Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендации по использованию информационных технологий





Информационные технологии в процессе преподавания и изучения дисциплины должны использоваться при:

· Подготовке печатных раздаточных материалов (на лекцию, семинар, практическое занятие);

· Мультимедийном сопровождении занятий;

· Использовании цифровой видеокамеры и цифрового фотоаппарата при подготовке и проведении занятий;

· Записи информации на цифровые носители;

· Использовании Интернет для подготовки и проведения занятий.

В качестве дополнительных информационных ресурсов по содержанию дисциплины могут быть рекомендованы:

Тематические пакеты ЭБС издательства «Лань». URL: http://e.lanbook.com/

Университетская информационная система РОССИИ (УИС РОССИЯ) URL: http://uisrussia.msu.ru

Периодические издания НЭБ eLIBRARY.RU. URL: http://elibrary.ru

Тематические разделы книг ЭБС «Университетская библиотека онлайн» URL: http://biblioclub.ru/

Тематические коллекции книг ЭБС BiblioRossica. URL: http://www.bibliorossica.com/

 

10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В ходе занятий используются наглядные пособия и материалы (карты, таблицы, иллюстрации, фотографии и др.), воспроизводимые с помощью мультимедийного оборудования (компьютер, проектор).



Кроме того, необходим доступ к сети Интернет.

Для подготовки раздаточного материала для практических занятий необходима копировальная техника, подключенная к персональному компьютеру.

Для организации круглого стола необходимо специально оборудованное помещение.

 

11. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные виды работ, которые предусмотрены при освоении дисциплины, указаны в организационно-методическом плане. Следует обратить внимание, что организация обучения в рамках аудиторной работы, а также контроль самостоятельной работы осуществляется как в традиционных формах: лекция, семинар, самостоятельная работа; так и в интерактивных формах: лекция-презентация, проблемная лекция (развитие критического мышления через чтение и письмо, РКМЧП), мозговой штурм, круглый стол, of-line защита на базе платформы «Образовательный портал ХГУ» по технологии «Мозайка», портфолио. Для их рационального выполнения можно дать следующие общие рекомендации.



Традиционные формы:

Лекция. Предполагает краткий теоретический вброс в проблему, которая затем продолжает изучаться студентом рамках семинаров и самостоятельной работы. Предполагает конспектирование основных тезисов материала, участие в диалоге с преподавателем в рамках текущего закрепления полученной информации.

Семинар. Предполагает устное сообщение - выступление отдельных студентов с сообщениями по темам, имеющим важное значение для более глубоко и полного понимания изучаемой проблемы. Работа над сообщением начинается с консультации у преподавателя, во время которой студент, изъявивший желание подготовить выступление, получает указания по поиску литературы, разработке структуры сообщения, его объему и примерному содержанию. Во время выступления целесообразно использовать, помимо устной речи, самые разные способы представления материала – репродукции, схемы, таблицы, картографический материал, а также, по возможности, фрагменты видеозаписей. По результатам сообщения одногруппники оценивают его сообщение, дают ему устную рецензию. Помимо прочего, выступление с сообщением на практическом занятии является важным элементом в формировании у студентов навыков публичного выступления, поскольку именно этот вид деятельности вызывает трудности, влияющих и на качество усвоения учебного материала, и, что также немаловажно, на удовлетворенность студентов своей учебой в вузе.

Самостоятельная работа. В основном включает в себя анализ источников и изучение специальной литературы по проблеме. Обычно эта форма применяется при подготовке к занятию. При этом к каждому занятию студентам предлагается список литературы, состоящий из двух частей: 1) основная литература и 2) литература для дополнительного чтения. Основная литература – это учебники и учебные пособия, обобщающие труды, а так же монографические исследования и статьи по наиболее важным аспектам изучаемой на занятии проблемы. Дополнительная литература – это публикации, посвященные более частным вопросам либо имеющие научно-популярный характер. Изучение обязательной литературы является неотъемлемым условием качественной подготовки студента к практическому занятию. Для получения объективной информации по изучаемым вопросам обязательной является и внутренняя критика основных источников.



Интерактивные формы:

Лекция-презентация. В содержательном плане не отличается от обычной лекции, однако визуализация и систематизация материала позволяет уделить больше внимания диалогу и обсуждению изучаемых вопросов, а не ограничиваться только монологом преподавателя. В подготовки такой лекции стдент может принять непосредственное участие, демонстрируя преподавателю и своим однокурсникам презентации по отдельным аспектам изучаемых вопросов. В данном случает презентация самого преподавателя должна восприниматься как «мастер решений».

Проблемная лекция (РКМЧП). Предполагает многоаспектную работу по актуализации имеющихся знаний, получению новых знаний, критическому анализу этих знаний и рефлексии в форме эссе.

Круглый стол. Эта форма используется в том случае, если на занятии рассматривается какая-то проблема, не имеющая однозначного решения в исторической науке. Круглый стол предполагает отработку навыков научной дискуссии. Дискуссия, чтобы не превратиться в бессмысленное и бесплодное философствование, предполагает серьезную предварительную подготовку со стороны студентов. Кроме того, дискуссия обычно начинается с выступления одного из студентов по какой-либо проблеме с изложением противоположных или несовпадающих точек зрения на один и тот же вопрос. Дискуссия обязательно заканчивается подведением итогов с анализом обоснованности основных точек зрения на изучаемый вопрос. Дискуссия содействует формированию у студентов не только целого ряда коммуникативных навыков, но также и умений убедительно и разносторонне аргументировать свою точку зрения.

Мозговой штурм. Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора.

Использование методики «мозговой штурм» стимулирует группу студентов к быстрому генерированию как можно большего вариантов ответа на вопрос.

