особенно важно при исполнении сложных заказов;

- прямые связи нередко перерастают в длительное взаимное сотрудничество или совместное производство.

Однако проведение таких сделок предполагает наличие в организации служб и специалистов, отвечающих за осуществление банковских расчетов, хранение, перевозку, страхование грузов.

Торгово-посреднические сделки – это операции, связанные с куплей-продажей товаров, выполняемые по поручению покупателя или продавца независимым от них торговым посредником на основе заключенного между ними соглашения. Привлечение посредников освобождает производителя от расходов, связанных со сбытом продукции. Немаловажно также отметить, что современные посредники оказывают зачастую клиентам полный комплекс услуг (от поиска партнера до послегарантийного обслуживания).

Подробнее о торгово-посреднических сделках речь идет в лекции 3.

Различают несколько этапов осуществления сделки. Рассмотрим их на примере договора купли-продажи. Допустим, фермер решил осуществлять самостоятельно переработку зерна, для чего планирует приобрести соответствующее оборудование.

1 этап – комплексное изучение и анализ рынка по интересующему товару. Этот этап предполагает исследование имеющейся на рынке аналогичной продукции, ее качества, основных потребителей, условий конкуренции.

2 этап – поиск и выбор контрагента. На данном этапе фермер определяет, какое именно оборудование ему требуется с точки зрения производственной мощности, цены, габаритных размеров. Важно также решить, будет ли иметь место наличный расчет или сделка будет осуществляться за счет кредита. А может быть это будет бартерная сделка.

Затем фермер подготавливает технико-коммерческое задание на приобретение оборудования по переработке зерна, указав его параметры и условия сделки (порядок платежа, условия и сроки поставки) и выбирает поставщиков необходимого ему оборудования. Каждому из возможных партнеров фермер направляет оферту (предложение заключить договор). В соответствии с действующим законодательством предложение, адресованное одному или нескольким конкретным лицам, имеет юридическую силу (является офертой) только в том случае, если оно носит достаточно определенный характер и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя связанным после его принятия.

3 этап – подготовка к заключению договора – предполагает проведение переговоров с партнерами с целью окончательного уточнения и согласования условий договора и, в конечном счете, составление проекта договора. Договор составляет, как правило, сторона, передающая продукцию, оказывающая услуги или выполняющая работы.

4 этап – заключение договора. Этот этап включает в себя согласование текста договора, обсуждение возможности предоставления скидки и условий оплаты, подписание договора.

5 этап – реализация условий договора (банковские операции, заключение соглашений с организациями, осуществляющими транспортирование, страхование и т. д.).

 

6.2. Предпринимательский договор. Классификация договоров

 

Договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).

Предпринимательский договор – это волеизъявление сторон по поводу осуществления предпринимательского процесса, не предполагающее объединение договаривающихся сторон в какую-либо организационно-правовую структуру.

Договор представляет собой разновидность сделки. Для совершения односторонней сделки необходимо и достаточно выражение воли одной стороны, а для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух и более сторон.

Форма заключения договора носит произвольный (необязательный) характер, хотя существуют и применяются типовые формы договоров.

Рассмотрим основные виды договоров:

1. договоры, участниками которых могут быть только предприниматели (договоры купли-продажи, аренды предприятий, коммерческой концессии и т.д.);

2. договоры, в которых предприниматели выступают одной из сторон сделки:

- договоры по отчуждению имущества (купля-продажа, дарение, рента);

- договоры, предполагающие передачу имущества в пользование (аренда);

- производство работ, материальный результат которых передается исполнителем заказчику (подряд);

- оказание услуг нематериального характера, в том числе денежных (кредит, банковский вклад, расчеты), фактических (хранение, страхование) и юридических (агентирование, доверительное управление имуществом);

3. многосторонние договоры (простого товарищества) и односторонние (конкурс).

Стороны вправе заключать договоры, не предусмотренные законом, и смешанные договоры, в которых содержатся элементы разных договоров.

 

6.3.Формулирование предпринимателем условий договора

 

Любой договор состоит из:

• преамбулы;

• основной части;

• заключительной части.

Преамбула - это своеоб­разное введение в договор, которое включает:

• название договора (купли-продажи, по­ставки, бартерный и т. д.);

• указание места и времени заключения договора (хотя эти сведения могут быть отнесены и в заключительную часть);

• наименование сторон (продавец, или передающая сторона, называется первой, а покупатель, или принимаю­щая сторона, — второй).