На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе дается определенная проблема для обсуждения, участники высказывают по очереди любые предложения в точной и краткой форме, ведущий записывает все предложения (на доске, плакате) без критики их практической применимости.

На втором этапе проведения «мозгового штурма» высказанные предложения обсуждаются. Группе необходимо найти возможность применения любого из высказанных предложений или наметить путь его усовершенствования. На данном этапе возможно использование различных форм дискуссии.

На третьем этапе проведения «мозгового штурма» группа представляет презентацию результатов по заранее оговоренному принципу: самое оптимальное решение, несколько наиболее удачных предложений; самое необычное решение и т.п.

Для проведения «мозгового штурма» возможно деление участников на несколько групп: генераторы идей, которые высказывают различные предложения, направленные на разрешение проблемы; критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях; аналитики, которые будут привязывать выработанные предложения к конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний и др.

При решении простых проблем или при ограничении по времени наиболее подходящая продолжительность обсуждения - 10-15 минут.

Ведущий мозговой атаки:

Ведущий (фасилитатор, модератор) поочередно даёт слово генераторам идей, чтобы они не галдели все одновременно. Следит, чтобы все участники штурма имели равную возможность высказаться. Ведущий может вносить свои идеи наравне со всеми.

Корректно, но решительно пресекает критику идей, которая почти всегда непроизвольно возникает, особенно поначалу.

Типичные фразы idea killers (убийц идей), и как на них нужно отвечать: Из этого ничего не выйдет. - «Конечно, если не развивать эту идею, из неё ничего не получится». Это не работает - «Но идея ведь неплохая?» Это чересчур - «И что?» Ну и что в этом оригинального? - «То, что это раньше никто не предлагал». Кто угодно может придумать такое - «Точно!»

Ведущий обеспечивает непрерывность выдвижения идей. Он всеми мерами не допускает зажима «плохих» идей, снимает боязнь участников «ляпнуть что-нибудь не то».

Доброжелательность ведущего стимулирует рождение новых идей у членов группы. Но он не должен слишком хвалить даже явно удачные гипотезы, чтобы не нарушить равенство участников штурма.

Ведущий следит за регламентом. Напоминает, сколько времени осталось до конца выступления занятия. Тактично останавливает креатора, который высказывает свою идею дольше полуминуты. Мозговой штурм - это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс.

Искусство ведущего мозговой атаки заключается в умении раскрепостить мышление членов творческой группы, вдохновить их на свободное самовыражение.

Рекомендуемая последовательность действий при решении задач «мозгового штурма»: 1. Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения. 2. Отберите подпроблемы для "атаки". Необходимо обратиться к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализировать их, выделить несколько целей. 3. Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Когда сформулирована проблема, требуется вполне определенная информация. 4. Отберите самые предпочтительные источники информации. 5. Придумайте всевозможные идеи - "ключи" к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением. 6. Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе. 7. Придумайте всевозможные пути для проверки. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки. 8. Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будьте строги и последовательны. Отберите те способы, которые кажутся наиболее убедительными. 9. Представьте себе все возможные области применения. Даже если окончательное решение подтверждено экспериментально, надо иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о том, что может сделать неприятель. 10. Дайте окончательный ответ.

Портфолио. Включает в себя не только простой набор работ студента, сви­детельств его достижений за определенный период обучения, но и динамику результатов самостоятель­ной деятельности, прогрессирующей непрерывной си­стемы самооценки и самоконтроля. Портфолио состоит из трех разделов: личные данные, коллектор и самооценка. Коллектор должен включать в себя три вида работ: макет курсовой работы, статью по теме НИРС и учебный исследовательский проект по заданной теме. Портфолио оценивается в рамках системы экспертной оценки как преподавателем так и взаимооценки студентами.

 

12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Построение курса следует логике рассмотрения объекта изучения. Структурирование курса связано с акцентированием внимания на основных категориях исторической науки, демонстрацией сложной структуры исторического знания. Кроме того, на построение курса повлияла необходимость введения практической составляющей.

Учебный материал дисциплины отобран таким образом, чтобы он отражал как вопросы теоретического характера, так и способствовал формированию практических умений и навыков. Освоение дисциплины способствует достижению студентами уровня необходимого для обобщения имеющихся исторических знаний и подготовке к ИГА.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В качестве содержания дисциплины «История» выступают следующие темы: Понятие, объект и предмет исторической науки; Цель и задачи изучения истории; Принципы исторической науки; Основные этапы развития исторической науки; Структура исторической науки; Социально-значимые функции истории; Основные эпохи и типы исторического развития; Модели развития цивилизаций Азии и Африки; Тренды эволюции «Западных» цивилизаций; «Российская» цивилизация; «Традиционные» цивилизации; Характеристики исторического процесса на современном этапе; Христианская интерпретация истории; Рационалистическая линейная интерпретация истории; Культурно-историческая интерпретация истории; Новые подходы к историческому процессу: синергетический, история повседневности, гендерная история; Новые подходы к историческому процессу: устная история, демографическая история, экологическая история; Новые подходы к историческому процессу: интеллектуальная история, историческая биография, психоистория.

Освоение основных компетенций происходит путем использования элементов следующих образовательных технологий: лекции-презентации; РКМЧП; мозговой штурм; круглый стол, портфолио, метод проектов и т.д. Основной образовательной технологией, применяемой в педагогическом процессе, является РКМЧП, направленная на развития навыков критического анализа текста.

Преподавателю рекомендуется использовать следующие средства оценки: текущего контроля – рейтинговая система с учетом участия в мозговом штурме, круглом столе и of-line защите; промежуточного контроля – рейтинговая система, тест, портфолио.

 


[*] Здесь и далее приводятся коды ЗУВ установленные в рамках данной рабочей программы, в общей матрице компетенций по ООП коды ЗУВ даются в другой нумерации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.