Название договора или соглашения не является норма­тивным, его отсутствие не противоречит закон­ности соглашения.

Договаривающимися сторонами могут являться физи­ческие и юридические лица. Их дееспособность - предпосылка законности соглашения. Под дееспособностью понимается способность лица (гражда­нина, организации) своими действиями приобретать права и не­сти юридические обязанности, а также ответственность за совер­шение правонарушений.

Основная часть договора включает специфические и общие условия договора. К первым относятся условия, характерные именно для данной сделки (например, цена товара составляет 28 руб. за одну товарную единицу). Таким образом, к специфическим условиям договора относятся:

• предмет договора или количество товара;

• качество товара;

• цена товара;

• скидки с цены и надбавки к ней (если они применяются);

• базисные условия поставки;

• форма платежа;

• срок поставки или сроки исполнения обязательств;

• маркировка, упаковка товара;

• сдача-приемка товара или переход права собственности на товар;

• ответственность сторон;

• запретительная оговорка (например, о запрете перепрода­жи товара третьей стороне, если в этом заинтересован про­давец).

Именно специфические условия договора обсуждаются при переговорах.

К общим условиям договора относятся те положения, которые включаются во все договоры независимо от их содержания:

• арбитражная оговорка;

• форс-мажор.

В заключительной части договора указываются:

• юридические адреса сторон;

• все приложения, которые являются неотъемлемыми частя­ми договора;

• подписи сторон;

• указание места и даты заключения договора (если это не было сделано в преамбуле).

Рассмотрим указанные пункты договора подробнее.

1. Предмет договора.

Формулировка предмета договора должна быть ясной и однозначной. Например, при осуществлении сделки купли-продажи предметом догово­ра является обязанность продавца поставить определенное коли­чество товара на условиях, содержащихся в тексте дого­вора, а обязанность покупателя - принять и оплатить указанное коли­чество товара на условиях, содержащихся в договоре. Одностороннее отклонение от указанного пункта будет счи­таться нарушением конкретного условия о количестве товара.

В данном пункте следует обратить внимание на единицу измерения товара и на то, по какой массе (отгружаемой или выгружаемой) будет определяться его количество.

Проверка количества происходит с учетом естественной убыли перевозимого товара. Ответственность за естест­венную убыль распределяется обычно поровну между продавцом и покупателем. С этой целью в контракты на куплю-продажу то­варов вписывают франшизу — оговорку о том, что продавец не­сет ответственность только за недостачу товара, произошедшую во время транспортирования и не превышающую установленный в контракте размер (обычно от 1,5 до 3%), а недостача в пределах естественной убыли ложится на покупателя.

К этому условию тесно примыкает и условие «Отгрузочные инструкции и извещение об отгрузке», которое может как выно­ситься в отдельный пункт договора, так и быть составной частью условий «Количество товара» или «Срок поставки». В извещении должны быть указаны дата отгрузки, наимено­вание и количество товара, номер вагона или название судна, номер железнодорож­ной или автотранспортной накладной и т. п.

2. Качество товара.

В договоре важно прописать качественные характеристики товара. Для этого чаще всего используются такие формулировки:

- товар должен иметь определенную торговую марку;

- качественные характеристики товара должны быть стан­дартными (соответствовать стандартам, существующим в стране продавца, или международным стандартам);

- качественные характеристики товара должны соответст­вовать образцу;

- качество товара должно соответствовать требованиям по­купателя (в этом случае такие требования вписываются в усло­вие «Предмет договора») и др.

Договаривающиеся стороны обычно вносят в текст договора условие о соответствии качества фактически поставляемого това­ра тем качественным характеристикам, которые закреплены в договоре, а также указывают наименование документа, подтвер­ждающего качество фактически поставляемого товара и наиме­нование организации, имеющей право на выдачу такого доку­мента. Таким документом обычно является сертификат качест­ва, или гарантийное обязательство.

3.Цена товара.

Цену следует либо четко оговорить, либо однозначно вывести из условий до­говора. Цена должна быть зафиксирована в договоре цифрами (в виде количества соответствующих денежных единиц).

Стороны также оговаривают и метод коррекции базисной це­ны в соответствии с качеством фактически поставляемого това­ра. Обычно такой метод коррекции сводится к применению над­бавок к цене и скидок с нее соответственно за улучшенное или ухудшенное качество фактически поставляемого товара по срав­нению с характеристиками, зафиксированными в договоре. В первом случае это будет называться бонификация, а во втором – рефакция.

При указании цены стороны обычно также оговаривают, вклю­чаются ли в нее стоимость упаковки, тары, маркировки, погруз­ки, укладки, крепления товара на транспортном средстве и ма­териалов, необходимых для него, а также различного рода сборы (портовые, таможенные).

4.Форма платежа.

Это условие в договоре имеет большое значение как для продавца, так и для покупателя, поскольку первый заинтересован в получении платежей, а второй – в своевременном получении товара. На практике используются платежи с предоплатой (если продавец не уверен в платежеспособности покупателя) и по факту (если покупатель сомневается в получении товаров в срок).

Различают две формы платежа: кредитную (через какое-то время после поставки товара) и наличную (до или сразу после поставки товара). В первом случае к рыночной цене товара будет прибавляться процент за пользование кредитом.

5.Срок поставки.

Предприниматель при подготовке договора может применять следующие формулировки этого условия.

- товар поставляется немедленно (по международным стандартам под этим понимается поставка товара в период с 3-го до 14-го дня с момен­та подписания договора).

- срок поставки — не позднее... (например, 20 августа 2013 г.) и др.

При импортных поставках обязательства по сроку поставки обычно считаются выполненными с даты принятия това­ра российской железной дорогой от иностранной, посту­пления товара во входной российский аэропорт и т. д.

При этом пра­во собственности на проданную движимую вещь, как правило, переходит на покупателя одновременно с передачей вещи, если нет об этом особой оговорки.

6.Упаковка и маркировка.

Цель упаковки - реклама, защита товара, удобство транспортировки и погрузочно-разгру­зочных работ, а потому при формулировании этого условия предприниматель дол­жен обратить внимание на то, что:

• товар должен упаковываться с учетом габаритов транспорт­ного средства, которое будет перевозить товар;

• упаковка должна защищать товар от повреждений и коррозий;

• упаковка должна быть приспособлена к перегрузке погрузчиками;

• перед упаковкой (если это требуется) товар должен пройти консервацию, обеспечивающую ему защиту от порчи в пе­риод транспортировки и хранения;

• продавец несет ответственность перед покупателем за пор­чу оборудования вследствие некачественной упаковки.

Маркировка наносится на упаковку и включает в себя следующие сведения:

• наименование производителя;

• наименование покупателя;

• номер заказа (или договора);

• место назначения;

• точные габаритные размеры;

• условные обозначения правил обращения с данным товар­ным местом («Не кантовать», «Верх») и т.п.

7.Сдача-приемка товара.

Окончательная приемка товаров производится после их при­бытия на склад покупателя. Товар сдается и принимается по количеству и качеству, од­нако необходимо предусмотреть форму сдачи-приемки. Самой простой считается подписание сторонами акта сдачи-приемки. Обычно осуществляется проверка с составлением акта экспертизы для возможного предъявления претензий продавцу.

8. Штрафные санкции.

Стороны в этом разделе договариваются о санкциях, которые накладываются на сторону, не исполнившую или исполнившую в ненадлежащем виде свои обязательства по договору. Штрафы устанавливаются обычно в процентах к контрактной стоимости (по международным стандартам от 5 до 8 %).

9.Форс-мажор.

Под форс-мажором понимаются обстоятельства непреодо­лимой силы, т. е. такие, которые не зависят от желания сторон, но делают невозможным исполнение взятых на себя обязательств обеими сторонами или одной из них (пожар, стихийные бедствия, войны, запрет экспорта или импорта). Стороны указывают в договоре, что при наступлении таких обстоятельств срок исполнения обязательств по договору смеща­ется на время действия этих обстоятельств.

10.Арбитраж - это порядок разрешения спорных вопросов.

11. Прочие условия.

В этом разделе могут содержаться договоренности сторон о запрещении перепродажи товаров, особенно в отношении экс­портных поставок, а также порядок внесения изме­нений в договор.

 

6.4.Последствия и виды ущерба при нарушении договорных обязательств

 

Основной вид обеспечения реального и надлежащего исполнения обязательств должниками – возмещение убытков. Но есть и ряд дополнительных видов. Рассмотрим их.

Неустойка (штраф, пеня) – определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения. Неустойку также вправе требовать покупатель, расторгающий договор купли-продажи и/или оказания услуг.

Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определённой законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность её уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Однако, при возникновении у должника финансовых затруднений (например, при его банкротстве) кредитор может не получить причитающуюся ему сумму неустойки.

В зависимости от возможности сочетания неустойки с возмещением убытков закон различает четыре вида неустойки: зачётную, штрафную, исключительную и альтернативную (ст. 394 ГК РФ).

Зачётная неустойка позволяет кредитору помимо неустойки требовать возмещения убытков в части не покрытой неустойкой, то есть с зачётом неустойки. Неустойка данного вида является наиболее часто используемой и считается зачётной во всех случаях, если законом или договором не предусмотрено иное.

Штрафная неустойка позволяет кредитору требовать возмещения в полном объёме причинённых убытков и, сверх того, уплаты неустойки. Этот вид неустойки используется при наиболее грубых и значительных нарушениях обязательств, например, при некачественной поставке продукции и товаров массового потребления.

Исключительная неустойка, в отличие от штрафной, устраняет право на взыскание убытков.

Альтернативная неустойка предусматривает право потерпевшей стороны взыскать либо неустойку, либо убытки.

Залог. При неисполнении должником обеспеченного залогом обязательства кредитор имеет право получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества раньше других кредиторов. Предметом залога могут быть: ценные бумаги, вещи, иное имущество, имущественные права (требования).

Существует 2 вида залога: с оставлением заложенного имущества у залогодателя (например, ипотека – залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений и другого недвижимого имущества) и с передачей его залогодержателю (выдача ломбардом гражданам ссуды под залог принадлежащего им имущества). Второй вариант на практике называется заклад.

Удержание имущества должника. Кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику или лицу, указанному должником, вправе при неисполнении должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с ней издержек удерживать ее до момента исполнения обязательства.

Поручительство. Поручитель обязуется перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательств полностью или в части (ст. 361 ГК РФ).

Отношения поручительства возникают в результате заключения особенного договора - договора поручительства. Поскольку сам по себе этот договор создаёт обязательства для поручителя, обязательной стороной этого вида договора является именно поручитель, а другой стороной может быть как кредитор по основному обязательству, так и любое иное лицо, включая должника. Если договор поручительства заключён поручителем не с кредитором, он носит характер договора в пользу третьего лица - кредитора.

Важной особенностью поручительства, существенно отличающей его от гарантии, является то, что обязательство по нему носит характер дополнительного (акцессо́рного) по отношению к основному обязательству. Это, в частности, означает, что прекращение основного обязательства по любому из оснований, прекращает и обязательство поручительства. Кроме того, особенностью поручительства является и то, что вне зависимости от договорённости сторон, к поручителю, исполнившему обязательство перед кредитором, непременно переходят права кредиторского требования в том объёме, в котором поручитель исполнил свои обязательства.

Банковская гарантия-один из способов обеспечения исполнения обязательств, при котором банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) выдает по просьбе должника (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму при предоставлении им письменного требования об её уплате (ст. 368 ГК РФ).

В соответствии с данным определением банковской гарантии в качестве гарантов могут выступать не только кредитные, но и страховые организации. В то же время, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» относит выдачу банковских гарантий к числу банковских операций, то есть сделок, которые могут осуществлять лишь кредитные организации на основании лицензии, полученной от Центрального банка РФ. Как следствие, банковские гарантии от страховых компании не могут приниматься в качестве обеспечения ответственности по государственным контрактам. Таким образом, банковские гарантии страховых компании теряют свое основное предназначение, и скорее всего исчезнут как явление в самое ближайшее время.

Задаток – некоторая денежная сумма, которую одна сторона договора передает другой стороне этого же договора как доказательство заключения договора, в счёт исполнения обязательств по нему и в обеспечение исполнения обязательств по этому договору.

Задаток следует отличать от аванса. В отличие от задатка аванс не является средством обеспечения обязательства, то есть при уклонении должника от его исполнения он не теряет прав на переданную в счет платежа сумму.

Ответственность сторон за неисполнение договора о задатке оговорена действующим законодательством (ст. 380, 381 ГК РФ). Если ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если же виновна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.

В ст. 393-406 ГК РФ установлено, что нарушивший условия договора должник обя

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.